Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу о зрительной работоспособности учащихся школ для слепых и слабовидящих детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.П. Жохов, Т.З. Особова, Л.Н. Чмутова Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена Школа-интернат №1 для слепых и слабовидящих детей
Актуальность изучения зрительной работоспособности учащихся школы для слабовидящих детей вытекает из необходимости создания оптимальных условий для их необходимости создания оптимальных условий для их зрительной работы в процессе учебной и трудовой деятельности, а также диктуется задачами профессиональной ориентации этого контингента школьников. Зрительная работоспособность в значительной мере определяется тонкостью и быстротой перефокусировки оптической системы глаза – аккомодацией, которая дает возможность четко видеть объекты на разных расстояниях. Зрительное утомление обуславливается, наряду со снижением возбудимости коры головного мозга, нарушением функции аккомодации. Аккомодационная функция здоровых школьников с различными клиническими формами нарушения рефракции, главным образом с близорукостью, изучена достаточно полно. Вопросам аккомодации при пониженном зрение (близорукость высокой степени, амблиопия) посвящены единичные работы. Аккомодационный рефлекс тесно связан с состоянием центрального зрения и, по мнению исследователей, отсутствует при остроте зрения ниже 0,1. С этим, по-видимому, связаны трудности изучения аккомодационной функции при слабовидении и малочисленность исследований, посвященных этой проблеме. Нами проведено комплексное изучение аккомодационной функции путем определения объема аккомодации (ОА) по положению ближайшей и отдаленнейшей точек ясного видения и эргографии (графической записи аккомодации) с помощью эргографа у 60 слабовидящих учащихся старших классов с остротой зрения 0,1-0,4 без выраженных изменений поля зрения (концентрическое сужение не более чем до 40о по всем меридианам при отсутствии центральных скотом). В качестве тест-объекта для исследования использовались изолированные кольца Ландольта на белом фоне средней (0,5) и большой (0,9) контрастности при освещенности, рекомендуемой для зрительной работы слабовидящих (500 лк). Предельно различимой на расстоянии 25-30 см от глаз разрыв кольца подбирался индивидуально. Амплитуда эргограммы отражало минимальное изменение положение кольца при его приближении или отдалении, достаточное для его различения или потери. Для максимального приближения к условиям зрительной работы исследование проводилось бинокулярно с привычной переносимой коррекцией аметропии. Анализ эргограмм осуществлялся по методике, предложенной А. Б. Парпаровым. Рассчитывались следующие показатели: 1) функциональная рефракция (ФР), которая характеризует силу оптической установки к концу зрительной нагрузки и дает представление о работоспособности. Для близи в норме ФР больше 4,5 дптр; 2) показатель утомления (ПУ), характеризующий изменение динамической рефракции в процессе зрительной работы по отношению к исходной за единицу времени. В норме уменьшения динамической рефракции в результате зрительной работе вблизи на 0,2 дптр/мин свидетельствует об утомлении; 3) порог предметного различения (ППР), который показывает, на сколько диоптрий минимум должна изменяться рефракция, чтобы объект различения был воспринят или потерян. В норме ППР равен 0,5-1.0 дптр. Поскольку бинокулярное зрение было только у четвертой части обследованных, показатели аккомодации исследовались безотносительно от функции бинокулярного зрения. По сравнению с возрастной нормой (10.0 дптр и более) снижен при высокой осложненной близорукости и особенно при заболеваниях хрусталика. При заболеваниях зрительно-нервного аппарата ОА находятся в пределах возрастной нормы. Полученные результаты подтверждает данные других исследователей о снижение ОА при миопии высокой степени. Значительное значение ОА в группе с заболеваниями хрусталика связано с нарушением его отсутствием. Зависимости величины ОА от характера поражения зрительно-нервного аппарата выявить не удалось. У школьников с заболеваниями зрительного нерва, а также сетчатой и сосудистой оболочек с преимущественным поражением центральных или периферических отделов глазного дна ОА не имеет статистически значимых различий. Вместе с тем четко проявилась зависимость величины ОА от функционального состояния макулярной области сетчатки. Так, при снижении макулярной функции(исследование с помощью макулотестера) ОА равен 12,1=0,7 дптр, а при сохранности этой функции – 14,9±0,9 дптр (р=0,001), т. е. чем выше макулярная функция, тем больше ОА. Полученные данные согласуется с положением о том, что аккомодация тесно связана с функцией центрального зрения, которое лежит в основе аккомодационного рефлекса. Объем аккомодации представляет собой интегральный показатель, определяемы максимальным напряжением аккомодации положением ее покоя и привычным тонусом в процессе зрительной работы. Но объем аккомодации, характеризуя максимальные резервы аккомодационного аппарата не отражает способности выполнять определенную зрительную работу. В этом отношении более значимы эргометрические показатели, определяющие реакцию аккомодационного аппарата на конкретную зрительную нагрузку. ФР во всех группах обследуемых имеет нормальные значения. Это свидетельствует о возможности выполнения зрительной работы вблизи. Об отсутствии утомления аккомодационного аппарата при эргографической записи говорят нормальные значения ПУ во всех группах обследуемых. Групповые различия при этом статистически недостоверны. Порог предметного различения (ППР), отражающий глубину оптического фокуса, во всех группах обследуемых, за исключением школьников с некорригированной близорукостью, имеет нормальные значения без статистически значимых различий. Значительная средняя величина (2,2 дптр), полученная при эргометрии у школьников с высокой близорукостью без коррекции, по-видимому, объясняется устойчивостью близорукого глаза к расфокусировки, т.