Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование инновационной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование инновационной деятельности представляет собой комплекс целей, методов и инструментов воздействия государственных структур на экономику и ее хозяйствующие субъекты связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационной деятельности. Основные функции государства в регулировании инновационной деятельности: - создание правовой базы инновационной деятельности; - координация инновационной деятельности - определение стратегических ориентиров, содействие кооперации и взаимодействию различных организаций, создание единого технологического пространства, смягчение цикличности и т.п.; - аккумулирование средств на научные исследования и инновации (бюджет, целевые фонды и т.п.). - стимулирование инновационной деятельности - поощрение конкуренции, финансовые субсидии и льготы хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность; - кадровое обеспечение инновационной деятельности - корректировка образовательных стандартов, система повышения квалификации и т.п.; - формирование научно-инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, научные и технологические центры, технопарки, технополисы, наукограды т.п.; - институциональное обеспечение инновационной деятельности - создание государственных организаций, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора; содействие созданию новых инновационных структур – ФПГ, МИП и т.п.; - регулирование социальной и экологической направленности инновационной деятельности; - повышение общественного статуса инновационной деятельности - пропаганда научно-технических достижений; поощрение и защита инноваторов; - регулирование региональных инновационных процессов - преференции отдельным регионам, рациональное размещение научного потенциала в стране; - регулирование международных аспектов инновационной деятельности - стимулирование международной кооперации, регулирование международного трансферта инноваций.[4] Методы государственного регулирования инновационной деятельности можно разделить на прямые (непосредственно инициирующие и регулирующие инновационную деятельность) и косвенные (создающие благоприятные условия для инноваций). (рис. 1)
Рис. 1 – Методы государственного регулирования инновационной деятельности Важнейшей задачей государства также является создание национальной инновационной системы (НИС), объединяющей отдельных предпринимателей, фирмы и государство во взаимосвязанную систему, эффективная работа которой обеспечивается определённым набором институциональных факторов. Национальную инновационную систему можно рассматривать в двух аспектах: – как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы); – как комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационную деятельность хозяйствующих субъектов и имеющих национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Место и роль инновационной инфраструктуры представлены на рис.
Рис. – Место и роль инновационной инфраструктуры в НИС[5] НИС формируется под влиянием множества объективных факторов, таких как размер страны, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности в каждой стране. Общая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментальных знаний и комплексе технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС: бóльшая или мéньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности. 1.3 Инновационная инфраструктура: основные понятия и подходы Термин «инфраструктура» (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) переводится как основание, фундамент. Этимологически «инфраструктура» обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к высшей функциональной системе, к которой они относятся. Следовательно, инфраструктуру целесообразно рассматривать, прежде всего, как подсистему, поддерживающую жизнедеятельность основной функциональной подсистемы, к которой она относится. В экономическую науку термин «инфраструктура» был перенесен из военного лексикона, где изначально использовался для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В конце 1940-х годов под «инфраструктурой» в западных странах стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. С переходом стран на инновационный путь развития в оборот вводится термин «инновационная инфраструктура». На сегодняшний день существуют различные подходы к определению сущности и содержания такой категории, как «инновационная инфраструктура». - системный; - комплексный; - структурно-функциональный. Большинство авторов на сегодняшний день при раскрытии содержания инновационной инфраструктуры пользуются преимущественно системным подходом. В основе системного подхода лежит рассмотрение инновационной инфраструктуры как системы. (Уланова Ж.Ю., Кортов В.С., Чистякова Н.О. и др.). При этом ряд исследователей в рамках системного подхода раскрывают содержание инновационной инфраструктуры достаточно узко. Так, например, А.В. Сурин, О.П. Молчанова под инновационной инфраструктурой понимают «множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам».[6] При этом авторы полагают, что основная задача институтов инновационной инфраструктуры – гармонизация взаимосвязей между четырьмя основными типами рынков: «рынками инноваций как объекта интеллектуальной собственности, рынками инновационного капитала (под инновационным капиталом понимается капитал, связанный с финансированием инновационной деятельности и рынком ценных бумаг высокотехнологичных компаний), рынками инновационной продукции и рынками услуг по поддержке и сопровождению инновационной деятельности». В.С. Кортов под инновационной инфраструктурой понимает «сеть взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности». В.Б. Юшков, например, определяет инновационную инфраструктуру как «совокупность финансовой, информационной, маркетинговой, патентно-лицензионной, лизинговой и прочих сервисных систем».[7] На сегодняшний день существуют и более широкие трактовки содержания инновационной инфраструктуры. Так, например, Уланова Ж.