Бизнес-инкубаторы: понятие, эволюция, типовые услуги,  виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бизнес-инкубаторы: понятие, эволюция, типовые услуги,  виды



 

В мировой практике под бизнес-инкубатором понимают  организации, которые создают наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий.[17]  Как правило, бизнес-инкубаторы предоставляют начинающим предпринимателям комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение площадями на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот.

По сути, бизнес-инкубаторы предназначены для «высиживания» малых инновационных предприятий (МИП), оказания им помощи на начальных этапах своего развития (инкубационный период может составлять от 2 до 5 лет), после чего МИП покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Их появление связывают с кризисными явлениями в экономиках промышленно развитых стран и ростом безработицы. Первые инкубаторы использовались для создания новых рабочих мест, поддержания социальной стабильности, диверсификации и реструктуризации экономики. Стремительный рост их числа зафиксирован в период между 1985 и 1995 годами. Бизнес-инкубаторы создавались, по большей части, как некоммерческие структуры местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Начиная с 2000 г. в развитых странах все более активно  создаются коммерческие бизнес-инкубаторы. На сегодняшний день, по различным оценкам, в мире насчитывается около 4 000 бизнес-инкубаторов, большинство из которых сконцентрировано на территории США (по разным оценкам от 850 до 1100). Трансформация моделей бизнес инкубаторов представлена в таблице 1.[18] В мировой практике можно выделить три модели бизнес-инкубаторов, основные характеристики которых представлены в таблице, однако на сегодняшний день в мире создаются и успешно функционируют различные модели бизнес-инкубаторов.


 

Таблица 1 – Трансформация моделей бизнес-инкубаторов

Модель Причины появления Цель Отличительные особенности Услуги
первое поколение (вторая половина 70-х гг. – конец 80- х гг. 20 в.) кризис экономики, рост безработицы реструктуризация и диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, обеспечение социальной стабильности в регионах; инструмент региональной политики; некоммерческие, бесприбыльные организации; смешанного типа, неспециализированные стандартный набор: сдача помещений в аренду, предоставление коммунальных услуг, средства коммуникации
второе поколение (конец 80-х – первая половина 90-х гг. 20 в.) изменение условий развития, ускорение ритма эволюции (науки и техники) коммерциализация исследований и разработок, обеспечение трансферта технологий, поддержка spin-offs компаний возведены в ранг приоритетов инновационной политики; встраивание в региональную и национальную стратегию по формированию кластеров технологического развития; специализированный тип; неприбыльные организации (однако взят курс на минимизацию субсидий) стимулирование взаимодействия между фирмами инкубатора; помощь «в поиске» финансовых ресурсов; внутренние услуги – помощь в разработке бизнес-плана, исследовании рынка, помощь при поиске инвесторов, поставщиков, потребителей, оказание услуг в подготовке кадров; внешние услуги – защита прав интеллектуальной собственности, юридические услуги
третье поколение (начиная со второй половины 90-х гг. 20 вв. по настоящее время) развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечение условий для роста быстроразвивающегося технологического бизнеса создаются венчурными капиталистами, либо крупными транснациональными консалтинговыми компаниями; ориентация на получение прибыли; инкубаторы «без стен» - виртуальные информационные услуги; формирование сетей стратегических партнеров; встраивание в глобальную инновационную систему

 


 

На сегодняшний день в качестве основной цели деятельности бизнес-инкубатора выступает оказание в фиксированные сроки поддержки МИП при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок.[19]

К числу основных задач деятельности бизнес-инкубатора можно отнести:

- рост числа МИП, повышение их жизнеспособности, расширение налогооблагаемой базы государства, регионов;

- коммерциализация новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами;

- наиболее полное использование ресурсов территорий (трудовых, производственных, технологических, природных и пр.);

- создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

- рост занятости и уровня жизни населения территории;

- оздоровление экономической активности, развитие внутренних рынков, диверсификация экономики и др.

Бизнес-инкубатор выполняют следующие функции[20]:

- Обеспечение систем поддержки организаций путем оказания материальной и нематериальной помощи. Материальная помощь – это предоставление на льготных условиях помещений, мест в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных и консультационных услуг. Нематериальная помощь –  это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупным корпорациям, предоставление рекомендаций и гарантии доступа к финансовым источникам.

2. Достижение успешной коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор путем создания «тепличных» условий на начальном этапе деятельности МИПа должен подготовить его к действиям в рыночных условиях. За время пребывания МИПа в инкубаторе он должен стать успешным, т. е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты.

3. Бизнес-образовательная функция: обучение в свободной обстановке или организация  бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета.

