Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. 5. Концептуальная схема организации диалога
профконсультанта с клиентом (с группой, с классом)
В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе: 1) Диагностико-рекомендательная консультация, основанная на предварительной профдиагностике клиента и последующей «выдаче» ему рекомендации о «пригодности» или о «непригодности» его к профессии. К сожалению, в большинстве случаев клиент остается в пассивной позиции «обследуемого», а то и «испытуемого», т.е. говорить о диалоге и взаимодействии часто не приходится. 2) “Свободная беседа”, когда важные вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле, когда можно перескакивать с одной темы на другие близкие темы. Часто все это создает некоторый логический хаос и поэтому бывает сложно не потерять главную логическую нить (а то и смысловую суть) разговора. Поскольку клиент обычно не в состоянии отследить логику такого разговора, то инициативу здесь приходится брать психологу-профконсультанту. Но тогда консультант становится инициатором беседы, а клиент – неизбежно занимает позицию «ведомого», хотя сам обычно соглашается на это с большим удовольствием (ведь он «пришел получить квалифицированную помощь» и с радостью наблюдает за «квалифицированными действиями консультанта»…, но это все-таки позиция «наблюдателя» или «слушателя», но не субъекта самоопределения). 3) Наконец, подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с клиентом. Реально достаточно сложно организовать такое взаимодействие и нередко для этого требуется провести специальную подготовительную работу (у клиента еще должна быть сформирована потребность в диалоге, а также готовность участвовать в совместной работе с психологом).
При организации конструктивного диалога с клиентом особо остро стоит проблема взаимодействия и псевдо-взаимодействия. Достаточно интересно анализирует «игры на приеме у психотерапевта» Э.Берн в своей известной книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Берн, 1988, с. 129-141). В частности, выделяются следующие игры: 1) “Оранжерея” - игра в психотерапию (формируется иллюзия “опыта психотерапевтического лечения”); 2) “Я всего лишь пытаюсь помочь вам” - заведомая уверенность “игрока” в том, что помощь будет неэффективна;
3) “Неимущий” - продолжение контакта. но как бы при условии, что ситуация не улучшается (разновидность предыдущей игры) - особенно распространена в службах, выплачивающих пособия (при условии сохранения бедственного положения), применительно к российской действительности, такие игры часто можно наблюдать в Центрах занятости населения, когда безработные стремятся любыми путями получать пособия по безработице; примечательно, что эта проблема специально обсуждается профконсультантами и их руководителями; проблема в том, как выявлять таких псевдо-клиентов; 4) “Крестьянка”, постоянно демонстрирующая восторг от умного консультанта, но без стремления воспользоваться его рекомендациями; 5) “Психиатрия”, где основная позиция психолога и подыгрывающего ему клиента: “я - целитель, потому что в дипломе так написано” (предполагается, что если все делать, как обычно принято, то это и будет правильно) - играют и психологи, и клиенты; 6) “Дурачок”, где главный тезис клиента: “я смеюсь вместе с вами над своими проблемами” (но при этом мало что делаю для их разрешения); 7) “Калека” – здесь тезис: “что вы хотите от такого... человека, как я”.
В.Франкл также специально рассматривал проблему псевдо-общения в консультационном процессе и писал по этому поводу: “Истинное встреча-общение основывается на самотрансценденции, а не просто на самовыражении. В частности, истинное общение-встреча трансцендирует себя к логосу. Псевдовстреча, с другой стороны, основывается на “диалоге без логоса” (трансцендентный - от лат. transcendents (transcendetis) - выходящий за пределы самого себя)» (Франкл, 1990, с. 328). Ниже предлагается концептуальная схема организации взаимодействия психолога с клиентом (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом в индивидуальной работе.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.005 с.) |