Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения

Поиск

Е.Н. Подколзина

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

В статье раскрываются специфические приемы воспитания и обучения детей с патологи­ей зрения. Показаны пути формирования у них адекватных представлений об окружаю­щем мире па основе полисенсорного восприятия. Подчеркивается необходимость обучения детей анализу получаемой информации о пред­метах и явлениях окружающей действительности и применении ее па практике. Приводятся конкретные примеры коррекционно-педагогического воздействия на детей в процессе специальных занятии тифлопедагога.

Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С са­мого рождения ребенка все его движе­ния и предметно-практические дейст­вия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Несомненно, что глубокое пораже­ние зрения или полная слепота обусловливают значительные ограничения чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о бо­гатстве красок окружающего мира, слепой человек его не познает, он мо­жет это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то свои­ми ощущениями. Как подтверждает опыт общения со слепыми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста специально учить анализу своих ощу­щений и восприятий.

Начинать эту работу следует с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к ощущениям детей, отталкиваясь от конкретных чувст­венно воспринимаемых предметов и явлений. Так, например, детей учат со­относить голубой цвет с запахом снега, свежего воздуха, с ощущением про­хладной воды; зеленый – с запахом листвы, травы; белый – с запахом и ощу­щением накрахмаленного белья и т.д.

Формирование у слепых дошколь­ников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциа­ций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познаватель­ной деятельности, но и для полноцен­ного психического развития.

Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкива­ясь с недоступностью для себя позна­ния многих качеств окружающего ми­ра (в частности, цвета), дети тяжело пе­реживают это. Причем если у ребенка 5-7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ре­бенок (2-4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного диском­форта. Такое состояние нередко усу­губляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присут­ствии свою оценку ситуации, сокруша­ющихся по поводу бесперспективнос­ти его будущего.

Слепой ребенок обращается к сво­им близким, к педагогам с вопросами: «Что такое цвет?», «Зачем нужны цве­та, какие они, какой цвет самый краси­вый?» и т.п. Ответить на них бывает трудно, особенно родителям. Важно постараться очень мягко, спокойно объяснять ребенку, что он не может видеть цвета с помощью глаз, но может научиться понимать и представлять их себе, так как каждый цвет похож на что-то, что можно услышать, потрогать, понюхать.

Для слабовидящих детей обучение полисенсорному восприятию является не менее важным, чем для слепых. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отстава­ния в развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограни­ченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное зна­чение приобретают коррекционные за­нятия, на которых их учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е. пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способст­вует развитию их познавательной дея­тельности.

Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями.

Вся система коррекционных заня­тий тифлопедагога базируется на обу­чении детей с зрительной патологией получать информацию об окружаю­щем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствитель­ность).

В познании окружающего мира ре­бенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Имен­но оно дает слепому возможность полу­чить конкретные, реальные представ­ления о ближайшем пространстве и на­ходящихся в нем предметах.

С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходи­мые навыки самообслуживания (на­пример, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для форми­рования у него самостоятельности, ко­торая позволит в дальнейшем обхо­диться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зре­ния психологического комфорта. Общение со взрослыми слепыми подтверждает огромное значение хоро­шо развитого полисенсорного восприя­тия для их повседневной жизни.

Роль слухового восприятия в позна­вательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нару­шением зрения также велика.

Спонтанное овладение умениями получать информацию об окружаю­щем на полисенсорной основе практик чески невозможно либо требует значи­тельно большего времени.

Тифлопедагогическая практика до­казала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обуче­нии дошкольников с зрительной пато­логией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косогла­зием и амблиопией) с учетом особенно­стей познания окружающего мира де­тьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.

Одна из таких особенностей – дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механичес­ки, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружа­ющего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словар­ном запасе у них нет четких, конкрет­ных представлений.

В задачу тифлопедагога входит на­учить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, исполь­зуя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории детского сада детей, учили различать крики птиц; на занятиях по ознакомле­нию, например, с кошкой они не толь­ко внимательно зрительно-осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.

На коррекционных занятиях ис­пользовали игрушки, которые переда­ют характерные признаки птиц, кошки. После тщательного обследования этих игрушек дети с ними играли, при­думывали сказки, рассказы.

