Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационная инфраструктура↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Учебное пособие
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 5 ГЛАВА 1: ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.. 6 1.1 Инновационная деятельность: понятие, роль в экономике и сдерживающие факторы.. 6 1.2 Государственное регулирование инновационной деятельности. 9 1.3 Инновационная инфраструктура: основные понятия и подходы.. 12 ГЛАВА 2: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 27 2.1. Бизнес-инкубаторы: понятие, эволюция, типовые услуги, виды.. 27 2.2 Технопарк: понятие, отличительные черты, цели, задачи, услуги. 40 2.3 Инновационно-технологические центры: понятие, основные особенности, услуги 48 2.4 Центры коллективного пользования оборудованием. 51 ГЛАВА 3: ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 60 ГЛАВА 4: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.. 64 ГЛАВА 5: КАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 70 ГЛАВА 6: ФИНАНСОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 74 6.1 Выбор источников финансирования в зависимости от этапа развития инновационного проекта. 74 6.2 Гранты как источник финансирования инновационной деятельности на «посевной стадии». 76 6.3 Венчурное финансирование: понятие, основные этапы развития. 83 6.4 Основы функционирования венчурных фондов. 86 6.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. 88 6.6 Венчурное финансирование в РФ.. 89 6.7 Роль лизинга в инновационной деятельности. 91 ГЛАВА 7: СБЫТОВАЯ ПОДСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 96 7.1 Основные функции и ключевые элементы сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры.. 96 7.2 Инновационная выставка: понятие, основные участники этапы подготовки к участию 101 7.3 Управление выставочной деятельностью инновационного предприятия 107 ГЛАВА 8: НАУКОГРАДЫ И ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.. 114 8.1 Наукограды.. 114 8.2 Особые экономические зоны.. 123 ГЛАВА 9: ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 133
ВВЕДЕНИЕ Проблема управления инновациями на сегодняшний день многоаспектна. Она включает не только вопросы планирования, проектирования, организации инновационной деятельности хозяйствующими субъектами, но также и вопросы государственного регулирования инновационных процессов, создания и функционирования инфраструктурных объектов, осуществляющих поддержку для предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность. Дисциплина «Инновационная инфраструктура» способствует формированию у студентов представлений о деятельности основных организационных элементов инновационной инфраструктуры, их создании и трансформации в зависимости от особенностей территориальных проблем инновационной сферы. Изучение дисциплины способствует развитию у студентов представлений о формах и способах взаимодействий основных участников инновационной деятельности; навыков взаимодействия с элементами инновационной инфраструктуры в процессе реализации инновационных проектов. В данном учебном пособии систематизированы теоретические подходы к пониманию сущности категории «инновационная инфраструктура», обобщен опыт практической деятельности ключевых объектов инновационной инфраструктуры, таких как технопарковые структуры (бизнес-инкубаторы, технопарки), центры коллективного пользования оборудованием, центры трансфера технологий, информационно-аналитических центров, центры инноваций, государственные и частные венчурные фонды и др. При написании пособия ставилась цель обобщить мировую, отечественную и региональную практику деятельности объектов инновационной инфраструктуры, довести до студентов широкий спектр фундаментальных понятий, методических подходов и приемов, накопленных теорией практикой в данной области. Виды бизнес-инкубаторов: На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие классификационные признаки бизнес-инкубаторов: - по целям создания; - по спонсору; - по профессиональной ориентации; - по степени самостоятельности; -
Рис. 3 – Классификация бизнес-инкубаторов Бизнес-инкубаторы экономического развития – бизнес-инкубаторы, которые создаются государственными или муниципальными органами власти в целях стимулирования экономического развития экономики, создания новых рабочих мест, расширения экономической базы. Бизнес-инкубаторы коммерциализации технологий – бизнес-инкубаторы, которые создаются университетами для коммерциализации результатов научно-исследовательских работ. Бизнес-инкубаторы для получения дохода – бизнес-инкубаторы, которые создаются дляполучения прибыли от аренды помещений и предоставления услуг и/или от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий. Правительственные – бизнес-инкубаторы, которые, создаются с целью экономического развития территорий. Университетские – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в коммерциализации научных разработок, новых технологий и ноу-хау. Частные и коммерческие – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в получении прибылей от инвестиций в МИПы и в развитии на их базе технологических и прочих инноваций, а также в получении прибыли от недвижимости – коммерческих и производственных площадей. Смешанное спонсорство – бизнес-инкубаторы, которые объединяют усилия правительственных организаций, независимых агентств экономического развития, коммерческих компаний, их деятельность направлена на достижение различных целей. Универсальные, или смешанного использования – бизнес-инкубаторы, рассчитанные на общее развитие рынка. Технологичные или инновационные – бизнес-инкубаторы, которые создаются при крупных университетах и служат целям коммерциализации научных разработок вузов и создания на их базе новых продуктов и технологий. В этом случаем МИПы имеют возможность используя научно-технический потенциал вуза, его научные кадры и материальную базу, овладеть технологией создания новшеств, получить опыт предпринимательской деятельности, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий, снизить затраты на проведение научных исследований. Производственные – бизнес-инкубаторы, которые объединяют под своей крышей МИПы определенной производственной ориентации, предоставляя им возможность совместно использовать то или иное технологическое оборудование, каналы сбыта и т.п. Бизнес-инкубаторы сферы услуг – бизнес-инкубаторы, которые объединяют малые предприятия и предпринимателей, занятых оказанием тех или иных услуг населению. Бизнес-инкубаторы для микро предприятий создаются в отсталых районах, где остро стоят проблемы безработицы, чтобы оказать поддержку индивидуальным предпринимателям или маленьким семейным фирмам в открытии и развитии своего дела. Бизнес-инкубаторы со специальным уклоном – бизнес-инкубаторы, работающие с социальными меньшинствами и женщинами-предпринимателями. Самостоятельные – бизнес-инкубаторы, которые создаются как самостоятельные предприятия, они могут выделять в своей структуре отдельные независимые подразделения или сотрудничать с другими, внешними организациями и агентствами поддержки предпринимательства, но сохраняют при этом организационную самостоятельность. Встроенные – бизнес-инкубаторы, входящие в состав университетов, технопарков, научных парков, исследовательских, промышленных, учебных, бизнес-центров, крупных корпораций и пр. Инкубаторы подобного типа порой не ставят целью окупаемость своей деятельности, их основная задача – осуществить первоначальный отбор и тестирование команд предпринимателей и бизнес-проектов для последующего развития в рамках большей структуры. Стационарные – бизнес-инкубаторы, которые предоставляют как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки предприятий. Виртуальные – бизнес-инкубаторы, которые не предоставляют офисные помещения предпринимателям, вместо этого играют роль диспетчерского центра (системы объединения), способствуя налаживанию контактов между предпринимателями, инвесторами, специалистами, потребителями; осуществляет информационную и консалтинговую поддержку клиентов, через модем организуется доступ к базам данных, где они самостоятельно могут вести поиск дополнительных ресурсов, и доступ к сети Интернет. Как показывает мировой опыт клиентами бизнес-инкубатора могут быть: - начинающие предприниматели/компании; - технологичные компании - выходцы из университетов или научных лабораторий (spin-off); - малые предприятия, образованные в результате сокращения/реструктуризации крупных компаний; - первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе; - филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах; - устойчивые малые предприятия с опытом работы (обычно работает до пяти сотрудников), которые могут продолжать или расширять свой бизнес; - сервисные компании, обслуживающие клиентов бизнес-инкубатора (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые). На рисунке 4 показаны основные этапы бизнес-инкубирования.
Рис.4 - Этапы бизнес-инкубирования Отбор МИПов для размещения в бизнес-инкубаторе должен осуществляться компетентными экспертами как работающими в бизнес-инкубаторе, так и привлекаемыми извне. При отборе учитываются следующие критерии: - технологически обоснованный продукт или услуга; - наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором отражены условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы; - организационная структура МИПа: область бизнеса, схемы строения организации, количество сотрудников; - основатели МИПа – новички или опытные предприниматели: предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку; - стадия развития компании: «концептуальная», «выживание», «экспансия», «процветание»; - уровень менеджмента – участие и влияние в компании опытных менеджеров; - связи и контакты с потребителями, кредиторами и стратегическими партнерами. По заказу Европейской комиссии была разработана методика оценки эффективности бизнес-инкубаторов «Benchmarking of Business Incubators»[21]. Методика основана на принципах бенчмаркинга, при котором