Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бизнес-инкубаторы: понятие, эволюция, типовые услуги, виды
В мировой практике под бизнес-инкубатором понимают организации, которые создают наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий.[17] Как правило, бизнес-инкубаторы предоставляют начинающим предпринимателям комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение площадями на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. По сути, бизнес-инкубаторы предназначены для «высиживания» малых инновационных предприятий (МИП), оказания им помощи на начальных этапах своего развития (инкубационный период может составлять от 2 до 5 лет), после чего МИП покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Их появление связывают с кризисными явлениями в экономиках промышленно развитых стран и ростом безработицы. Первые инкубаторы использовались для создания новых рабочих мест, поддержания социальной стабильности, диверсификации и реструктуризации экономики. Стремительный рост их числа зафиксирован в период между 1985 и 1995 годами. Бизнес-инкубаторы создавались, по большей части, как некоммерческие структуры местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Начиная с 2000 г. в развитых странах все более активно создаются коммерческие бизнес-инкубаторы. На сегодняшний день, по различным оценкам, в мире насчитывается около 4 000 бизнес-инкубаторов, большинство из которых сконцентрировано на территории США (по разным оценкам от 850 до 1100). Трансформация моделей бизнес инкубаторов представлена в таблице 1.[18] В мировой практике можно выделить три модели бизнес-инкубаторов, основные характеристики которых представлены в таблице, однако на сегодняшний день в мире создаются и успешно функционируют различные модели бизнес-инкубаторов.
Таблица 1 – Трансформация моделей бизнес-инкубаторов
На сегодняшний день в качестве основной цели деятельности бизнес-инкубатора выступает оказание в фиксированные сроки поддержки МИП при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок.[19]
К числу основных задач деятельности бизнес-инкубатора можно отнести: - рост числа МИП, повышение их жизнеспособности, расширение налогооблагаемой базы государства, регионов; - коммерциализация новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами; - наиболее полное использование ресурсов территорий (трудовых, производственных, технологических, природных и пр.); - создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем; - рост занятости и уровня жизни населения территории; - оздоровление экономической активности, развитие внутренних рынков, диверсификация экономики и др. Бизнес-инкубатор выполняют следующие функции[20]: - Обеспечение систем поддержки организаций путем оказания материальной и нематериальной помощи. Материальная помощь – это предоставление на льготных условиях помещений, мест в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных и консультационных услуг. Нематериальная помощь – это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупным корпорациям, предоставление рекомендаций и гарантии доступа к финансовым источникам. 2. Достижение успешной коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор путем создания «тепличных» условий на начальном этапе деятельности МИПа должен подготовить его к действиям в рыночных условиях. За время пребывания МИПа в инкубаторе он должен стать успешным, т. е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты. 3. Бизнес-образовательная функция: обучение в свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Перечень услуг, наиболее востребованных МИПами в РФ: - бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования; - доступ к средствам информации и связи, информационным источникам; - проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения; - регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг; - оказание юридических консультаций и правовой защиты; - предоставление помещений офисного и производственного характера; - доступ к научному потенциалу; - предоставление социально-бытовых услуг; - предоставление в аренду оборудования и технологических линий Виды бизнес-инкубаторов: На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие классификационные признаки бизнес-инкубаторов: - по целям создания; - по спонсору; - по профессиональной ориентации; - по степени самостоятельности; -
Рис. 3 – Классификация бизнес-инкубаторов Бизнес-инкубаторы экономического развития – бизнес-инкубаторы, которые создаются государственными или муниципальными органами власти в целях стимулирования экономического развития экономики, создания новых рабочих мест, расширения экономической базы. Бизнес-инкубаторы коммерциализации технологий – бизнес-инкубаторы, которые создаются университетами для коммерциализации результатов научно-исследовательских работ. Бизнес-инкубаторы для получения дохода – бизнес-инкубаторы, которые создаются дляполучения прибыли от аренды помещений и предоставления услуг и/или от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий. Правительственные – бизнес-инкубаторы, которые, создаются с целью экономического развития территорий. Университетские – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в коммерциализации научных разработок, новых технологий и ноу-хау. Частные и коммерческие – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в получении прибылей от инвестиций в МИПы и в развитии на их базе технологических и прочих инноваций, а также в получении прибыли от недвижимости – коммерческих и производственных площадей. Смешанное спонсорство – бизнес-инкубаторы, которые объединяют усилия правительственных организаций, независимых агентств экономического развития, коммерческих компаний, их деятельность направлена на достижение различных целей. Универсальные, или смешанного использования – бизнес-инкубаторы, рассчитанные на общее развитие рынка. Технологичные или инновационные – бизнес-инкубаторы, которые создаются при крупных университетах и служат целям коммерциализации научных разработок вузов и создания на их базе новых продуктов и технологий. В этом случаем МИПы имеют возможность используя научно-технический потенциал вуза, его научные кадры и материальную базу, овладеть технологией создания новшеств, получить опыт предпринимательской деятельности, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий, снизить затраты на проведение научных исследований.
