Понятие концепта. Сущность процессов категоризации и концептуализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие концепта. Сущность процессов категоризации и концептуализации.



В современном языкознании существует несколько разных подходов к пониманию термина «концепт»: «ячейка культуры в ментальном мире человека»; средство для построения концептуальной картины мира; средство, форма мышления человека.

Концепт – прежде всего бытийно-культурное, а не специально-предметное формообразование.

«Проникая» в культурную среду, человек становится «проницаем» для культуры и «пронизан культурой».

Одним из центральных разделов когнитивной лингвистики является когнитивная семантика как общая теория концептуализации и категоризации, теория того, как человек воспринимает и осмысливает окружающий мир. Когнитивная семантика – это определенная теория значения, специфика которой заключается в том, что в ней значительное место отводится антропоцентрическому фактору – человеку как наблюдателю. В рамках этой теории человеку как познающему субъекту – приписывается активная роль в формировании значений языковых единиц: человек формирует значения, а не получает их в готовом виде, а также активная роль в выборе языковых средств выражения для описания той или иной ситуации и в понимании мотивов этого выбора.

Проблемы типологии концептов тесно связаны с проблемой категоризации, которая всегда признавалась одним из важнейших аспектов изучения языка

Концептуализация трактуется как «...один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, который заключается в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов в мозгу человека». Всякое осмысление воспринимаемого материала требует категоризации, результатом такого осмысления является сформированная когнитивная единица или когнитивная структура, т.е. процесс категоризации «сопровождает» процесс осмысления. Следовательно, понятия «категоризация» и «концептуализация» разделить невозможно.

Категоризация в широком смысле – процесс образования и выделения категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека. Категоризация – одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями: сравнением, установлением сходства и подобия и т.п. В анализе категоризации следует различать, с одной стороны, пути формирования новых категорий и пути пополнения и развития уже имеющихся, а с другой стороны, исследование отношений между членами одной категории и критериев.

Понятие категоризации человеческого опыта является одним из самых фундаментальных понятий в характеристике когнитивной деятельности. Тесно связанное со всеми когнитивными способностями человека, оно также тесно переплетено с разными компонентами этой деятельности – памятью, воображением, вниманием. Категоризация воспринятого – это способ придать поступающей к человеку информации упорядоченный характер, способ систематизировать, рассортировать увиденное и услышанное. Поэтому важно попытаться понять, на основании каких критериев человек выносит суждения о сходстве одних ощущений или же различии других.

Процесс концептуализации тесно связан с процессом категоризации: являя собой классификационную деятельность, они различаются по конечному результату и цели деятельности. Процесс концептуализации направлен на выделение неких минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении, процесс категоризации – на объединение единиц, проявляющих в том или ином отношении сходство или характеризуемых как тождественные, в более крупные разряды. Концептуализация может рассматриваться как живой процесс порождения новых смыслов, и тогда в задачи когнитолога начинают входить вопросы о том, как образуются новые концепты, как можно объяснить способность человека постоянно пополнять эту систему. Эти и многие другие аналогичные проблемы связывают исследование концептуализации с семантикой вообще и концептуальной семантикой, в частности: в ряде отношений познавательный процесс есть процесс порождения и трансформации смыслов (концептов).

Вывод: И концептуализация и категоризация представляют собой классификационную деятельность, но различаются по своему конечному результату и цели. Концептуализация как "сквозной" для разных форм познания процесс структуризации знаний направлена на осмысление информации, поступающей к человеку и формирование системы знаний человека о мире (концептуальной системы). Категоризация представляет собой одновременно процесс членения мира на категории разного уровня абстракции и подведения под "рубрику опыта" явлений, объектов и процессов. Категоризация лежит в основе всей жизнедеятельности человека. Каждый из нас, не отдавая себе в этом отчёта, ежесекундно выполняет операции по распознаванию того или иного фрагмента опыта как разновидности определённого, обычно уже знакомого, класса сущностей или явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.008 с.)