Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная инфраструктура

Поиск

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Учебное пособие

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1: ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.. 6

1.1 Инновационная деятельность: понятие, роль в экономике и сдерживающие факторы.. 6

1.2 Государственное регулирование инновационной деятельности. 9

1.3 Инновационная инфраструктура: основные понятия и подходы.. 12

ГЛАВА 2: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 27

2.1. Бизнес-инкубаторы: понятие, эволюция, типовые услуги, виды.. 27

2.2 Технопарк: понятие, отличительные черты, цели, задачи, услуги. 40

2.3 Инновационно-технологические центры: понятие, основные особенности, услуги 48

2.4 Центры коллективного пользования оборудованием. 51

ГЛАВА 3: ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 60

ГЛАВА 4: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 64

ГЛАВА 5: КАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 70

ГЛАВА 6: ФИНАНСОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 74

6.1 Выбор источников финансирования в зависимости от этапа развития инновационного проекта. 74

6.2 Гранты как источник финансирования инновационной деятельности на «посевной стадии». 76

6.3 Венчурное финансирование: понятие, основные этапы развития. 83

6.4 Основы функционирования венчурных фондов. 86

6.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. 88

6.6 Венчурное финансирование в РФ.. 89

6.7 Роль лизинга в инновационной деятельности. 91

ГЛАВА 7: СБЫТОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 96

7.1 Основные функции и ключевые элементы сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры.. 96

7.2 Инновационная выставка: понятие, основные участники этапы подготовки к участию 101

7.3 Управление выставочной деятельностью инновационного предприятия 107

ГЛАВА 8: НАУКОГРАДЫ И ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.. 114

8.1 Наукограды.. 114

8.2 Особые экономические зоны.. 123

ГЛАВА 9: ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 133

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления инновациями на сегодняшний день многоаспектна. Она включает не только вопросы планирования, проектирования, организации инновационной деятельности хозяйствующими субъектами, но также и вопросы государственного регулирования инновационных процессов, создания и функционирования инфраструктурных объектов, осуществляющих поддержку для предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность.

Дисциплина «Инновационная инфраструктура» способствует формированию у студентов представлений о деятельности основных организационных элементов инновационной инфраструктуры, их создании и трансформации в зависимости от особенностей территориальных проблем инновационной сферы. Изучение дисциплины способствует развитию у студентов представлений о формах и способах взаимодействий основных участников инновационной деятельности; навыков взаимодействия с элементами инновационной инфраструктуры в процессе реализации инновационных проектов.

В данном учебном пособии систематизированы теоретические подходы к пониманию сущности категории «инновационная инфраструктура», обобщен опыт практической деятельности ключевых объектов инновационной инфраструктуры, таких как технопарковые структуры (бизнес-инкубаторы, технопарки), центры коллективного пользования оборудованием, центры трансфера технологий, информационно-аналитических центров, центры инноваций, государственные и частные венчурные фонды и др.

При написании пособия ставилась цель обобщить мировую, отечественную и региональную практику деятельности объектов инновационной инфраструктуры, довести до студентов широкий спектр фундаментальных понятий, методических подходов и приемов, накопленных теорией практикой в данной области.

Виды бизнес-инкубаторов:

На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие классификационные признаки бизнес-инкубаторов:

- по целям создания;

- по спонсору;

- по профессиональной ориентации;

- по степени самостоятельности;

-

Классификационные признаки и виды бизнес-инкубаторов
по форме обслуживания.

 

по целям создания
экономического развития
коммерциализации технологий
получения дохода
по спонсору
правительственные и общественные некоммерческие организации
университетские и образовательные учреждения
частные и коммерческие структуры
смешанное спонсорство
по профессиональной ориентации
универсальные
технологические
производственные
сферы услуг
микро предприятий
по степени самостоятельности
самостоятельные
встроенные
по форме обслуживания
стационарные
виртуальные

 

 


Рис. 3 – Классификация бизнес-инкубаторов

Бизнес-инкубаторы экономического развития – бизнес-инкубаторы, которые создаются государственными или муниципальными органами власти в целях стимулирования экономического развития экономики, создания новых рабочих мест, расширения экономической базы.

Бизнес-инкубаторы коммерциализации технологий –  бизнес-инкубаторы, которые создаются университетами для коммерциализации  результатов научно-исследовательских работ.

Бизнес-инкубаторы для получения дохода – бизнес-инкубаторы, которые создаются дляполучения прибыли от аренды помещений и предоставления услуг и/или от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий.