Ю. в диссертационном исследовании определяет инновационную инфраструктуру как «систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса».[8] Чистякова Н.О., раскрывая содержание инновационной инфраструктуры, уделяет особое внимание влиянию инновационной инфраструктуры на инновационные процессы, протекающие в регионе. «Инновационная инфраструктура – подсистема региональной инновационной системы, представленная в виде совокупности определенных организаций, способствующая развитию инновационного бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла, а также реализации инновационного процесса в регионе».[9] Таким образом, рассмотрение региональной инновационной инфраструктуры как системы акцентирует, прежде всего, внимание не на отдельных ее элементах (организациях), а на отношениях между этими элементами (организациями) инновационной инфраструктуры, что придает системе дополнительное качество, суть которого заключается в том, что целое взаимосвязанных частей, т.е. инновационная инфраструктура в целом обладает такими свойствами, которых нет у составляющих его частей по отдельности. Характеризуя инновационную инфраструктуру как систему, авторы учитывают основные принципы системного подхода: целостность, совместимость элементов целого, функционально-структурное строение целого, развитие, структуризация, множественность. Целостность проявляется в выделении инновационной инфраструктуры целостным образованием, т. е. отграничении ее от других явлений, от внешней среды. В то же время инновационная инфраструктура, по мнению авторов, является подсистемой для систем вышестоящих уровней – региональной, национальной (федеральной) и международной, а каждый из её элементов может рассматриваться, в свою очередь, тоже в качестве системы (подсистемы). Следующий принцип проявляется в том, что инновационная инфраструктура может существовать в качестве целого только тогда, когда совместимы между собой составляющие ее элементы. Именно совместимость элементов и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках инновационной инфраструктуры. В частности, авторами выделяются различные элементы – подсистемы инновационной инфраструктуры. Так, например, А.В. Сурин, О.П. Молчанова выделяют три основные подсистемы инновационной инфраструктуры – это: - технопарковые структуры; - финансовые институты; - кооперационные связи между субъектами инновационной системы. Ж.Ю. Уланова также выделяет три базовых элемента инновационной инфраструктуры: - производственно-технологическая подсистема; - система венчурного предпринимательства; - информационная подсистема. В.С. Кортов выделяет следующие базовые элементы инновационной инфраструктуры: - научно-исследовательские институты и университеты – подсистема генерации знаний; - производственно-технологическое, финансовое, информационное, кадровое, консалтинговое обеспечение. Принцип функционально-структурного строения целого проявляется в характеристике функционального содержания каждого из элементов инновационной инфраструктуры. Различные авторы выделяют различные функции элементов региональной инновационной инфраструктуры. Так, например, А.В. Сурин, О.П. Молчанова выделяет следующие функции базовых подсистем: - технопарковые структуры - обеспечивают развитие производственно-технологической, информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности; - финансовые институты - обеспечивают непрерывность финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла; - кооперационные связи между субъектами инновационной системы – формирование региональных инновационных кластеров, создание благоприятных условий для частно-государственного партнерства в инновационной сфере, интеграция науки и образования. Ж.Ю. Уланова выделяет следующие функции подсистем инновационной инфраструктуры: - производственно-технологическая подсистема - вовлечение отечественного научно-технического потенциала по приоритетным отраслям современной науки в экономические процессы и привлечение дополнительных средств в дальнейшее развитие этих отраслей путем коммерческой реализации научных разработок, активизация инновационных процессов по широкому спектру технологических направлений; - система венчурного предпринимательства – финансирование инновационной деятельности; - информационное подсистема (информационно-аналитический центра инновационной деятельности) - сбор, обработка, анализ и предоставление всем заинтересованным субъектам инновационной деятельности информации инновационного характера, а также пропаганда идеи инновационного развития в обществе посредством подготовки и размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации. В.С. Кортов выделяет две основные функции подсистем инновационной инфраструктуры:[10] - генерация знаний - научно-исследовательские институты и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований рождается востребованная на рынке инновационная продукция; - коммерциализация разработок - организации, обеспечивающие продвижение новой продукции на рынок и оказывающие производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги. Как любая система инновационная инфраструктура находится на определенном уровне и этапе развития. Развитие инновационной инфраструктуры характеризуется стадийностью: сначала она зарождается, потом формируется, развивается, достигает зрелости, равновесия, а затем «стареет» и, наконец, трансформируется. Каждая стадия имеет свои качественные параметры, причем от стадии к стадии повышается степень сбалансированности внутреннего строения, сопряженности функционирования и организации всех элементов системы. Достигнув расцвета, инновационная инфраструктура начинает постепенно трансформироваться. Все это выступает предвестником смены системных факторов регионального развития, перехода на качественно иную основу территориальной организации общества. Структуризация инновационной инфраструктуры позволяющей анализировать элементы системы и их взаимосвязи. Причем процесс функционирования инновационной инфраструктуры обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов – субъектов и объектов инновационной деятельности, сколько свойствами самой структуры. Множественность – в использовании множества экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и инновационной инфраструктуры в целом. Системный подход для исследования содержания инновационной инфраструктуры позволяет выявлять и оперировать свойствами инновационной инфраструктуры, отсутствующих у ее элементов, и являющихся следствием их взаимодействия. На основе системного подхода появляется возможность обосновать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью. При комплексном подходе (Ширяев А.