Глава 8: Наукограды и Особые экономические зоны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8: Наукограды и Особые экономические зоны



 

Наукограды

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации» под наукоградом следует понимать муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.[68]

    Для присвоения статуса наукограда муниципальному образованию должны выполняться следующие критерии:

- муниципальное образование, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования;

- численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

- объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении должен составлять не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, должна составлять не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы;

- в научно-производственный комплекс муниципального образования должны входить юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования: научные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации; организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона.

Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

В соответствии с указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, и перечня критических технологий Российской Федерации» к приоритетным относятся следующие направления:

- безопасность и противодействие терроризму;

- индустрия наносистем;

- информационно-телекоммуникационные системы;

- науки о жизни;

- перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

- рациональное природопользование;

- транспортные и космические системы;

- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Порядок рассмотрения предложений о присвоении статуса наукограда муниципальному образованию утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 681.

В соответствии с п. 2 настоящего Постановления предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации вносится в Министерство образования и науки Российской Федерации главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом готовится следующий пакет документов:

- решение представительного органа муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о целесообразности развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации;

- перечень и характеристика организаций, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав научно-производственного комплекса муниципального образования;

- справка органа местного самоуправления муниципального образования о соответствии научно-производственного комплекса муниципального образования критериям присвоения статуса наукограда Российской Федерации, определяемом согласно статье 2.1 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»;

- перечень приоритетных для муниципального образования направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

- программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включающая характеристику уровня научно-технического (инновационного) потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса, и стратегий его эффективного использования при достижении заявленных целей и задач развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации, а также контрольные показатели развития наукограда в период реализации программы;

- пояснительная записка с обоснованием целесообразности присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации, включая финансово-экономическое обоснование принимаемого решения, и описанием его возможных последствий;

- заключение экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Порядок действий Министерства образования и науки представлен на рис. 12.

 

Рис. 12 - Порядок присвоения статуса наукограда

 

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»).

Из истории: слово «наукоград» вошло в обиход сравнительно недавно,  в 1990-х годах, хотя родились города науки гораздо раньше. После войны необходимо было как можно быстрее создавать и ядерное оружие, и ракетную технику, и авиацию. Именно в это время в Советском Союзе начали развиваться поселения, где были сконцентрирована интеллектуальная элита страны. А в 1991 году был создан «Союз развития наукоградов России». Статус наукограда впервые был присвоен в 2000 году – его получил город Обнинск. Термин наукоград был введён впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения «Союз развития наукоградов» для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности.

В 1996 году движение Союз развития наукоградов был воссоздано в форме некоммерческого партнерства «Союз развития наукоградов России». Членами Союза являются 37 муниципальных образований, причём, не только официальные наукограды, а также различные организации: ЗАТО, предприятия, университеты.

Целью Союза является содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала – наукоградов и академгородков, научных, образовательных, производственных и иных организаций и предприятий, учёных и специалистов для обеспечения устойчивого развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях на базе науки, образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего и дальнего зарубежья:

Городов, имеющих официальный статус наукограда Российской Федерации, пока только четырнадцать. Каждый из наукоградов имеет свое собственное лицо. Но у таких разных городов есть общая черта. Все они имеют научные традиции, мощную исследовательскую базу, квалифицированные кадры. В наукоградах живут и работают люди, благодаря которым наука, несмотря ни на какие сложности, остается одной из главных визитных карточек нашей страны. Наукограды - это сложившиеся элементы инновационной системы. Это города будущего.

Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

- авиа-, ракетостроение и космические исследования;

- электроника и радиотехника;

- автоматизация, машино- и приборостроение;

- химия, химическая физика и создание новых материалов;

- ядерный комплекс;

- энергетика;

- биология и биотехнология.

 

Таблица 2  – Наукограды Российской Федерации[69]

