Глава 2.2. История развития профориентации в России, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2.2. История развития профориентации в России,



              СССР и РФ.                                                                     

 

Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации, что изменилось в сознании людей?

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что для многих людей коренным образом меняется уклад жизни с преимущественно патриархального, когда жизнь была предопределена примитивным трудом и сильными культурно-религиозными традициями - на индустриальный, когда появилась возможность выбирать работу, место проживания и весь образ жизни. Именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Сама свобода понимается как реальная возможность выбора достаточного числа привлекательных и доступных альтернатив (не только профессий и мест работы, но и вариантов планирования дальнейшей жизни, ориентированных на разные представления о счастье и жизненном успехе).

Понятно, что в начале века до такого понимания свободы было еще далеко, но по сравнению с предшествующими периодами свобода выбора места жительства, профессии и предприятия для многих людей появилась. Такая свобода действительно порождала множество проблем и главная из них – это ответственность за важные жизненные выборы, к которой большинство людей были не готовы. Интересно, что именно в это время возникает множество психических заболеваний, которые раньше (в более стабильные и определенные эпохи) просто не было. Все это сильно подтолкнуло развитие разнообразные психиатрических и психотерапевтических служб и центров, где особую роль должны были занимать именно центры профконсультации.

 

Можно посмотреть, как срабатывает критерий «свободы выбора», т.е. как уровень свободы в данном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации. Рассмотрим это на примере родной России.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, выделялись четыре типичные варианта выбора:согласно семейным традициям (было распространено в тогдашней России); случайно, необдуманно; по призванию; по расчету… Уже до революции в России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных: «Студенческий альманах», «Адрес-календарь»…

Еще до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете…, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии…

В целом, в дореволюционной России лишь вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…) – профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались…

В Советской Россиипроблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии.При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в др. местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии… Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

В 1924 г. А.Ф.Кларк организовал отдел психотехники и профориентации в детском обследовательском институте Психоневрологической академии, проводивший массовые психотехнические обследования учащихся старших классов школ для выявления общей и социальной одаренности. В 1927 г. при Ленинградской бирже труда по инициативе В.М.Бехтерева и А.Ф.Кларка появилось бюро профессиональной консультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи… В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В Казани еще в 1921 г. под руководством М.А.Юровской начало работать профконсультационное бюро при Казанском институте НОТ. В начале 1930-х гг. в Москве была создана Центральная профконсультационная лаборатория под руководством А.М.Мандрыки. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. К началу 1930-х гг. в СССР появились 30 бюро профконсультации в крупных промышленных городах. В системе НКЗ (Наркома здравоохранении) к 1931 г. насчитывалась 141 подобная служба, где психологи-профконсультанты работали вместе с врачами (см. Носкова, 1997, С.175-179).

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно, если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.).

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…). В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профониетациии (НИИ ТОиПО) при Академии педагогических наук СССР (руководитель – А.М.Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).

- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но опыт быстро приобретался).

- в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.006 с.)