Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Т.А. Подугольникова, Г.И. Рожкова Институт проблем передачи информации РАН, Москва Московский педагогический государственный университет Основная цель исследования состояла в определении влияния нарушении бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски II учебника. Был разработан компьютерный вариант кодинг-теста, позволивший оценить скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В течение 2 лет было протестировано 252 ребенка 6-8 лет с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. Результаты позволили констатировать, что дети с нарушенным бинокулярным зрением по показателям зрительной работоспособности достигают уровня своих сверстников с нормальным зрением примерно на 8 мес. позднее. Поэтому детям с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста. Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка. Решение этих вопросов не может быть однозначным и зависит от степени и характера зрительных аномалий. Известно, что аномалии бинокулярного зрения проявляются главным образом в расстройстве механизмов совместной переработки информации, поступающей через левый и правый глаз, а также в нарушении правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий должно наиболее сильно сказываться при выполнении зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект и т.п. Именно с такого рода заданиями приходится ежедневно иметь дело ребенку, поступившему в школу. Это чтение, копирование с доски, списывание с учебника. Можно ожидать, что дети с бинокулярными нарушениями будут испытывать специфические затруднения при выполнении такой работы и по этой причине будут отставать от своих одноклассников. Среди учащихся, аттестованных как успевающие «ниже среднего» и «плохо», процент детей с бинокулярными аномалиями намного превышает среднестатистический. Кроме того существует большая корреляция между нарушениями бинокулярного зрения и низкими оценками по кодинг-тесту из набора тестов Д. Векслера. Кодинг-тесты представляют собой один из типов корректурных проб, которые часто используется как за рубежом, так и в отечественной практике для оценки умственной работоспособности. Суть тестирования заключается в том, что ребенок должен внимательно просмотреть длинную последовательность тестовых знаков (геометрические фигурки, буквы, цифры, простые предметы) и в соответствии с образцом или устной инструкцией либо выделить (вычеркнуть, подчеркнуть) определенные знаки, либо проставить рядом с ними кодовые символы. При оценке качества выполнения теста учитываются скорость работы и число ошибок. Результаты тестирования зависят от того, умеют ли дети слушать и понимать задание педагога, могут ли концентрировать внимание, хорошо ли запоминают образец и инструкцию, способны ли выработать оптимальную тактику просмотра, быстро ли устают, т.е. в основном от психологической зрелости ребенка, но несомненно, что успешность выполнения задания в значительной степени определяется и состоянием зрительной и глазодвигательной систем. Для определения влияния нарушений бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски и учебника, а также, для того чтобы вычленить влияние именно зрительных аномалий, взяв за основу классический вариант кодинг-теста, был разработан такой его компьютерный вариант, который увеличивал бы зрительную нагрузку и сводил бы до минимума роль памяти и интеллектуальных способностей при выполнении тестового задания, т.е. позволял бы оценивать скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В этом варианте кодинг-тест представляет собой интерактивную компьютерную программу, предлагающую ребенку последовательно кодировать фигурки тестового ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом, показанным в верхней части экрана. Всего образец содержит четыре фигурки (солнце, яблоко, гриб и ель) с их кодами, и 10 таких же фигурок располагаются в случайном порядке в тестовом ряду. Кодирование нужно производить, нажимая соответствующие клавиши со стрелками, расположенные на клавиатуре компактной группой. Соответствие фигурок и стрелок в образце меняется на каждом шагу работы, а порядок просмотра тестовых фигурок жестко определен перемещением курсора, так что испытуемому пет смысла запоминать коды и он лишен возможности избрать выгодную в случае классических тестовых процедур стратегию поочередного кодирования всех одинаковых фигурок. Таким образом, программа стимулирует испытуемого осуществлять перемещения взора от тестовой фигурки к образцу и обратно на каждом шаге работы, увеличивая нагрузку на зрительную и глазодвигательпую системы по сравнению с обычными процедурами кодинг-тестов. Апробация программы на детях разного возраста (5,5-9 лет), в том числе и с бинокулярными аномалиями, продемонстрировала перспективность ее использования для сравнительной оценки зрительной работоспособности. В течение 2 лет с помощью данной программы было протестировано большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением, что позволило констатировать наличие существенного снижения средних показателей зрительной работоспособности у детей с бинокулярными аномалиями и количественно оценить временное отставание этих детей в развитии соответствующих функций примерно в 8 мес. Всего было протестировано 252 ребенка 6-8 лет. До начала тестирования у всех детей с помощью нескольких тестов, включающих и стереограммы из случайных точек и лечебно-диагностическую программу КЛАСС, было исследовано стереозрение. Все испытуемые были разделены на 4 группы. В первую экспериментальную группу были включены дошкольники 6-7 лет (n=63) с нарушениями бинокулярного зрения, имеющие диагноз косоглазия (девиация < 12 градусов) и/или амблиопий средней или слабой степени (острота зрения > 0,4). Вторую экспериментальную группу составляли ученики I класса 7-8 лет (n=37), имеющие аналогичные диагнозы. У всех детей из экспериментальных групп стереозрение отсутствовало или показатели уровня его развития были очень низкими. Две контрольные группы состояли из дошкольников 6-7 лет (n=78) и первоклассников 7-8 лет (n=74) с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения и с нормально развитым стереозрением. Детей из контрольных групп тестировали в обычных детских садах и в общеобразовательной школе. Детей с нарушением зрения тестировали в специализированных глазных детских садах, в глазном санатории при Морозовской больнице и в кабинете охраны зрения одной детской поликлиники. Тестирование проводилось в феврале-марте, т.