Производственные – бизнес-инкубаторы, которые объединяют под своей крышей МИПы определенной производственной ориентации, предоставляя им возможность совместно использовать то или иное технологическое оборудование, каналы сбыта и т.п. Бизнес-инкубаторы сферы услуг – бизнес-инкубаторы, которые объединяют малые предприятия и предпринимателей, занятых оказанием тех или иных услуг населению. Бизнес-инкубаторы для микро предприятий создаются в отсталых районах, где остро стоят проблемы безработицы, чтобы оказать поддержку индивидуальным предпринимателям или маленьким семейным фирмам в открытии и развитии своего дела. Бизнес-инкубаторы со специальным уклоном – бизнес-инкубаторы, работающие с социальными меньшинствами и женщинами-предпринимателями. Самостоятельные – бизнес-инкубаторы, которые создаются как самостоятельные предприятия, они могут выделять в своей структуре отдельные независимые подразделения или сотрудничать с другими, внешними организациями и агентствами поддержки предпринимательства, но сохраняют при этом организационную самостоятельность. Встроенные – бизнес-инкубаторы, входящие в состав университетов, технопарков, научных парков, исследовательских, промышленных, учебных, бизнес-центров, крупных корпораций и пр. Инкубаторы подобного типа порой не ставят целью окупаемость своей деятельности, их основная задача – осуществить первоначальный отбор и тестирование команд предпринимателей и бизнес-проектов для последующего развития в рамках большей структуры. Стационарные – бизнес-инкубаторы, которые предоставляют как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки предприятий. Виртуальные – бизнес-инкубаторы, которые не предоставляют офисные помещения предпринимателям, вместо этого играют роль диспетчерского центра (системы объединения), способствуя налаживанию контактов между предпринимателями, инвесторами, специалистами, потребителями; осуществляет информационную и консалтинговую поддержку клиентов, через модем организуется доступ к базам данных, где они самостоятельно могут вести поиск дополнительных ресурсов, и доступ к сети Интернет. Как показывает мировой опыт клиентами бизнес-инкубатора могут быть: - начинающие предприниматели/компании; - технологичные компании - выходцы из университетов или научных лабораторий (spin-off); - малые предприятия, образованные в результате сокращения/реструктуризации крупных компаний; - первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе; - филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах; - устойчивые малые предприятия с опытом работы (обычно работает до пяти сотрудников), которые могут продолжать или расширять свой бизнес;
- сервисные компании, обслуживающие клиентов бизнес-инкубатора (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые). На рисунке 4 показаны основные этапы бизнес-инкубирования.
