Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Л.П. Уфимцева, Т.К.Окладникова ИПК РО, г. Красноярск Описывается система коррекционно-развивающих занятий для учащихся I ступени специальной (коррекционной) школы IV вида. В основу предлагаемой системы занятий положен учет общих и специфических особенностей личности слабовидящих детей на данном этапе онтогенетического развития. Известно, что у слабовидящих детей имеется ряд специфических нарушений познавательных процессов, связанных со зрительным дефектом. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора; неточностью, пропуском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например, операция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки. Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг, представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную деятельность слабовидящих. Наблюдения за слабовидящими детьми свидетельствуют о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражений при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию, внимания. Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности. У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают, лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью. Отмеченные выше особенности познавательных процессов, у слабовидящих детей накладывают специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются; нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений. Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках. У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются контакты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в подвижные игры, ограниченно или совсем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соответствует возрасту. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности. Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового). Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидящих детей требуют организации психокоррекционных мероприятий. В этой связи нами была разработана программа психокоррекционных занятий для слабовидящих учащихся младших классов специальной общеобразовательной школы. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи. Поэтапный характер ее оказания будет способствовать целенаправленному формированию у данного контингента детей младшего школьного возраста психологических новообразований (понятийного мышления, произвольности и осознанности психических функций, рефлексии), обеспечивая им тем самым полноценное психическое развитие. Психокоррекционные занятия на всех этапах проводятся педагогом-психологом еженедельно в рамках обязательной коррекционной подготовки. Их продолжительность составляет 25-30 минут учебного времени. Формы организации занятий должны учитывать психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления). Оборудование предназначенное для проведения психокоррекционных занятий со слабовидящими учащимися, обязательно должно отвечать, офтальмогигиеническим требованиям. Для этого педагог-психолог предварительно знакомится с диагнозом заболевания каждого ученика, входящего в коррекционную группу, и соответственно подбирает рабочий материал к каждому занятию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.01 с.) |