Исцеление прокаженного в Капернауме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исцеление прокаженного в Капернауме



Версии Матфея, Марка и Луки

Обратимся к исцелению прокаженного — чуду, которое сто­ит на первом месте в списке совершённых Спасителем исцелений у Матфея (перед исцелением слуги сотника и тещи Петра) и на вто­ром у Марка (после исцеления тещи Петра). У Луки это чудо так­же упоминается одним из первых (оно помещено после исцеления тещи Петра и чудесного лова рыбы).

У Матфея данный эпизод следует сразу же за Нагорной про­поведью, открывая собой целую серию рассказов о чудесах и исцелениях:

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество на­рода. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простер­ши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им (Мф 8. 1-4).

У Марка рассказ приводится в значительно более развернутом виде, с большими подробностями:

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очи­стить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, кос-

[XLVI] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 25, 1.

[XLVII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 25, 2.

[XLVIII] В этих упоминаниях некоторые ученые видят признаки желания Иисуса скрыть, что Он Мессия. Представление о том, что Спаситель не раскрывал Свое мессианское достоинство вплоть до самого последнего периода Сво­его служения, получило название концепции «мессианской тайны».

[XLIX] Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 1, 8.

[L] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 25, 3.

[LI] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 29, 1.

[LII] Кирилл Иерусалимский. Беседа о расслабленном при купели.

[LIII] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 36, 1.

[LIV]             Тертуллиан. О крещении. 5 («Если ангел, входящий в воды, кажется чем-то странным, то вот пример, имеющий значение на будущее. Бассейн Вифезды возмущал, входя в него, ангел. Это наблюдали те, кто жаловал­ся на свое здоровье. Ибо если кто-либо успевал спуститься туда, то после омовения переставал жаловаться»).

[LV] Григорий Богослов. Слово. 40, 33.

[LVI] Кирилл Иерусалимский. Беседа о расслабленном при купели. 17.

[LVII] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 38, 2.

[LVIII] Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 2, 12.

[LIX] Иларий Пиктавийский называет женщину «одетой в запятнанную оде­жду и оскверненной пятнами внутреннего недуга». См.: Иларий Пикта­вийский. Комментарий на Евангелие от Матфея. 9, 6.

[LX] Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 7, 2.

[LXI] Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 7, 6.

[LXII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 31, 1.

В Евангелиях упомянуты многочисленные случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея (Мф 9. 27-31 и Мф 20. 34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого (Мф 12. 22). Марк рассказывает об исцелениях бе­зымянного слепого в Вифсаиде (Мк 8. 22-26) и Вартимея в Иерихо­не (Мк 10. 46-52). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки (Лк 18. 35-43). В Евангелии от Иоанна содержится подробный рассказ об исцелении слепорожденного (Ин 9. 1-7). Наконец, и Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых (Мф 15. 31; 21. 14; Лк 7. 21).

Тема слепоты не играет сколько-нибудь заметной роли в Вет­хом Завете, где нет ни одного примера чудесного избавления от слепоты под действием силы Божией. Тем не менее, упоминания о слепоте и слепых встречаются неоднократно. Обращаясь к Мо­исею, Бог говорит: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?» (Исх 4. 11). В Псалтири говорится о том, что «Господь отверзает очи сле­пым» (Пс 145. 8). У пророка Исаии обетование эры Нового Завета, благословенного дня Господня, связано с исцелением от слепоты: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис 29. 18); «тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис 35. 5).

По мнению ряда ученых, евреи, ожидавшие Мессию на про­тяжении многих веков, не предполагали, что Он будет совершать исцеления. Это утверждение, однако, верно лишь отчасти и может быть оспорено. Одно из пророчеств Книги Исаии, цитируемое

[LXIII] Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея. 16, 9.

[LXIV] Марк Подвижник. О законе духовном. 11 (по нумерации русского пере­вода — 13-14).

[LXV] Платон. Государство VII. 515c-516a.