Рис.4 - Этапы бизнес-инкубирования Отбор МИПов для размещения в бизнес-инкубаторе должен осуществляться компетентными экспертами как работающими в бизнес-инкубаторе, так и привлекаемыми извне. При отборе учитываются следующие критерии: - технологически обоснованный продукт или услуга; - наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором отражены условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы; - организационная структура МИПа: область бизнеса, схемы строения организации, количество сотрудников; - основатели МИПа – новички или опытные предприниматели: предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку; - стадия развития компании: «концептуальная», «выживание», «экспансия», «процветание»; - уровень менеджмента – участие и влияние в компании опытных менеджеров; - связи и контакты с потребителями, кредиторами и стратегическими партнерами. По заказу Европейской комиссии была разработана методика оценки эффективности бизнес-инкубаторов «Benchmarking of Business Incubators»[21]. Методика основана на принципах бенчмаркинга, при котором эталоном для сравнения выступают показатели деятельности лучших, по мнению экспертов, организаций, занимающихся «выращиванием» наукоемкого бизнеса. Так, эффективность бизнес-инкубаторов оценивается по пяти ключевым индикаторам: - финансовая эффективность – соотношение полученных результатов с затратами в стоимостном выражении; - степень достижения цели – выявление целей учредителей бизнес-инкубатора, которые были или не были достигнуты по мере его функционирования; - степень влияния на региональное развитие – выявление тех результатов, которые являются значимыми для развития региона; - полезность – выявление тех услуг, которые удовлетворяли потребностям бизнес-компаний; - жизнеспособность, устойчивость – востребованность и финансовая устойчивость организации, степень зависимости от колебаний внешней среды. Представленные 5 индикаторов включают множество показателей, сгруппированных по принципу «черного ящика» (вход и выход). Один из первых бизнес-инкубаторов в России был создан в 1996 г. в Зеленограде. В целом опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на его создание. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе. На сегодняшний день, по данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, в Российской Федерации создано и функционирует порядка 180 бизнес-инкубаторов как самостоятельных, так и встроенных, большинство из которых сконцентрировано на территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.[22] Наиболее известными и успешно функционирующими бизнес-инкубаторами в РФ являются:[23] 1. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (открыт – 1 декабря 2006 г.) Ключевые факторы успеха бизнес-инкубатора: разнообразие программ, лаборатория бизнеса, социальное предпринимательство, летний образовательный лагерь, английский разговорный клуб. В год через бизнес-инкубатор проходит около полусотни проектов, 4-6 проектов выигрывает конкурсы и становится резидентом. Финансируется деятельность бизнес-инкубатора как структурное подразделение ГУ-ВШЭ. 2. Бизнес-инкубатор «Ингрия», открытый в декабре 2008 года на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-Петербурге по инициативе администрации Санкт-Петербурга. Ключевым фактором успеха являются большие площади бизнес-инкубатора около 2400 кв. м, 190 рабочих мест. Услугами бизнес-инкубатора являются сопровождение проектов, в том числе лоббирование во властных структурах, система экспертизы проектов, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, помощь в организации производства, использование партнерской сети. Резидентами бизнес-инкубатора стали 40 инновационных проектов. 3. Бизнес-инкубатор МГУ, открытый в начале 1990-х. Ключевые факторы успеха: поддержка Британского совета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Начиная с 2004 года запущена программа «Формула успеха», на которую ежегодно отбирается порядка 70-80 человек и 20 проектов, из которых на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год инкубатор выпускает 5 жизнеспособных проектов. 4. Инкубатор РЭУ им. Плеханова, открытый в июне 2009 года. Ключевой фактор успеха – тесное сотрудничество с частными и корпоративными инвесторами, технопарками (среди которых «Система-Саров»), а также с инкубаторами физико-технических вузов (договоренность о работе по схеме: специалисты + экономисты из РЭУ = команда). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора относят продвижение услуг и продукции стартапов, маркетинговая и исследовательская деятельность, проведение опросов и экспертиз, внедрение в учебный процесс университета инновационных образовательных технологий, прошедших апробацию в РЭУ. Ежегодно инкубатор объединяет вокруг себя 40-45 проектов. За полтора года выпущено 6 стартапов, три из которых уже получают прибыль. 5. Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, открытый 27 мая 2010 года. Ключевой фактор успеха – встречи с лидерами индустрии (например, с менторами Кремниевой долины). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора можно отнести организацию сессий для привлечения потенциальных инвесторов, финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях, оплата патентования и регистрации юридического лица, финансирование исследований.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.036 с.) |