Правительственные – бизнес-инкубаторы, которые, создаются с целью экономического развития территорий.

Университетские – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в коммерциализации научных разработок, новых технологий и ноу-хау.

Частные и коммерческие – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в получении прибылей от инвестиций в МИПы и в развитии на их базе технологических и прочих инноваций, а также в получении прибыли от недвижимости – коммерческих и производственных площадей.

Смешанное спонсорство – бизнес-инкубаторы, которые  объединяют усилия правительственных организаций, независимых агентств экономического развития, коммерческих компаний, их деятельность направлена на достижение различных целей.

Универсальные, или смешанного использования – бизнес-инкубаторы, рассчитанные на общее развитие рынка.

Технологичные или инновационные –  бизнес-инкубаторы, которые создаются при крупных университетах и служат целям коммерциализации научных разработок вузов и создания на их базе новых продуктов и технологий. В этом случаем МИПы имеют возможность  используя научно-технический потенциал вуза, его научные кадры и материальную базу, овладеть технологией создания новшеств, получить опыт предпринимательской деятельности, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий, снизить затраты на проведение научных исследований.

Производственные –  бизнес-инкубаторы, которые объединяют под своей крышей  МИПы определенной производственной ориентации, предоставляя им возможность совместно использовать то или иное технологическое оборудование, каналы сбыта и т.п.

Бизнес-инкубаторы сферы услуг – бизнес-инкубаторы, которые объединяют малые предприятия и предпринимателей, занятых оказанием тех или иных услуг населению.

Бизнес-инкубаторы для микро предприятий создаются в отсталых районах, где остро стоят проблемы безработицы, чтобы оказать поддержку индивидуальным предпринимателям или маленьким семейным фирмам в открытии и развитии своего дела.

Бизнес-инкубаторы со специальным уклоном – бизнес-инкубаторы, работающие с социальными меньшинствами и женщинами-предпринимателями.

Самостоятельные – бизнес-инкубаторы, которые создаются как самостоятельные предприятия, они могут выделять в своей структуре отдельные независимые подразделения или сотрудничать с другими, внешними организациями и агентствами поддержки предпринимательства, но сохраняют при этом организационную самостоятельность.

Встроенные – бизнес-инкубаторы, входящие в состав университетов, технопарков, научных парков, исследовательских, промышленных, учебных, бизнес-центров, крупных корпораций и пр. Инкубаторы подобного типа порой не ставят целью окупаемость своей деятельности, их основная задача – осуществить первоначальный отбор и тестирование команд предпринимателей и бизнес-проектов для последующего развития в рамках большей структуры.

Стационарные –  бизнес-инкубаторы, которые предоставляют как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки предприятий.

Виртуальные –   бизнес-инкубаторы, которые  не предоставляют офисные помещения предпринимателям, вместо этого  играют роль диспетчерского центра (системы объединения), способствуя налаживанию контактов между предпринимателями, инвесторами, специалистами, потребителями; осуществляет информационную и консалтинговую поддержку клиентов, через модем организуется доступ к базам данных, где они самостоятельно могут вести поиск дополнительных ресурсов, и доступ к сети Интернет.

Как показывает мировой опыт клиентами бизнес-инкубатора могут быть:

- начинающие предприниматели/компании;

- технологичные компании - выходцы из университетов или научных лабораторий (spin-off);

- малые предприятия, образованные в результате сокращения/реструктуризации крупных компаний;

- первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе;

- филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах;

- устойчивые малые предприятия с опытом работы (обычно работает до пяти сотрудников), которые могут продолжать или расширять свой бизнес;

- сервисные компании, обслуживающие клиентов бизнес-инкубатора (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые).

На рисунке 4 показаны основные этапы бизнес-инкубирования.

Рис.4 - Этапы бизнес-инкубирования

Отбор МИПов для размещения в бизнес-инкубаторе должен осуществляться компетентными экспертами как работающими в бизнес-инкубаторе, так и привлекаемыми извне. При отборе учитываются следующие критерии:

- технологически обоснованный продукт или услуга;

- наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором отражены условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;

- организационная структура МИПа: область бизнеса, схемы строения организации, количество сотрудников;

- основатели МИПа – новички или опытные предприниматели: предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;

-  стадия развития компании: «концептуальная», «выживание», «экспансия», «процветание»;

- уровень менеджмента – участие и влияние в компании опытных менеджеров;

- связи и контакты с потребителями, кредиторами и стратегическими партнерами.