[LXVI]          Следует, однако, отметить, что сам Евангелист Иоанн пишет о том, что Христос творил множество чудес (см.: Ин 2. 23; 3. 2; ср. также: Ин 21. 25), но подробно он описывает лишь несколько из них. Для Иоанна чудеса Спасителя это не только проявление силы Божией, явленной во Христе (как у синоптиков в большинстве повествований о чудесах), но и повод для большого богословского размышления, как, например, об участии Бога в жизни Творения (исцеления при купальне Вефезда), о страдании человека (исцеление слепорожденного) и т. д. Для Евангелиста Иоанна повествования о чуде часто являются вступлением к большой и сложной богословской проблеме, которая раскрывается посредством чудесного со­бытия.

[LXVII] Шаргунов Александр, протоиерей. Евангелие дня. Т. 1. С. 129.

[LXVIII] Августин. О согласии Евангелистов. 2, 65.

В Евангелиях неоднократно упоминается о том, что Христос делал глухих слышащими (Мф 11. 5; 15. 30-31; Мк 7. 37; Лк 7. 22), но только одно исцеление от глухоты описано подробно. Еще в од­ном случае (Мк 9. 25) Иисус изгоняет «духа немого и глухого» из бесноватого: этот случай будет рассмотрен нами ниже, в главе об изгнании бесов.

[LXIX] Николай (Велимирович), святитель. Творения. Кн. 2. М., 2010. С. 424-426.

[LXX] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2, 4.

[LXXI] Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. 13.

[LXXII]         Иоанн Кронштадтский. Поучение в неделю двадцать седьмую по Пяти­десятнице. С. 662.

[LXXIII] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 17, 6, 5.

[LXXIV] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 2, 5.

[LXXV] Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 479.

[LXXVI]     Лактанций. Божественные установления. 2, 15.

[LXXVII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 28, 2.

[LXXVIII]                   Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2, 4.

[LXXIX]          Иоанн Златоуст. Беседы на Первое Послание к Коринфянам. 29, 2.

[LXXX] Амвросий Медиоланский. Послания. 10, 77.

[LXXXI] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 43, 3-4.

[LXXXII] Николай (Велимирович), святитель. Творения. Кн. 2. М., 2010. С. 155.

Три версии рассказа

Рассказ об изгнании легиона демонов приведен в двух различ­ных версиях: у Марка, которому в основном следует Лука (Лк 8. 26­39), и у Матфея (Мф 8. 28-34). Повествование Марка, как и во мно­гих других случаях, значительно подробнее, чем рассказ Матфея:

[LXXXIII]                   Августин. О согласии Евангелистов. 2, 24.

[LXXXIV]                   Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 28, 2.

[LXXXV] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 28, 3.

[LXXXVI] Иисус и Евангелия. Словарь Нового Завета. Т. 1. М., 2010. С. 44.

[LXXXVII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 41, 2.

[LXXXVIII]      Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 41, 3.

[LXXXIX]        Иларий Пиктавийский. Толкование на Евангелие от Матфея. 12, 17.

[XC] Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте. 2.

Две версии рассказа

В Евангелиях от Матфея и от Марка описывается случай из­гнания Иисусом беса из одержимой девушки, или девочки, или женщины (мы ничего не знаем о ее возрасте) по просьбе ее матери. Как и в случае с исцелением слуги сотника (Мф 8. 5-13; Лк 7. 1-10)

[XCI] Сирофиникиянами называли жителей Финикии, в римскую эпоху вхо­дившей в провинцию Сирия. Финикия располагалась на берегу Средизем­ного моря и граничила с Галилеей. Большинство жителей области были язычниками, однако имелись и еврейские поселения.

[XCII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 52, 1.

[XCIII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 52, 2.

[XCIV] Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 2, 15.

[XCV] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 52, 1.

Три версии рассказа

Последний из случаев изгнания беса, который нам предстоит рассмотреть, описан у всех трех синоптиков после рассказа о том, как Иисус преобразился перед Своими учениками (Мф 17. 1-12; Мк 9. 2-13; Лк 9. 28-36). При этом у Матфея и Марка эпизод про­исходит сразу же после того, как Иисус сходит с горы, у Луки — на следующий день (Лк 9. 37). Во всех трех случаях контраст между двумя повествованиями разителен: на горе ученики видят Иисуса в Его божественной славе; спустившись с горы, они видят, как Он встречается лицом к лицу с демонической силой, являющей себя во всем своем омерзительном безобразии.