Перечень услуг, наиболее востребованных МИПами в РФ:

- бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;

- доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;

- проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;

- регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг;

- оказание юридических консультаций и правовой защиты;

- предоставление помещений офисного и производственного характера;

- доступ к научному потенциалу;

- предоставление социально-бытовых услуг;

- предоставление в аренду оборудования и технологических линий

Виды бизнес-инкубаторов:

На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие классификационные признаки бизнес-инкубаторов:

- по целям создания;

- по спонсору;

- по профессиональной ориентации;

- по степени самостоятельности;

-
Классификационные признаки и виды бизнес-инкубаторов
по форме обслуживания.

 

по целям создания
экономического развития
коммерциализации технологий
получения дохода
по спонсору
правительственные и общественные некоммерческие организации
университетские и образовательные учреждения
частные и коммерческие структуры
смешанное спонсорство
по профессиональной ориентации
универсальные
технологические
производственные
сферы услуг
микро предприятий
по степени самостоятельности
самостоятельные
встроенные
по форме обслуживания
стационарные
виртуальные

 

 


Рис. 3 – Классификация бизнес-инкубаторов

Бизнес-инкубаторы экономического развития – бизнес-инкубаторы, которые создаются государственными или муниципальными органами власти в целях стимулирования экономического развития экономики, создания новых рабочих мест, расширения экономической базы.

Бизнес-инкубаторы коммерциализации технологий –  бизнес-инкубаторы, которые создаются университетами для коммерциализации  результатов научно-исследовательских работ.

Бизнес-инкубаторы для получения дохода – бизнес-инкубаторы, которые создаются дляполучения прибыли от аренды помещений и предоставления услуг и/или от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий.

Правительственные – бизнес-инкубаторы, которые, создаются с целью экономического развития территорий.

Университетские – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в коммерциализации научных разработок, новых технологий и ноу-хау.

Частные и коммерческие – бизнес-инкубаторы, заинтересованные в получении прибылей от инвестиций в МИПы и в развитии на их базе технологических и прочих инноваций, а также в получении прибыли от недвижимости – коммерческих и производственных площадей.

Смешанное спонсорство – бизнес-инкубаторы, которые  объединяют усилия правительственных организаций, независимых агентств экономического развития, коммерческих компаний, их деятельность направлена на достижение различных целей.

Универсальные, или смешанного использования – бизнес-инкубаторы, рассчитанные на общее развитие рынка.

Технологичные или инновационные –  бизнес-инкубаторы, которые создаются при крупных университетах и служат целям коммерциализации научных разработок вузов и создания на их базе новых продуктов и технологий. В этом случаем МИПы имеют возможность  используя научно-технический потенциал вуза, его научные кадры и материальную базу, овладеть технологией создания новшеств, получить опыт предпринимательской деятельности, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий, снизить затраты на проведение научных исследований.

Производственные –  бизнес-инкубаторы, которые объединяют под своей крышей  МИПы определенной производственной ориентации, предоставляя им возможность совместно использовать то или иное технологическое оборудование, каналы сбыта и т.п.

Бизнес-инкубаторы сферы услуг – бизнес-инкубаторы, которые объединяют малые предприятия и предпринимателей, занятых оказанием тех или иных услуг населению.

Бизнес-инкубаторы для микро предприятий создаются в отсталых районах, где остро стоят проблемы безработицы, чтобы оказать поддержку индивидуальным предпринимателям или маленьким семейным фирмам в открытии и развитии своего дела.

Бизнес-инкубаторы со специальным уклоном – бизнес-инкубаторы, работающие с социальными меньшинствами и женщинами-предпринимателями.

Самостоятельные – бизнес-инкубаторы, которые создаются как самостоятельные предприятия, они могут выделять в своей структуре отдельные независимые подразделения или сотрудничать с другими, внешними организациями и агентствами поддержки предпринимательства, но сохраняют при этом организационную самостоятельность.

Встроенные – бизнес-инкубаторы, входящие в состав университетов, технопарков, научных парков, исследовательских, промышленных, учебных, бизнес-центров, крупных корпораций и пр. Инкубаторы подобного типа порой не ставят целью окупаемость своей деятельности, их основная задача – осуществить первоначальный отбор и тестирование команд предпринимателей и бизнес-проектов для последующего развития в рамках большей структуры.

Стационарные –  бизнес-инкубаторы, которые предоставляют как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки предприятий.

Виртуальные –   бизнес-инкубаторы, которые  не предоставляют офисные помещения предпринимателям, вместо этого  играют роль диспетчерского центра (системы объединения), способствуя налаживанию контактов между предпринимателями, инвесторами, специалистами, потребителями; осуществляет информационную и консалтинговую поддержку клиентов, через модем организуется доступ к базам данных, где они самостоятельно могут вести поиск дополнительных ресурсов, и доступ к сети Интернет.

Как показывает мировой опыт клиентами бизнес-инкубатора могут быть:

- начинающие предприниматели/компании;

- технологичные компании - выходцы из университетов или научных лабораторий (spin-off);

- малые предприятия, образованные в результате сокращения/реструктуризации крупных компаний;

- первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе;

- филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах;

- устойчивые малые предприятия с опытом работы (обычно работает до пяти сотрудников), которые могут продолжать или расширять свой бизнес;

- сервисные компании, обслуживающие клиентов бизнес-инкубатора (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые).

