Основные функции и ключевые элементы сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции и ключевые элементы сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры



 

Как отмечает Г.В. Шепелев в статье «Проблемы развития инновационной инфраструктуры»[61],  одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система, при этом в силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции.

Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Эта проблема актуальна и при выходе предприятий на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом российских предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.

В связи с этим, в современных условиях возрастает роль сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры, которая представляет собой действенную систему продвижения наукоемкой продукции предприятий на внутренний и мировые рынки.

Таким образом, ключевой задачей сбытовой подсистемы инновационной инфраструктуры является маркетинг инноваций и обеспечение сбыта наукоемкой продукции. Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются внешнеторговые объединения, специализированные торговые объединения.

Так, например, одним из ключевых элементов сбытовой подсистемы в РФ выступает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). Становление ТПП в РФ связывают с началом XX века, когда в условиях неоспоримого и постоянно растущего вклада предпринимателей в процесс экономической модернизации России, вопрос о создании совещательных торгово-промышленных учреждений стал постепенно переходить в практическое русло. 29 декабря 1910 года было утверждено Положение о Российской Экспортной палате. Кроме Российской экспортной палаты в предвоенные годы появилось более 10 подобных организаций. Среди них Русская торговая палата при посольстве в Париже, Русско-Американская торговая палата, Российская импортная палата, Русско-Британская торговая палата. Они активно защищали интересы российских предпринимателей и содействовали экономическому сближению России с другими государствами. В марте 1910 года был подготовлен проект закона «О введении торгово-промышленных палат в России», но только 6 октября 1917 года Временным правительством было утверждено Положение «О Торгово-промышленных палатах». В нем были определены основные цели, задачи и полномочия торгово-промышленных палат в России, которые оставались практически неизменными на протяжении всего советского периода развития экономики России.[62]

Состоявшийся в 1988 году последний в истории ТПП СССР съезд принял решения, которые в значительной степени затронули все направления деятельности и структуру Палаты, существовавшей в стране к этому времени уже более 50 лет. Утвержденный съездом новый Устав давал право создавать региональные отделения и ТПП на территории союзных республик, в том числе в РСФСР.

В учредительном съезде ТПП России 19 октября 1991 года участвовало 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. В этот период была заложена организационная основа современной системы торгово-промышленных палат России. Важным шагом стало подписание 18 марта 1993 года Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». После он был доработан и в июле 1993 года принят Верховным Советом РФ в виде закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». 14 декабря 2001 года на IV съезде ТПП РФ принята обновленная концепция деятельности и пересмотрен Устав ТПП РФ, определены основные задачи Палаты на перспективный период, уточнены принципы взаимоотношений в системе ТПП России.

Сегодня миссия системы ТПП РФ – содействие развитию экономики Российской Федерации путем создания благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Для осуществления поддержки предпринимателям в области инноваций в структуре ТПП РФ созданы и функционируют комитеты и советы:

- по инвестиционной политике;

- по государственно-частному партнерству;

- по научно-техническим инновациям и высоким технологиям;

- по содействию модернизации и технологическому развитию России;

- экспертный совет по технологической оценке инвестиционных проектов.

В сфере продвижения инновационной продукции на российских и мировых рынка ТПП РФ реализует следующие функции.[63]

1. Консультации по вопросам выставок, ярмарок, конгрессов, деловых миссий, презентаций:

- консультирование о целесообразности участия в выставках;

- консультирование по проведению и участию в выставках и конгрессах, проводимых в России и за рубежом).

