Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их (Мф 21. 14).↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос... И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (Мк 1. 32-34, 39; Лк 4. 40-41). Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий (Мк 3. 10-11). Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мк 6. 54-56). И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк 6. 17-19). А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение (Лк 7. 21). Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей (Ин 20. 30)1. В Евангелиях также упоминаются отдельные лица, исцеленные Спасителем, в частности, «некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие...» (Лк 8. 2-3). Среди тех, кто постоянно ходил за Христом, было, вероятно, немало исцеленных Им мужчин и женщин. Комментаторы часто обходят вниманием все эти упоминания о многочисленных исцелениях как не содержащие повествований о конкретных событиях. Между тем они рисуют картину абсолютно уникальную как для истории израильского народа, так и вообще для мировой истории. Нигде и никогда не было зафиксировано такого количества массовых исцелений, как в Евангелиях. За Иисусом Христом ходили толпы людей — иногда их бывало по 4-5 тысяч. Если учесть мнения ученых о том, что все население Палестины в те времена составляло около полутора миллионов человек[17] [18], а население таких городов как Назарет состояло из 35 семейств[19], можно себе представить, что посещение Спасителем того или иного города становилось событием, о котором знали все. Иногда, по-видимому, целые города пустели, работы прекращались, если люди тысячами шли за Христом в пустыню или на гору, куда Он их вел для того, чтобы отвлечь от обычных дел и заставить услышать слово Божие. Но именно чудеса и исцеления, совершаемые Им в массовом порядке, привлекали к нему народ — в большей степени, чем Его проповеди. Евангелия не содержат ни одного эпизода, когда Иисус Христос отказал бы кому-нибудь в исцелении. Но Он отказывался совершать чудеса в тех случаях, когда от Него требовали знамения для доказательства Его мессианского достоинства. Он не захотел совершить ни одно из чудес, которых от него требовал диавол. Он отказал фарисеям и саддукеям, просившим Его «показать им знамение с неба» (Мф 16. 1-4; Мр 8. 11-12). Чудо ради чуда Его не интересовало. Чудо для доказательства Своего авторитета, подобное некоторым чудесам, совершавшимся Моисеем (Исх. 4. 1-9), Ему было не нужно: Он совершал столько чудес, что не было никакой надобности в дополнительном, показательно-доказательном чуде. К тому же фарисеи требовали чуда якобы для того, чтобы уверовать в Него, тогда как именно вера является условием совершения чуда: чудеса являются следствием, а не причиной веры. Те, кто не хотели верить в совершаемые Им чудеса, отказывались видеть очевидное, подобно Цицерону или рационалистам нового времени, считавшим, что чудес не бывает. Таких рационалистов было немало в Палестине времен Иисуса Христа: саддукеи, например, относились к их числу. Для всякого непредвзятого читателя Евангелий должно быть очевидно: речь в них идет о личности, какой в истории не бывало ни до, ни после. Чудеса и исцеления — лишь один аспект деятельности Иисуса Христа. Исцеления и даже воскрешения, как мы видели, совершались и ветхозаветными пророками, но это были единичные случаи. В Ветхом Завете обилие чудес было характерно только для определенных эпох (прежде всего для времени исхода Израиля из Египта, когда Бог решил особым образом вмешаться в судьбу Своего народа). Новый Завет рисует картину такого вмешательства Бога в историю, которого человечество не знало ни до, ни после этого. Если даже суммировать все чудеса, описанные в Книге Исход, их наберется не больше двадцати (включая десять «египетских казней»), и происходят они на протяжении не менее сорока лет. Евангелия рисуют нам картину общественного служения Иисуса Христа, продолжавшегося чуть более трех лет (если следовать хронологии, восстанавливаемой на основе Евангелия от Иоанна); при этом чудеса исчисляются сотнями, а возможно, и тысячами. Чудеса Спасителя отличались