Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением

Поиск

Т.А. Подугольникова, Г.И. Рожкова

Институт проблем передачи информации РАН, Москва

Московский педагогический государственный университет

Основная цель исследования состояла в определении влияния нарушении бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски II учебника. Был разработан компьютерный вариант кодинг-теста, позволивший оценить скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В течение 2 лет было протестировано 252 ребенка 6-8 лет с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. Результаты позволили констатировать, что дети с нарушенным бинокулярным зрением по показателям зрительной работоспособности достигают уровня своих сверстников с нормальным зрением примерно на 8 мес. позднее. Поэтому детям с нарушениями бинокулярного зрения рекомен­дуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста.

Состояние зрительной системы является одним из важнейших фак­торов, определяющих готовность ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет веду­щую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной системы мо­гут не только приводить к недоразвитию зрительных функций, но и оказывать об­щее негативное влияние на развитие ребенка. Решение этих вопросов не может быть однознач­ным и зависит от степени и характера зрительных аномалий.

Известно, что аномалии бино­кулярного зрения проявляются главным образом в расстройстве механизмов сов­местной переработки информации, по­ступающей через левый и правый глаз, а также в нарушении правильного взаимо­действия зрительной и глазодвигательной систем. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий должно наиболее сильно сказываться при выполнении зритель­ных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект и т.п. Именно с такого рода заданиями приходится еже­дневно иметь дело ребенку, поступивше­му в школу. Это чтение, копирование с доски, списывание с учебника. Можно ожидать, что дети с бинокулярными нарушениями будут испытывать специфические затруднения при выполнении такой работы и по этой причине будут от­ставать от своих одноклассников.

Среди учащихся, аттестованных как успе­вающие «ниже среднего» и «плохо», про­цент детей с бинокулярными аномалиями намного превышает среднестатистичес­кий. Кроме того существует большая корреляция между нарушениями бинокулярного зрения и низкими оценками по кодинг-тесту из набора тестов Д. Векслера.

Кодинг-тесты представляют собой один из типов корректурных проб, которые ча­сто используется как за рубежом, так и в отечественной практике для оценки умст­венной работоспособности. Суть тестирования заключает­ся в том, что ребенок должен внимательно просмотреть длинную последовательность тестовых знаков (геометрические фигур­ки, буквы, цифры, простые предметы) и в соответствии с образцом или устной инст­рукцией либо выделить (вычеркнуть, под­черкнуть) определенные знаки, либо про­ставить рядом с ними кодовые символы. При оценке качества выполнения теста учитываются скорость работы и число ошибок. Результаты тестирования зависят от того, умеют ли дети слушать и понимать задание педагога, могут ли концентриро­вать внимание, хорошо ли запоминают об­разец и инструкцию, способны ли вырабо­тать оптимальную тактику просмотра, бы­стро ли устают, т.е. в основном от психологической зрелости ребенка, но несомнен­но, что успешность выполнения задания в значительной степени определяется и со­стоянием зрительной и глазодвигательной систем.

Для определения влияния наруше­ний бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копи­рования с доски и учебника, а также, для того чтобы вычленить влияние именно зрительных аномалий, взяв за основу классический вариант кодинг-теста, был разработан такой его компьютерный вариант, кото­рый увеличивал бы зрительную нагрузку и сводил бы до минимума роль памяти и интеллектуальных способностей при выполнении тестового задания, т.е. позво­лял бы оценивать скорее зрительную, чем умственную работоспособность.

В этом варианте кодинг-тест пред­ставляет собой интерактивную компьютерную программу, предлагающую ре­бенку последовательно кодировать фи­гурки тестового ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом, показанным в верхней части экрана. Все­го образец содержит четыре фигурки (солнце, яблоко, гриб и ель) с их кодами, и 10 таких же фигурок располагаются в случайном порядке в тестовом ряду. Кодирование нужно производить, нажи­мая соответствующие клавиши со стрел­ками, расположенные на клавиатуре компактной группой. Соответствие фи­гурок и стрелок в образце меняется на каждом шагу работы, а порядок просмот­ра тестовых фигурок жестко определен перемещением курсора, так что испытуемому пет смысла запоминать коды и он лишен возможности избрать выгодную в случае классических тестовых процедур стратегию поочередного кодирования всех одинаковых фигурок. Таким обра­зом, программа стимулирует испытуемо­го осуществлять перемещения взора от тестовой фигурки к образцу и обратно на каждом шаге работы, увеличивая нагруз­ку на зрительную и глазодвигательпую системы по сравнению с обычными про­цедурами кодинг-тестов. Апробация про­граммы на детях разного возраста (5,5-9 лет), в том числе и с бинокулярными аномалиями, продемонстрировала пер­спективность ее использования для сравнительной оценки зрительной работоспособности.

