Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие концепта. Сущность процессов категоризации и концептуализации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном языкознании существует несколько разных подходов к пониманию термина «концепт»: «ячейка культуры в ментальном мире человека»; средство для построения концептуальной картины мира; средство, форма мышления человека. Концепт – прежде всего бытийно-культурное, а не специально-предметное формообразование. «Проникая» в культурную среду, человек становится «проницаем» для культуры и «пронизан культурой». Одним из центральных разделов когнитивной лингвистики является когнитивная семантика как общая теория концептуализации и категоризации, теория того, как человек воспринимает и осмысливает окружающий мир. Когнитивная семантика – это определенная теория значения, специфика которой заключается в том, что в ней значительное место отводится антропоцентрическому фактору – человеку как наблюдателю. В рамках этой теории человеку как познающему субъекту – приписывается активная роль в формировании значений языковых единиц: человек формирует значения, а не получает их в готовом виде, а также активная роль в выборе языковых средств выражения для описания той или иной ситуации и в понимании мотивов этого выбора. Проблемы типологии концептов тесно связаны с проблемой категоризации, которая всегда признавалась одним из важнейших аспектов изучения языка Концептуализация трактуется как «...один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, который заключается в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов в мозгу человека». Всякое осмысление воспринимаемого материала требует категоризации, результатом такого осмысления является сформированная когнитивная единица или когнитивная структура, т.е. процесс категоризации «сопровождает» процесс осмысления. Следовательно, понятия «категоризация» и «концептуализация» разделить невозможно. Категоризация в широком смысле – процесс образования и выделения категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека. Категоризация – одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями: сравнением, установлением сходства и подобия и т.п. В анализе категоризации следует различать, с одной стороны, пути формирования новых категорий и пути пополнения и развития уже имеющихся, а с другой стороны, исследование отношений между членами одной категории и критериев. Понятие категоризации человеческого опыта является одним из самых фундаментальных понятий в характеристике когнитивной деятельности. Тесно связанное со всеми когнитивными способностями человека, оно также тесно переплетено с разными компонентами этой деятельности – памятью, воображением, вниманием. Категоризация воспринятого – это способ придать поступающей к человеку информации упорядоченный характер, способ систематизировать, рассортировать увиденное и услышанное. Поэтому важно попытаться понять, на основании каких критериев человек выносит суждения о сходстве одних ощущений или же различии других. Процесс концептуализации тесно связан с процессом категоризации: являя собой классификационную деятельность, они различаются по конечному результату и цели деятельности. Процесс концептуализации направлен на выделение неких минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении, процесс категоризации – на объединение единиц, проявляющих в том или ином отношении сходство или характеризуемых как тождественные, в более крупные разряды. Концептуализация может рассматриваться как живой процесс порождения новых смыслов, и тогда в задачи когнитолога начинают входить вопросы о том, как образуются новые концепты, как можно объяснить способность человека постоянно пополнять эту систему. Эти и многие другие аналогичные проблемы связывают исследование концептуализации с семантикой вообще и концептуальной семантикой, в частности: в ряде отношений познавательный процесс есть процесс порождения и трансформации смыслов (концептов). Вывод: И концептуализация и категоризация представляют собой классификационную деятельность, но различаются по своему конечному результату и цели. Концептуализация как "сквозной" для разных форм познания процесс структуризации знаний направлена на осмысление информации, поступающей к человеку и формирование системы знаний человека о мире (концептуальной системы). Категоризация представляет собой одновременно процесс членения мира на категории разного уровня абстракции и подведения под "рубрику опыта" явлений, объектов и процессов. Категоризация лежит в основе всей жизнедеятельности человека. Каждый из нас, не отдавая себе в этом отчёта, ежесекундно выполняет операции по распознаванию того или иного фрагмента опыта как разновидности определённого, обычно уже знакомого, класса сущностей или явлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.009 с.) |