от ветхозаветных чудес и знамений не только количеством, но и качеством. В Ветхом Завете было мало «добрых» чудес — таких, которые вызывали бы в читателях чувства радости, любви к Богу. Ветхозаветные чудеса — это прежде всего терата («знамения»), направленные на устрашение, вызывающие ужас, заставляющие не столько преклоняться перед милосердием Бога, сколько трепетать перед Его могуществом. В Новом Завете перед нами предстает «Бог с человеческим лицом» как в буквальном, так и в переносном смысле. Чудеса, совершаемые воплотившимся Богом, по Своей тональности очень существенно отличаются от чудес Моисея и ветхозаветных пророков, подобно тому, как поучения Иисуса по тону и содержанию отличаются от заповедей закона Моисеева и пророческих книг. В синоптических Евангелиях термин терата употребляется главным образом по отношению к чудесам лжепророков (Мф 24. 24; Мк 13. 22). По отношению к чудесам Иисуса Христа синоптики употребляют слово Suvapsi^, обозначающее проявление силы, могущества (от Stivupi^ — «сила»). В четвертом Евангелии чудеса Спасителя обозначаются словом оррега — «знамения» (от oppsrov — «знак»). Для синоптиков чудо — это прежде всего явление силы Божией через Иисуса Христа, а знамение — то, чего просят, но не получают от Иисуса Христа Его противники (Мф 12. 38-39; 16. 1, 4; Мк 8. 11-12). У Иоанна, напротив, каждое чудо воспринимается как oppsrov — знак, указывающий на божественную природу Спасителя, шифр, под которым скрывается реальность, недоступная людскому глазу, но раскрывающаяся посредством веры. Впрочем, не следует преувеличивать значение этой терминологической разницы между синоптиками и Иоанном. Слово оррега («знамения») в Евангелии от Марка употребляется и применительно к знамениям лжепророков (Мр 13. 22), и по отношению к тем чудесам, которые ученики Иисуса Христа будут творить во имя Его (Мр 16. 17). «Знамение Ионы пророка» — то единственное чудо Иисуса Христа, которое у синоптиков обозначается термином oppsrov. Прочие чудеса в каком-то смысле являются провозвестниками этого главного чуда евангельской истории. Совершить исцеление для Иисуса Христа было так же естественно, как для врача прописать лекарство обратившемуся к нему больному. Целительная сила исходила из Него даже без Его воли — когда Он не намеревался совершить чудо: от простого прикосновения к Нему люди исцелялись (Лк 8. 46). Чудеса Спасителя были мотивированы прежде всего Его желанием помочь людям, облегчить их страдания. Мы не находим такой мотивации у ветхозаветных героев, за исключением единичных эпизодов. В Назаретской синагоге Спаситель применяет по отношению к Себе слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4. 18-19; Ис 61. 1-2). В этих словах пророк описал Того, с Кем были связаны мессианские ожидания, на Кого возлагались упования, в Ком видели спасение. История израильского народа до Иисуса Христа не знала такого человека: Спаситель пришел, чтобы исполнить эти ожидания, и не только исполнить, но и превзойти. Об этом свидетельствуют слова, сказанные Им посланникам Иоанна Крестителя: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф 11. 4-5). «Лето Господне благоприятное» наступило с пришествием в мир Иисуса Христа, и именно этим объясняется то обилие исцелений и чудес, которым сопровождалась Его деятельность. Это был особый период в истории не только Израиля, но и всего человечества. Богу было угодно именно в этот конкретный момент человеческой истории послать в мир Своего Сына, чтобы Он изменил мир раз и навсегда. Да, Его чудеса убедили не всех, так же как и Его поучения и притчи не привели к покаянию всех, кто их слышал. Но мы можем полагать, что все, кто хотели получить от Него исцеление, получали Его, так же как все, кто хотел последовать Его учению, следовали ему. Спаситель, судя по всему, никому не отказывал, даже если иногда по каким-то причинам не сразу откликался на просьбу об исцелении (Мф 15. 23; Мк 7. 27; Ин 11. 6). Не исцеленными и не уверовавшими оставались только те, кто этого не хотели, как и в наше время, несмотря на имеющееся «облако свидетелей» (Евр 12. 