Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога



Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения и самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики, рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развиваю­щих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их, и т.п. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить названия каждого пальца и понять воз­можности использования рук.

Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и но­ги; при обследовании игрушки, изображающей животное, – выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать, с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.

Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже – самого ребенка. Вопросы, ко­торые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Например, «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сделан этот предмет?», «Какая у него по­верхность?» и т.д.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей (резиновых, пластиковых, матерчатых, массажных, теннисных), резиновых и поролоновых губок.

Одним из разделов курса по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей осязательных представлений об облике, человека. Особую важность они приобретают для детей с глубокой зрительной патологией.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого короткие; у одного прямые, а у другого волнистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища – вздернутый кверху, т.е. «курносый», и т.д. В результате такого осязательного обследования и сравнения у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуальности его облика.

С целью формирования у дошкольников с патологией зрения навыков социально-адаптивного поведения тифло­педагог учит их использовать осязание в общении с детьми и взрослыми. Например, детей упражняют в различении (и самостоятельном выполнении) движений рук: узнавать других детей и взрослых по величине и форме рук, носило пожатия. Тифлопедагог демонстрирует детям, как меняются движения человека в зависимости от настроения, самочувствия, отношения к другому человеку или к его действиям; предлагает детям показать друг Другу различные движения, например: «Ласковая рука», «Нежное пожатие», «Строгая рука», «Сильное пожатие», «Успокаивающая рука» и т.д. Подобные упражнения помогают тифлопедагогу в решении задачи формирования у детей неречевых средств общения, являющимися для них социально значимыми.

В занятия по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепку, аппликацию, пластическое моделирование, работу с бумагой, фольгой, нитями, палочками, с мозаикой и т.п. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубоко зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков).

Важнейший вопрос, на решение которого обращает внимание тифлопедагог – обучение детей использованию осязания и движений рук при выполнении различных предметно-практических действий (со зрительным контролем и без него). В тех ситуациях, когда использование зрения затруднено или невозможно, ребенок должен уметь выполнять действия и контролировать их с помощью осязания. Например, при обучении слепых и слабовидящих детей конструированию из бумаги, слепых детей – выполнению построек из строительного материала. Это такая работа, которая требует умения точно совместить углы и стороны листа бумаги, стороны и грани деталей строителя и т.п.

Большое значение придается активному включению речи детой в процесс осязательного обследования. Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или предметов, которые они смогли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.

Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так, дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случае дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму, величину), анализируют эту информацию, сопоставляя её с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.


Дефектология. – 2003. – №3. – C. 43-49

Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения

Е.Н. Подколзина

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)