2. Организация и проведение выставок (показов, основная цель которых состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив):

- информационно-рекламная поддержка выставки;

- компоновка выставочного оборудования, мобильных стендов;

- организационная и информационная поддержка выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в России и за рубежом;

- организация деловой программы в рамках проводимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий;

- организация рекламных и презентационных мероприятий в рамках проведения выставок, ярмарок, конгрессов;

- организация таможенного оформления и декларирования выставочного груза, вывозимого за пределы Российской Федерации;

- организация участия в выставках регионального, межрегионального, национального и международного уровней;

- патронаж;

- подбор выставок по указанной тематике;

- подготовка концепции выставок, презентаций, форумов с зарубежными и российскими партнерами;

- предоставление информации об условиях участия в международных выставках за рубежом;

- предоставление информации по выставкам и ярмаркам, проводимым в различных регионах России и за рубежом, привлечение посетителей на в выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятиях;

- проведение конкурсов в рамках выставок;

- проведение рекламных кампаний, предваряющих выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия;

- разработка проектов по застройке и оформлению выставки

- формирование коллективных экспозиций на национальных и международных выставках;

3. Организация и проведение деловых миссий – мероприятий, направленных на оказание поддержки бизнесу в сфере поиска партнёров:

- организация в рамках проводимых бизнес-миссий посещений предприятий по профильным направлениям деятельности;

- организация деловой миссии;

- организация и проведение зарубежных торгово-экономических миссий под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

- организация торгово-экономических миссий, приуроченных к выставочно-ярмарочным и конгрессным мероприятиям в России и за рубежом;

- организация участия в международных и российских выставках и ярмарках, а также в международных мероприятиях;

- содействие в организации деловых миссий представителей российского предпринимательского сообщества за рубеж.

4. Организация и проведение презентаций:

- экономического, промышленного и инвестиционного потенциала субъекта Федерации;

- компаний, товаров, услуг в России;

- компаний, товаров, услуг за рубежом.

5. Организация и проведение форумов и конгрессов:

- организация презентаций, конференций и семинаров;

- привлечение участников на форумы и конгрессы;

- создание концепции, программы проводимых мероприятий.

6. Организация и проведение ярмарок (ежегодно повторяющихся распродаж товаров).

 

7.2 Инновационная выставка: понятие, основные участники этапы подготовки к участию

В системе управления инновациями выставочная деятельность представляет собой инструмент, специализированную функцию, которая направлена на использование потенциала промышленных выставок для повышения экономической эффективности организации.[64]

К отличительным особенностям современных выставок можно отнести.

1. Расширяется спектр функций выставок: с помощью демонстрации продукции предприятия-экспоненты стремятся информировать потребителей о технологических новинках, опытных и промышленных образцах с целью изучения коммерческих перспектив новаций и выработки эффективной сбытовой политики;

2. Современные промышленные выставки характеризуются: большим масштабом предложений (не только готовые продукты, но и идеи, базы данных и т.д.); разнообразным составом посетителей, в число которых входят потенциальные потребители, специалисты фирм-конкурентов, представители органов государственного и муниципального управления, часть населения;

3. Выставки как инструмент предпринимательской коммуникации предоставляет высококачественное средство, обеспечивающее одновременное распространение и получение широкого спектра экономических, технических и коммерческих сообщений при их относительно доступной стоимости (особенно эффективны в этом смысле отраслевые выставки, посвященные какой-либо области техники или науки – здесь создаются условия для доведения до сведения аудитории в течение которого периода времени (двух-четырех дней) значительного объема информации).

4. Возможность познакомиться с новым продуктов, увидеть его в «работе», получить от специалистов исчерпывающую информацию технического, технологического, коммерческого характера, которую впоследствии от торговых агентов узнать будет затруднительно. Экспонент тем самым достигает максимального психологического эффекта воздействия своей рекламы, повышает доверие к помещаемым в его проспектах и иных рекламных материалах техническим характеристикам товара. Кроме того, для посетителя создается возможность сравнить однородную продукцию, рекламную литературу, получить новое знание об уровне развития данной техники (товара вообще), ближайших перспективах торговли. Таким образом, с точки зрения экспонентов, выставка - это один из способов конкурентной борьбы, а также представления, оповещения потребителей о появлении новинок.

5. Представленные экспонаты, информационные материалы, общение персонала, работающего на стенде, с посетителями, другими экспонентами, персоналом выставочного общества могут послужить толчком к генерированию новых идей и нововведений.