По заказу Европейской комиссии была разработана методика оценки эффективности бизнес-инкубаторов «Benchmarking of Business Incubators»[21]. Методика основана на принципах бенчмаркинга, при котором эталоном для сравнения выступают показатели деятельности лучших, по мнению экспертов, организаций, занимающихся «выращиванием» наукоемкого бизнеса. Так, эффективность бизнес-инкубаторов оценивается по пяти ключевым индикаторам:

- финансовая эффективность – соотношение полученных результатов с затратами в стоимостном выражении;

- степень достижения цели – выявление целей учредителей бизнес-инкубатора, которые были или не были достигнуты по мере его функционирования;

- степень влияния на региональное развитие – выявление тех результатов, которые являются значимыми для развития региона;

- полезность – выявление тех услуг, которые удовлетворяли потребностям бизнес-компаний;

- жизнеспособность, устойчивость – востребованность и финансовая устойчивость организации, степень зависимости от колебаний внешней среды.

Представленные 5 индикаторов включают множество показателей, сгруппированных по принципу «черного ящика» (вход и выход).

Один из первых бизнес-инкубаторов в России был создан в 1996 г. в Зеленограде. В целом опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на его создание. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе.

На сегодняшний день, по данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, в Российской Федерации создано и функционирует порядка 180 бизнес-инкубаторов как самостоятельных, так и встроенных, большинство из которых сконцентрировано на территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.[22]

Наиболее известными и успешно функционирующими бизнес-инкубаторами в РФ являются:[23]

1. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (открыт – 1 декабря 2006 г.) Ключевые факторы успеха бизнес-инкубатора: разнообразие программ, лаборатория бизнеса, социальное предпринимательство, летний образовательный лагерь, английский разговорный клуб. В год через бизнес-инкубатор проходит около полусотни проектов, 4-6 проектов выигрывает конкурсы и становится резидентом. Финансируется деятельность бизнес-инкубатора как структурное подразделение ГУ-ВШЭ.

2. Бизнес-инкубатор «Ингрия», открытый в декабре 2008 года на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-Петербурге по инициативе администрации Санкт-Петербурга. Ключевым фактором успеха являются большие площади бизнес-инкубатора около 2400 кв. м, 190 рабочих мест. Услугами бизнес-инкубатора являются сопровождение проектов, в том числе лоббирование во властных структурах, система экспертизы проектов, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, помощь в организации производства, использование партнерской сети. Резидентами бизнес-инкубатора стали 40 инновационных проектов.

3. Бизнес-инкубатор МГУ, открытый в начале 1990-х. Ключевые факторы успеха: поддержка Британского совета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Начиная с 2004 года запущена программа «Формула успеха», на которую ежегодно отбирается порядка 70-80 человек и 20 проектов, из которых на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год инкубатор выпускает 5 жизнеспособных проектов.

4. Инкубатор РЭУ им. Плеханова, открытый в июне 2009 года. Ключевой фактор успеха – тесное сотрудничество с частными и корпоративными инвесторами, технопарками (среди которых «Система-Саров»), а также с инкубаторами физико-технических вузов (договоренность о работе по схеме: специалисты + экономисты из РЭУ = команда). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора относят продвижение услуг и продукции стартапов, маркетинговая и исследовательская деятельность, проведение опросов и экспертиз, внедрение в учебный процесс университета инновационных образовательных технологий, прошедших апробацию в РЭУ. Ежегодно инкубатор объединяет вокруг себя 40-45 проектов. За полтора года выпущено 6 стартапов, три из которых уже получают прибыль.

5. Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, открытый 27 мая 2010 года. Ключевой фактор успеха – встречи с лидерами индустрии (например, с менторами Кремниевой долины). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора можно отнести организацию сессий для привлечения потенциальных инвесторов, финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях, оплата патентования и регистрации юридического лица, финансирование исследований.


 

Типы выкупов.

1.В случае если компания выкупается ее собственными  управляющими (что случается довольно часто), инвестиция относится к числу так называемых «выкупов управляющими» (management buyout, или МВО).

2. Новая управляющая команда, желающая купить компанию, приходит со стороны, такую инвестицию можно отнести к числу «выкупов внешними управляющими» (management buyin, или MBI). При выкупе значительная часть требуемого финансирования часто  предоставляется в долг банкирами и другими кредиторами в форме разного рода долговых бумаг, по крайней мере, часть из которых обычно обеспечена за счет активов вновь образованной компании. Если доля заемных средств особенно велика, такой выкуп называется «выкупом с использованием заемных средств» (leveraged buyout, или LBO).

