Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3.1. Общее представление о методе, методике (психолого-
педагогической технологии) и программе работы.
Сущность любой методики – расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие «эффективно работающие» методики. Правда. Если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня удачно выбранная методика может «подстраховать» его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно. Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как «внешнему средству», представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как «внутреннему средству работы психолога». Как отмечает Е.А.Климов, методика – это «как минимум, совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога» Климов, 1998, С.207). Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным. Психолого-педагогической технологией методика становится тогда, когда ее могут использовать другие специалисты. Об этом приходится специально говорить потому, что не все эффективные средства понятны и доступны большинству педагогов и психологов, например, если это индивидуальные средства работы, которые адекватны характеристикам и личностным качествам конкретного мастера (он их «сам для себя» и выработал – это то, что в психологии труда называют «индивидуальным стилем трудовой деятельности»). При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели»…). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полу-подпольно», чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более, что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.
Перечисленные выше соображения позволили разработать модель практической психолого-педагогической методики, представленной ниже (см. Рис. 1, Таблица 1). Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-процессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выделить различные группы методик, используемых профконсультантами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше критерию: 1 - собственно профориентационные методики, которые соотносятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее компонентами; 2 - частично профориентационные методики, которые позволяют смоделировать лишь отдельные элементы схемы и лишь частично решить проблемы профессионального и личностного самоопределения; 3 - сопутствующие, вспомогательные методы, которые не являются профориентационными в строгом смысле (не соотносятся напрямую ни с одним из основных компонентов схемы построения ЛПП), но могут быть использованы профконсультантом как вспомогательные методики (например, для создания более благоприятной атмосферы работы с учащимися, для отдыха и разминки, для установления доверительного контакта с консультируемыми, для частичного решения непрофориентационных проблем, которые в то же время могут быть препятствием на пути достижения собственно профориентационных целей и т.п.);
4 - методы, совершенно не вписывающиеся в общую логику профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие и психолога, и клиента в сторону от решения профориентационных проблем.
А Б
3 4 7 1 2 8
5 6
Рисунок 1. Модель практической методики в профессиональном консультировании: А - имитационная (содержательная часть); Б - психотехническая (процедурная часть). Ниже, в Таблице 5 представлены пояснения.
Таблица 1.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.) |