Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Е.Н. Подколзина Институт коррекционной педагогики РАО, Москва В статье раскрываются специфические приемы воспитания и обучения детей с патологией зрения. Показаны пути формирования у них адекватных представлений об окружающем мире па основе полисенсорного восприятия. Подчеркивается необходимость обучения детей анализу получаемой информации о предметах и явлениях окружающей действительности и применении ее па практике. Приводятся конкретные примеры коррекционно-педагогического воздействия на детей в процессе специальных занятии тифлопедагога. Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что глубокое поражение зрения или полная слепота обусловливают значительные ограничения чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок окружающего мира, слепой человек его не познает, он может это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт общения со слепыми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста специально учить анализу своих ощущений и восприятий. Начинать эту работу следует с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к ощущениям детей, отталкиваясь от конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений. Так, например, детей учат соотносить голубой цвет с запахом снега, свежего воздуха, с ощущением прохладной воды; зеленый – с запахом листвы, травы; белый – с запахом и ощущением накрахмаленного белья и т.д. Формирование у слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития. Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5-7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ребенок (2-4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего. Слепой ребенок обращается к своим близким, к педагогам с вопросами: «Что такое цвет?», «Зачем нужны цвета, какие они, какой цвет самый красивый?» и т.п. Ответить на них бывает трудно, особенно родителям. Важно постараться очень мягко, спокойно объяснять ребенку, что он не может видеть цвета с помощью глаз, но может научиться понимать и представлять их себе, так как каждый цвет похож на что-то, что можно услышать, потрогать, понюхать. Для слабовидящих детей обучение полисенсорному восприятию является не менее важным, чем для слепых. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отставания в развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых их учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е. пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности. Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями. Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей с зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). В познании окружающего мира ребенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно оно дает слепому возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта. Общение со взрослыми слепыми подтверждает огромное значение хорошо развитого полисенсорного восприятия для их повседневной жизни. Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения также велика. Спонтанное овладение умениями получать информацию об окружающем на полисенсорной основе практик чески невозможно либо требует значительно большего времени. Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей – дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений. В задачу тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории детского сада детей, учили различать крики птиц; на занятиях по ознакомлению, например, с кошкой они не только внимательно зрительно-осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее. На коррекционных занятиях использовали игрушки, которые передают характерные признаки птиц, кошки. После тщательного обследования этих игрушек дети с ними играли, придумывали сказки, рассказы. Картинки к занятиям подбирались не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцирование – с учетом степени выраженности зрительной патологии. Например, слепым детям предъявляли рельефно-точечные изображения, рассчитанные на осязательное восприятие; слабовидящим (без нарушения поля зрения) – крупные, яркие изображения, на контрастном фоне, с четко выраженными (наиболее характерными) деталями изображенной птицы или кошки; детям с амблиопией – изображения животных, выполненные в определенной цветовой гамме, с деталями определенного размера, рассматривание которых способствует тренировке амблиопичного глаза. В процессе занятий объясняли, уточняли значение слов «летает» и «падает». Детям наглядно демонстрировали полет, птиц, прыжки кошки. Например (в группе), показывали, как попугай перелетает с одного предмета на другой, как он взлетает вверх и слетает вниз. Наблюдая за воронами и голубями во время прогулки, смотрели, как они ходят, как перелетают с одного места на другое, слушали, как шумят их крылья при взлете. Организуя наблюдения детей за кошкой, показывали им, как кошка умеет красиво, легко и бесшумно спрыгивать с высоко, расположенных предметов, как она ловко взбирается по деревьям, перепрыгивает с ветки на ветку. Тифлопедагог объяснял все, что наблюдали, каждое действие сопровождалось его описанием. Дети рассказывали о своих впечатлениях. Вопросы тифлопедагога помогали им составить связный, логичный рассказ: они учились внимательно слушать педагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей. Удачным приемом было использование на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюдений за животными изображали их в различных ситуациях и позах. В результате проведенной коррекционной работы дошкольники с нарушением зрения подготовительной к школе группы научились составлять подробные описательные рассказы, отмечая в них мельчайшие, детали особенностей внешнего вида и повадок птиц и кошек. На подобных коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создается положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно. Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально-волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера. Понимание этих особенностей поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или скорригировать негативные проявления в развитии личности ребенка. Следует знать, что в 3-5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается «невроз адаптации». Это период физического и психического приспособления ребенка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость. У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта. Это связано, с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого – хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой. Данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как и со слепыми и слабовидящими детьми, коррекционно-педагогической работы. В 6-7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться. В 12-15 лет многим детям с глубоким нарушением зрения свойственно фантазирование, уводящее их от реальной повседневной жизни; в старшем подростковом возрасте у некоторых из них обнаруживаются явления так называемого невротического педантизма, т.е. повышенной склонности к порядку и организованности, в нетерпимости к окружающим, не отвечающим этому правилу. Значительному числу подростков и взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к окружающим, обвинение их в неприязненном к себе отношении. У многих детей такая позиция связана с сознанием собственной непохожести на других. Они считают себя некрасивыми, неприятными окружающим, болезненно переживают и стыдятся своего недостатка. Сталкиваясь подчас с негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настроения с проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как правило, своеобразной защитой своего внутреннего мира от посторонних. У другой группы детей с глубоким нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка. Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представляют свои возможности и перспективы в жизненных ситуациях, завышая, переоценивая их. Они, как правило, резко отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и советов. Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать значительной части детей и подростков с зрительной патологией свойственна направленность интересов на удовлетворение, только своих потребностей и желаний. Подобные черты характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом неправильного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы, проводимой в детском саду и в школе. Условия воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических черт характера у детей. Таким образом, практика показала, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической деятельности. Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу научной социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе. Дефектология №6, 2005, стр. 33-40
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.011 с.) |