Картинки к занятиям подбирались не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцирование – с учетом степе­ни выраженности зрительной патоло­гии. Например, слепым детям предъявляли рельефно-точечные изображения, рассчитанные на осязательное воспри­ятие; слабовидящим (без нарушения поля зрения) – крупные, яркие изоб­ражения, на контрастном фоне, с четко выраженными (наиболее характерны­ми) деталями изображенной птицы или кошки; детям с амблиопией – изобра­жения животных, выполненные в оп­ределенной цветовой гамме, с деталями определенного размера, рассматрива­ние которых способствует тренировке амблиопичного глаза.

В процессе занятий объясняли, уточняли значение слов «летает» и «па­дает». Детям наглядно демонстрирова­ли полет, птиц, прыжки кошки. Например (в группе), показывали, как попу­гай перелетает с одного предмета на другой, как он взлетает вверх и слетает вниз. Наблюдая за воронами и голубями во время прогулки, смотрели, как они ходят, как перелетают с одного ме­ста на другое, слушали, как шумят их крылья при взлете. Организуя наблю­дения детей за кошкой, показывали им, как кошка умеет красиво, легко и бес­шумно спрыгивать с высоко, располо­женных предметов, как она ловко взби­рается по деревьям, перепрыгивает с ветки на ветку. Тифлопедагог объяснял все, что наблюдали, каждое действие сопровождалось его описанием. Дети рассказывали о своих впечатлениях. Вопросы тифлопедагога помогали им составить связный, логичный рассказ: они учились внимательно слушать пе­дагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей.

Удачным приемом было использова­ние на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюде­ний за животными изображали их в различных ситуациях и позах.

В результате проведенной коррекционной работы дошкольники с нарушением зрения подготовительной к школе группы научились составлять подробные описательные рассказы, от­мечая в них мельчайшие, детали особенностей внешнего вида и повадок птиц и кошек.

На подобных коррекционных заня­тиях не только решаются задачи разви­тия познавательных возможностей де­тей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружаю­щего, но и создается положительный эмоциональный настрой. Этому в зна­чительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они яв­ляются не только наблюдателями объек­тов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.

Известно влияние зрительной пато­логии на психическое развитие челове­ка, его эмоционально-волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидя­щих своеобразие черт характера.

Понимание этих особенностей по­может тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные мето­ды воспитания, позволяющие преду­предить или скорригировать негатив­ные проявления в развитии личности ребенка.

Следует знать, что в 3-5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается «невроз адап­тации». Это пе­риод физического и психического при­способления ребенка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздра­жительность, повышенная утомляе­мость. У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей пред­метно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обус­ловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологи­ческого дискомфорта. Это связано, с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше ви­дящего глаза с целью тренировки дру­гого – хуже видящего). Дети оказыва­ются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой. Дан­ные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией позволяют сделать вывод о необхо­димости проведения с ними, как и со слепыми и слабовидящими детьми, коррекционно-педагогической работы.

В 6-7 лет (и позже) ребенок с нару­шением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситу­аций, замкнутость, нежелание общать­ся. В 12-15 лет многим детям с глубо­ким нарушением зрения свойственно фантазирование, уводящее их от реаль­ной повседневной жизни; в старшем подростковом возрасте у некоторых из них обнаруживаются явления так называемого невротического педантизма, т.е. повышенной склонности к порядку и организованно­сти, в нетерпимости к окружающим, не отвечающим этому правилу.

Значительному числу подростков и взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к окружающим, обвине­ние их в неприязненном к себе отноше­нии. У многих детей такая позиция свя­зана с сознанием собственной непохо­жести на других. Они считают себя не­красивыми, неприятными окружающим, болезненно переживают и сты­дятся своего недостатка.

Сталкиваясь подчас с негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настрое­ния с проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как прави­ло, своеобразной защитой своего внутреннего мира от посторонних.

У другой группы детей с глубоким нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка. Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представ­ляют свои возможности и перспективы в жизненных ситуациях, завышая, пе­реоценивая их. Они, как правило, резко отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и советов.

Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать значительной части детей и подростков с зрительной патологией свойственна направленность интере­сов на удовлетворение, только своих потребностей и желаний.

Подобные черты характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом неправиль­ного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы, прово­димой в детском саду и в школе.

Условия воспитания оказывают огромное влияние на предупрежде­ние появления патологических черт характера у детей.

Таким образом, практика показала, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, осно­ванного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями ок­ружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях) и обучении кон­кретной предметно-практической деятельности.

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и по­тенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу научной социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.


Дефектология №6, 2005, стр. 33-40



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.011 с.)