В., Балакирева О.В., Эдилерская А.А.) инновационная инфраструктура характеризуется как «комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка»[11] Понимание инновационной инфраструктуры как комплекса означает существование инфраструктуры как самостоятельного и целостного явления и предполагает определенную пропорциональность между составляющими ее организационно-экономическими институтами. При этом состав конкретных организационно-экономических институтов может со временем меняться (дополняться), а потому попытки однозначно определить объектный (элементный) состав инновационной инфраструктуры при таком подходе не всегда правомерны, поскольку это зависит от конкретных функций, выполняемых данным объектом относительно основной структуры. Основное отличие комплексного подхода к рассмотрению сущности инновационной инфраструктуры заключается в том, что он используется не столько для рассмотрения инновационной инфраструктуры с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения данного понятия, т.е. с точки зрения взаимосвязанных законодательных, экономических, социальных и других аспектов формирования целостных инфраструктурных комплексов. Таким образом, комплексный подход к инновационной инфраструктуре предполагает единство системы управления. Так, например, Ширяев А.В., исследуя инновационную инфраструктуру, выделяет две основные группы институтов: - институты рыночной инфраструктуры, к которым относятся инвестиционные и инновационные фонды, банки, финансовые группы, связанные с развитием и внедрением научно-технических новшеств, и др. - институты государственной инфраструктуры, к которым относятся правительство, министерства, региональные и местные органы власти, осуществляющие регулирование и поддержку инноваций и предпринимательской деятельности, патентные и лицензионные структуры, государственные технопарки и бизнес-инкубаторы и др. При этом основная роль отводится институтам государственной инфраструктуры, именно государство при данном подходе является двигателем инноваций, при этом институты государственной инфраструктуры призваны осуществлять регулирование инновационной деятельности как на уровне отдельно взятого региона, так и на уровне национальной экономики в целом. Таким образом, при комплексном подходе инновационная инфраструктура наделяется такими важными функциями как регулирование и управление инновационной деятельностью как на региональном, так и национальном уровне. Хачеян М.А. определяет инновационную инфраструктуру как «организационно-экономический комплекс, непосредственно обеспечивающий условия эффективной реализации новшеств (интеллектуальной продукции) хозяйствующими субъектами», однако основной акцент сделан на перечень функций, которые должны реализовываться инновационной инфраструктурой. При этом Хачеян М.А. выделяет следующие функции инновационной инфраструктуры[12]: - функция обеспечения условий для эффективной организации инновационного цикла; - функция стимулирования инновационного развития за счет эффективной организации цикла «возникновения новшества – внедрение новшества – распространение новшества – совершенствование новшества»; - интеграционная функция – организация взаимодействия научного и предпринимательского сектора, что позволяет ускорить внедрение новшеств в рыночную среду; - социальная функция - в результате инновационной деятельности создаются возможности для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния, решения экологических проблем. При этом все организации, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Организации, в совокупности образующие инновационную инфраструктуру, различаются по секторам деятельности и по типу: - производственно-технологическая составляющая (технопарки, ИТЦ, бизнес-инкубаторы, лаборатории); - финансовая (организации посевного и стартового финансирования, венчурные фонды); - информационно-консалтинговая составляющая (центры коммерциализации интеллектуальных продуктов – центры трансфера технологий, государственная система научно-технической информации, региональные информационные сети, организации патентования, экспертизы и сертификации). При структурно-функциональном подходе (Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О., Дежина И.Г., Салтыков Б.Г., Исмаилов Т.А.) инновационная инфраструктура характеризуется как совокупность некоторых статических структур (подсистем), выполняющих определенные функции (например, доступ к некоторым видам ресурсов и услуг: к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам; к финансовым ресурсам напрямую или через получение доли в рыночной стоимости субъектов; к необходимой информации; к кадровым ресурсам требуемой квалификации и к системам, обеспечивающим повышение квалификации; к специальным услугам). Инновационная инфраструктура при данном подходе разбивается на следующие подсистемы: производственно-технологическая, финансовая, информационная, кадровая, экспертно-консалтинговая; при этом для каждой подсистемы предлагается определенное элементное наполнение. При этом различные авторы в рамках данного подхода предлагают различное элементное наполнение инновационной инфраструктуры. Так, например, такие авторы как Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О., Дежина И.Г.[13], Салтыков Б.Г., Исмаилов Т.А выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры и их элементное наполнение: - производственно-технологическая подсистема: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий; - финансовая подсистема: различные типы фондов – бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты, как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний; - информационная подсистема: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры; - кадровая подсистема: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга; - экспертно-консалтинговая подсистема: оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления.[14] Шепелев Г.В. в рамках структурно-функционального подхода выделяет следующие подсистемы инновационной инфраструктуры региона и их элементное наполнение:[15]: - производственно-технологическая подсистема: инновационно-технологические центры и технопарки, инновационно-промышленные комплексы, технологические кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования оборудованием; - консалтинговая подсистема: центры трансфера технологий, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологический консалтинг, маркетинговый консалтинг, консалтинг в области внешнеэкономической деятельности; - финансовая подсистема: бюджетные средства, бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития; венчурные фонды; посевные и стартовые фонды; гарантийные структуры и фонды; - кадровая подсистема: повышение квалификации персонала в области инноваций; подготовка специалистов в области технологического и научного менеджмента; - информационная подсистема: государственная система научно-технической информации, ресурсы структур поддержки малого бизнеса, региональные информационные сети, Интернет; - сбытовая подсистема: внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы, Интернет, выставки. Следует отметить, что при структурно-функциональном подходе инновационная инфраструктура сохраняет целостное представление, при котором составляющие компоненты взаимоувязаны. Ключевая роль здесь отводится потребностям, которые должна удовлетворить инновационная инфраструктура. Исходя из потребностей, формируется совокупность функций, для выполнения которых создаются элементы системы. При этом элементное наполнение инновационной инфраструктуры может быть различным и зависит, как правило, от ряда факторов, таких как научный и инновационный потенциал территории, уровень инновационной активности промышленных предприятий, уровень развития малого инновационного предпринимательства, уровень развития региональных социально-экономических систем, уровень вмешательства органов государственной власти субъекта федерации и прочие факторы. Структурно-функциональный подход к исследованию содержания инновационной инфраструктуры, на наш взгляд, позволяет формировать инновационную инфраструктуру «от обратного», создавая совершенно новую инфраструктуру, максимально удовлетворяющую новым условиям и потребностям экономики страны или региона. Основным недостатком структурно-функционального подходов к пониманию сущности инновационной инфраструктуры, является то, что основной акцент сделан на то, что создается ряд подсистем (и их элементов), каждая из которых выполняет свои узкоспециализированные задачи. Что в конечном итоге может привести к тому, инфраструктурные элементы (организации инфраструктуры и их сотрудники) перестают видеть конечные результаты функционирования инновационной инфраструктуры и осознавать свое место в общей цепочке инновационных процессов. Такая система, как правило, стимулирует отдельные инфраструктурные элементы (организации инновационной инфраструктуры) хорошо исполнять свои функции, но не ориентирует на достижение результата. Разные инфраструктурные элементы (организации) взаимодействуют, передают работу друг другу по этапам. И зачастую на взаимодействие между инфраструктурными организациями уходит больше времени, чем на выполнение собственно работы, так как представители одних инфраструктурных организаций могут быть не заинтересованы в эффективном сотрудничестве с другими инфраструктурными организациями. Это порождает различного рода разногласия, в которых забываются общие интересы и нацеленность на результат. Таким образом, можно сделать вывод о многообразии существующих теоретико-методологических подходов к раскрытию содержания «инновационная инфраструктура». На сегодняшний день в научной литературе преимущественно рассматривается инновационная инфраструктура как: - подсистему инновационной системы (национальной, региональной); - систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию основных этапов инновационной деятельности; - комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка; - комплекс функциональных подсистем, обеспечивающих выполнение функций по всем аспектам инновационной деятельности. Формирование нормативно-правовых основ деятельности объектов инновационной инфраструктуры в РФ находится на начальном этапе. На федеральном уровне инфраструктура инновационной системы определена как «совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной деятельности относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.»[16]
Вопросы для самоконтроля: 1. Инновационная деятельность: понятие и роль в экономике. Факторы, сдерживающие инновационную деятельность в РФ. 2. Функции государства в инновационной сфере. 3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности. 4. Национальная инновационная система: понятие и факторы, влияющие на ее формирования. Место и роль инновационной инфраструктуры в национальной инновационной системе. 5. Инновационная инфраструктура: системный подход. Свойства инновационной инфраструктуры как системы. 6. Инновационная инфраструктура: комплексный подход. 7. Инновационная инфраструктура: структурно-функциональный подход. 8. Основные подсистемы инновационной инфраструктуры и их функции. Список основной литературы по теме: 1. Владимиров В.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В. Н. Владимиров; ВятГУ, СЭФ, каф. УП. - Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. - 110 с.. - Библиогр.: с. 107 2. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник: М.: ИНФРА-М, 2008 – 368 с. 3. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры// Инновации, №2, 2005 – с. 6 – 15 4. Шпак Г.Б. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Хабаровск. 2005г.– 99 с.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.013 с.) |