Промышленные выставки, таким образом, служат социально-экономическим индикатором состояния дел в конкретных отраслях, инструментом прогнозирования конъюнктурных изменений, социальным явлением с экономическим, политическим и культурным подтекстом.

Выставка – самая сложная форма маркетинга, которая включает все его инструменты. Преимущества выставочной деятельности для предприятия перед другими видами коммуникаций состоят в следующем:

- спрос и предложение сконцентрированы во времени на ограниченном пространстве, на котором представлена вся отрасль и сопутствующие производства;

- реализована возможность установления взаимоотношений с производителями взаимодополняющих благ, субподрядчиками и поставщиками всех видов ресурсов в том числе консалтинговых и научно-технических;

- осуществляется эффективная поддержка действий собственных торговых агентов и поиск новых.

Выставки приводят в движение значительные капиталы, формируют тенденции развития отрасли, устанавливают жесткие стандарты качества, создают новые рабочие места.

В последнее десятилетие часть выставок носит инновационный характер. Особенность инновационных выставок заключается в разнообразии их участников.

1. Руководящие структуры органа государственной власти представляют государственную политику в регионах и отраслях, реальные проблемы и информацию о практической деятельности посредством:

- публикаций в материалах выставки;

- пресс-конференций руководителей и специалистов;

- совместного заседания представителей крупного бизнеса и территориальных органов управления;

- научно-практических конференций и семинаров с участием органов власти, научных организаций, предприятий, учреждений образования;

- заседания специализированных советов в системе территориального или отраслевого управления.

2. Промышленные предприятия:

- представляют широкий спектр разнообразной продукции (машины и оборудование, приборы и технические изделия, материалы, технологические процессы и т.д.);

- дают информацию о предоставляемых услугах по ремонту, проведению испытаний, обслуживанию, инженерному сопровождению модернизации техники и обучению персонала, проектированию и т.д.;

- демонстрируют имеющийся научно-технический, инновационный, производственный потенциал, уровень ведения бизнеса, деловую репутацию, заинтересованность в сотрудничестве.

3. Научные и проектно-конструкторские институты демонстрируют:

- результаты своих исследований и разработок в виде разнообразной научно-технической продукции (как готовые к работе установки, оборудование, приборы, материалы, вещества и т.д., изготовленные в опытном производстве, так и в форме информационного продукта) возможности научно-технического сотрудничества (патентные материалы);

- свои возможности по созданию новой продукции для промышленных предприятий;

- информацию о предоставляемых услугах;

- имеющийся научно-технический потенциал в целях поиска партнеров (инвесторов).

1. Организации образовательной сферы представляют программы и методики подготовки и переподготовки, а также свои возможности в политико-культурной сфере, в формировании базовых ценностей социума.

2. Организации, представляющие смежные или другие отрасли и сферы деятельности и реализующие стратегию диверсификации, показывают свои возможности и заинтересованность во взаимодействии и сотрудничестве.

3. Различного рода общественные организации (фонды), содействующие и патронирующие отдельные направления деятельности также представляют свою деятельность и возможности сотрудничества на нестандартных условиях и принципах.

Можно выделить следующие классификационные признаки выставок (Рис. 10):

- по частоте проведения;

- по масштабу;

- по месту расположения;

- по виду предложений экспонентов;

- по целям организации;

- по видам посетителей.


 

 

ТИПЫ ВЫСТАВОК
По частоте проведения
периодические (каждые три года)
ежегодные
сезонные
ежегодные
По масштабу
региональные
межрегиональные
национальные
международные  (доля иностранных участников – не менее 10-15%)
всемирные
По месту расположения
передвижные
стационарные
По виду предложений
универсальные
отраслевые
выставки потребительских товаров
По целям организаций
торговые
промышленные
инновационные
По видам посетителей
публичные
профессиональные

 


Рис. 10 – Типы выставок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.037 с.)