Глава 3.1. Общее представление о методе, методике (психолого- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3.1. Общее представление о методе, методике (психолого-



              педагогической технологии) и программе работы.  

 

Сущность любой методики – расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие «эффективно работающие» методики. Правда. Если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня удачно выбранная методика может «подстраховать» его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как «внешнему средству», представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как «внутреннему средству работы психолога».

Как отмечает Е.А.Климов, методика – это «как минимум, совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога» Климов, 1998, С.207). Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным. Психолого-педагогической технологией методика становится тогда, когда ее могут использовать другие специалисты. Об этом приходится специально говорить потому, что не все эффективные средства понятны и доступны большинству педагогов и психологов, например, если это индивидуальные средства работы, которые адекватны характеристикам и личностным качествам конкретного мастера (он их «сам для себя» и выработал – это то, что в психологии труда называют «индивидуальным стилем трудовой деятельности»).

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели»…). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полу-подпольно», чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более, что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.

Перечисленные выше соображения позволили разработать модель практической психолого-педагогической методики, представленной ниже (см. Рис. 1, Таблица 1).    

Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-процессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выделить различные группы методик, используемых профконсультантами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше критерию:

1 - собственно профориентационные методики, которые соотносятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее компонентами;

2 - частично профориентационные методики, которые позволяют смоделировать лишь отдельные элементы схемы и лишь частично решить проблемы профессионального и личностного самоопределения;

3 - сопутствующие, вспомогательные методы, которые не являются профориентационными в строгом смысле (не соотносятся напрямую ни с одним из основных компонентов схемы построения ЛПП), но могут быть использованы профконсультантом как вспомогательные методики (например, для создания более благоприятной атмосферы работы с учащимися, для отдыха и разминки, для установления доверительного контакта с консультируемыми, для частичного решения непрофориентационных проблем, которые в то же время могут быть препятствием на пути достижения собственно профориентационных целей и т.п.);

4 - методы, совершенно не вписывающиеся в общую логику профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие и психолога, и клиента в сторону от решения профориентационных проблем.

           

 

 

                             

                          А                                                                Б

                                                            

 


                                                  3                 4

                                 7                1  2               8

 

                                                  5                6

 

Рисунок 1. Модель практической методики в профессиональном консультировании: А - имитационная (содержательная часть); Б - психотехническая (процедурная часть). Ниже, в Таблице 5 представлены пояснения.

 

Таблица 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.)