Название наукограда Области деятельности
Бийск современные виды оружия и обеспечение обороноспособности, медицина и фармацевтика, сельское хозяйство и угледобывающая промышленность, нефтепромышленность и т. д.
Обнинск области ядерной физики и энергетики, радиационной химии, геофизики, радиологии и метеорологии
Дубна ядерные исследования; физико-технические проблем; прикладная акустика; синтез сверхтяжелых элементов
Жуковский фундаментальные и прикладные исследования, опытные конструкторские разработки, а также производство и испытания новых образцов авиационной техники; испытания новейшей авиационной и аэрокосмической техники; разработка и испытание новейших систем управления вооружением мобильных ЗРК и современных самолетов-истребителей
Королев космическая промышленность; управление полетами,
Пущино биологический центр фундаментальных и прикладных исследований в области биофизики, биохимии, молекулярной и клеточной биологии, генной и клеточной инженерии, биофизики, фотобиологии и т.д.; разработки находят практическое применение в медицине, различных сферах промышленности, сельском хозяйстве
Реутов ракетно-космические комплексы различного назначения
Троицк ядерная физика, физика сверхпроводимости, оптики, технологий производства сверхтвердых материалов, термоядерный синтез, лазерная физика, физика элементарных частиц, атомного ядра, нейтринной астрофизики и физики космических лучей, медицинской физики
Фрязино центр радиоэлектронной промышленности страны. (радиолокационная аппаратура, СВЧ-приборы, аппаратура радиорелейной связи, хирургические и терапевтические лазерные установки и многое другое); развитие систем связи и телевидения, освоение космоса, создание высокоточного оружия, медицинских приборов и оборудования
Черноголовка химическая физика процессов горения и взрыва, физика конденсированных сред, микро- и наноэлектроника, медицина (дизайн лекарственных веществ), современное материаловедение, геология (разработка теоретических основ для поисков месторождений полезных ископаемых), физика высокотемпературной сверхпроводимости и др.
Протвино фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования в области электрофизики, ускорительной техники, сверхпроводимости и др., установок для лечения онкологических заболеваний.
Кольцово изучение фундаментальных особенностей конкретных вирусов на основе анализа их первичной структуры и прогнозирование возможности появления новых возбудителей вирусов, опасных для человека; молекулярная биология, вирусология и бактериология, эпидемиология, экология, генная инженерия.
Петергоф экология, информационные технологии, электроника, исследования физических полей земли, клеточной биологии и биологии развития; разрабатывается военная техника и оружие.
Мичуринск агропромышленного комплекса -  органическое производство важнейших продуктов питания, создаются продукты функционального назначения (диабетические, профилактические и лечебные, обогащенные витаминами, имеющие определенный кислотно-жировой состав)

Особые экономические зоны

 

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной следует понимать часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [70]

Цели создания особых экономических зон (ст. 3 Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ):

- развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики;

- развития туризма, санаторно-курортной сферы;

- развитие портовой и транспортной инфраструктур;

- разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов (рис. 13).

Типы особых экономических зон
Портовые
Туристско-рекреационные
Промышленно-производственные
Технико-внедренческие

 


Рис.13 – Типы ОЭЗ

 

    Критерии создания особых экономических зон определены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 27.03.2013):

- наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ, необходимых для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны;

- соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы; стратегии социально-экономического развития федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, документы долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны;

- прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- наличие инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме готовность реализовать эти проекты на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвестиций не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструктуры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

- обоснованность плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее развитие;

- наличие обоснования прогнозных показателей эффективности функционирования предполагаемой к созданию особой экономической зоны;

- наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании, подтвердившего в письменной форме готовность заключить с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной и принять на себя обязательство привлечь не менее 50 процентов планируемого объема внебюджетных инвестиций в создание и функционирование особой экономической зоны;

- возможность обеспечить планируемых к размещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми, наличие, в случае имеющихся инфраструктурных и иных ограничений, предложений по их устранению, достаточных для обеспечения планируемых к размещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами;

- наличие успешного опыта реализации в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов, объем привлеченных частных инвестиций в которые составляет не менее объема запланированных инвестиций потенциальных инвесторов особой экономической зоны, и (или) опыта создания инновационных кластеров, индустриальных парков и технопарков;

- наличие на территории, где предполагается создание особой экономической зоны, а также на прилегающей территории объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, которые возможно использовать для целей функционирования и развития особой экономической зоны;

- наличие утвержденных документов территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в которых на основе комплексной оценки использования территории предусмотрено создание особой экономической зоны.

По оценке МЭРТ, в мире на сегодняшний день насчитывается 1 200 особых экономических зон (ОЭЗ): 253 – в США,, 30 – в Великобритании.[71] Как показывает практика, сегодня это одна из наиболее перспективных и эффективных форм мирового сотрудничества.

В России развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с принятием соответствующего Федерального Закона. В нашей стране функционируют ОЭЗ нескольких типов: промышленные, технико-внедренческие (инновационные), портовые, туристические. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ и оформляется специальным постановлением на основе анализа заявок, подаваемых от имени высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утвержденным Правительством Положением. При этом учитывается целесообразность и эффективность их создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Земли, на которых размещаются ОЭЗ, должны быть в государственной или муниципальной собственности. После принятия Правительством РФ решения о создании ОЭЗ издается постановление. Следующим этапом является заключения соглашение между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территориях которого создается ОЭЗ. В соглашении фиксируются:[72]

- объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;

- план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

- комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

- размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;

- порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;

- порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования ОЭЗ.

Управление ОЭЗ осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти и его территориальные органы (для выполнения функций по управлению недвижимостью они могут привлекать управляющие компании). Срок существования ОЭЗ – 20 лет. По окончании срока прекращает свое существование, до истечения срока может прекратить свое существование в случаях:

- если это требует обороноспособность страны и безопасность государства;

- за первые три года существования ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

- в течение трех лет подряд на территории ОЭЗ ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Предприниматели и организации, зарегистрированные на территории ОЭЗ, получают статус резидента.

Промышленно-производственные зоны – создаются на территориях, площадь которых составляет не более 20 кв. км. Их резидентами могут быть коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные на территории муниципального образования и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, под которой закон понимает производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию.

