Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как помочь ребенку с нарушениями зрения включиться в учебную деятельность
Р.Д. Максютова Институт коррекционной педагогики РАО, Москва Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль, ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы. Наиболее полноценная подготовка детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду или учебно-воспитательном комплексе (УВК) для детей с нарушением зрения. Однако более половины детей с патологией зрения вообще не попадают в эти учреждения, а некоторые, хотя и бывают зачислены в специализированный детский сад или УВК, большую часть занятий пропускают по состоянию здоровья, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе. Это обусловливает отставание в учебе, а постоянный неуспех становится тормозом их психического развития. В начале обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения, если ему своевременно не оказать необходимую помощь. Для этого следует определить, на воспитание каких качеств и формирование каких навыков, умений нужно обратить внимание в первые же дни, первые недели школьной жизни ребенка. Нарушение зрения часто вызывает снижение мотивационной стороны познавательной деятельности, отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. Дети с патологией зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещавшие дошкольное учреждение, и дети из неблагополучных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.
Очень важно поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки. Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели, на окнах цветы; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия, оптимально подобранное освещение. Одну половину классной комнаты занимает ковер, на котором во время перемены можно поиграть. На перемене звучит красивая музыка (дети сами включают магнитофон, подбирают кассеты). Любимые мелодии снимают нервное напряжение, гасят негативные переживания, создают атмосферу непринужденности, жизнерадостности. По собственному желанию дети танцуют или просто плавно двигаются в такт музыке. Здесь нет места бестолковой беготне, хаотичным движениям, шуму, крику. Вообще, музыка органично входит в стиль работы коллектива этого УВК, поддерживая положительный эмоциональный настрой. Педагог находится всегда рядом с детьми, чутко реагирует на их потребности, умеет вовремя сказать нужное слово. Причем в первые дни пребывания ребенка в школе важно бывает не столько содержание сказанного учителем, сколько интонация, с какой оно передается. Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка. В первые месяцы обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащихся на уроке. Он замечает и поощряет каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачное соединение букв и т.д. Подробно останавливаясь на положительных сторонах в работе учащихся, он тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше.
Дети очень дорожат оценкой «молодец», подсчитывают, сколько их в тетради, потому что знают, что когда их будет пять, тона обложке тетради появится звездочка. Эти звездочки – прекрасный стимул к лучшему выполнению всех заданий. Они искренне переживают достижения всего класса, с восторгом отмечая увеличение количества работ, отмеченных звездочкой, особо радуясь достижениям слабых учеников. Периодически устраиваемые выставки лучших тетрадей, рисунков учащихся дают возможность видеть достижения товарищей, следить за продвижением каждого. Так, создавая ситуацию успеха, раскрывая перед детьми реальные возможности успешного усвоения материала урока, учитель побуждает их к активной познавательной деятельности, вселяет в них уверенность в собственные силы. Дети с радостью спешат каждое утро в школу. Наличие положительной мотивации к учебной, а в будущем и к трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии, в частности для детей, имеющих нарушение зрения. С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. К тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения). Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные принадлежности, пособия, отводя для каждого из них определенное место. В начале урока учительница напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, светофор; все лишнее должно быть убрано с парты. Так из урока в урок отрабатывается очень важное для людей с нарушением зрения умение содержать рабочее место в строго определенном порядке. Эта ценная привычка поможет впоследствии быстро находить вещи в доме, рационально организовывать свой труд на производстве. Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно те из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу. Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично. Несмотря на сохранность слуха, эти дети не слышат и не понимают учителя при объяснении нового материала или при проверке учителем усвоенного. Это затрудняет их участие в коллективной работе. Привычка пропускать речь учителя мимо ушей может закрепиться и в дальнейшем стать серьезной преградой в учебе. Для этих учащихся будут весьма неэффективными такие формы получения информации, как рассказ учителя, беседы, передачи по радио и телевидению, «говорящие» книги (книги, записанные на магнитных носителях). Чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи по истории и другим предметам, ученик должен будет многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение. А поскольку в старших классах объем печатного текста с каждым годом нарастает, то нерациональная эксплуатация зрения приводит к его ухудшению, учащиеся надолго теряют работоспособность и переходят в ряды отстающих.
