Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования социально-психологической школы

Поиск

Наиболее заметными для работы организаций следует считать исследования американской социально-психологической школы, проведенные под рукводством Э. Мейо (1880-1949). В результате проведенных с 1924 по 1936 год экспериментов Мейо пришел к выводу о том, что сам процессе общения в рамках производственной деятельности организаций имеет большое значение для эффективности производственного процесса. В рамках экспериментов, проведенных с 1928 года, Мейо пришел к выводу, что администрация организаций должна уделять большое внимание каждому индивидуальному работнику. Это означает, что производительность каждого отдельного работника меняется в зависимости от того, как относятся к нему менеджеры предприятия.

На третьем этапе проведенной экспериментальной серии было сделано несколько основных открытий.

- У людей в организациях присутствует особое чувство - социобильность, т.е. потребность в принадлежности к группе.

- На производстве существуют формальные и неформальные группы.

- Большое значение на производстве имеют наличие и характеристики неформальных групп.

Выяснив наличие и роль неформальных групп в процессе производства, Мейо хотел посмотреть, что происходит внутри этой неформальной группы, по каким принципам строится работа организационной группы. В ходе проведенных экспериментальных серий было обнаружено, что существует внутригрупповая мораль и внутригрупповая норма поведения. При этом было показано, что внутригрупповая мораль диктует сотруднику определенные стереотипы поведения в процессе производственной деятельности.

Были сформулированы параметры современного управления организаций, учитывающие особенности человеческой деятельности: его социобильность, потребность во внимании со стороны других людей, потребность в коллегиальной системе принятия решений. Кроме того, в результате проведенных исследований были созданы все условия, для того чтобы в систему управления были бы интегрированы групповые формы организационной работы, причем групповое сотрудничество стало инструментом менеджмента и управления организаций.

Следует отметить, что оба вышеназванных подхода - это как бы крайности в подходах к работе организаций. Так, например, подход Тейлора - это достаточно жесткий подход к организационной работе, основанный на формальном контроле над всеми структурными и функциональными процессами в организационной работе. А подход Мейо - это более мягкий, неформальный подход к организационной работе. Теория Мак Грегора появилась в середине 50-х - начале 60-х годов, когда американское общество достаточно быстро впитывало в себя достижения технического прогресса и информационной революции, которая в тот момент только начиналась.

В результате своих исследований и экспериментальных серий, проведенных в американских компаниях, Мак Грегор пришел к выводу о том, что на предприятиях должны быть следующие принципы, обеспечивающие мотивацию персонала к труду:

- создание на производстве условий для интеллектуального творчества;

- децентрализация управления;

- участие специалистов разных профилей в консультациях и совещаниях;

- замена системы оценки системой обучения и развития сотрудников/подчиненных;

- внедрение системы самоуправления.

Следует особо отметить, что в современных организациях результаты исследований Мак Грегора используются достаточно широко, так как они предусматривают не просто стимулирование совместной деятельности сотрудников организации, но также их обучение и развитие. Однако Мак Грегор не дал четких рекомендаций того, каким образом нужно добиваться эффективных условий совместной работы и за счет чего можно соотнести внутренние возможности организации с внешними требованиями клиентов и других участвующих сторон, например, инвесторов, конкурентов и прочее. На наш взгляд, только особые типы моделирования, учитывающие возможности различных представителей организаций, способны реально обеспечивать как развитие индивидуальных представителей организации, так и организации в целом. Кроме того, ни в одной из вышеперечисленных теорий нет четкого указания на то, каким образом обеспечивать производство качественной продукции и каким образом можно соотнести проблему качества с возможностями и ограничениями организации в целом. Таким образом, можно отметить, что данные теории эффективно работают в условиях быстро растущих рынков, расширения количества продаваемых товаров и услуг, а также в ситуациях, когда потребители не могут четко сформулировать свой запрос на соответствующую продукцию. Вместе с тем, все вышеперечисленные теоретические работы не уделяют должного внимания самим способам организации и построения совместной работы, не учитывают того, что результаты совместной деятельности во многом определяются тем, каким образом данная деятельность была организована. Однако такой подход обусловлен тем, что американская экономика в середине 60 -70-х годов XX века достаточно быстро развивалась на фоне растущей покупательской способности населения, а так же за счет создания новых рынков, обусловленных возникновением и внедрением новых типов информационных технологий и программных продуктов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.009 с.)