1), одни не хотят верить в божественность Иисуса Христа, другие — в Его чудеса, третьи — в то, что Он вообще существовал. Были ли в жизни Спасителя случаи, когда Он не мог совершить исцеление? Оказывается, были. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как жители родного города не захотели признать в Иисусе Мессию на том основании, что Он «плотников Сын» и что Его братья и сестры продолжают жить на том же месте. Рассказ заканчивается словами: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф 13. 58). В параллельном повествовании Марка говорится еще более определенно: «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их.» (Мк 6. 5-6). Христос не мог совершить чудо, если у тех, над кем чудо могло совершиться, не было веры. Каждое чудо, совершаемое Спасителем, является для его участников актом богообщения, потому что в Его лице они встречают Бога воплотившегося. Для многих исцеление от телесной болезни сопровождается духовным прозрением. Слепорожденного, исцеленного от слепоты, Христос спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?». Тот, в свою очередь, спрашивает Христа: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Спаситель отвечает: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Слово «видел» для человека, который еще несколько часов или дней назад не знал, что значит «видеть», для которого весь мир заново открылся благодаря целительной силе Иисуса Христа, отвечает словами: «Верую, Господи!». И поклоняется Ему (Ин 9. 35-38). Физическое исцеление от слепоты перерастает в духовное прозрение, произошедшее благодаря встрече человека с Богом. В Ветхом Завете лишь немногие избранники Божии удостаивались такого общения с Богом, которое можно было бы назвать встречей лицом к лицу. О Моисее с изумлением рассказывается, что Бог говорил с ним «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11). В Евангелиях перед нами проходят десятки персонажей, с каждым из которых воплотившийся Бог говорит, как с другом. Люди слышат Его поучения, присутствуют при совершении Им чудес, и каждая встреча с Ним становится встречей с Богом — Тем, Который не скрыт от людей в облаке на вершине горы (Исх 19. 16), но Который приходит в самую гущу человеческой обыденности для того, чтобы сделать эту обыденность чудом. 1. 4. Чудеса Иисуса Христа в современной новозаветной науке Чудеса Иисуса Христа не поддаются рациональному объяснению, однако ставить под сомнение саму их возможность, считать их лишь благочестивыми легендами, сочиненными последователями Христа много десятилетий спустя, — значит вычеркивать из Евангелий огромный пласт свидетельств, весьма многочисленных и разнообразных. Евангелие без чудес перестает быть «благой вестью», так как из него изымается важная часть того, что составляет самую суть этой вести. Провозглашенный некоторыми исследователями лозунг «Иисус минус чудеса» — это искусственный научный конструкт, не соответствующий евангельскому образу Христа. Такие произведения как «Жизнь Иисуса» Гегеля или Ренана уже в силу того, что игнорируют повествования о чудесах, не пытаются вдуматься в них и дать им какое-либо толкование, теряют связь с реальным, историческим Христом. От них — лишь один шаг к полному отрицанию историчности Иисуса из Назарета. Выше мы привели наиболее показательные цитаты из книг философов-рационалистов, касающиеся чудес. Некоторые из этих цитат сегодня вызывают улыбку — например, слова Канта о том, что «мудрые правительства», хотя и могут допустить, что в старину чудеса действительно бывали, «новых чудес уже не дозволяют». Однако скептический взгляд на феномен чуда, на все сверхъестественное и не поддающееся рациональному объяснению, так же распространен в наши дни, как и в эпоху Просвещения. Аргументы сегодня используются иные, но суждения скептиков в отношении чудес так же безапелляционны. Отрицание чудес стало одной из ключевых установок так называемой школы «демифологизации» Евангелия, наиболее известным представителем которой был немецкий теолог Рудольф Буль- тман (1884-1976). Все описанные в Евангелиях истории, касающиеся исцелений и изгнания бесов, Бультман воспринимал как часть того мифологического мира, в