Из этого следует, что умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а для ученика с нарушением зрения оно просто неоценимо. Хорошо поняв смысл высказываний педагога, его требования, ученик сможет правильно выполнить их. Научившись внимательно выслушивать ответы взрослых и товарищей на вопросы, на просьбы дать совет, ребенок легче сориентируется в окружающей обстановке, найдет выход из трудного положения, быстрее установит контакты с окружающими. Формирование умения слушать учителя и выполнять его требования важно осуществлять поэтапно. В своей практике каждому учителю вначале нужно пробуждать желание самого ребенка воспринимать инструкции, затем развивать стремление к пониманию указаний, опираясь при этом на самые элементарные и доступные задания, усложняя их по мере его успешного продвижения. При организации любого вида учебной деятельности нужно приучать действовать строго по заданию, добиваться, чтобы дети хорошо усвоили ее главную мысль: «Будьте внимательны, выполняйте точно, ничего не упуская, ничего лишнего не добавляя». Не нужно подгонять детей, убыстрять темп, надо чтобы они работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах. В каждом удобном случае необходимо подчеркивать, что главная причина ошибок – невнимательность, и воспитывать у учащихся такие качества, как произвольное внимание, умение сосредоточиться. В выяснении правильности понимания учеником инструкции учителя большую роль играет умело организованная обратная связь. Для того чтобы выявлять знания всех учащихся сразу можно использовать сигнальные карточки, светофор и т.п. Учитель не только сам дает оценку, но привлекает для этого и учащихся, которые объясняют правильность ответа или причины ошибки товарища. При чтении дети слушают и внимательно следят по тексту, так как знают, что надо будет дать оценку однокласснику, выразительности и правильности его чтения.
Очень эффективен прием «маленький учитель». Каждый учебный день по очереди дежурят по три ученика. В начале урока они выступают в роли учителя: диктуют число, тему урока, проверяют домашнее задание, иногда проводят словарный диктант. Для проверки домашней работы они распределяют между собой материал, например: один берет для проверки пример, другой – задачу и т.д. Первый «маленький учитель» читает пример, называет результат, а дети поднимают либо зеленый сигнал, если их результат совпадает, либо красный, если их ответ другой. Ира подняла красный, сигнал. «Маленький учитель» спрашивает, как она решала. Ира решает вслух, обнаруживается ошибка, и налицо ее причина. Важно не вмешиваться в ход работы детей, они чувствуют себя раскованно, в то же время ответственно, увлечены своеобразной игрой в школу: оценки, поставленные «маленькими учителями», не оспариваются. А учитель в это время готовится к следующему этапу урока или в случае необходимости ведет индивидуальную работу с учеником, который пропустил уроки по болезни и т.д. Интересен также прием самооценки. Написав под диктовку слова, дети сверяют свою запись с учебником или карточкой, сами оценивают свою работу, сообщают учителю свою оценку. Учителю остается подытожить все оценки: те, которые ставили «маленькие учителя», которые поставили ученики сами себе, и те, которые ставила учительница в течение урока. Очень важно, что учитель не только оценивает конечный результат работы ученика на уроке, но прослеживает и оценивает каждый его шаг в течение всего урока. Благодаря этому она поддерживает внимание, активность, инициативу всех учащихся. При таких взаимосвязи и взаимопонимании педагога и учащихся каждый ученик на каждом этапе урока осознает, насколько успешно он справляется с учебой: где удачно, где нет, почему он ошибся, как надо действовать, чтобы достигнуть лучших результатов. Оценка педагога и сверстников воспринимается как доброжелательная и справедливая, у ученика не возникает чувства обиды, недовольства; когда у него что-то не получается, он знает, что ему помогут, и в свою очередь при возможности он готов оказать помощь товарищу. Это приносит удовлетворение, радость и учителю, и ученику, и его товарищам, усиливает атмосферу бодрости и уверенности. В I классе в связи с изменением типа ведущей деятельности – от игры к учебе – меняются задачи содержания общения, необходимость слушать учителя и адекватно действовать, внимательно следить за правильностью ответов одноклассников, чтобы дать им справедливую, доброжелательную оценку, формирует навыки полноценного общения. Важно подметить и поощрить любое стремление к сотрудничеству, взаимопомощи; в ответ дети стараются протянуть руку помощи товарищу в каждой подходящей ситуации, Поддержка учителя словом, улыбкой, выражением искреннего удовольствия по поводу маленьких услуг, проявления чуткости подталкивает других детей к подражанию и аналогичным поступкам.