Соглашение обязывает резидента осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро по курсу ЦБ РФ на день представления заявки в органы управления ОЭЗ, в том числе не менее 1 млн. евро в течение года с момента заключения соглашения. В свою очередь, органы управления ОЭЗ должны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, прошедшего кадастровый учет за счет резидента, и находящегося на нем государственного и (или) муниципального недвижимого имущества, расположенного в пределах ОЭЗ на все время ведения промышленно-производственной деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом. Резидент ОЭЗ в срок, предусмотренный указанным соглашением, представляет в органы управления проектную документацию, необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения ее экспертизы. Такая экспертиза осуществляется за счет резидента уполномоченными органами исполнительной власти в срок, не превышающий 45 дней с даты представления всех необходимых документов.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) – вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, и доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Осуществление подобной деятельности возможно не более чем на двух участках, общая площадь которых составляет не более 22 км. Резидентами ТВЗ могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Обязательный объем инвестиций в этом случае не предусматривается.

Заявка на получение статуса резидента ТВЗ должна содержать сведения о предполагаемой деятельности, соответствующей типу ТВЗ, и о государственном и (или муниципальном) имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя. К ней прилагаются также копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, копия учредительных документов (для юридических лиц) и бизнес-план. Экспертная оценка бизнес-плана осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты получения заявки экспертным советом по технико-внедренческим ОЭЗ на основании критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ.

Статус резидента подтверждается свидетельством, которое выдается органами управления ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ не могут иметь филиалы за ее пределами, в то же время индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять свою деятельность на ее территории. Статус резидента ОЭЗ дает:

1. предоставление таможенного режима свободной экономической зоны (таможенного режима, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин).

2. Налоговые льготы (резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет работы; резиденты ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный повышающий коэффициент, но не выше 2; резиденты ОЭЗ, производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой зоны (п.7. ст. 259 НК РФ), применяют льготные ставки обязательных отчислений на страховое обеспечение; льготы на проведение и финансирование НИОКР – расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результаты), произведенные налогоплательщиками – организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат).[73]  

Первый конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ прошел в ноябре 2005 г., на который поступило 72 заявки из 47 регионов, победителями стали 4 заявки. Примеры созданных ОЭЗ в РФ и их специализация представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Особые экономические зоны в Российской Федерации

Название ОЭЗ Области деятельности
ОЭЗ «Титановая долина» Территория - Верхнесалдинский городской округ Свердловской области; год создания – декабрь 2010 года; общая площадь - 584,4 га. титановое производство, машиностроения, авиастроения, строительной индустрии, химической и фармацевтической промышленности; производство продукции для нужд атомной энергетики, оборудования для добычи углеводородов, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов, железнодорожное машиностроение.
ОЭЗ «Тольятти», год создания - 2010 специализация – автомобилестроение, машиностроение, строительные материалы и товары массового потребления.
ОЭЗ «Томск»; год создания – 2005 – технико-внедренческого типа нанотехнологии и новые материалы, приборостроение и промышленная электроника, биотехнологии и медицина.
ОЭЗ «Санкт-Петербург» технико-внедренческого типа, год создания - 2005 2 площадки - «Нойдорф», «Новоорловская» приоритетные направления деятельности – медицинские технологии, точное и аналитическое приборостроение, разработка программных продуктов, медицинской техники и бытовой радиоаппаратуры, военной и гражданской авионики (электронных систем для использования в авиации), разработка автоматизированных систем управления технологическими процессами, робототехника, оптоэлектроника, наноматериалы, водородная и солнечная энергетика, термоэлектричество.
ОЭЗ «Дубна». Год основания – 2005. Технико-внедренческого типа информационные технологии, био- и медицинские технологии, композиционные материалы, ядерно-физические и нанотехнологии, проектирование сложных технических систем.
ОЭЗ «Алабуга», год основания – 2005, производственного типа нефтехимическая промышленность, машиностроение, авиастроение, приборостроение.
ОЭЗ «Зеленоград» нано- и микроэлектроникой, а также с медицинскими технологиями и фармацевтикой.
ОЭЗ «Липек», год создания – 2005 производственный тип производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, транспортных средств, оборудования и компонентов, строительных материалов

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой наукоград? Что дает территории муниципального образования присвоение статуса наукограда?

2. Укажите основные этапы присвоения муниципальному образованию статуса наукограда?

3. Какие критерии должны выполняться для присвоения муниципальному образованию статуса наукограда?

4. Приведите примеры наукоградов РФ? Укажите основные направления развития их деятельности?

5. Что представляет собой особая экономическая зона?

6. Перечислите основные критерии создания особых экономических зон?  Приведите примеры особых экономических зон в РФ? Какая специализация для них характерна?

7. В чем заключается принципиальное отличие производственных и технико-внедренческих экономических зон?

8. Какие преимущества имеют резиденты технико-внедренческих зон?

Список основной литературы по теме:

1. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 

3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие/ Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаев, 2-е изд., перераб., доп. – М.:Дело, 2006 – 584 с.

4. Базилевич А.В. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 231 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.055 с.)