Направления работы тифлопедагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления работы тифлопедагога



1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Рассмотрим каждое из названных направлений.

Тифлопедагогическое обследование детей

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Следует учитывать, что уже в процессе обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребенком хороший контакт, расположить к себе, заинтересовать в занятиях. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.

Обследование проводится тифлопедагогом в начало, середине и конце учебного года. Он пользуется методиками, разработанными для изучения дошкольников с патологией зрения. Например, это «Схема обследования дошкольника с нарушением зрения». Она включает в себя анкету для родителей и анкету для ребенка. Анкета для родителей отражает общие сведения о ребенке и его семье, анамнез, особенности психомоторного развития ребенка до 3 лет. Анкета для ребенка состоит из вопросов и заданий, позволяющих выявить его ориентированность в окружающем мире, особенности его познавательной деятельности и общения, вторичные отклонения в развитии.

По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования, тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полными и объективными эти характеристики могут быть в результате длительного наблюдения за детьми в различных видах их деятельности.

Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований (в начале, сере­дине и конце года). Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

Следует учитывать, что представленная схема обследования предполагает совместное участие в нем тифлопедагога и тифлопсихолога.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятая составляет 15 мин – в младшей и средней группах, 25 мин – в старшей и 30 мин – в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях (например, дети с тяжелой зрительной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями – такими, как ЗПР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивидуальную программу обучения на недлительные сроки, например на одну-две недели. Связано это с тем, что дети данной категории не сразу вступают в контакт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррекционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один-два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин. (в старшей и подго­товительных группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных услови­ях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т.д.). В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующее заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному уча­стию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

Ø формирование у детей представлений о своиx зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

Ø формирование умений получать информацию об окружающем мире с по­мощью всех сохранных анализаторов;

Ø обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, (которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, кото­рое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) тифлопедагог проводит специальные коррекционные за­нятия следующих видов:

Ø развитие зрительного восприятия;

Ø развитие осязания и мелкой моторики;

Ø ориентировка в пространстве;

Ø социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий.

Другой вид комплексных занятий, – в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.009 с.)