е.устойчивостью разрешающей способности при близорукости. Эргометрическое исследование показывает, что исправление корригирующими стеклами сильной рефракции при близорукости ведет к более рациональному распределению объема аккомодации. При коррекции близорукости динамическая рефракция становится более стабильной (ПУ равен 0,02дптр/мин), что является показателем уменьшения нагрузки на аккомодационный аппарат. Снижению остроты зрения при слабовидении нередко сопутствует нарушение контрастной чувствительности, хотя эти функции не всегда между собой коррелируют. В ряде работ подтверждается значение выбора контраста для оптимизации условий зрительной работы слабовидящих, но отсутствуют конкретные практические рекомендации. В связи с этим представляло интерес изучение аккомодационной функции при разном контрасте объекта различения и фона. Оказалось, что при изменении контраста тест-объекта и фона эргометрические показатели у слабовидящих с высокой осложненной близорукостью и заболеваниями хрусталика не претерпевают статистически значимых изменений. У учащихся с заболеваниями зрительно-нервного аппарата выявлена зависимость эргометрических показателей от контрастности объекта различения и фона. Изменение ФР при увеличение контраста тест объекта и фона статически недостоверны т.е. изменение контраста в пределах 0,5-0,9 не вызывает сдвигов в оптической установки глаз при выполнении работы на близком расстоянии. Средние значения ПУ в обоих вариантах контраста не превышают нормальных величин, но при контрасте 0,5 ПУ выше, чем при контрасте 0,9(p=0.001). Таким образом, у слабовидящих с заболеваниями зрительно-нервного аппарата при снижение контраста проявляется тенденция к утомлению аккомодационного аппарата. Уменьшение среднего значения ППР подтверждает, что увеличение контраста при стандартной освещенности является фактором, улучшающим условия зрительной работы вблизи для этой категории учащихся. Анализ результатов эргометрии у всех обследованных показал, что при сохранности молекулярной функции ПУ и ППР не зависят от контраста тест-объекта и фона, т.е. при изменении контраста в пределах 0,5-0,9 динамическая рефракция и глубина фокуса при работе на близком расстоянии у не претерпевают изменений. При понижении макулярной функции зрительная работа с объектами среднего контраста с фоном (0,5) вызывает ослабление динамической рефракции (рост ПУ) и увеличение ППР(p=0,001), что можно расценить как фактор, способствующий зрительному утомлению. Следовательно, увеличение контраста до 0,9 для зрительной работы учащихся с пониженной молекулярной функцией является благоприятным фактором. Выявлена положительная коррекция между остротой зрения обследованных и эргометрическими показателями (ПУ и ППР) (r=0,53 ± 0,09 и 0,61 ± 0,08 соответственно), а также между объемом аккомодации и этими же показателями (r=0,65 ± 0,09 и 0,73 ± 0,11 соответственно). Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что у слабовидящих с остротой зрения 0,1-0,4 при величине объектов различения, адекватных этой остроте зрения, аккомодационная функция сохранена. Ее объем при поражениях зрительно нервного аппарата (заболевание сетчатки и зрительного нерва) соответствует возрастной норме и снижен при высокой осложненной близорукости и заболеваниях хрусталика. Напряженная нагрузка с предельно различными по величине объектами при освещенности 500 лк (эргографическая запись) не вызывает существенных изменений функциональной и динамической рефракции, что свидетельствует об отсутствии снижения аккомодационной функции к концу работы и доступности такого рода нагрузки. Этот факт с учетом реальных условий зрительной работы учащихся (прерывность зрительного наблюдения, произвольный ритм зрительной нагрузи) позволяет допустить использования зрения слабовидящими учащимися с остротой зрения 0,1-0,4 на протяжении урока при условии адекватности величины объектов работы указанной остроте зрения и оптимальной освещенности. Понижение макулярной функции, ведущее к ослаблению аккомодационного рефлекса, затрудняет зрительную работу на близких расстояниях. Поэтому для решения доступности зрительной работы и ее регламентирования у слабовидящих учащихся кроме остроты и поля зрения необходимо исследование макулярной функции (определение функции желтого пятна на макулотестере). Для зрительной работы вблизи для слабовидящих со снижением макулярной функции (1-2 группы) рекомендуется увеличение контраста до 0,9 (большой контраст). Дефектология. – 2002. – №6. – С.71-77 Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения Е.Н. Подколзина Институт коррекционной педагогики РАО, Москва Раскрывается основное содержание работы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Обобщен многолетний опыт работы тифлопедагогов Москвы, а также некоторых регионов России. Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детой к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения. При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует также экспериментальные и авторские материалы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.008 с.) |