В течение 2 лет с помощью данной программы было протестировано большое количество детей дошкольного и младше­го школьного возраста с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением, что позволило констатировать нали­чие существенного снижения средних показателей зрительной работоспособ­ности у детей с бинокулярными аномали­ями и количественно оценить временное отставание этих детей в развитии соот­ветствующих функций примерно в 8 мес.

Всего было протестировано 252 ребен­ка 6-8 лет. До начала тестирования у всех детей с помощью нескольких тестов, включающих и стереограммы из случай­ных точек и лечебно-диагностическую программу КЛАСС, было исследо­вано стереозрение.

Все испытуемые были разделены на 4 группы. В первую экспериментальную группу были включены дошкольники 6-7 лет (n=63) с нарушениями бинокулярно­го зрения, имеющие диагноз косоглазия (девиация < 12 градусов) и/или амблиопий средней или слабой степени (острота зре­ния > 0,4). Вторую экспериментальную группу составляли ученики I класса 7-8 лет (n=37), имеющие аналогичные диа­гнозы. У всех детей из эксперименталь­ных групп стереозрение отсутствовало или показатели уровня его развития были очень низкими. Две контрольные группы состояли из дошкольников 6-7 лет (n=78) и первоклассников 7-8 лет (n=74) с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения и с нормально развитым стереозрением.

Детей из контрольных групп тестиро­вали в обычных детских садах и в общеобразовательной школе. Детей с нарушени­ем зрения тестировали в специализиро­ванных глазных детских садах, в глазном санатории при Морозовской больнице и в кабинете охраны зрения одной детской поликлиники. Тестирование прово­дилось в феврале-марте, т.е. во время третьей учебной четверти.

В процессе тестирования каждый ребе­нок выполнял по 10 попыток, т.е. кодиро­вал 100 объектов. Данное количество по­пыток оказалось оптимальным, так как лишь немногие дети ощущали усталость к концу тестирования. После объяснения задания экспериментатор сначала сам вы­полнял несколько циклов кодирования, а затем предлагал ребенку продолжить. Тестирование начиналось только тогда, ког­да экспериментатор был убежден, что ре­бенок понял инструкцию. Особый акцент экспериментатор делал на том, что зада­ние должно быть выполнено без ошибок и как можно быстрее. В среднем все тестирование занимало около 10 мин. Время выполнения задания в каждой попытке и количество допущенных ошибок регистрировались автоматически. Те попытки, в которых было допущено более 1 ошибки, при обработке материала не учитывались, так как считалось, что задание выполнено неудовлетворительно.

По результатам тестирования для каж­дого ребенка вычисляли среднюю скорость кодирования в каждой попытке и по всем попыткам, а также показательную скорость кодирования – среднюю ско­рость по трем наиболее успешным попыт­кам. Сравнение средних скоростей коди­рования в последовательных попытках да­ет возможность судить об устойчивости внимания, особенностях врабатывания, утомления, обучения. Средняя скорость по всем попыткам характеризует сред­нюю продуктивность работы ребенка. Показательная скорость отражает максимальные возможности зрительной системы – тот предел, которого ребенок смог достичь при наилучшей концентрации внимания в отсутствие отвлечении, случайных задержек  и других снижающих результат факторов. Для оценки показа­тельной скорости мы брали не одну, са­мую успешную попытку, а три лучших, учитывая случайный характер процедуры генерирования тестовых рядов и кодов, который обусловливал некоторое неравенство попыток по трудности.

