Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и детерминирующие факторы процесса восприятия.

Поиск

Процесс коммуникации начинается с наблюдения за партнером, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т.д. Совокупность этих наблюдений составляет процесс восприятия, который в самом общем виде представляет собой отбор, организацию и интерпретацию чувственных данных. Восприятие своего партнера по коммуникации происходит в виде его «прочтения», в ходе которого расшифровываются внутренний мир.

Каждый человек убежден, что он в состоянии правильно понять и оценить другого человека. Такого рода убеждение вызвано тем, что восприятие им другого основывается на его впечатлениях и представлениях о нем. Процесс восприятия предполагает отражение в сознании человека отдельных ощущений о предметах, ситуациях и событиях внешнего мира. На основании своего прошлого опыта человек структурирует и перерабатывает поступающие от органов чувств сигналы так, что они могут служить для преодоления конкретных жизненных затруднений.

Культурный и жизненный опыт, эмоции, воспитание, каждого человека индивидуальны и неповторимы, и по этой причине разные люди просто не в состоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпретацию. Получая информацию из окружающего мира, человек систематизирует и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди, отношения, подразделяются на категории. В психологии это процесс получил название «категоризация». Категоризация помогает «упростить» действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет справиться с огромным потоком информации о людях, явлениях, событиях. Кроме того, с помощью категоризации становится возможным строить предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире.

Категоризация является необходимым элементом процесса восприятия окружающего мира. Вещи приобретают ясность только в том случае, если установлено их четкое отличие от других вещей. При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе. В силу действия всех этих факторов окружающий мир для человека открывается в самых разных значениях: от самых благоприятных до несущих угрозу его жизни. Из огромного числа факторов такого рода ученые выделяют четыре главных, которые в основном определяют восприятие человеком действительности в процессе коммуникации: фактор первого впечатления, фактор «превосходства», фактор привлекательности и фактор отношения к нам.

Фактор первого впечатления

Каждый человек имеет собственные представления и суждения о других людях, об окружающем мире, о себе. Именно они в процессе коммуникации формируют первое впечатление о партнерах и собеседниках. В разных ситуациях общения требуются различные представления о партнере. В конкретных ситуациях необходимо представлять, как поведет себя партнер, чего от него следует ожидать в данном контексте. Для процесса коммуникации фактор первого впечатления имеет большое значение, поскольку образ партнера, который начинает формироваться сразу при знакомстве, становится регулятором всего последующего поведения. Первое впечатление позволяет правильно и эффективно начать общение в конкретной ситуации.

Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Одежда человека может сказать особенно много. Так, человек в форме милиционера уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться толпе. Однако, прежде чем одеваться, индивид должен решить, зачем, для кого или для чего он это делает.

Полнота и характер первого впечатления зависят от таких качеств воспринимающего субъекта, как степень его уверенности в себе и присущего ему отношения к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности.

Фактор превосходства

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное восприятие партнера. Исследования показывают, что для определения этого параметра коммуникации служат два источника информации:

О одежда, включающая все атрибуты внешности, в том числе признаки различия, очки, прическу, драгоценности и т.п.;

О манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).

В самом деле, в одежде и манере поведения человека так или иначе «заложена» информация, свидетельствующая о его принадлежности к той или иной социальной группе или ориентации на какую-то группу. Можно говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека. Здесь наиболее важными являются три показателя: цена (чем она выше, тем выше статус); силуэт (одежда людей высокого социального положения отличается «строгим», «официальным» силуэтом); цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение).

Каждый человек по манере поведения может определить свое равенство или неравенство в общении с другими. Особенно часто фактор «превосходства» можно наблюдать при межкультурной коммуникации, когда человек оказывается в ситуации, которую он не понимает, что влечет за собой определенную зависимость от своих партнеров по общению. В этом случае человек, легко ориентирующийся в ситуации, — «хозяин» ситуации, он обязательно будет вести себя уверенно. Фактор привлекательности

Знаки привлекательности следует искать не в разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака, который служит знаком привлекательности. У каждого народа существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты. Наиболее значимым признаком фактора привлекательности является телосложение человека. Так, склонные к полноте люди обычно более общительны, склонны к комфорту.

Сами по себе типы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации. Главное здесь — какой тип телосложения социально одобряется, а какой нет. Фактором привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым.

Фактор отношения к нам

Также важен вопрос об отношении к нам партнера при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся. В практике общения существует большое количество косвенных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки головой, одобряющие и ободряющие улыбки в нужных местах. Главное в них — выражение согласия с нашей позицией. Тогда включается механизм восприятия по фактору отношения к нам. Восприятие человеком окружающего мира носит избирательный характер. Люди, ситуации, явления и предметы своего окружения воспринимаются индивидами не абсолютно адекватно, а чаще всего такими, какими эти индивиды ожидают их увидеть. При этом одни объекты воспринимаются вполне осознанно, внимательно, поскольку являются особо значимыми, а другие объекты рассматриваются приближенно или же вообще игнорируются. Важнейшим фактором, управляющим этим процессом, является степень значимости объекта для воспринимающего.

Вывод: Первичное восприятие человека часто является решающим фактором для последующего взаимодействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует использования определенного запаса знаний для оценки возможных результатов и последствий от контактов с ним. Здесь обычно в качестве критериев берутся собственные культурные нормы, на основе которых оцениваются его внешность, внутренние качества, поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.006 с.)