Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения

Поиск

Л.П. Уфимцева, Т.К.Окладникова

ИПК РО, г. Красноярск

Описывается система коррекционно-развивающих занятий для учащихся I ступени специ­альной (коррекционной) школы IV вида. В основу предлагаемой системы занятий положен учет общих и специфических особенностей личности слабовидящих детей на данном этапе онтогенетического развития.

Известно, что у слабовидящих детей имеется ряд спе­цифических нарушений познавательных процессов, связан­ных со зрительным дефектом. Зритель­ное восприятие характеризуется замедленностью обзора; неточностью, пропу­ском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.

Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных пре­пятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следова­тельно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например, опера­ция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки. Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноцен­ным. В процессе обучения и воспита­ния в значительной мере устраняется основная причина замедленного разви­тия – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и орга­низуя восприятие, расширяя и уточняя круг, представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную дея­тельность слабовидящих.

Наблюдения за слабовидящими де­тьми свидетельствуют о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражений при нарушениях зрения снижает устойчи­вость внимания. В то же время длитель­ное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию, внимания.

Память слабовидящих младших школьников характеризуется мень­шей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запомина­ния наглядного материала, недоста­точным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памя­ти обусловлены недостаточной полно­той, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности.

У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают, лишь началь­ный ряд материала, что, вероятно, объяс­няется их повышенной утомляемостью.

Отмеченные выше особенности по­знавательных процессов, у слабовидя­щих детей накладывают специфичес­кий отпечаток на их учебную деятель­ность. Например, при чтении часто воз­никают оптикогностические наруше­ния, основными причинами которых яв­ляются; нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений. Выявлено также отри­цательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажения эле­ментов букв, их неправильное располо­жение относительно друг друга в словах, строках.

У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются кон­такты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в по­движные игры, ограниченно или сов­сем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соот­ветствует возрасту.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в форми­ровании личности. Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребно­стей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интере­сов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; реду­цированность способностей к видам де­ятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая огра­ниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате форми­руется ряд отрицательных черт харак­тера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товари­щества), волевых (отсутствие самостоя­тельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового).

Таким образом, отмеченные специ­фические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидящих детей требуют организации психокоррекционных мероприятий.

В этой связи нами была разработа­на программа психокоррекционных занятий для слабовидящих учащихся младших классов специальной обще­образовательной школы. Она включа­ет в себя ряд этапов, каждый из кото­рых обусловлен характером затрудне­ний, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи. Поэтапный характер ее ока­зания будет способствовать целенаправленному формированию у данно­го контингента детей младшего школь­ного возраста психологических ново­образований (понятийного мышления, произвольности и осознанности пси­хических функций, рефлексии), обес­печивая им тем самым полноценное психическое развитие.

Психокоррекционные занятия на всех этапах проводятся педагогом-психологом еженедельно в рамках обяза­тельной коррекционной подготовки. Их продолжительность составляет 25-30 минут учебного времени. Формы организации занятий должны учи­тывать психофизиологические особен­ности слабовидящих детей (в частнос­ти, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов дея­тельности, подвижные игры, всевоз­можные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).

Оборудование предназначенное для проведения психокоррекционных заня­тий со слабовидящими учащимися, обязательно должно отвечать, офтальмогигиеническим требованиям. Для этого педагог-психолог предварительно знако­мится с диагнозом заболевания каждого ученика, входящего в коррекционную группу, и соответственно подбирает ра­бочий материал к каждому занятию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.01 с.)