 

Фонд «Евразия»

Фонд «Евразия» был основан в 1993 г. с целью содействия развитию демократических и рыночных институтов в двенадцати Новых Независимых Государствах (ННГ) бывшего Советского Союза. Основным средством для достижения этой цели являлась программа малых грантов, которая быстро и гибко отвечала потребностям организаций в ННГ. В дополнение к программе предоставления малых грантов Фонд также осуществлял руководство целевыми программами в тех тематических направлениях, где достижение целей Фонда требовало большей концентрации усилий. К концу 2004 г. фонд «Евразия» свернул в России свою деятельность. Его миссию продолжил новый фонд, о котором было заявлено в ноябре 2004 г., - Фонд «Новая Евразия» (ФНЕ), созданный как партнерский проект России, США и Европы. Основные задачи нового Фонда - поддержка и укрепление гражданского общества в России, а также содействие ингеграции страны в мировое сообщество. Соучредителями «Новой Евразии» выступили: российский фонд «Династия» (основатель Дмитрий Зимин, почетный президент ОАО «Вымпелком»), европейский фонд «Мадарьяга» (президент Хавьер Солана, Верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности) и американский фонд «Евразия» (президент Уильям Мейнз).

Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса)

В 1995 г. в России начало свою работу представительство Института «Открытое общество» (до этого благотворительная деятельность Джорджа Сороса в России проводилась через Международный фонд «Культурная инициатива» и Международный научный фонд). Часть его программ инициирована офисами Института в Нью-Йорке и Будапеште. Это программы Центрально-Европейского университета, программа «Восток-Восток», программы Центра современного искусства Сороса и ряд других. Помимо этого Институт «Открытое общество» в России разрабатывает и осуществляет национальные программы. Приоритеты благотворительной деятельности на территории России определяет Наблюдательный совет, в который входят видные представители российской науки и культуры, поддерживающие цели и задачи Института «Открытое общество».

Наукограды

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации» под наукоградом следует понимать муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.[68]

    Для присвоения статуса наукограда муниципальному образованию должны выполняться следующие критерии:

- муниципальное образование, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования;

- численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

- объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении должен составлять не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, должна составлять не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы;

- в научно-производственный комплекс муниципального образования должны входить юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования: научные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации; организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона.

Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

В соответствии с указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, и перечня критических технологий Российской Федерации» к приоритетным относятся следующие направления:

- безопасность и противодействие терроризму;

- индустрия наносистем;

- информационно-телекоммуникационные системы;

- науки о жизни;

- перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

- рациональное природопользование;

- транспортные и космические системы;

- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Порядок рассмотрения предложений о присвоении статуса наукограда муниципальному образованию утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 681.

В соответствии с п. 2 настоящего Постановления предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации вносится в Министерство образования и науки Российской Федерации главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом готовится следующий пакет документов:

- решение представительного органа муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о целесообразности развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации;

- перечень и характеристика организаций, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав научно-производственного комплекса муниципального образования;

- справка органа местного самоуправления муниципального образования о соответствии научно-производственного комплекса муниципального образования критериям присвоения статуса наукограда Российской Федерации, определяемом согласно статье 2.1 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»;

- перечень приоритетных для муниципального образования направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

- программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включающая характеристику уровня научно-технического (инновационного) потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса, и стратегий его эффективного использования при достижении заявленных целей и задач развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации, а также контрольные показатели развития наукограда в период реализации программы;

- пояснительная записка с обоснованием целесообразности присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации, включая финансово-экономическое обоснование принимаемого решения, и описанием его возможных последствий;

- заключение экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Порядок действий Министерства образования и науки представлен на рис. 12.

 

Рис. 12 - Порядок присвоения статуса наукограда

 

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»).

Из истории: слово «наукоград» вошло в обиход сравнительно недавно,  в 1990-х годах, хотя родились города науки гораздо раньше. После войны необходимо было как можно быстрее создавать и ядерное оружие, и ракетную технику, и авиацию. Именно в это время в Советском Союзе начали развиваться поселения, где были сконцентрирована интеллектуальная элита страны. А в 1991 году был создан «Союз развития наукоградов России». Статус наукограда впервые был присвоен в 2000 году – его получил город Обнинск. Термин наукоград был введён впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения «Союз развития наукоградов» для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности.

В 1996 году движение Союз развития наукоградов был воссоздано в форме некоммерческого партнерства «Союз развития наукоградов России». Членами Союза являются 37 муниципальных образований, причём, не только официальные наукограды, а также различные организации: ЗАТО, предприятия, университеты.