Как и во многих рассмотренных выше рассказах, наиболее полную и подробную картину дает Марк. Лука приводит более краткую версию; у Матфея повествование еще короче и беднее де­талями. Рассмотрим версию Марка:

Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжни­ков, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумил­ся, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, по-

[XCVI] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 57, 4.

[XCVII] См.: Иларион (Алфеев), митрополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 535-537.

Изгнание бесов из одержимых — постоянно повторяющийся сюжет в синоптических Евангелиях (в отличие от Иоанна, у ко­торого эта тема отсутствует). Несколько случаев изгнания бесов лишь кратко упомянуты (Мф 4. 24; Мк 1. 34; 3. 11; 16. 9; Лк 4. 41; 6. 18; 7. 21), другие описаны подробно. В Новом Завете сила изгонять демонов приписывается не только Самому Иисусу, но и Его имени (Деян 19.13-16). Этой силой Он наделил апостолов (Мф 10.1,8; Мк 6. 7; 16. 17; Лк 10.17-20). Еще при жизни Иисуса Христа некоторые лица из числа не принадлежавших к общине Его учеников изгоняли бесов Его именем (Мк 9. 38; Лк 9. 49).

Ветхий Завет не содержит четко разработанной демоноло­гии. Однако представление о том, что «злой дух» может вселить­ся в человека и побуждать его к неадекватным поступкам, в нем присутствует. В Иудее времен Иисуса Христа экзорцизм (изгнание демонов) был широко распространенной практикой.

Исследователи-рационалисты либо отвергали историчность описанных в Евангелиях случаев экзорцизма, либо стремились дать им естественное объяснение. Между тем ни Евангелия, ни опыт последующей церковной традиции не оставляют сомнения в том, что совершённые Спасителем исцеления бесноватых были именно изгнанием духов, а не прекращением психических и психосоматиче­ских расстройств.

Исцеление капернаумского бесноватого — первое чудо Иисуса Христа, описанное в Евангелиях от Марка и от Луки. Оно соверша­ется после возвращения Спасителя из пустыни и знаменует собой

[98] Иосиф Флавий. Иудейская война. 3, 10, 7.

[99] Более подробно рассказ о втором чуде будет рассмотрен в третьем томе учебника по Четвероевангелию, наряду с другими повествованиями о явлениях воскресшего Иисуса ученикам.

[100] Афанасий Александрийский. Пасхальные послания. 29.

[101] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 28, 1.

[102] Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки. 8.

[103] Григорий Богослов. Слово. 29, 20.

[104] Феодорит Кирский. Эранист.

[105] В Синодальном переводе: «спаси нас».

[CVI] В упоминании о пасхе некоторые ученые видят параллель с Моисеем в пустыне.

[CVII] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 2, 1.

[CVIII] В этой цифре некоторые исследователи видят символическое укзание на двенадцать колен Израилевых.

[CIX] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 49, 2.

[CX] Дидахи. 9, 1-10, 2.

Три версии рассказа

Непосредственным продолжением истории с насыщением пяти тысяч пятью хлебами в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоан­на является рассказ о том, как Иисус пришел к ученикам по водам Галилейского озера. У Луки этот рассказ отсутствует. В отличие от рассмотренных ранее эпизодов, наиболее полная версия истории содержится у Матфея:

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и от­правиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться на­едине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был про­тивный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встрево­жились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя силь-

[CXI] Между тем, греческий текст позволяет понять этот пассаж по-иному: пришли другие лодки из Тивериады — из того места, где ели хлеб. В Си­найском кодексе к слову еуубс; («близ») добавлено слово о^одс («сущей»), что означает «из Тивериады, которая близ того места, где ели хлеб». При таком чтении выстраивается следующая картина: преломление хлебов произошло возле Тивериады (находившейся на западном берегу озера); оттуда лодка с учениками отплыла «на ту сторону», то есть на противо­положный (восточный) берег; туда же поздно ночью отправился Иисус пешком по воде; путешествие закончилось на той стороне в земле Генни­саретской. Не исключено, однако, что переписчик Синайского кодекса хо­тел гармонизировать это повествование с сообщением Иоанна о том, что преломление хлеба произошло близ Тивериады.