котором жили древние и который безвозвратно ушел в прошлое. По его мнению, вера в чудеса несовместима с пользованием благами научно-технического прогресса. Эту идею ученый проводит последовательно и категорично: Познание сил и законов природы покончило с верой в духов и демонов. Небесные светила для нас — природные тела, движение которых подчинено космической закономерности, а вовсе не демонические существа, порабощающие людей и заставляющие их служить себе. Если они и влияют на человеческую жизнь, то это влияние объяснимо в рамках природного порядка и не есть следствие их демонической злобы. Болезни и исцеления имеют естественные причины и не связаны с кознями демонов или эк- зорцизмами. Тем самым новозаветным чудесам приходит конец. И тот, кто хочет спасти их историчность, объясняя «чудеса» влиянием нервных расстройств, гипноза, внушения и т. п., тот лишь подтверждает их конец в качестве чудес. Сталкиваясь в телесных и душевных явлениях с загадочными, пока неизвестными нам силами, мы пытаемся найти им рациональное объяснение. Даже оккультизм выдает себя за науку. Нельзя пользоваться электрическим светом и радио, прибегать в случае болезни к современным лекарственным и клиническим средствам и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес. Тот, кто полагает это возможным для себя лично, должен уяснить: объявляя это позицией христианской веры, он делает христианское провозвестие в современном мире непонятным и невозможным[20]. Неясно, для какой цели ученый привлекает к своей аргументации небесные светила: нигде в Евангелиях им не приписываются демонические свойства. Попытки объяснить евангельские чудеса при помощи ссылок на гипноз, внушение или оккультизм действительно несостоятельны: с этим нельзя не согласиться. Что же касается рассуждений о невозможности чудес при электрическом свете, то они могут быть убедительны только для тех, кто отвергает возможность чудес в принципе. Эти рассуждения отдают тем же наивным позитивизмом, что и слова Канта о «мудрых правительствах», не допускающих чудес. Мало кто из современных исследователей Нового Завета решается на повторение идей Бультмана в тех же выражениях, в которых он их высказывал. Тем не менее, влияние этих идей не изжито. На долгие десятилетия Бультман отравил западную новозаветную науку своими измышлениями и фантазиями, и многие ученые по- прежнему посвящают сотни страниц анализу и развитию его концепций вместо того, чтобы обращаться к самому евангельскому тексту в поисках ответов на вопросы, касающиеся жизни и учения Иисуса Христа. В отношении евангельских чудес многие авторы предлагают подходы, отличные от бультмановских по языку, но сходные по содержанию. Историчность чудес, говорят нам эти авторы, не обязательно ни принимать, ни отрицать. В рассказах о чудесах главное — их содержание, та весть, которую они несут. Еще в конце XIX века была выдвинута идея о том, что к рассказам о чудесах можно подходить так же, как к притчам — не потому, что они не имели место в действительности, и не потому, что рассказ, изначально существовавший в качестве притчи, был ранней Церковью трансформирован в историческое повествование, а потому что в Евангелиях рассказы о чудесах выполняют ту же функцию, что и притчи: служат указанием на искупление. Эта идея сегодня имеет немало сторонников среди исследователей Нового Завета. «Метод анализа форм», выразителем которого был Бультман, основывался на четком разделении между различными формами или жанрами, к которым принадлежат те или иные евангельские отрывки: притча и рассказ о чуде являются двумя такими формами, каждая из которых требует своего герменевтического подхода. Ряд современных исследователей считает, что функциональный критерий важнее формального: если рассказ о чуде выполняет в Евангелии ту же функцию, что и притча, то и интерпретировать его надо, используя те же методы, что используются для интерпретации притчей. При таком взгляде, как утверждается, вопрос об историчности чудес отходит на второй план. Описанный подход, однако, чреват опасностью аллегориза- ции и символизации описанных в Евангелии чудес Иисуса. Если эти