Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольникамиСтр 1 из 15Следующая ⇒
Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками С нарушением зрения И.А. Семченкова, Москва
Создание оптимальных условий для коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях – важнейшее средство психолого-педагогической коррекции детей с нарушением зрения и успешной подготовки их к школе. Следует строго соблюдать определенные условия проведения занятий. Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету и надпороговым диапазоне или ее повышение – светобоязнь). Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала 20-30 см. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов, поэтому педагог нс должен допускать зрительного утомления. Продолжительность непрерывной зрительной работы не должна превышать 15 минут. В перерывах для отдыха необходима визульная фиксация удаленных объектов (она способствует уменьшению напряжения аккомодации) или же адаптация к белому фону средней яркости. Определенные требования предъявляются к наглядному материалу. Изображеия на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношения элементов, время экспозиции). Важно ограничиать информационную емкость изображеий и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество п плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60-100%); его угловые размеры подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения. Педагоги общеобразовательных школ, в которые интегрированы дети с низким зрением, должны следовать изложенным выше рекомендациям при организации зрительной работы (без перегрузки), в подборе графического и иллюстративного материала для восприятия, а также темпа зрительной работы при выполнении обучающих заданий. Следует иметь в виду, что не все дети с нарушениями зрения могут быть интегрированы в массовые учреждения. Если ребенку требуются постоянное поддерживающее лечение органа зрения, медицинская коррекция и наблюдение, психологическая и тифлопедагогическая помощь (при наличии вторичных отклонений в психическом развитии), то он должен воспитываться и обучаться в специальных учреждениях. Для этих детей в специальных учреждениях должны быть созданы кабинеты визуальной реабилитации и обеспечена высококвалифицированная помощь специалистов. В процессе воспитания детей с нарушением зрения общие задачи воспитания сочетаются со специальными, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонении в развитии. Воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно. Дети с нарушением зрения должны быть, насколько это возможно, приобщены к различным видим деятельности. Следует воспитывать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.
Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в Пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Это требует напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности, ряда других качеств. Иногда эти требования оказываются на грани психологических и физиологических возможностей детей с нарушением зрения. Несоответствие ряда психологических и физиологических свойств организма требованиям, предъявляемым к игровой, учебной и трудовой деятельности, может привести к нервным срывам и прогрессированию заболевания. Все это необходимо учитывать при организации коррекционно-воспитательной работы. Дефектология №6, 2004, стр. 22-27 Е.Н. Подколзина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Приводится обзор разных видов наглядного материала, раскрываются особенности его подбора и адаптации для детей с нарушениями зрения, определяются требования, предъявляемые к наглядным пособиям в школах для не зрячих и слабовидящих. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно. При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Приведем классификацию средств наглядности в общей педагогике, которая взята за основу и дополнена автором данной статьи. 1. Натуральные наглядныепособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий. 2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела. 3. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомые и т.д. 4. Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты. 5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы. 6. Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты. 7. Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом. Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.
Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной. При первичном ознакомлении детей с программным материалом («Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (мягкость, твердость или упругость, запах и вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности. Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии – узнавать их даже на некотором расстоянии. Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д. Требования, предъявляемые к натуральной наглядности Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом. Требования, предъявляемые к объемной наглядности Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете. Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение. Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм. Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией. Существует специальная изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. К сожалению, тематика выпускаемых пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них. Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью для детей с нормальным зрением, как правило, не отвечает вышеуказанным специальным требованиям. Однако в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных пособий по развитию речи, ознакомлению детей с профессиями. Многие из них при условии адаптации могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией. Направления адаптации изобразительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения; усиление цветового контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях. Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, возраст детей, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.
При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10; 20х30. К подбору для демонстрации детям слайдов, диа-, кино- и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях. Требования, предъявляемые к графическим пособиям Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях. Требования, предъявляемые к символической наглядности Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации. В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными, четко выделенными изображениями материков. Эти карты без адаптации успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Требования, предъявляемые к рельефной наглядности Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Эти пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это валено, так как форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций. В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном, и в плоскопечатном (черно-белом или цветном) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести. Необходимо отметить, что использование рельефной наглядности в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, эффективно только в случае специально организованной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, знакомство с принципами Построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот. III и IV видов Б.