[CXII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 49, 3.

[CXIII] Ср.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 9, 6.

[CXIV] Иосиф Флавий. Иудейская война. 3, 10, 7.

[CXV] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 53, 1.

[CXVI] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 3, 8, 2.

[CXVII]           Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 58, 2.

[CXVIII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 58, 1.

Две версии рассказа

Самое странное и труднообъяснимое из всех чудес, совершён­ных Иисусом, описано Матфеем и Марком и относится к послед­ним дням Его земной жизни. У Марка это чудо излагается в два этапа, между которыми вставлен эпизод с изгнанием торгующих из храма (Мк 11. 15-19). Само чудо остается как бы за кадром, мы узнаем только о его последствиях:

[CXIX] Августин. Толкования Псалмов. 34, 2.

[CXX] См. об этом в первом томе настоящего учебника: Иларион (Алфеев), ми­трополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 209.

[CXXI] Григорий Великий. Собрание писем. 10, 21.

[CXXII] Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 3, 21.

[CXXIII] Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. 12, 16.

[CXXIV] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколе­ние. М., 2001. С. 62.

[CXXV] Иисус и Евангелия. Словарь Нового Завета. Т. 1. М., 2010. С. 460.

[CXXVI] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 56, 1; Августин. О согласии Евангелистов. 2, 56.

[CXXVII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 56, 1-2.

[CXXVIII]                   Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея. 12, 38.

[CXXIX] Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 3, 17.

[CXXX]        Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 56, 3; Иероним. Толкование Трактат на Евангелие от Марка. 6; Кирилл Алексан­дрийский. Фрагменты. 200.

[CXXXI] Иероним. Толкование на на Евангелие от Матфея. 3, 17.

[CXXXII] Букв. «закваске».

[CXXXIII]                   Григорий Палама. Беседа 34, на Преображение Господне.

[CXXXIV] Григорий Палама. Беседа 34, на Преображение Господне (перевод уточ­нен по оригинальному тексту).

Рассказ о Преображении сыграл существенную роль в форми­ровании церковного учения об обожении человека.

Термин «обожение» не встречается в Священном Писании и редко употребляется в современной христианской проповеди. Го­раздо чаще проповедники говорят о «спасении» как цели христи­анской жизни: этот термин указывает прежде всего на спасение от чего-то — от греха, от власти диавола, от смерти и ада. Однако в восточнохристианской традиции спасение воспринималось не только как исправление последствий грехопадения, как освобо­ждение от власти диавола, но прежде всего как осуществление той цели, к достижению которой человек призван как сотворенный по образу и подобию Божию. Для описания этой цели и средств к ее достижению греческие Отцы использовали термин «обожение» (9swoi^). В основе же своей учение об обожении — не что иное, как учение о спасении, только выраженное на языке восточнохристи­анского богословия.

Тема обожения уходит корнями в новозаветное учение о том, что люди призваны стать «причастниками божеского естества» (2 Пет 1. 4). В основу учения греческих Отцов об обожении легли также слова Христа, в которых Он называл людей «богами» (Ин

10. 34); слова Иоанна Богослова об усыновлении людей Богом (Ин 1. 12) и о подобии Божием в человеке (1 Ин 3. 2); многочисленные тексты апостола Павла, в которых развивается библейское учение об образе и подобии Божием в человеке (Рим 8. 29; 1 Кор 15. 49; 2 Кор 3. 18; Кол 3. 10), учение об усыновлении людей Богом (Гал 3. 26;

[CXXXV] Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. 9, 2.

[CXXXVI]                   Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. 4, 2.

[CXXXVII]                  Ириней Лионский. Против ересей 5, предисловие.

[CXXXVIII]                 Ириней Лионский. Против ересей. 3, 19, 1.

[CXXXIX]        Афанасий Александрийский. Слово о воплощении Бога. Слова 54, 2.

[CXL] Афанасий Александрийский. К Адельфию. 4.

[CXLI] Афанасий Александрийский. Против ариан. 3, 19.

[CXLII] Минея. Преображение Господне. Утреня. Седален по 1-м стихословии.