чудеса не были реальными событиями, значит, мы имеем дело с фальсификацией, пусть даже и благонамеренной. Поэтому мнение о том, что по крайней мере в некоторых случаях рассказ о чуде мог восходить к изречению или притче Спасителя, должно быть отвергнуто. Наиболее убедительным представляется подход тех ученых, которые не сомневаются в историчности чудес Иисуса Христа, подчеркивая при этом, что в евангельских повествованиях рассказы о чудесах, как и притчи, выполняют определенную учительную функцию. Сторонники данного подхода указывают на то, что единственным средством, при помощи которого чудо может быть правильно интерпретировано, является вера. Рассказы о чудесах Спасителя — это не просто изложение фактов, которое нужно принять к сведению. Они открывают человечеству новую реальность, которая может быть понята только через веру. Без способности познать и принять эту реальность для человека остается закрытой жизненно важная часть Евангелий. То, что Бультман называл «мифологической картиной мира», в действительности представляет собой религиозное мировоззрение, основанное на библейском Откровении. Оно предполагает существование не только Бога, но и ангелов и демонов, не только естественных феноменов, вписывающихся в рамки природных законов, но и сверхъестественных, выходящих за эти рамки. Именно это мировоззрение отражено на страницах Ветхого и Нового Заветов, и именно внутри него чудеса Иисуса приобретают ту достоверность, которую можно установить только при помощи религиозного опыта. Критерии достоверности, применяемые по отношению к чудесам Иисуса современной наукой, могут быть убедительными только в качестве дополнений к этому опыту. К числу таких критериев относятся: 1) многочисленность свидетельств в разных источниках (Матфей, Марк, Лука, Иоанн); 2) разнообразие литературных форм, в которых дошли рассказы о чудесах Иисуса (исцеления, изгнания бесов, чудеса, связанные с природой, воскрешения мертвых); 3) согласованность свидетельств (отсутствие внутренних противоречий в многочисленных сохранившихся свидетельствах). Наличие данных критериев исключает возможность того, что все эти свидетельства были просто сфабрикованы ранней Церковью. 1. 5. Сын Божий или «божественный муж»? В научной литературе, посвященной чудесам Иисуса Христа, считается хорошим тоном сравнивать Спасителя с другим чудотворцем древности — Аполлонием Тианским (1-98 по Р. Х.), философом-неопифагорейцем, родившимся почти одновременно с Иисусом Христом, но надолго пережившим Его. «Жизнь Аполлония Тианского», написанная Флавием Филостратом в III веке, содержит описание девяти чудес, часть которых имеет некоторое внешнее сходство с чудесами, совершёнными Спасителем. Так, например, в произведении описывается случай изгнания беса из одержимого юноши по просьбе его матери1, напоминающий эпизод с исцелением дочери хананеянки (Мф 15. 22-28; Мр 7. 25-30). Сходство между евангельскими чудесами и чудесами, описанными в «Жизни Аполлония Тианского», заставило некоторых ученых предположить, что Евангелисты могли испытать на себе влияние тех устных преданий, которые легли в основу этого памятника. Такое предположение, однако, не подтверждается никакими источниками. Гораздо вероятнее обратное влияние: Филострат, живший в III веке, вполне мог быть знаком с христианской литературой и заимствовать из нее фактуру, которая легла в основу его рассказов о «чудесах» Аполлония. Более того, при чтении жизнеописания Аполлония, особенно в тех эпизодах, где рассказывается о его «чудесах», нельзя отделаться от ощущения, что перед нами — пародия на евангельские повествования о чудесах Иисуса Христа. Именно так восприняли труд Филострата в христианской среде, о чем свидетельствует церковный историк IV века Евсевий Кесарийский. По его сведениям, в эпоху гонений императора Диоклетиана римский чиновник Иерокл, бывший префектом Египта в 307-308 годах, в сочинении «К христианам» воспользовался указанным произведением Филострата для сравнения Иисуса Христа с Аполлонием. Сочинение Иерокла до нас не дошло, но сохранилось его опровержение, принадлежащее Евсевию. Последний на протяжении всего своего труда доказывает, что Аполлоний был колдуном, оперировавшим демонической энергией: «...