К. Тупоногов Институт коррекционной педагогики РАО, Москва Рассматриваются проблемы учета и использования офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект. Подробно описывается специфика коррекции в ходе предметного преподавания основ наук. Показаны содержание и приемы этой работы в зависимости от диагностики зрительного заболевания у детей. Современное развитие коррекционной педагогики характеризуется тенденциями дифференциации и индивидуализации обучении школьников. Этот процесс совершенствуется и в сфере постановки тех научных и практических проблем, которые связаны со спецификой образования детей с нарушением зрения. Поскольку развитие общего и специального образования приобретает новые тенденции в развитии, коррекционно-педагогический процесс в школах III и IV видов должен строиться также в этом направлении, а именно от школоцентризма к детоцентризму. Тифлопедагогика переходит от адаптивной, дисциплинарной и унифицированной модели к личностно ориентированной и вариативной модели. На современном этапе в центр внимания всего учебно-воспитательного и коррекционного процессов ставится не условный «средний» ученик, а конкретная личность ребенка со всем многообразием ее свойств и качеств, с учетом особенностей развития, познавательной и другой деятельности. Только такой подход будет содействовать совершенствованию как общеобразовательного, так и коррекционно-восстановительного процессов, поможет более глубоко решать задачи реабилитации учащихся со зрительной депривацией. Тифлопедагогу необходимо знать о ребенке все: его уровень подготовки, способности, возможности обучения, генетические факторы, круг интересов, социальное окружение, характерологические особенности и другие показатели для того, чтобы эффективно организовать учебно-воспитательную работу. Кроме того, необходимо изучить и дефектологическую характеристику школьника: диагноз зрительного заболевания, структурно-функциональные нарушения зрительного анализатора, этиологию слепоты и слабовидения, психофизические вторичные отклонения в его развитии и др. Все перечисленные данные помогут всесторонне изучить ребенка и организовать коррекционную направленность как учебно-воспитательного, так и коррекционно-восстановительного процессов. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Естественно, что для организации коррекционно-педагогической работы в специальной школе для детей с нарушением зрения понадобятся усилия не только учителей и воспитателей, но и других специалистов (медицинских работников, психолога, логопеда, социального педагога и др.). Современная педагогика сотрудничества должна комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития детей, их лечебно-восстановительного сопровождения. Только на уровне межпрофессиональных связей и сотрудничества можно эффективно и системно решать задачи специального образования детей с нарушением зрения. В исследованиях многих ведущих тифлологов показано, что индивидуализация и дифференциация образовательной и коррекционной работы со слепыми и слабовидящими школьниками невозможна без учета их зрительных, тактильных и других сенсорных возможностей и что задача специальной школы на современном этапе состоит не только в сохранении неполноценного зрения, но и, в его развитии, в формировании сенсорно-перекодирующих систем. Необходимо научить ребенка правильно использовать сохранные функции зрительного анализатора, компенсирующие возможности других сенсорных систем, определить пути совершенствования этой деятельности в ходе обучения и воспитания учащихся. В школьную практику образовательных учреждений III и IV видов уже давно вошло требование иметь постоянно под рукой офтальмологические и другие гигиенические и эргономические рекомендации для оперативного управления ходом образовательного процесса со стороны учителя и воспитателя и контроля этой деятельности с позиций коррекционных требований тифлопедагогики. Однако в стране не сложился единый подход к содержанию офтальмоэргономических рекомендаций в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения. Во многих случаях выделяются не все необходимые положения, которые следует учитывать в коррекционной работе, много формальных подходов к этим требованиям и незнания путей реализации офтальмоэргономических данных в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Это прежде всего относится к вновь организованным специальным школам, учебно-воспитательным комплексам (УВК), дошкольным учреждениям для детей с нарушением зрения и классам компенсирующего типа, которые открываются при массовых школах. На местах разрабатываются подчас свои оригинальные формы офтальмологических и других рекомендаций, направленных на совершенствование коррекционной работы, которые не учитывают многие важные показатели, необходимые для качественной и эффективной организации этой работы. В практике работы специальных школ для детей с нарушением зрения офтальмоэргономические рекомендации используются неполно, особенно страдают в этом отношении занятия по изучению отдельных предметов. Если на специальных коррекционных занятиях мы можем констатировать применение специальных коррекционных приемов для преодоления недостатков психофизического развития детей, связанных со зрительным дефектом, то эта работа на предметных уроках поставлена в большинстве случаев неудовлетворительно. Анализируя результаты аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV видов за последние четыре года, мы можем констатировать неудовлетворительное состояние коррекционной направленности предметного преподавания основ наук. Изучение программных предметов с детьми, имеющими зрительные нарушения, осуществляется в основном фронтально, с использованием некоторых общих приемов коррекции. Так, например, если в классе обучаются слепые учащиеся, то в лучшем случае в учебном процессе используются рельефно-графические пособия по предмету. Причем для всего состава класса они одинаковы, не дифференцированы в зависимости от диагноза зрительного заболевания, остроты и поля зрения (для частично видящих), не учитываются индивидуальные функциональные отклонения детей и др. Такая же картина наблюдается и в работе со слабовидящими школьниками, у которых диагностическая картина более сложная и многогранная, разброс показателей функциональных нарушений очень велик. При обучении детей с неполноценным зрением коррекция осуществляется в основном в двух направлениях: увеличение изучаемых объектов и деталей их строения и усиление цветонасыщенности и контрастности изображаемых объектов в иллюстративно-графических пособиях. При этом не учитывается тот факт, что не всем слабовидящим школьникам необходимо увеличивать размеры изучаемых объектов и их деталей, а к окраске иллюстративно-графического материала следует подходить дифференцирование. Более 60% слабовидящих детей имеют различные нарушения цветовосприятия, которые зависят от вида зрительного дефекта и структурно-функциональных нарушений зрительного анализатора. Эти показатели необходимо учитывать при разработке, подборе и использовании средств наглядности на предметных уроках. Нарушенное цветовосприятие может быть полным или частичным. В последнем случае чаще всего страдает цветоразличение в отношении синего, зеленого и красного цветов. Содержание и направленность коррекционной работы во многом зависит от диагноза зрительного заболевания, но эта связь в методиках предметного преподавания практически не определена. Учителя-предметники испытывают большие трудности в этом направлении. Данные опроса педагогов-практиков специальных школ для слепых и слабовидящих детей показывают, что проблема правильного построения коррекционной направленности предметного преподавания прежде всего упирается в незнание путей реализации этой деятельности в зависимости от диагностической картины зрительной патологии школьников. 82,5 % опрошенных учителей 6-7 классов указанную трудность определяли как основную. Офтальмоэргономические рекомендации, используемые при обучении биологии и химии детей с нарушением зрения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.046 с.) |