Перечень карточек возможных мест работы – 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень карточек возможных мест работы –



Где работать («Г»):

 

Г-1.Медицинские и дошкольные учреждения. Больницы, поликлиники, санатории, служба «скорой помощи», аптеки, роддома, ясли, детсады

Г-2.Управленческая и общественная организация. Министерство, заводоуправление, профсоюзная и др. работы

Г-3.Кино-, теле-, радиостудия; редакция, типография

Г-4.Строительная организация; шахта, карьер

Г-5.Поле, сад, огород, ферма (сельскохозяйственные работы)

Г-6.Культурный центр: клуб, центр досуга, библиотека, кинотеатр

Г-7.Театр, концертный зал, цирк

Г-8.Музей, выставочный зал

Г-9.Промышленное предприятие. Завод, фабрика, НПО, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС

Г-10.Работа дома. Домашний кабинет, мастерская, лаборатория; приусадебный участок, кухня

Г-11.Дальняя экспедиция: геологическая. Археологическая, био-, метеостанция; бурильная вышка, пастбище

Г-12.Служба быта. Фотоателье, парикмахерская, пошивочное ателье; металлоремонт, ремонт часов и аппаратуры

Г-13.Заповедник, зоопарк, лесное хозяйство, парк

Г-14.Торговая организация. Магазин, универмаг, кафе, столовая, рынок

Г-15.Почта, сберегательный банк, финансовый отдел, налоговая служба

Г-16.Научная, проектно-конструкторская организация. НИИ,\ КБ, проектный институт

Г-17.Учебное заведение. Школа, СПТУ, училище, техникум, колледж, вуз

Г-18.Правоохранительные органы, государственная безопасность. Милиция, пожарная охрана, спасательные службы

Г-19.Армия и военный флот

Г-20.Жилищно-коммунальныые службы (озеленение, уборка улиц; горгаз, водопровод, ремонтные службы)

Г-21.Гражданская авиация и вспомогательные службы. Экипажи самолетов, аэродромы, аэровокзалы

Г-22.Морской и речной флот. Суда, порты, пристани, верфи

Г-23.Железнодорожный транспорт, метро. Поезда, вокзалы, товарные станции, служба пути, депо

Г-24.Автодорожный транспорт. Автомобили, трамваи и троллейбусы; гаражи, автобазы, автовокзалы

Г-25.Спортивные организации и клубы. Стадионы, дворцы спорта, ипподром, спортивные базы, бассейны

Г-26.«Высокий сервис». Гостиницы, рестораны, обслуживание круизов, турбизнес, досуговые центры и клубы

Г-27.Культовое, религиозное учреждение. Храм, монастырь, духовная академия, семинария

 

   
  К-24    
  ВЫНОСЛИВОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ   умение работать с постоянными нагрузками, надолго мобилизовывать свои силы    
  2.4.5.7.8.9.11.14.17.18.20.25. 26.27.  
  2.3.4.5.7.11.13.14.17.18.19.21. 22.23.24.25.26.27.    
     

 

 

Рисунок 1. Пример карточки с профессионально важными качествами – ПВК («К»).

Разлиновка и номер карточки – красным цветом. Цифры первого (верхнего) ряда, обозначающие номера карточек с действиями («Ч») выделяются зеленым цветом, а цифры второго (нижнего) ряда, обозначающие карточки мест работы («Г») – синим (или голубым) цветом.

Размер карточек: 6 на 9 см.

 

  А)   Б)  
  Ч-14     Г-10  
 

 

 

УПРАВЛЯТЬ ТРАНСПОРТНЫМ

СРЕДСТВОМ

 

 

 

 

 

РАБОТА ДОМА

 

домашний кабинет, мастерская, лаборатория, приусадебный участок

 
     
 

 

 

 

 
     
         

 

 

Рисунок 2. Пример карточек: А) трудовых действий – Что делать? («Ч») и Б) мест работы – Где работать? («Г»).

Размер карточек: 6 на 9 см. Линии и номера на карточках «Г» можно обозначить зеленым цветом. А на карточках «Г» - синим (или голубым) цветом.

 

 

А                 Б
                     
      Г-10       Г-26      
    Ч-7                
      Г-16 ?   Ч-19   Г-9   Ч-6  
    Ч-4 ?           Г-24    
      Ч-3            
                   

 

 

Рисунок 3. Пример составления из карточек «молекул профессий»:

А – профессии, связанные с инженерно-конструкторской деятельностью, определяемые карточками: «составлять планы, программы» (Ч-3), «делать чертежи, конструировать» (Ч-4), «работать с текстами» (Ч-7), «работать дома» (Г-10), «научные организации» (Г-16), «исследовать, экспериментировать» (Ч-19).

Б – инженерно-эксплуатационные профессии, связанные с механикой, а также рабочие профессии, близкие к автослесарю и автосборщику, определяемые карточками: «ремонтировать, настраивать» (Ч-6), «исследовать, экспериментировать» (Ч-19), «промышленное предприятие» (Г-9), «автодорожный транспорт» (Г-24), «высокий сервис» (Г-26).

Знаки «?» означают некоторую неуверенность клиента в том, что он сможет выполнять данные действия и работать в данных организациях. В данном случае в профессиях группы «А» из 6 карточек набирается 2 вопроса, а в группе «Б» - ни одного сомнения. Хотя в целом варианты равноценны.

 

 

Формула».

                                                                                                            

Само название методики основано на “формуле профессий”, разработанной Е.А.Климовым (1990) и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см. Пряжников, 1991, 1993).

Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. “Формула-5” предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30-50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек - цели труда (см. Рис. 1 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операционная картина относительно целей возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения “достижимости” все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится в выявлении некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, в корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем “исследовать что-либо, делать открытия” (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но “знаковые системы”, без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, “отвергаемого” края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не “переубеждать” его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается “угадать”, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: “перемещение, транспортирование”, “техника”, “механические средства”, “особые условия”, “льготы, высокая зарплата” и “сидячая работа”, которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более 8-ми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки “открытый воздух” и “относительная самостоятельность” находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8-ми отобранных, но среди этих 7-ми карточек 6 - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8-ми карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого “рынка труда”.

При “угадывании” по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки “организовывать людей”, “взрослые люди”, “голос”, “помещения с людьми”, в другой группе - “обслуживать” (высокого сервиса). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная “молекула профессий”. При этом саму степень сходства между карточками (“валентные связи”) должны каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику (“прочувствовать” ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз “проконсультировать” себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.023 с.)