эталоном для сравнения выступают показатели деятельности лучших, по мнению экспертов, организаций, занимающихся «выращиванием» наукоемкого бизнеса. Так, эффективность бизнес-инкубаторов оценивается по пяти ключевым индикаторам: - финансовая эффективность – соотношение полученных результатов с затратами в стоимостном выражении; - степень достижения цели – выявление целей учредителей бизнес-инкубатора, которые были или не были достигнуты по мере его функционирования; - степень влияния на региональное развитие – выявление тех результатов, которые являются значимыми для развития региона; - полезность – выявление тех услуг, которые удовлетворяли потребностям бизнес-компаний; - жизнеспособность, устойчивость – востребованность и финансовая устойчивость организации, степень зависимости от колебаний внешней среды. Представленные 5 индикаторов включают множество показателей, сгруппированных по принципу «черного ящика» (вход и выход). Один из первых бизнес-инкубаторов в России был создан в 1996 г. в Зеленограде. В целом опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на его создание. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе. На сегодняшний день, по данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, в Российской Федерации создано и функционирует порядка 180 бизнес-инкубаторов как самостоятельных, так и встроенных, большинство из которых сконцентрировано на территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.[22] Наиболее известными и успешно функционирующими бизнес-инкубаторами в РФ являются:[23] 1. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (открыт – 1 декабря 2006 г.) Ключевые факторы успеха бизнес-инкубатора: разнообразие программ, лаборатория бизнеса, социальное предпринимательство, летний образовательный лагерь, английский разговорный клуб. В год через бизнес-инкубатор проходит около полусотни проектов, 4-6 проектов выигрывает конкурсы и становится резидентом. Финансируется деятельность бизнес-инкубатора как структурное подразделение ГУ-ВШЭ. 2. Бизнес-инкубатор «Ингрия», открытый в декабре 2008 года на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-Петербурге по инициативе администрации Санкт-Петербурга. Ключевым фактором успеха являются большие площади бизнес-инкубатора около 2400 кв. м, 190 рабочих мест. Услугами бизнес-инкубатора являются сопровождение проектов, в том числе лоббирование во властных структурах, система экспертизы проектов, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, помощь в организации производства, использование партнерской сети. Резидентами бизнес-инкубатора стали 40 инновационных проектов. 3. Бизнес-инкубатор МГУ, открытый в начале 1990-х. Ключевые факторы успеха: поддержка Британского совета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Начиная с 2004 года запущена программа «Формула успеха», на которую ежегодно отбирается порядка 70-80 человек и 20 проектов, из которых на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год инкубатор выпускает 5 жизнеспособных проектов. 4. Инкубатор РЭУ им. Плеханова, открытый в июне 2009 года. Ключевой фактор успеха – тесное сотрудничество с частными и корпоративными инвесторами, технопарками (среди которых «Система-Саров»), а также с инкубаторами физико-технических вузов (договоренность о работе по схеме: специалисты + экономисты из РЭУ = команда). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора относят продвижение услуг и продукции стартапов, маркетинговая и исследовательская деятельность, проведение опросов и экспертиз, внедрение в учебный процесс университета инновационных образовательных технологий, прошедших апробацию в РЭУ. Ежегодно инкубатор объединяет вокруг себя 40-45 проектов. За полтора года выпущено 6 стартапов, три из которых уже получают прибыль. 5. Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, открытый 27 мая 2010 года. Ключевой фактор успеха – встречи с лидерами индустрии (например, с менторами Кремниевой долины). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора можно отнести организацию сессий для привлечения потенциальных инвесторов, финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях, оплата патентования и регистрации юридического лица, финансирование исследований.
Типы выкупов. 1.В случае если компания выкупается ее собственными управляющими (что случается довольно часто), инвестиция относится к числу так называемых «выкупов управляющими» (management buyout, или МВО). 2. Новая управляющая команда, желающая купить компанию, приходит со стороны, такую инвестицию можно отнести к числу «выкупов внешними управляющими» (management buyin, или MBI). При выкупе значительная часть требуемого финансирования часто предоставляется в долг банкирами и другими кредиторами в форме разного рода долговых бумаг, по крайней мере, часть из которых обычно обеспечена за счет активов вновь образованной компании. Если доля заемных средств особенно велика, такой выкуп называется «выкупом с использованием заемных средств» (leveraged buyout, или LBO).