е. во время третьей учебной четверти. В процессе тестирования каждый ребенок выполнял по 10 попыток, т.е. кодировал 100 объектов. Данное количество попыток оказалось оптимальным, так как лишь немногие дети ощущали усталость к концу тестирования. После объяснения задания экспериментатор сначала сам выполнял несколько циклов кодирования, а затем предлагал ребенку продолжить. Тестирование начиналось только тогда, когда экспериментатор был убежден, что ребенок понял инструкцию. Особый акцент экспериментатор делал на том, что задание должно быть выполнено без ошибок и как можно быстрее. В среднем все тестирование занимало около 10 мин. Время выполнения задания в каждой попытке и количество допущенных ошибок регистрировались автоматически. Те попытки, в которых было допущено более 1 ошибки, при обработке материала не учитывались, так как считалось, что задание выполнено неудовлетворительно. По результатам тестирования для каждого ребенка вычисляли среднюю скорость кодирования в каждой попытке и по всем попыткам, а также показательную скорость кодирования – среднюю скорость по трем наиболее успешным попыткам. Сравнение средних скоростей кодирования в последовательных попытках дает возможность судить об устойчивости внимания, особенностях врабатывания, утомления, обучения. Средняя скорость по всем попыткам характеризует среднюю продуктивность работы ребенка. Показательная скорость отражает максимальные возможности зрительной системы – тот предел, которого ребенок смог достичь при наилучшей концентрации внимания в отсутствие отвлечении, случайных задержек и других снижающих результат факторов. Для оценки показательной скорости мы брали не одну, самую успешную попытку, а три лучших, учитывая случайный характер процедуры генерирования тестовых рядов и кодов, который обусловливал некоторое неравенство попыток по трудности. Обработка полученных данных отчетливо выявила как естественное положительное влияние на результаты возраста испытуемых, так и отрицательное влияние нарушений бинокулярного зрения. У детей с нормальным зрением при усреднении по группам были получены следующие значения показательных скоростей кодирования: 13,9 ± 0,32 символов/мин (стандартное отклонение σ=2,8) – для дошкольников (6-7 лет) и 16,6 ± 0,31 символов/мин (σ=2,7) – для первоклассников (7-8 лет). В группах детей с нарушениями зрения эти показатели были ниже: у дошкольников – 12,0 ± 0,41 символов/мин (σ=3,26), у первоклассников – 15,5 ± 0,71 символов/мин (σ=4,33). Различия между всеми 4 группами оказались статически достоверными. Для более наглядного представления результатов вычисления показательных скоростей была произведена их переоценка по школьной шкале: отлично – хорошо – удовлетворительно – плохо, взяв за основу данные по контрольным группам и считая, что максимум кривой распределения показателей соответствует оценке «хорошо». Оценки «удовлетворительно» и «плохо» давались детям, показатели которых отличались от среднего в худшую сторону более чем на 2 и 3 стандартных отклонения соответственно. Оценку «отлично» получали дети, показатели которых отличались от среднего более чем на одно стандартное отклонение в лучшую сторону. Результаты показывают, что у детей с нарушениями бинокулярного зрения, как в группе дошкольников, так и в группе первоклассников показатели существенно хуже, чем у их сверстников без бинокулярных аномалий. Все дети из контрольных групп справились с заданием – плохих оценок у них нет совсем. При этом процентное соотношение детей, выполнивших тест с разной степенью успешности (отлично – хорошо – удовлетворительно), в группе дошкольников и первоклассников почти одинаковое. Среди детей с нарушениями бинокулярного зрения в обеих возрастных группах имеются дети с плохими оценками, а суммарный процент детей, справившихся с заданием на «хорошо» и «отлично», у них существенно меньше, чем в норме (54% против 86% у дошкольников и 59% против 85% у первоклассников). При анализе обнаруженного негативного влияния бинокулярных аномалий следует учитывать, что в этих экспериментах оно даже может быть заниженным, так как в группы детей с нарушениями бинокулярного зрения входили только дети, регулярно проходившие лечение в кабинетах охраны зрения и посещавшие глазные детские сады, где они находились под наблюдением врачей и постоянно проходили курсы лечения и тренировок и где с ними работали высококвалифицированные тифлопедагоги по специальной программе. Благодаря этому среди детей с аномалиями оказалось относительно много отличников. Это дети, которые с одной стороны, были приучены сосредоточенно работать и выполнять инструкции педагога, а с другой – были обучены специальным методом, облегчающим процесс восприятия информации. Кроме того, почти все эти дети (по результатам опроса родителей) посещали подготовительные гимназические группы в общеобразовательных учреждениях. Практически все дети с нарушением зрения, получившие при тестировании оценку «отлично», уже в детском саду обладали хорошими навыками чтения, значительно превышающими показатели нормы чтения для первоклассников. Хорошо известно, что пластичность зрительной системы на разных этапах онтогенеза различна. При этом дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функции, но в то же время это период, когда зрительная система очень чувствительна и ко всем негативным факторам, в частности к перегрузкам. Поэтому очень важно обеспечить адекватность зрительной нагрузки возрастным возможностям ребенка. Учитывая это, можно попытаться определить, какому отставанию по возрасту соответствует обнаруженное у детей с бинокулярными нарушениями отставание в показателях зрительной работоспособности. В результате проведенного анализа было установлено, что у исследованных нами детей с бинокулярными аномалиями отставание соответствует примерно 8 мес. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что все (кроме одного ребенка) первоклассники с нарушенным зрением, выполнившие кодирование на «отлично», начали обучение в школе в возрасте не моложе 7 лет (от 7 лет 2 мес. до 7 лет 10 мес.). Обнаруженное среднее отставание детей с бинокулярными аномалиями по зрительной работоспособности от своих сверстников должно учитываться при решении вопроса об их поступлении в школу. Большинству детей с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста. Дефектология №2, 2001, стр. 84-88
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.007 с.) |