Даже если допустить, что писатель говорит о чудесах правду, то из его же слов при этом явствует, что всякое из них совершалось при содействии беса»[21] [22]. Интерес к фигуре Аполлония Тианского в современной новозаветной науке во многом связан с желанием найти «научное» объяснение феномену чудес, занимающему столь значительное место в евангельской истории. Ученые, исходившие из того, что между «историческим Иисусом» и временем написания Евангелий прошло несколько десятков лет, в течение которых Его жизнь постепенно обрастала мифологическими подробностями, изобрели теорию, согласно которой образ Иисуса Христа в Евангелиях был смоделирован по образцу «божественных мужей», о которых говорилось в древнегреческой и древнеримской литературе. Словосочетание «божественный муж» (9ею^ avpp, или 9sio^ avOpwno^) в Новом Завете не встречается: оно было сконструировано учеными и до сих пор используется в научной литературе, посвященной Иисусу Христу как чудотворцу. Внимательное и беспристрастное чтение Евангелий не оставляет сомнений в том, что концепция «божественного мужа» целиком соткана из натяжек. Иисус Христос не был лишь одним из мужей, обладавших чудотворными силами. Он был Сыном Божиим, и только в свете этого понимания Его чудеса могут быть объяснены и оценены во всем их многообразии. Никаких реальных аналогов Его деятельности мы не находим ни в греческой, ни в римской, ни в позднейшей еврейской литературе. Даже если признать достоверными рассказы о чудесах, встречающиеся в этих литературных традициях, ни один из литературных персонажей даже близко не подходит к Иисусу Христу ни по количеству, ни по качеству совершённых чудес, знамений и исцелений. Резюме ски относились к чудесам, а люди, позиционирующие себя как неверующие, часто надеются обрести сверхъестественную помощь в практиках и учениях, лежащих за пределами церковной традиции. Другим распространенным стереотипом является представление о том, что вера в чудеса была повсеместной в древнем мире. На самом деле именно к эпохе античности восходят первые попытки критики чудес с рационалистических позиций. Наиболее развернутая критика веры в чудеса была выстроена философами-рационалистами Нового времени. Большинство из них признавали бытие Бога, однако считали, что Творец, установив законы природы, более не влияет на дела созданного Им мира. Подобные представления оказали большое влияние на становление европейской либеральной библеистики. Библейское представление о Боге и чудесах являет полную противоположность деизму. Чудо как прямое вмешательство Бога в человеческую историю — один из основных элементов библейского повествования. Чудеса свидетельствуют о реальном, деятельном участии Бога в истории человечества и, в частности, в судьбе народа израильского. Они не только показывают бесконечное могущество Творца, но и имеют этическое измерение: посредством чудес Бог поддерживает праведников и наказывает грешников. Последние несколько веков ветхозаветной эпохи были ознаменованы представлением о том, что все чудеса были совершены Богом в древние времена, в эпохи патриархов, царей и пророков, и подобные чудеса уже более не будут явлены. Это представление было широко распространено и в то время, когда Иисус Христос вышел на общественное служение. В евангельских событиях воскрешается атмосфера чуда, характерная для многих ветхозаветных книг. Уже рождение Спасителя сопровождается многочисленными чудесами. Евангелия достаточно подробно описывают около тридцати чудес, совершённых Иисусом Христом во время Его общественного служения, упоминают и о многочисленных других Его чудесах. Почти все чудеса Спасителя направлены на то, чтобы помочь страдающим людям. В этом их разительное отличие от ветхозаветных чудес, большинство из которых направлено на наказание и вразумление согрешивших людей. В либеральной библеистике 2-й половины XIX - XX века получило широкое распространение представление о Христе как о «божественном муже». Согласно этому представлению, евангельский образ Христа был смоделирован по образцу персонажей позднеантичной литературы, которым приписывалось совершение чудес, — прежде всего Аполлония Тианского. Данная искусственная концепция не находит никакого подтверждения ни в тексте Нового Завета, ни в других древних источниках. Вопросы к главе 1 1. 2. 3. 5. 6. 7. 8. 9. Является ли вера в чудо необходимой составляющей религиозного мировоззрения? Какие аргументы выдвигались против существования чудес с рационалистических позиций? В чем отличие ветхозаветного понимания Бога от представлений деистов о Нем? Какие чудеса, описанные в Ветхом Завете, вам известны? Какие ветхозаветные чудеса упоминал в Своей проповеди Иисус Христос? Какое значение придается чудесам в Ветхом Завете? Какие ветхозаветные чудеса имели прообразовательный смысл? Содержится ли в ветхозаветных книгах представление о том, что чудеса были совершены «во дни древние», а затем прекратились? Подтвердите свой ответ цитатами из Священного Писания. В чем сходство и отличие в описании чудес Спасителя у различных Евангелистов? 10. 11. 12. 13. В чем сходство и отличие евангельских и ветхозаветных чудес? Охарактеризуйте основные тенденции в отношении к чудесам Иисуса Христа в современной новозаветной науке. Какие критерии достоверности применяются в новозаветной науке при оценке евангельских рассказов о чудесах? Могут ли эти критерии быть использованы верующим исследователем и при каких условиях? Аргументируйте свой ответ. Что пытались доказать исследователи, введшие в научный обиход понятие «божественный муж» применительно к Иисусу Христу? Глава 2. ПЕРВОЕ ЧУДО ИИСУСА ХРИСТА 2. 1. «Был брак в Кане Галилейской» Кана Галилейская упоминается только в Евангелии от Иоанна. Оттуда был родом Нафанаил (Ин 21. 2). То, что Иисус оказался в Кане на третий день после знакомства с Нафанаилом, могло означать, что семья, в которой происходил брачный пир, была каким-то образом связана с Нафанаилом. В небольшом галилейском городке все друг друга знали и многие были скреплены родственными узами. Если семья и не была связана с Нафанаилом, по крайней мере через него могло быть передано приглашение Иисусу и Его ученикам (иначе откуда бы Иисус, находившийся в Вифаваре, мог узнать о браке в Кане Галилейской и о том, что Он туда приглашен?). Начало рассказа говорит о том, что Матерь Иисуса (нигде в Евангелии от Иоанна Она не названа по имени) уже была на браке, когда Он со Своими учениками пришел туда. Слово «также» показывает, что Иисус отнюдь не был главным приглашенным гостем: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин 2. 1-11). Согласно обычаям того времени, на брачный пир, происходивший в доме жениха или его отца, приглашалась вся родня жениха и невесты, а также друзья обеих семей. Брачные торжества обычно продолжались семь дней (Суд 14. 12; Тов 11. 17); в особых случаях они могли продлиться до двух недель (Тов 10. 7). Толкователи выдвигают различные гипотезы относительно того, почему в семье, где происходил брачный пир, закончилось вино. Одно из предположений: из-за неожиданного прихода Иисуса Христа и учеников, которые, вопреки обычаю, не принесли с собой вина[23]. Другое предположение: потому что пир длился долго. Третье: потому что семья была бедной. Наиболее вероятным представляется третье предположение. Слова Матери Иисуса «Вина нет у них» свидетельствуют о некоторой Ее дистанцированности от происходившего: Она определенно не часть этой семьи. 2. 2. «Что Мне и Тебе, Жено?» Ответ Иисуса Христа «Что Мне и Тебе, Жено?» иногда толкуют в том смысле, что Спаситель выразил таким образом недовольство вопросом Своей Матери. По словам Иринея Лионского, «когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени хотела участвовать в таинственной чаше, то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: “что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой”, ожидая того часа, который пред- уведен Отцом»1. Под «таинственной чашей» здесь можно понимать чашу страданий, которую надлежало испить Иисусу (Мф 26. 