[CXLIII] Оно может быть греческой транслитерацией еврейских имен Йа’ир («Он просвещает») или Йаер («Он пробуждает»).

[CXLIV] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 31, 2.

[CXLV] См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 3, 39, 15.

Второй случай воскрешения описан только в Евангелии от Луки. Если при чтении рассказа о воскрешении дочери Иаира у не­которых ученых возникало необоснованное предположение, что девочка не умерла, но находилась в состоянии комы, то в данном случае для подобного предположения еще меньше оснований, по­скольку речь идет о похоронной процессии (следующей стадии по­хоронного ритуала после приглашения в дом плакальщиц):

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умер­шего, единственного сына у матери, а она была вдова; и мно­го народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалил­ся над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе гово­рю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и от­дал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога,

[CXLVI] Лат. «из перспективы вечности».

[CXLVII] Такое представление отражено, в частности, в Иерусалимском Талмуде.

[CXLVIII] Поведение двух сестер в рассказе Иоанна в целом соответствует тому, что мы узнаем о них из Евангелия от Луки. Там Марфа заботилась об уго­щении, а Мария сидела у ног Иисуса. Здесь Марфа беседует с Иисусом, а Мария остается сидеть дома, когда же узнает о Его приходе, поспешно встает, идет к Нему и падает к Его ногам.

[CXLIX] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 63, 1.

[CL] Андрей Критский. Беседа на четверодневного Лазаря.

[CLI] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 63, 2.

[CLII] У Отца и Сына.

[CLIII] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 64, 2-3.

[154] Кальвин Ж. Наставление в христианской жизни. 3, 21.

[155] Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. 59, 2.

[156] Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. 59, 3.

[157] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 45, 1.

[158] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 64, 3.

[159] Ис 53. 1.

[160] Ис 6. 9-10.

[161] Т. е. ключа к толкованию. Герменевтика — искусство толкования.

[162]             Борг М. С. Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох. М., 2009. С. 187.

[163] Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. М., 2004. С. 165.

[164] Букв. «место в жизни» (нем.).

[165] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 45, 1.

[166] Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005. С. 183-309.

[167] Ириней Лионский. Против ересей. 2, 27, 3.

[168] Ириней Лионский. Против ересей. 4, 36, 7.

[169]            См. об этом в первом томе настоящего учебника: Иларион (Алфеев), ми­трополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 47-48.

[170] Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея. 10, 5-6.

[171] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 64, 3.

[172] Julicher A. Die Gleichnisreden Jesu. Bd. 1-2. Freiburg, 1888-1889.

[173] См.: Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005. С. 32-33.

[174]            Об этом методе см. в первом томе настоящего учебника: Иларион (Алфе­ев), митрополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 56.

[175]             Обзор новых литературоведческих и герменевтических методов ин­терпретации притч Иисуса см. в: Бломберг К. Интрепретация притчей. С. 140-176.

[176] «Евангелие от Фомы» — памятник, датируемый условно концом I - сере­диной II века. Фрагменты греческого текста известны с 1897 года, полный коптский перевод обнаружен в 1945-м.

[177]            Евангелие от Фомы. 8 («Человек подобен мудрому рыбаку, который бро­сил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую и хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»).

[178]             Евангелие от Фомы. 24 («Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле»); 101 («Иисус сказал: Царствие Отца подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, и идет удаляющейся доро­гой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала об этом, она не поняла, как действовать. Когда она достигла свое­го дома, она поставила сосуд на землю и нашла его пустым»); 102 («Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного»).

[179]             Об источнике Q см. в первом томе настоящего учебника: Иларион (Ал­феев), митрополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 80-84.

[180]             О Евангелии от Фомы как о гностическом памятнике упоминают в III веке Ипполит Римский (Опровержение всех ересей. 5, 2) и Ориген (Бе­седы на Евангелие от Луки. 1, 2).

[181] Арам. «пустой [человек]».

[182] Николай (Велимирович), святитель. Творения. Кн. 2. М., 2010. С. 327­328.

[183] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 45, 2.

[184] Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем. 125.

[185] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 44, 3.

[186] Вергилий. Георгики. 1, 69.

[187] На Руси был известен как «головолом».

[188] Во многих рукописях Евангелия от Луки этот стих отсутствует.

