Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.



На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростраповича» в августе 1991 года. За этот замечательный период также было сделано немало:

- в 1992 г. вышел «Закон об образовании РФ» и сразу же резко сократилось финансирования школы и особенно профориентации (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);

- в 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры…);

- к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

- к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

- к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);

- один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии и модного тогда «экономического образования» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!…); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

- как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г.Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией… В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»)… Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают…

На рубеже столетий (в период правления В.В.Путина и его «министров-капиталистов») появились надежды на возрождение и развитие профориентации и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, как могут, привлекают к ней психологов и педагогов. Но без должного научно-методического руководства и контроля, к сожалению, часто это превращается в банальную «профанацию», когда подростков просто тестируют (с помощью явно неадекватных методик, предназначенных явно для других целей) и «выдают» рекомендации о выборе профессии. Есть примеры возрождения профориентации в богатых и относительно стабильных нефтяных компаниях, где профориентация рассматривается как элемент кадровой политики. Но и здесь многое делается напоказ, т.е. сама профориентация не рассматривается как глубокая, системная и растянутая во времени работа: нередко профориентация проводится в сжатые сроки (в течение двух-трех дней), с большими массами школьников (от 80-до 100 человек) и по очень интенсивным программам (по 8-10 часов в сутки)[1].

К сожалению, недопонимание властей важности профориентационной работы (как со школьниками, так и  со взрослым населением) приводит к тому, что средства, вложенные в профориентацию часто расходуются неразумно. Например, после недальновидных заявлений и соответствующих действий некоторых высокопоставленных чиновников из московского департамента занятости увольняются около половины профконсультантов, на подготовку которых в свое время ушло много бюджетных средств. Но и профконсультантов можно понять, какой смысл для них работать по урезанным ставкам, когда их с удовольствием берут в коммерческие структуры для работы с кадрами…

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») – экономическими мерами (почти не финансируют)… Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.006 с.)