39, 42), а можно понимать евхаристическую чашу (о евхаристическом подтексте рассматриваемой истории речь пойдет ниже). По словам Иоанна Златоуста, «Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына. Может быть, Она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: “яви Себя миру” (Ин 7. 4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал Ей». Мать, продолжает Златоуст, «хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему». Так как Она не желала повиноваться Ему, «а хотела, как мать, всякий раз первенствовать, то Он так и отвечал. Иначе Он и не мог бы возвести Ее от такого уничижительного представления о Нем к более возвышенному, если бы то есть Она всегда ожидала от Него почитания, как от сына, но не признала Его Господом»[24] [25]. Некоторые современные толкователи идут еще дальше и утверждают, что в Своем ответе Матери Иисус Христос выражает «категорический протест» и подчеркивает Свою «независимость» от Нее. И толкование Златоуста, и многие современные интерпретации текста исходят из того, что ответ Иисуса Своей Матери был не вполне уважительным. Слова «что мне и тебе?» являются семитизмом. Аналогичные фразы мы встречаем в Ветхом Завете, например, адресованный пророку Илии вопрос вдовы: «Что мне и тебе, человек Божий?» (3 Цар 17. 18). В вопросе вдовы содержится упрек: вдова считает, что пророк пришел слишком поздно, ее сын уже умер. Интонацию упрека можно услышать и в словах Спасителя, обращенных к Матери. По толкованию Златоуста, Христос «тогдасделалупрекМатери... внушая Ей на будущее время не делать ничего подобного. Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более о Ее душевном спасении... Эти слова были сказаны Христом Матери Его не по какой-либо надменности, но с особенной целью — чтобы и Ее Саму поставить в надлежащие к Нему отношения, чтобы и чудеса делались с подобающим достоинством»[26]. Однако упрек еще не означает неуважение. Проявление неуважения видят, в частности, в том, что Иисус называет Свою Мать словом «Жено». Между тем со словом «Жено» (ybvai — «женщина» в звательном падеже) Иисус обратился к Своей Матери и в тот момент, когда Она стояла у Его креста (Ин 19. 26). На самом деле, это был обычный способ обращения Иисуса Христа к женщинам (Мф 25. 28; Лк 13. 12; Ин 4. 21; 8. 10; 20. 13). Действительно ли вопрос Матери к Иисусу Христу был лишь следствием того, что Она не сознавала Его божественное достоинство? Слова Спасителя «еще не пришел час Мой» заставляет искать другое толкование. Это выражение автор четвертого Евангелия однозначно понимает в смысле указания на грядущие страдания и смерть Иисуса Христа: аналогичные выражения встречаются в четвертом Евангелии неоднократно. Своим братьям, приглашавшим Его на праздник в Иерусалим, Спаситель говорит: «Мое время еще не исполнилось» (Ин 7. 8). От иудеев, желавших схватить Его, Он уклонился, «потому что еще не пришел час Его» (Ин 7. 30). Напротив, перед праздником пасхи, «зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (Ин 13. 1), Иисус умывает ноги ученикам. В Гефсиманском саду, согласно Марку, Иисус молится, «чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (Мр 14. 35). Таким образом, уже на браке в Кане Галилейской, в самом начале Своего служения, Спаситель говорит Матери о тех страданиях, которые Его ожидают. Знает ли Она о них или только догадывается? Говорил ли Он Ей раньше о том, что Его ждет? Этого мы не знаем, как не знал этого и ученик, ставший свидетелем разговора. Но то, что именно в этот момент Спаситель посчитал нужным Ей об этом сказать или напомнить, заставляет увидеть весь диалог в иной перспективе. С брака в Кане Галилейской начинается тот путь к смерти, который прослеживается Иоанном на протяжении всего Евангелия. Слова Матери Иисуса, обращенные к служителям, тоже заставляют усомниться в правомочности интерпретации, основанной на представлении о том, что Она не сознавала божественное достоинство Своего Сына. Если бы это было так, почему бы Она сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте»? До настоящего момента Он не совершил ни одного чуда, никак не проявил Своих сверхъестественных способностей, «жил, как один из многих»[27]. Откуда такая уверенность у Его Матери
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.016 с.) |