[189]              Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 46, 1.

[190] Августин. Проповеди. 73А, 1.

[191]              Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 46, 1.

[192] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 46, 1-2.

[193] Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005. С. 283.

[194] Тертуллиан. О покрывале девственниц. 1, 6-7.

[195] Григорий Великий. Гомилии на пророка Иезекииля. 2, 3.

Три версии притчи

Притча о горчичном зерне продолжает серию притч, в кото­рых основным образом является семя. Эта притча имеется у трех синоптиков: у Матфея и Марка она завершает поучение из лодки, у Луки стоит особняком. Приведем притчу по версии Матфея:

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вы­растет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф 13. 31-32).

В версии Марка притча начинается с вопросительного предло­жения, за которым следует сам рассказ. При этом у Марка отсутст­вует «человек»; весь процесс описан так, будто он происходит без участия человека:

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою при­тчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает

[196]            Тертуллиан. Апологетик. 50, 13. Точная цитата: «Чем более вы истребля­ете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя».

[197] Амвросий Медиоланский. Толкование на Евангелие от Луки. 7.

[198]              Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 46, 2.

[199] См., в частности: Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005. С. 304-308.

[200]            Иустин (Попович), преподобный. Толкование на Евангелие от Матфея // Творения. Т. 5. М., 2014. С. 305-306.

[201] Иероним. Комментарий на Евангелие от Матфея. 2, 13, 33.

[202] Феодор Мопсуестийский. Фрагменты. 74, 1-11.

[203] Иосиф Флавий. Иудейская война. 7, 5, 2.

[204] Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. 10, 5.

[205] См. с. 396.

[206] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 34, 4.

[CCVII] Некоторые ученые считают, что Матфей высоко ценил профессию книжника и сам был книжником. С нашей точки зрения, для такого ут­верждения нет достаточных оснований.

[CCVIII] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 47, 3.

«Поучение в притчах» — третья из пяти пространных речей Иисуса Христа, вошедших в Евангелие от Матфея (Мф 13. 3-52). Эта речь у Матфея включает четыре притчи, произнесенные Спа­сителем из лодки: о сеятеле, о плевелах, о горчичном зерне и о заква­ске в тесте. За ними следуют три притчи, произнесенные в доме в тот же день: о сокровище, скрытом на поле, о купце, нашедшем жемчужину, и о неводе. Все семь притч 13-й главы Матфея выстра­иваются в единую цепь: все они говорят о Царствии Небесном.

Притча о сеятеле является первой притчей Иисуса, изложен­ной в Евангелии от Марка. Она также является первой самосто­ятельной притчей в Евангелиях от Матфея и Луки, если не счи­тать притчи о доме на камне и доме на песке, вплетенной в Нагор­ную проповедь (у Луки в «Проповедь на равнине»), и притчи о детях на улице, вкрапленной в поучение об Иоанне Крестителе.

[209]             В некоторых рукописях Евангелия от Луки притча также предваряется словами: «Тогда Господь сказал» (Лк 7. 31). В современных критических изданиях Нового Завета эти слова отсутствуют.

[210] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 37, 4;

Иларий Пиктавийский. Комментарий на Евангелие от Матфея. 9, 9.

[211] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 37, 3-4.

[212] Иероним. Комментарий на Евангелие от Матфея. 2, 11, 16.

[213]              Кирилл Александрийский. Комментарии на Евангелие от Матфея. 142-144.

[214] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 37, 4.

[215] Иероним Стридонский. Комментарий на Евангелие от Матфея. 2, 11, 16.

[216] Иларий Пиктавийский. Комментарий на Евангелие от Матфея. 9, 9.

[217]            Такого мнения придерживается, в частности, библеист Ч. Додд, считаю­щий, что различные вариации одной и той же истории возникли в устной традиции.

[218]             Такого мнения придерживается Иоанн Златоуст: «У трех Евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же; у Иоанна же — о другой не­которой чудной жене, сестре Лазаря...» (Толкование на святого Матфея- Евангелиста. 80, 1).