Фонд «Евразия» Фонд «Евразия» был основан в 1993 г. с целью содействия развитию демократических и рыночных институтов в двенадцати Новых Независимых Государствах (ННГ) бывшего Советского Союза. Основным средством для достижения этой цели являлась программа малых грантов, которая быстро и гибко отвечала потребностям организаций в ННГ. В дополнение к программе предоставления малых грантов Фонд также осуществлял руководство целевыми программами в тех тематических направлениях, где достижение целей Фонда требовало большей концентрации усилий. К концу 2004 г. фонд «Евразия» свернул в России свою деятельность. Его миссию продолжил новый фонд, о котором было заявлено в ноябре 2004 г., - Фонд «Новая Евразия» (ФНЕ), созданный как партнерский проект России, США и Европы. Основные задачи нового Фонда - поддержка и укрепление гражданского общества в России, а также содействие ингеграции страны в мировое сообщество. Соучредителями «Новой Евразии» выступили: российский фонд «Династия» (основатель Дмитрий Зимин, почетный президент ОАО «Вымпелком»), европейский фонд «Мадарьяга» (президент Хавьер Солана, Верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности) и американский фонд «Евразия» (президент Уильям Мейнз). Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) В 1995 г. в России начало свою работу представительство Института «Открытое общество» (до этого благотворительная деятельность Джорджа Сороса в России проводилась через Международный фонд «Культурная инициатива» и Международный научный фонд). Часть его программ инициирована офисами Института в Нью-Йорке и Будапеште. Это программы Центрально-Европейского университета, программа «Восток-Восток», программы Центра современного искусства Сороса и ряд других. Помимо этого Институт «Открытое общество» в России разрабатывает и осуществляет национальные программы. Приоритеты благотворительной деятельности на территории России определяет Наблюдательный совет, в который входят видные представители российской науки и культуры, поддерживающие цели и задачи Института «Открытое общество». Наукограды В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации» под наукоградом следует понимать муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.[68] Для присвоения статуса наукограда муниципальному образованию должны выполняться следующие критерии: - муниципальное образование, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования; - численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования; - объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении должен составлять не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, должна составлять не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы; - в научно-производственный комплекс муниципального образования должны входить юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования: научные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации; организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона. Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса. Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда. В соответствии с указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, и перечня критических технологий Российской Федерации» к приоритетным относятся следующие направления: - безопасность и противодействие терроризму; - индустрия наносистем; - информационно-телекоммуникационные системы; - науки о жизни; - перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; - рациональное природопользование; - транспортные и космические системы; - энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Порядок рассмотрения предложений о присвоении статуса наукограда муниципальному образованию утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 681. В соответствии с п. 2 настоящего Постановления предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации вносится в Министерство образования и науки Российской Федерации главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом готовится следующий пакет документов: - решение представительного органа муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о целесообразности развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации; - перечень и характеристика организаций, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав научно-производственного комплекса муниципального образования; - справка органа местного самоуправления муниципального образования о соответствии научно-производственного комплекса муниципального образования критериям присвоения статуса наукограда Российской Федерации, определяемом согласно статье 2.1 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»; - перечень приоритетных для муниципального образования направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации; - программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включающая характеристику уровня научно-технического (инновационного) потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса, и стратегий его эффективного использования при достижении заявленных целей и задач развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации, а также контрольные показатели развития наукограда в период реализации программы; - пояснительная записка с обоснованием целесообразности присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации, включая финансово-экономическое обоснование принимаемого решения, и описанием его возможных последствий; - заключение экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Порядок действий Министерства образования и науки представлен на рис. 12.
Рис. 12 - Порядок присвоения статуса наукограда
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»). Из истории: слово «наукоград» вошло в обиход сравнительно недавно, в 1990-х годах, хотя родились города науки гораздо раньше. После войны необходимо было как можно быстрее создавать и ядерное оружие, и ракетную технику, и авиацию. Именно в это время в Советском Союзе начали развиваться поселения, где были сконцентрирована интеллектуальная элита страны. А в 1991 году был создан «Союз развития наукоградов России». Статус наукограда впервые был присвоен в 2000 году – его получил город Обнинск. Термин наукоград был введён впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения «Союз развития наукоградов» для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности. В 1996 году движение Союз развития наукоградов был воссоздано в форме некоммерческого партнерства «Союз развития наукоградов России». Членами Союза являются 37 муниципальных образований, причём, не только официальные наукограды, а также различные организации: ЗАТО, предприятия, университеты. Целью Союза является содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала – наукоградов и академгородков, научных, образовательных, производственных и иных организаций и предприятий, учёных и специалистов для обеспечения устойчивого развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях на базе науки, образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего и дальнего зарубежья: Городов, имеющих официальный статус наукограда Российской Федерации, пока только четырнадцать. Каждый из наукоградов имеет свое собственное лицо. Но у таких разных городов есть общая черта. Все они имеют научные традиции, мощную исследовательскую базу, квалифицированные кадры. В наукоградах живут и работают люди, благодаря которым наука, несмотря ни на какие сложности, остается одной из главных визитных карточек нашей страны. Наукограды - это сложившиеся элементы инновационной системы. Это города будущего. Выделяется семь основных специализаций наукоградов России: - авиа-, ракетостроение и космические исследования; - электроника и радиотехника; - автоматизация, машино- и приборостроение; - химия, химическая физика и создание новых материалов; - ядерный комплекс; - энергетика; - биология и биотехнология.
Таблица 2 – Наукограды Российской Федерации[69]
Особые экономические зоны
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной следует понимать часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [70] Цели создания особых экономических зон (ст. 3 Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ): - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики; - развития туризма, санаторно-курортной сферы; - развитие портовой и транспортной инфраструктур; - разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов (рис. 13).
Рис.13 – Типы ОЭЗ
Критерии создания особых экономических зон определены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 27.03.2013): - наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ, необходимых для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны; - соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы; стратегии социально-экономического развития федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, документы долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных об
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.018 с.) |