Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте Т.А. Подугольникова, Г.И. Рожкова Институт проблем передачи информации РАН, Москва Московский педагогический государственный университет Основная цель исследования состояла в определении влияния нарушении бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски II учебника. Был разработан компьютерный вариант кодинг-теста, позволивший оценить скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В течение 2 лет было протестировано 252 ребенка 6-8 лет с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. Результаты позволили констатировать, что дети с нарушенным бинокулярным зрением по показателям зрительной работоспособности достигают уровня своих сверстников с нормальным зрением примерно на 8 мес. позднее. Поэтому детям с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста. Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка. Решение этих вопросов не может быть однозначным и зависит от степени и характера зрительных аномалий. Известно, что аномалии бинокулярного зрения проявляются главным образом в расстройстве механизмов совместной переработки информации, поступающей через левый и правый глаз, а также в нарушении правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий должно наиболее сильно сказываться при выполнении зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект и т.п. Именно с такого рода заданиями приходится ежедневно иметь дело ребенку, поступившему в школу. Это чтение, копирование с доски, списывание с учебника. Можно ожидать, что дети с бинокулярными нарушениями будут испытывать специфические затруднения при выполнении такой работы и по этой причине будут отставать от своих одноклассников. Среди учащихся, аттестованных как успевающие «ниже среднего» и «плохо», процент детей с бинокулярными аномалиями намного превышает среднестатистический. Кроме того существует большая корреляция между нарушениями бинокулярного зрения и низкими оценками по кодинг-тесту из набора тестов Д. Векслера. Кодинг-тесты представляют собой один из типов корректурных проб, которые часто используется как за рубежом, так и в отечественной практике для оценки умственной работоспособности. Суть тестирования заключается в том, что ребенок должен внимательно просмотреть длинную последовательность тестовых знаков (геометрические фигурки, буквы, цифры, простые предметы) и в соответствии с образцом или устной инструкцией либо выделить (вычеркнуть, подчеркнуть) определенные знаки, либо проставить рядом с ними кодовые символы. При оценке качества выполнения теста учитываются скорость работы и число ошибок. Результаты тестирования зависят от того, умеют ли дети слушать и понимать задание педагога, могут ли концентрировать внимание, хорошо ли запоминают образец и инструкцию, способны ли выработать оптимальную тактику просмотра, быстро ли устают, т.е. в основном от психологической зрелости ребенка, но несомненно, что успешность выполнения задания в значительной степени определяется и состоянием зрительной и глазодвигательной систем. Для определения влияния нарушений бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски и учебника, а также, для того чтобы вычленить влияние именно зрительных аномалий, взяв за основу классический вариант кодинг-теста, был разработан такой его компьютерный вариант, который увеличивал бы зрительную нагрузку и сводил бы до минимума роль памяти и интеллектуальных способностей при выполнении тестового задания, т.е. позволял бы оценивать скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В этом варианте кодинг-тест представляет собой интерактивную компьютерную программу, предлагающую ребенку последовательно кодировать фигурки тестового ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом, показанным в верхней части экрана. Всего образец содержит четыре фигурки (солнце, яблоко, гриб и ель) с их кодами, и 10 таких же фигурок располагаются в случайном порядке в тестовом ряду. Кодирование нужно производить, нажимая соответствующие клавиши со стрелками, расположенные на клавиатуре компактной группой. Соответствие фигурок и стрелок в образце меняется на каждом шагу работы, а порядок просмотра тестовых фигурок жестко определен перемещением курсора, так что испытуемому пет смысла запоминать коды и он лишен возможности избрать выгодную в случае классических тестовых процедур стратегию поочередного кодирования всех одинаковых фигурок. Таким образом, программа стимулирует испытуемого осуществлять перемещения взора от тестовой фигурки к образцу и обратно на каждом шаге работы, увеличивая нагрузку на зрительную и глазодвигательпую системы по сравнению с обычными процедурами кодинг-тестов. Апробация программы на детях разного возраста (5,5-9 лет), в том числе и с бинокулярными аномалиями, продемонстрировала перспективность ее использования для сравнительной оценки зрительной работоспособности. В течение 2 лет с помощью данной программы было протестировано большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением, что позволило констатировать наличие существенного снижения средних показателей зрительной работоспособности у детей с бинокулярными аномалиями и количественно оценить временное отставание этих детей в развитии соответствующих функций примерно в 8 мес. Всего было протестировано 252 ребенка 6-8 лет. До начала тестирования у всех детей с помощью нескольких тестов, включающих и стереограммы из случайных точек и лечебно-диагностическую программу КЛАСС, было исследовано стереозрение. Все испытуемые были разделены на 4 группы. В первую экспериментальную группу были включены дошкольники 6-7 лет (n=63) с нарушениями бинокулярного зрения, имеющие диагноз косоглазия (девиация < 12 градусов) и/или амблиопий средней или слабой степени (острота зрения > 0,4). Вторую экспериментальную группу составляли ученики I класса 7-8 лет (n=37), имеющие аналогичные диагнозы. У всех детей из экспериментальных групп стереозрение отсутствовало или показатели уровня его развития были очень низкими. Две контрольные группы состояли из дошкольников 6-7 лет (n=78) и первоклассников 7-8 лет (n=74) с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения и с нормально развитым стереозрением. Детей из контрольных групп тестировали в обычных детских садах и в общеобразовательной школе. Детей с нарушением зрения тестировали в специализированных глазных детских садах, в глазном санатории при Морозовской больнице и в кабинете охраны зрения одной детской поликлиники. Тестирование проводилось в феврале-марте, т.