Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проверка адекватности математической моделиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После постановки опытов, вычисления коэффициентов регрессии Рассмотрим линейное уравнение регрессии для трех факторов: (5.6) Поскольку в полученном уравнении известны, то можно просто подсчитать расчетные значения . С этой целью подставим в уравнение (5.6) значения факторов , соответствующие каждому из проведенных опытов. Если модель выбрана правильно, то близко к . Затем вычисляем сумму квадратов , характеризующую адекват-ность модели: . (5.7) Этот случай имеет место при недублированных опытах. Чем меньше, тем ближе выходные величины , полученные расчетом , где р – число коэффициентов регрессии проверяемой модели, . (5.8) Найденная математическая модель адекватна, если дисперсии адекватности и воспроизводимости однородны. Для проверки адекватности вычисляют величину , (5.9) и сравнивают ее с табличным значением F -распределения . Из таблиц F -распределения при уровне значимости q и числах степеней свободы и находят . Если ,то проверяемая модель адекватна. При равномерном дублировании , где – усредненное по всем наблюдениям значение функции отклика Тогда . Проверку адекватности выполняют по формуле (5.9). Если же проверяемая модель оказалась неадекватной, необходимо: 1) ввести в математическую модель эффекты взаимодействия; 2) перейти к квадратичной модели, ввести , т. е. рассмотреть другие планы; 3) провести эксперимент повторно, уменьшив при этом интервалы варьирования. Рассмотренный метод проверки адекватности имеет физический смысл. В основе этой процедуры лежит проверка гипотезы об однородности дисперсии адекватности и дисперсии, характеризующей ошибку экспери-мента. Заметим, что дисперсия адекватности характеризует расхождения между результатами эксперимента и значениями выходной величины , вычисленными по уравнению регрессии. Логично принять, что модель удовлетворительно описывает объект исследования, т. е. является адекватной, если указанное расхождение вызвано только эксперимен-тальными ошибками, а не связано, например, с неудачным выбором математической модели. Проверка гипотезы об однородности рассматриваемых дисперсий п выясняет общность происхождения экспериментальных ошибок и расхождения между и . Кроме про-верки адекватности модели, можно оценить ее эффективность и ин-формационную ценность. При отсутствии дублированных опытов эффективность регресс-сионной модели оценивают следующим образом. Находят оценку дисперсии относительного среднего значения отклика: , где – среднее значение отклика по всем опытам, ; рассчитывают остаточную дисперсию: ;
вычисяют отношение . (5.10) Величина показывает, во сколько раз уравнение регрессии описывает результаты эксперимента точнее, чем простое среднее арифметическое, взятое по всем опытам. Регрессионная модель считается эффективной, если . Для эксперимента с дублированными опытами используется формула (5.10), а выражения для оценки дисперсий и примут вид: ; где – значение отклика в i -м дублированном опыте j -й серии; Значение определяют по уравнению .
Анализ уравнения регрессии Пусть было получено адекватное уравнение регрессии, например . Проанализируем, какую информацию оно содержит. 1. – среднее значение выходной величины. 2. Выделение незначимых факторов по t -критерию Стьюдента. Фактор незначим, если он не оказывает существенного влияния на процесс. 3. Степень влияния каждого из факторов. Проранжировать факторы можно путем сравнения абсолютных величин коэффициентов уравнений регрессии: чем больше, тем существеннее роль фактора при этом коэффициенте и тем сильнее его влияние на процесс. 4. Направление влияния каждого фактора на процесс (выходную величину). При этом обращается внимание на знак коэффициента регрессии. Знак (+) у коэффициента уравнения свидетельствует о том, что при увеличении значения фактора выходная величина растет. Знак (–) указывает, что при усилении значения данного фактора выходная величина убывает. Можно также интерпретировать роль парных взаимодействий, например . Если имеет знак (+), то выходная величина возрастает при одновременном возрастании или убывании факторов и . Если имеет знак (–), то выходная величина возрастает при увеличении одного 5. Величина при различных значениях в диапазонах варьиро-вания факторов. 6. Уравнение регрессии в зависимости от натуральных значений факторов, для получения которого нужно воспользоваться формулой перехода (4.1). 7. Можно получить зависимость выходной величины в виде графиков как от каждого фактора, так и от их взаимодействий. Для этого удобнее использовать уравнение регрессии в нормализованных обозначениях факторов, положив все значения факторов, кроме одного, равными нулю. Например: и , получим (можно положить Если уравнение регрессии адекватно, его можно использовать для интерпретации, т. е. для предсказания значений факторов внутри диапазона варьирования. Можно оптимизировать при .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.01 с.) |