Если одобрено поведение девочки, давшей карандаш забывчивому мальчику, этого достаточно, чтобы в следующий раз десятки детских рук тянулись к товарищу с нужной ему вещью. Дети стараются помочь друг другу, радуясь успехам, помогая в минуты неудач. Так в процессе совместной деятельности на конкретных примерах воспитывается доброжелательное, чуткое отношение к сверстникам, умение считаться с интересами других, достигать взаимопонимания. Достичь успеха помогает и энергичная систематическая работа с родителями. С первых дней учебного года проводятся не обычные родительские собрания с сообщениями о поведении и успеваемости детей, а педагогические семинары для пап и мам, на которых они узнают, как помочь детям включиться в учебу, как выработать у них умение быть собранными, правильно распределять свое время, самостоятельно выполнять домашние задания. Родители получают четкие памятки-рекомендации: как помочь ребенку выполнить письменное или устное задание, решить задачи и т.д. Единство требований педагога и семьи не только помогает детям успешно осваивать учебные навыки, но и имеет большой воспитательный эффект: и родители, и дети вместе переживают неудачи, радуются успехам, более глубоко осознают свои реальные возможности. Таким образом, своевременное формирование описанных компонентов готовности к учебной деятельности закладывает прочный фундамент не только для дальнейшего обучения детей данной категории, но и для их будущей интеграции в массовую школу, а затем и в общество, трудовую деятельность. Дефектология №5 1998, стр. 58-62 Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект Б.К. Тупоногов Институт коррекционной педагогики РАО, Москва «Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека». Л.С. Выготский
Специальная школа для слепых и слабовидящих детей, классы компенсирующего обучения, УВК для детей с нарушением зрения в условиях перестройки и реформирования всего общеобразовательного процесса признаны решать ряд специфических проблем по совершенствованию коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития детей, вызванных потерей или нарушением зрения. Современная общая и коррекционная педагогика в центр внимания ставит не условного «среднего» ученика, а личность ребенка со всем многообразием ее свойств и качеств, с учетом особенностей развития и познавательной деятельности учащихся. Только такой центризм позволит эффективно решать задачу всего процесса, образования: всестороннего, гармоничного развития личности школьника. Чтобы, эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, тифлопедагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных эргономические и гигиенические рекомендации. Если ребенок неполностью слепой, то учитель обязан знать его зрительные возможности. Только такой квалифицированный подход поможет правильно и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке. Индивидуальная и дифференцированная работа со слепыми и слабовидящими учащимися невозможна без учета их зрительных и тактильных возможностей; и что задача сегодняшнего дня состоит не только в сохранении неполноценного зрения школьников, но и в его развитии. Необходимо научить ребенка правильно использовать сохранные функции зрительного анализатора, компенсирующие возможности других сенсорных систем, определить пути совершенствования этой деятельности п ходе учебно-воспитательного процесса. В школьную практику уже давно вошло требование иметь постоянно под рукой офтальмологические и другие гигиенические рекомендации для оперативного контроля и управления ходом учебного процесса, со стороны тифлопедагога, для качественной реализации на уроке требований специальной педагогики. Однако в большинстве школ (специальные классы, УВК), для слепых и слабовидящих в этих рекомендациях не содержатся все необходимые сведения об учащихся, которые требуются учителю для проведения эффективной коррекционно-педагогической работы на уроке. На каждого ученика составляется подборка данных со следующими показателями: 1) диагноз заболевания органа зрения; 2) возраст ребенка, в котором утрачено или нарушено зрение; 3) нарушенные зрительные функции; 4) педагогическая коррекция; 5) рекомендованные приборы, улучшающие зрение; 6) номер парты (рабочего стола), се место в классе (в кабинете); 7) режим зрительной и