На рисунке 4 показаны основные этапы бизнес-инкубирования.

Рис.4 - Этапы бизнес-инкубирования

Отбор МИПов для размещения в бизнес-инкубаторе должен осуществляться компетентными экспертами как работающими в бизнес-инкубаторе, так и привлекаемыми извне. При отборе учитываются следующие критерии:

- технологически обоснованный продукт или услуга;

- наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором отражены условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;

- организационная структура МИПа: область бизнеса, схемы строения организации, количество сотрудников;

- основатели МИПа – новички или опытные предприниматели: предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;

-  стадия развития компании: «концептуальная», «выживание», «экспансия», «процветание»;

- уровень менеджмента – участие и влияние в компании опытных менеджеров;

- связи и контакты с потребителями, кредиторами и стратегическими партнерами.

По заказу Европейской комиссии была разработана методика оценки эффективности бизнес-инкубаторов «Benchmarking of Business Incubators»[21]. Методика основана на принципах бенчмаркинга, при котором эталоном для сравнения выступают показатели деятельности лучших, по мнению экспертов, организаций, занимающихся «выращиванием» наукоемкого бизнеса. Так, эффективность бизнес-инкубаторов оценивается по пяти ключевым индикаторам:

- финансовая эффективность – соотношение полученных результатов с затратами в стоимостном выражении;

- степень достижения цели – выявление целей учредителей бизнес-инкубатора, которые были или не были достигнуты по мере его функционирования;

- степень влияния на региональное развитие – выявление тех результатов, которые являются значимыми для развития региона;

- полезность – выявление тех услуг, которые удовлетворяли потребностям бизнес-компаний;

- жизнеспособность, устойчивость – востребованность и финансовая устойчивость организации, степень зависимости от колебаний внешней среды.

Представленные 5 индикаторов включают множество показателей, сгруппированных по принципу «черного ящика» (вход и выход).

Один из первых бизнес-инкубаторов в России был создан в 1996 г. в Зеленограде. В целом опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на его создание. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе.

На сегодняшний день, по данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, в Российской Федерации создано и функционирует порядка 180 бизнес-инкубаторов как самостоятельных, так и встроенных, большинство из которых сконцентрировано на территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.[22]

Наиболее известными и успешно функционирующими бизнес-инкубаторами в РФ являются:[23]

1. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (открыт – 1 декабря 2006 г.) Ключевые факторы успеха бизнес-инкубатора: разнообразие программ, лаборатория бизнеса, социальное предпринимательство, летний образовательный лагерь, английский разговорный клуб. В год через бизнес-инкубатор проходит около полусотни проектов, 4-6 проектов выигрывает конкурсы и становится резидентом. Финансируется деятельность бизнес-инкубатора как структурное подразделение ГУ-ВШЭ.

2. Бизнес-инкубатор «Ингрия», открытый в декабре 2008 года на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-Петербурге по инициативе администрации Санкт-Петербурга. Ключевым фактором успеха являются большие площади бизнес-инкубатора около 2400 кв. м, 190 рабочих мест. Услугами бизнес-инкубатора являются сопровождение проектов, в том числе лоббирование во властных структурах, система экспертизы проектов, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, помощь в организации производства, использование партнерской сети. Резидентами бизнес-инкубатора стали 40 инновационных проектов.

3. Бизнес-инкубатор МГУ, открытый в начале 1990-х. Ключевые факторы успеха: поддержка Британского совета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Начиная с 2004 года запущена программа «Формула успеха», на которую ежегодно отбирается порядка 70-80 человек и 20 проектов, из которых на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год инкубатор выпускает 5 жизнеспособных проектов.

4. Инкубатор РЭУ им. Плеханова, открытый в июне 2009 года. Ключевой фактор успеха – тесное сотрудничество с частными и корпоративными инвесторами, технопарками (среди которых «Система-Саров»), а также с инкубаторами физико-технических вузов (договоренность о работе по схеме: специалисты + экономисты из РЭУ = команда). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора относят продвижение услуг и продукции стартапов, маркетинговая и исследовательская деятельность, проведение опросов и экспертиз, внедрение в учебный процесс университета инновационных образовательных технологий, прошедших апробацию в РЭУ. Ежегодно инкубатор объединяет вокруг себя 40-45 проектов. За полтора года выпущено 6 стартапов, три из которых уже получают прибыль.

5. Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, открытый 27 мая 2010 года. Ключевой фактор успеха – встречи с лидерами индустрии (например, с менторами Кремниевой долины). К дополнительным услугам бизнес-инкубатора можно отнести организацию сессий для привлечения потенциальных инвесторов, финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях, оплата патентования и регистрации юридического лица, финансирование исследований.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.036 с.)