I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению



(1-е полугодие 1 класса)

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимос­тью адаптации к школе. В среднем при­выкание ребенка к школе имеет продол­жительность от 3-х месяцев до 1,5 лет.

Для полноценного включения ре­бенка в учебно-воспитательный про­цесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоцио­нально-волевую сферу, снимать остроневротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-от­рицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.

Психогимнастика – это курс специ­альных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных как на развитие у детей различных психических функ­ций (внимания, памяти, моторики, во­ображения, произвольности), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоцио­нальные состояния.

Психогимнастика включает элемен­ты эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и элементы групповой психотерапии. За­нятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей.

I ч. Разминка.

Цель: снятие инертности физичес­кого и психического самочувствия, под­нять мышечный тонус, повысить вни­мание и интерес детей к занятию, наст­роить на активную работу и контакт друг с другом.

II ч. Мимические и пантомимичес­кие этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональ­ных состояний, связанных с пережива­нием. Телесного и, психического довольства и недовольства чувств, порождае­мых социальной средой.

III ч. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования проти­воположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышеч­ным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и дви­гательной активности детей; достиже­ние желательного настроения, поведе­ния и черт характера.

IV ч. Завершение.

Цель: закрепление, чувства принад­лежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляет­ся с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоцио­нальные расстройства, вызванные синд­ромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не бо­лее 4-6 человек; Эффект, коррекционных воздействий проявляется в сниже­нии тревожности, в появлении желания учиться общаться со сверстниками.

Достигнутые результаты оценива­ются психодиагностическими методи­ками и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей.

II этап. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы

(2-е полугодие 1 класса)

В обучении и воспитании слабовидящих учащихся важную роль играют перцептивные процессы. Последова­тельность занятий построена с учетом закономерностей формирования вос­приятия (освоение сенсорных этало­нов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план).

Это позволяет обучить слабовидя­щего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформи­ровать представления об этих свойст­вах и их разновидностях.

Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства), восприятие пространства, поверхнос­ти, тяжести, звука. Они проводятся индивидуально или подгруппами, с уче­том уровня сенсорного развития слабовидящих учащихся.

Структура занятия:

I ч. Организационная.

Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро- и макропространстве.

II ч. Содержательная.

1. Игры и упражнения на восприя­тие признаков и свойств предметного мира.

2. Задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образ­ных действий).

III ч. Заключительная.

Подведение итогов.

III этап. Коррекция и развитие познавательных процессов (1-2-е полугодия 2 класса)

Критерием отбора в группы по кор­рекции познавательной деятельности является недостаточное усвоение слабовидящими детьми учебной програм­мы вследствие сочетанной задержки интеллектуального развития.

На каждом этапе психокоррекционная работа организуется индивиду­ально или подгруппами с учетом специфики наруше1шя познавательной деятельности.

Структура занятия:

I ч. Организационная.

Упражнения и игры на организацию произвольного внимания.

II ч. Содержательная.

1. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

2. Задания, развивающие логичес­кое мышление, умение мыслить само­стоятельно.

III ч. Заключительная.

Подведение итогов.

Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения сла­бовидящего ребенка вследствие акти­визации мышления, памяти, восприя­тия, улучшения произвольности внима­ния и самоконтроля. Достигнутые ре­зультаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирую­щими методиками.

IV этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений (1-2-е полугодия 3 класса)

На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных ка­честв младших слабовидящих школь­ников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10-11-летние дети готовятся к вступ­лению в новую фазу возрастного раз­вития, когда ведущим видом деятель­ности становится интимно-личност­ное общение. С другой стороны, изве­стно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе обще­ния с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов, бедностью и фрагментарно­стью образов представления, наруше­ниями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нрав­ственного развития.

Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основ­ные задачи:

1. Развитие коммуникативной ком­петенции.

2. Развитие способности к осозна­нию себя и своих возможностей, позитивация образа Я.

3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

4. Формирование адекватных спосо­бов поведения в различных жизненных ситуациях.

5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения.

6. Перенос нового позитивного опы­та в реальную жизнедеятельность.

В состав группы по коррекции ком­муникативной деятельности входят сла­бовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития.

Структура игровых занятий:

I ч. Вводная.

Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.

Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог-ребе­нок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему.

II ч. Основная.

По своему содержа­нию представляет реализацию соответ­ствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы.

Цели:

Ø расширение поведенческого ре­пертуара детей за счет социально одоб­ряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм поведения;

Ø обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленнос­ти ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта сов­местной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование ком­муникативных действий и операций;

Ø коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоле­ние неуверенности в себе;

Ø формирование предпосылок ре­гуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожнос­ти, страхов, фобических реакций;

Ø развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувст­вам другого человека.

III ч. Заключительная.

Подведение итогов. Рефлексия, планирование сле­дующего занятия. Ритуал прощания.

Эффект коррекционного воздейст­вия игротерапии, оцениваемый с помо­щью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особен­ностях поведения детей (самостоятель­ности, возможности саморегуляции по­ведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Воз­растает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способ­ность к сопереживанию и сочувствию.

V этап. Диагностика и формирование необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене (1-2-е полугодия 4 класса)

К концу младшего школьного возра­ста у учащихся должны быть сформи­рованы такие психологические новообразования, как произвольность, ре­флексия, внутренний план действия, понятийное мышление.

Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.

Проведение комплекса диагности­ческих методик позволяет определить наличный уровень психического раз­вития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и труд­ности, мешающие ему успешно перей­ти в среднюю школу.

Задачами диагностического обсле­дования являются:

1. Определить общее отношение к школе, учению.

2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика.

3. Определить учебные интересы младшего школьника.

4. Выявить умение младшего школь­ника подчинить свои действия опреде­ленным требованиям, условиям деятельности.

5. Выявить степень сформировйнности у младших школьников способности действовать осмысленно.

6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности.

7. Определить уровень самооценки младшего школьника.

На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные заня­тия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные за­нятия – для учащихся с полным вари­антом неготовности к обучению в сред­нем звене школы.

Структура занятия:

I ч. Вводная.

Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.

II ч. Основная.

1. Задания на развитие понятийного мышления.

2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действий.

III ч. Заключительная.

Рефлексия.

Подведение итогов.

По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено.

Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации.


Дефектология №4, 1988, стр. 41-44



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.015 с.)