[219]             Такого мнения придерживается Блаженный Августин, доказывая, что у Луки описан один эпизод, а у Матфея, Марка и Иоанна другой; при этом он утверждает, что в обоих случаях действующим лицом была одна и та же женщина, Мария, сестра Лазаря: в первый раз она помазала миром только ноги Иисуса в Галилее, во второй раз — сначала Его ноги, а потом голову в Вифании (О согласии Евангелистов. 2, 79).

[220]             К такому пониманию склоняется Ориген (Комментарии на Евангелие от Матфея. 77).

[221] Амфилохий Иконийский. О жене-грешнице, помазавшей Господа миром. 2.

[222] Кальвин Ж. Наставление в христианской жизни. 3, 21, 1. 5. 7.

[223]   Вавилонский Талмуд. Трактат Йома. 86б. Данное предписание приво­дится от имени Йосе бен Йехуды, палестинского раввина II века по Р. Х.

[224] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 61, 1.

[225] «Петрониев закон о рабах» (лат).

[226]            Один из современных исследователей приравнивает ее к 4 миллиардам американских долларов.

[227] Тит Ливий. История Рима от основания города. 30, 37, 5.

[228] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14, 3, 2.

[229] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста. 61, 4.

[230] Иосиф Флавий. Иудейская война. 4, 8, 3.

[231] Августин. Трактат на Евангелие от Иоанна. 43, 2.

[232]             В том смысле, что Бог, приняв человеческую плоть, понес на Себе грехи всего человечества.

[233] Ориген. Гомилии на Евангелие от Луки. 34, 3.

[234] Августин. Вопросы по Евангелиям. 2, 19.

[235]             Таков буквальный смысл славянского слова «вечерять», используемого для перевода греческого Sstnvsw («ужинать», «обедать»).

[236]             Таков смысл выражения «обитель у него сотворим (доуду пар’ аитф notqaopeQa)».

[237] В русском Синодальном переводе: «Он же сказал человеку тому: кто по­ставил Меня судить или делить вас?». Буквальный перевод с греческого: «Он же сказал: человек! кто поставил Меня судить или делить вас?».

[238] Иоанн Синайский, прп. Лествица. 6, 4.

[239]       Симеон Новый Богослов, прп. Сто глав богословских и практических. 13.

Изложенная выше притча о богаче является частью одного из поучений, произнесенных, согласно Луке, на пути из Галилеи в Иерусалим.

Следующая часть посвящена теме Царства Божия. Она начи­нается со слов, которые мы находим только у Луки:

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12. 32).

Эти слова, хотя и произнесенные в присутствии народа, обра­щены в первую очередь к ученикам, а также ко всем их будущим последователем. Под «малым стадом» понимается Церковь, исто-

[240] В Синодальном русском переводе сохранен славянизм «влагалища», оз­начающий «мешки».

[241]              Считается, что это выражение является суммарным изложением мыслей Ивана Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Многие фило­софы, включая Ж.-П. Сартра, цитируют его как подлинное высказывание Достоевского.

[242] Лактанций. Божественные установления. 2, 1, 3.

[243]            Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полное собрание сочинений. Т. 16. СПб., 1911. С. 118-119.

[244] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 4, 1.

[245] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 3, 2.

[246] Иосиф Флавий. Иудейская война. 5, 4, 1-2.

[247] Плиний. Естественная история. 17, 89.

[248] Плиний. Естественная история. 17, 256.

[249] Плиний. Естественная история. 17, 263.

[250] Исидор Пелусиот. Письма. 1, 312.

[251] Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. 7.

[252] См.: Иларион (Алфеев), митрополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 333-334.

[253] См.: Иларион (Алфеев), митрополит. Четвероевангелие. В 3 т. Т. 1. М., 2017. С. 291-301.

[254] Начинать притчу вопросом — характерный прием речи Иисуса. В об­щей сложности 22 притчи начинаются вопросительным предложением или словом.

[255] Иоанн Кассиан Римлянин. Об общежительных установлениях. 7, 15.

[256] Макарий Египетский. Духовные беседы. 11.

[257] Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди. 15 (русский перевод ци­тируется с незначительными изменениями в соответствии с новым кри­тическим изданием).

[258]           Андрей Критский. Великий покаянный канон. Вторник первой седмицы. Песнь 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.202 с.)