Обработка полученных данных отчет­ливо выявила как естественное положи­тельное влияние на результаты возраста испытуемых, так и отрицательное влия­ние нарушений бинокулярного зрения. У детей с нормальным зрением при усред­нении по группам были получены следую­щие значения показательных скоростей кодирования: 13,9 ± 0,32 символов/мин (стандартное отклонение σ=2,8) – для дошкольников (6-7 лет) и 16,6 ± 0,31 символов/мин (σ=2,7) – для первоклассни­ков (7-8 лет). В группах детей с наруше­ниями зрения эти показатели были ниже: у дошкольников – 12,0 ± 0,41 симво­лов/мин (σ=3,26), у первоклассников – 15,5 ± 0,71 символов/мин (σ=4,33). Раз­личия между всеми 4 группами оказались статически достоверными.

Для более наглядного представления результатов вычисления показательных скоростей была произведена их переоценка по школьной шкале: отлично – хорошо – удовлетворительно – плохо, взяв за осно­ву данные по контрольным группам и счи­тая, что максимум кривой распределения показателей соответствует оценке «хоро­шо». Оценки «удовлетворительно» и «пло­хо» давались детям, показатели которых отличались от среднего в худшую сторону более чем на 2 и 3 стандартных отклоне­ния соответственно. Оценку «отлично» получали дети, показатели которых отли­чались от среднего более чем на одно стан­дартное отклонение в лучшую сторону.

Результаты показывают, что у детей с нарушениями бинокулярного зрения, как в группе дошкольников, так и в группе первоклассников показатели существенно хуже, чем у их сверстников без бинокулярных аномалий. Все дети из контрольных групп справились с заданием – плохих оценок у них нет совсем. При этом процентное соотно­шение детей, выполнивших тест с разной степенью успешности (отлично – хоро­шо – удовлетворительно), в группе до­школьников и первоклассников почти одинаковое. Среди детей с нарушениями бинокулярного зрения в обеих возрастных группах име­ются дети с плохими оценками, а суммар­ный процент детей, справившихся с заданием на «хорошо» и «отлично», у них существенно меньше, чем в норме (54% против 86% у дошкольников и 59% про­тив 85% у первоклассников). При анализе обнаруженного негативного влияния бинокулярных аномалий следует учиты­вать, что в этих экспериментах оно да­же может быть заниженным, так как в группы детей с нарушениями бинокуляр­ного зрения входили только дети, регу­лярно проходившие лечение в кабинетах охраны зрения и посещавшие глазные детские сады, где они находились под на­блюдением врачей и постоянно проходи­ли курсы лечения и тренировок и где с ними работали высококвалифицирован­ные тифлопедагоги по специальной про­грамме. Благодаря этому среди детей с аномалиями оказалось относительно много отличников. Это дети, которые с одной стороны, были приучены сосредо­точенно работать и выполнять инструкции педагога, а с другой – были обучены специальным методом, облегчающим процесс восприятия информации. Кроме того, почти все эти дети (по результатам опроса родителей) посещали подготовительные гимназические группы в общеобразовательных учреждениях. Практи­чески все дети с нарушением зрения, по­лучившие при тестировании оценку «от­лично», уже в  детском саду обладали хо­рошими навыками чтения, значительно превышающими показатели нормы чте­ния для первоклассников.

Хорошо известно, что пластичность зрительной системы на разных этапах онтогенеза различна. При этом дошкольный и младший школьный возраст счита­ется наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функции, но в то же время это период, когда зрительная система очень чувстви­тельна и ко всем негативным факторам, в частности к перегрузкам. Поэтому очень важно обеспечить адекватность зритель­ной нагрузки возрастным возможностям ребенка. Учитывая это, можно попытаться определить, какому отставанию по возра­сту соответствует обнаруженное у детей с бинокулярными нарушениями отстава­ние в показателях зрительной работоспособности. В результате проведенного анализа было установлено, что у исследо­ванных нами детей с бинокулярными аномалиями отставание соответствует примерно 8 мес. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что все (кроме одного ребенка) первоклассники с нарушенным зрением, выполнившие кодирование на «отлично», начали обучение в школе в воз­расте не моложе 7 лет (от 7 лет 2 мес. до 7 лет 10 мес.).

Обнаруженное среднее отстава­ние детей с бинокулярными аномалиями по зрительной работоспособности от своих сверстников должно учитываться при решении вопроса об их поступлении в школу. Большинству детей с нарушени­ями бинокулярного зрения рекомендует­ся поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста.


Дефектология №2, 2001, стр. 84-88



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.007 с.)