Целью Союза является содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала – наукоградов и академгородков, научных, образовательных, производственных и иных организаций и предприятий, учёных и специалистов для обеспечения устойчивого развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях на базе науки, образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего и дальнего зарубежья:

Городов, имеющих официальный статус наукограда Российской Федерации, пока только четырнадцать. Каждый из наукоградов имеет свое собственное лицо. Но у таких разных городов есть общая черта. Все они имеют научные традиции, мощную исследовательскую базу, квалифицированные кадры. В наукоградах живут и работают люди, благодаря которым наука, несмотря ни на какие сложности, остается одной из главных визитных карточек нашей страны. Наукограды - это сложившиеся элементы инновационной системы. Это города будущего.

Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

- авиа-, ракетостроение и космические исследования;

- электроника и радиотехника;

- автоматизация, машино- и приборостроение;

- химия, химическая физика и создание новых материалов;

- ядерный комплекс;

- энергетика;

- биология и биотехнология.

 

Таблица 2  – Наукограды Российской Федерации[69]

Название наукограда Области деятельности
Бийск современные виды оружия и обеспечение обороноспособности, медицина и фармацевтика, сельское хозяйство и угледобывающая промышленность, нефтепромышленность и т. д.
Обнинск области ядерной физики и энергетики, радиационной химии, геофизики, радиологии и метеорологии
Дубна ядерные исследования; физико-технические проблем; прикладная акустика; синтез сверхтяжелых элементов
Жуковский фундаментальные и прикладные исследования, опытные конструкторские разработки, а также производство и испытания новых образцов авиационной техники; испытания новейшей авиационной и аэрокосмической техники; разработка и испытание новейших систем управления вооружением мобильных ЗРК и современных самолетов-истребителей
Королев космическая промышленность; управление полетами,
Пущино биологический центр фундаментальных и прикладных исследований в области биофизики, биохимии, молекулярной и клеточной биологии, генной и клеточной инженерии, биофизики, фотобиологии и т.д.; разработки находят практическое применение в медицине, различных сферах промышленности, сельском хозяйстве
Реутов ракетно-космические комплексы различного назначения
Троицк ядерная физика, физика сверхпроводимости, оптики, технологий производства сверхтвердых материалов, термоядерный синтез, лазерная физика, физика элементарных частиц, атомного ядра, нейтринной астрофизики и физики космических лучей, медицинской физики
Фрязино центр радиоэлектронной промышленности страны. (радиолокационная аппаратура, СВЧ-приборы, аппаратура радиорелейной связи, хирургические и терапевтические лазерные установки и многое другое); развитие систем связи и телевидения, освоение космоса, создание высокоточного оружия, медицинских приборов и оборудования
Черноголовка химическая физика процессов горения и взрыва, физика конденсированных сред, микро- и наноэлектроника, медицина (дизайн лекарственных веществ), современное материаловедение, геология (разработка теоретических основ для поисков месторождений полезных ископаемых), физика высокотемпературной сверхпроводимости и др.
Протвино фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования в области электрофизики, ускорительной техники, сверхпроводимости и др., установок для лечения онкологических заболеваний.
Кольцово изучение фундаментальных особенностей конкретных вирусов на основе анализа их первичной структуры и прогнозирование возможности появления новых возбудителей вирусов, опасных для человека; молекулярная биология, вирусология и бактериология, эпидемиология, экология, генная инженерия.
Петергоф экология, информационные технологии, электроника, исследования физических полей земли, клеточной биологии и биологии развития; разрабатывается военная техника и оружие.
Мичуринск агропромышленного комплекса -  органическое производство важнейших продуктов питания, создаются продукты функционального назначения (диабетические, профилактические и лечебные, обогащенные витаминами, имеющие определенный кислотно-жировой состав)

Особые экономические зоны

 

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной следует понимать часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [70]

Цели создания особых экономических зон (ст. 3 Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ):

- развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики;

- развития туризма, санаторно-курортной сферы;

- развитие портовой и транспортной инфраструктур;

- разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов (рис. 13).

Типы особых экономических зон
Портовые
Туристско-рекреационные
Промышленно-производственные
Технико-внедренческие

 


Рис.13 – Типы ОЭЗ

 

    Критерии создания особых экономических зон определены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 27.03.2013):

- наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ, необходимых для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны;

- соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы; стратегии социально-экономического развития федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, документы долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.018 с.)