тактильной работы; 8) режим физических нагрузок; 9) сроки лечения, время повторной явки к врачу. Обычно перечисленные данные оформляются в виде таблицы, которая заполняется и вклеивается в классный журнал, перечисленные показатели входят в название граф данной таблицы. В графе «Диагноз заболевания органа зрения» указываются все сведения, связанные с патологией зрительного анализатора. Кроме того, сюда вносятся данные о сопутствующих заболеваниях и сочетанных дефектах. Надо отметить, что работоспособность органа зрения определяется не только его заболеванием, но и общим состоянием ребенка, а именно наличием других дефектов в его органах и функциональных системах, ослаблением организма в результате перенесенных заболеваний. Очень часто отмечаются случаи сочетанных дефектов у слепых и слабовидящих школьников, т.е. наряду с нарушениями органа зрения констатируются отклонения в развитии слуха, интеллекта, опорно-двигательной системы и др. Все эти сведения помогут учителю организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, определить время и порядок смены видов деятельности на уроке, создать эргономически правильные условия для учебно-познавательной деятельности ребенка и тем самым повысить эффективность работоспособности школьников. Педагог специальной школы обязан знать время и возраст потери или частичной утраты зрения ребенком. Эти данные необходимы для правильного формирования предметно-образного мышления слепых и слабовидящих учащихся. Если, например, ребенок потерял зрение в возрасте 5-6 лет, то у него в определенной степени сформировался и сохраняется надолго (иногда пожизненно) солидный запас зрительных образов, на который может опереться тифлопедагог в учебной работе и соответственно строить методику преподавания и индивидуальный подход к ребенку. Если же зрение школьник потерял в возрасте 1-2 лет, то мы не вправе рассчитывать на сохранный арсенал зрительной памяти. В большинстве специальных школ в форму офтальмологических рекомендаций вносят лишь данные по одной ведущей зрительной функции – остроте центрального зрения и, притом, на лучше видящий глаз. Действительно, этот показатель один из важнейших, но учитель должен знать остроту зрения отдельно и на левый, и на правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать его поле зрения, периферическое зрение, цветоощущение, световую чувствительность, бинокулярность, глубинное зрение, состояние прослеживающих функций глаза и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся, особенности их восприятия объектов и процессов. В большинстве случаев учителя при разработке наглядного и раздаточного дидактического материала опираются на данные об остроте зрения учащихся, и усилия педагогов в основном направлены на увеличение изображений, текстового материала, на снятие второстепенных нагрузок в изображениях, на внесение цветоконтрастных характеристик. Но если у ученика сужено поле зрения, притом значительно (вплоть до трубчатого), то все усилия педагогов по созданию подобного оригинального пособия сводятся на нет. Такому ученику не требуется значительное увеличение изображений, более того, оно мешает при обследовании и изучении изображенного объекта или процесса. Желательно дозированное изображение изучаемого материала уложить в ограниченные рамки поля зрения и правильно организовать методику обследования (поэтапно и последовательно, с выходом на целостность восприятия). При сильно суженном поле зрения у слабовидящих школьников затруднены процессы овладения техникой чтения, они, как правило, отстают в приобретении навыков быстрого чтения, так как не видят полностью строку. Если у ученика анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не упражняется в, работе и со временем может перестать функционировать вследствие бездействия. Со стороны учителя необходим контроль, распределение зрительной нагрузки, подбор упражнений для амблиопичного глаза, разработка методических приемов коррекции, на период окклюзии. Зная остроту зрения школьников, учителя не всегда представляют себе пороговые величины их зрительной чувствительности, что сказывается на величине изображений, отдельных деталей иллюстративно-графических; пособий и, соответственно, на различительных возможностях частично видящих и слабовидящих учащихся. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения: Ø при остроте зрения 0,01-0,03 – 15мм; Ø при остроте зрения 0,04-0,08 – 5мм; Ø при остроте зрения 0,09-0,2 – 3мм. При дефектном зрении у учащихся очень часто отмечаются нарушения в цветовосприятии. По данным Л.П. Григорьевой у 26% слабовидящих отмечается глубокая патология цветного зрения, у 30% (преимущественно у мальчиков) – патология цветоразличения, у 44% сохранена способность воспринимать и различать цвета, но снижена чувствительность к основным цветам – синему, зеленому, красному. В графе «Педагогическая коррекция» тифлопедагог записывает данные своих наблюдений по педагогической коррекции, исходя из клинической картины состояния органа зрения ребенка и различных структурно-функциональных нарушений в его организме. В случае нарушения цветоразличения педагог обращает внимание на обязательное контрастное изображение объектов и процессов и раздаточном дидактическом материале, особенно на контрастную деталировку сигнальных признаков объектов, их органов и особенностей строения. Для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60-100%) при цветонасыщенности от 0,7 до 1,0. Проблемы цветоразличения очень важны и для слепых учащихся. Исследованиями доказано, что с помощью осязания можно различать цвета; природа этого феномена не выявлена. Во всяком случае, слепые школьники значительно легче ориентируются в окрашенных рельефных пособиях (карты, рисунки, схемы), и эту способность можно усиливать с помощью целенаправленной коррекционной работы. Для лучшего цветоразличения и ориентировки в изобразительных пособиях используется цветорельефная унификация, которая позволяет обозначать строго определенным цветом и рельефом существенные признаки изучаемых объектов и процессов. Такую модификацию в большинстве случаев может сделать сам тифлопедагог. Аномалии цветоразличения зависят и от характера заболеваний, особенно это сказывается при атрофии зрительного нерва и поражениях сетчатки глаза. Если у ученика затруднена фиксация взгляда, то он обязательно должен пользоваться при письме и чтении коррекционной следящей линейкой. В случае, если слепой ученик плохо читает рельефный текст грифелем, не вынимая лист бумаги из брайлевского прибора, то в графу заносится соответствующая запись, которая нацеливает педагога па разработку соответствующих упражнений для формирования необходимого навыка чтения у ученика и его контрольных функций в этом направлении. Такая коррекционная работа способствует развитию скорости и техники письма и чтения по Брайлю. В графе «Офтальмологические рекомендации» должны быть указаны приемы и способы коррекции, отражена динамика отработки необходимых приемов, умений и навыков у ученика, направленных на дальнейшее развитие коррекционно-компенсаторного процесса. Далее указываются приборы оптической коррекции, рекомендованные врачом-офтальмологом. Вносятся данные о правилах пользования оптической аппаратурой. Указывается тип очков (для постоянного ношения, для дали, очки пользования для близи, очки, рекомендованные для занятий физкультурой и трудом (защитные очки или обычные оптические), телескопические очки). Если ученику показано использование лупы, то также указывается тип лупы (ручная, предметная, накладная, штативная, стационарная, стереоскопическая) и обязательно ее кратность, В этой же графе записываются названия тех тифлоприборов, которые помогают детям с нарушением зрения в учебно-познавательном процессе («Фотофон» для определения аналитических показателей процессов и объектов, «Фоноскоп» для ориентировки в пространстве, «Луч-С» для просмотра схем, диаграмм, прибор «Книга» для увеличения текста, телевизионная приставка, фонофильмы и др.). Если указываются средства подсвечивания, то необходимо отмечать и уровень освещенности. Обычно на поверхности рабочего стола слабовидящего ученика освещенность должна составлять 50 лк, при проведении лабораторного практикума – 1000-1500 лк. За каждым учеником в классе (в кабинете) закрепляется строго определенное место. Это распределение основывается на показателях зрительной патологии и зависит от расположения рабочего места школьника по отношению к источнику света. Многие частично видящие и слабовидящие дети с дефектами радужной оболочки и некоторыми видами атрофии зрительного нерва являются фотофобами, т.е. испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного или электрического света на поверхность рабочего места. Таким детям для работы необходимы рассеянный свет и невысокая освещенность (около 250 лк), поэтому для них подбирается парта или рабочий стол вдали от окна или источника электрического света. Режим зрительной работы ученика определяется школьным врачом-офтальмологом, что указывается в предложенной форме для должного контроля со стороны учителя (воспитателя). Использование неполноценного зрения должно регулироваться в двух аспектах: продолжительность и отдых. Для слабовидящих школьников зрительная нагрузка на уроке не должна составлять более 15-20 мин без перерыва. Отдых между периодами работы должен составлять не менее 5 мин. Если учебная работа связана с подсчетом мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разноудаленных объектов, то учитель может сократить рекомендованное рабочее время. Режим тактильной нагрузки для слепых учащихся определяет сам тифлопедагог, наблюдая за работой школьников с брайлевским текстом, рельефно-графическими пособиями. Этот режим зависит от овладения учениками умениями и навыками письма и чтения по системе Брайля. Технические показатели во многом определяют темповые нагрузки на уроке и продолжительность упражнений по письму и чтению; особенно это касается таких предметов, как русский (родной) язык и математика. Продолжительность осязательного восприятия текста и рельефных пособий во многом зависит от развития тактильной чувствительности, от деятельности тангорецепторов. Время непрерывного письма и чтения не должно быть более 10 мин. Тифлопедагогу следует учитывать, что слепой ученик, для того чтобы нанести одну точку (прокол) при письме по Брайлю, затрачивает усилие от 400 до 1200 г (в зависимости от плотности бумаги, конфигурации и остроты грифеля). Ученическое сочинение, выполненное по системе Брайля, на 5 листах требует от ученика усилий порядка 3,5 т. В связи с этим при проведении большого объема письменных работ на уроке необходимо предусматривать чередование письменных, и устных упражнений, введение тактильных, суставно-мышечных гимнастик. Большую помощь в развитии тактильной чувствительности и в овладении техникой письма и чтения оказывают проводимые в специальных школах брайлевские конкурсы. Для тифлопедагога очень важно иметь данные о физических нагрузках для учащихся. Под особый контроль берутся школьники, страдающие глаукомой, и в первую очередь те, у кого диагностирована такая ее разновидность, как гидрофтальм. Учащихся с таким заболеваниям всегда легко отличить: у них сильно увеличены размеры глазного яблока («бычий глаз»), и если эти учащиеся не будут соблюдать режим физических нагрузок, то это может привести к резкому повышению внутриглазного давления, характерному изменению в тканях глаза и даже к разрыву склеры. Ограничение (физических нагрузок необходимо также тем учащимся, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как микрофтальм, отслойка сетчатки, некоторые виды атрофии зрительного нерва и заболевания хрусталика. Всем этим ученикам запрещается подъем тяжестей, резкие наклоны головы и туловища. Особенно это следует учитывать на уроках труда и физкультуры. Данные о сроках лечения, о времени визита к врачу учителю надо знать для контроля. В ряде случаев учеников следует отпускать с уроков для профилактического лечения. Иногда дети забывают о времени и о необходимости появления у врача, и учитель обязан им это напомнить и проследить выполнение требовании офтальмолога. Знание характера и сроков профилактического лечения ребенка позволяет учителю и воспитателю определить для него специфику учебной работы на данный период. Так, например, после закапывания ребенку в глаз препарата белладонны, он не в состоянии выполнять зрительную работу. На этот период ему следует подобрать смысловые задания, прослушивание учебных фотоматериалов на уроке или на самоподготовке. Таким образом, знание и учет офтальмогигиенических рекомендаций помогут тифлопедагогу грамотно и целенаправленно построить учебную деятельность школьника, организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к ученику со зрительной депривацией. Дефектология №2 2000, стр. 56-60
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.052 с.) |