е. во время третьей учебной четверти. В процессе тестирования каждый ребенок выполнял по 10 попыток, т.е. кодировал 100 объектов. Данное количество попыток оказалось оптимальным, так как лишь немногие дети ощущали усталость к концу тестирования. После объяснения задания экспериментатор сначала сам выполнял несколько циклов кодирования, а затем предлагал ребенку продолжить. Тестирование начиналось только тогда, когда экспериментатор был убежден, что ребенок понял инструкцию. Особый акцент экспериментатор делал на том, что задание должно быть выполнено без ошибок и как можно быстрее. В среднем все тестирование занимало около 10 мин. Время выполнения задания в каждой попытке и количество допущенных ошибок регистрировались автоматически. Те попытки, в которых было допущено более 1 ошибки, при обработке материала не учитывались, так как считалось, что задание выполнено неудовлетворительно. По результатам тестирования для каждого ребенка вычисляли среднюю скорость кодирования в каждой попытке и по всем попыткам, а также показательную скорость кодирования – среднюю скорость по трем наиболее успешным попыткам. Сравнение средних скоростей кодирования в последовательных попытках дает возможность судить об устойчивости внимания, особенностях врабатывания, утомления, обучения. Средняя скорость по всем попыткам характеризует среднюю продуктивность работы ребенка. Показательная скорость отражает максимальные возможности зрительной системы – тот предел, которого ребенок смог достичь при наилучшей концентрации внимания в отсутствие отвлечении, случайных задержек и других снижающих результат факторов. Для оценки показательной скорости мы брали не одну, самую успешную попытку, а три лучших, учитывая случайный характер процедуры генерирования тестовых рядов и кодов, который обусловливал некоторое неравенство попыток по трудности. Обработка полученных данных отчетливо выявила как естественное положительное влияние на результаты возраста испытуемых, так и отрицательное влияние нарушений бинокулярного зрения. У детей с нормальным зрением при усреднении по группам были получены следующие значения показательных скоростей кодирования: 13,9 ± 0,32 символов/мин (стандартное отклонение σ=2,8) – для дошкольников (6-7 лет) и 16,6 ± 0,31 символов/мин (σ=2,7) – для первоклассников (7-8 лет). В группах детей с нарушениями зрения эти показатели были ниже: у дошкольников – 12,0 ± 0,41 символов/мин (σ=3,26), у первоклассников – 15,5 ± 0,71 символов/мин (σ=4,33). Различия между всеми 4 группами оказались статически достоверными. Для более наглядного представления результатов вычисления показательных скоростей была произведена их переоценка по школьной шкале: отлично – хорошо – удовлетворительно – плохо, взяв за основу данные по контрольным группам и считая, что максимум кривой распределения показателей соответствует оценке «хорошо». Оценки «удовлетворительно» и «плохо» давались детям, показатели которых отличались от среднего в худшую сторону более чем на 2 и 3 стандартных отклонения соответственно. Оценку «отлично» получали дети, показатели которых отличались от среднего более чем на одно стандартное отклонение в лучшую сторону. Результаты показывают, что у детей с нарушениями бинокулярного зрения, как в группе дошкольников, так и в группе первоклассников показатели существенно хуже, чем у их сверстников без бинокулярных аномалий. Все дети из контрольных групп справились с заданием – плохих оценок у них нет совсем. При этом процентное соотношение детей, выполнивших тест с разной степенью успешности (отлично – хорошо – удовлетворительно), в группе дошкольников и первоклассников почти одинаковое. Среди детей с нарушениями бинокулярного зрения в обеих возрастных группах имеются дети с плохими оценками, а суммарный процент детей, справившихся с заданием на «хорошо» и «отлично», у них существенно меньше, чем в норме (54% против 86% у дошкольников и 59% против 85% у первоклассников). При анализе обнаруженного негативного влияния бинокулярных аномалий следует учитывать, что в этих экспериментах оно даже может быть заниженным, так как в группы детей с нарушениями бинокулярного зрения входили только дети, регулярно проходившие лечение в кабинетах охраны зрения и посещавшие глазные детские сады, где они находились под наблюдением врачей и постоянно проходили курсы лечения и тренировок и где с ними работали высококвалифицированные тифлопедагоги по специальной программе. Благодаря этому среди детей с аномалиями оказалось относительно много отличников. Это дети, которые с одной стороны, были приучены сосредоточенно работать и выполнять инструкции педагога, а с другой – были обучены специальным методом, облегчающим процесс восприятия информации. Кроме того, почти все эти дети (по результатам опроса родителей) посещали подготовительные гимназические группы в общеобразовательных учреждениях. Практически все дети с нарушением зрения, получившие при тестировании оценку «отлично», уже в детском саду обладали хорошими навыками чтения, значительно превышающими показатели нормы чтения для первоклассников. Хорошо известно, что пластичность зрительной системы на разных этапах онтогенеза различна. При этом дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функции, но в то же время это период, когда зрительная система очень чувствительна и ко всем негативным факторам, в частности к перегрузкам. Поэтому очень важно обеспечить адекватность зрительной нагрузки возрастным возможностям ребенка. Учитывая это, можно попытаться определить, какому отставанию по возрасту соответствует обнаруженное у детей с бинокулярными нарушениями отставание в показателях зрительной работоспособности. В результате проведенного анализа было установлено, что у исследованных нами детей с бинокулярными аномалиями отставание соответствует примерно 8 мес. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что все (кроме одного ребенка) первоклассники с нарушенным зрением, выполнившие кодирование на «отлично», начали обучение в школе в возрасте не моложе 7 лет (от 7 лет 2 мес. до 7 лет 10 мес.). Обнаруженное среднее отставание детей с бинокулярными аномалиями по зрительной работоспособности от своих сверстников должно учитываться при решении вопроса об их поступлении в школу. Большинству детей с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста. Дефектология №2, 2001, стр. 84-88
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |