Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте (1-е полугодие 1 класса) Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остроневротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных как на развитие у детей различных психических функций (внимания, памяти, моторики, воображения, произвольности), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и элементы групповой психотерапии. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей. I ч. Разминка. Цель: снятие инертности физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. II ч. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием. Телесного и, психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой. III ч. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение желательного настроения, поведения и черт характера. IV ч. Завершение. Цель: закрепление, чувства принадлежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 4-6 человек; Эффект, коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться общаться со сверстниками. Достигнутые результаты оцениваются психодиагностическими методиками и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей. II этап. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы (2-е полугодие 1 класса) В обучении и воспитании слабовидящих учащихся важную роль играют перцептивные процессы. Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план). Это позволяет обучить слабовидящего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях. Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства), восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука. Они проводятся индивидуально или подгруппами, с учетом уровня сенсорного развития слабовидящих учащихся. Структура занятия: I ч. Организационная. Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро- и макропространстве. II ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на восприятие признаков и свойств предметного мира. 2. Задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образных действий). III ч. Заключительная. Подведение итогов. III этап. Коррекция и развитие познавательных процессов (1-2-е полугодия 2 класса) Критерием отбора в группы по коррекции познавательной деятельности является недостаточное усвоение слабовидящими детьми учебной программы вследствие сочетанной задержки интеллектуального развития. На каждом этапе психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики наруше1шя познавательной деятельности. Структура занятия: I ч. Организационная. Упражнения и игры на организацию произвольного внимания. II ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти. 2. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно. III ч. Заключительная. Подведение итогов. Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения слабовидящего ребенка вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля. Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками. IV этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений (1-2-е полугодия 3 класса) На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств младших слабовидящих школьников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10-11-летние дети готовятся к вступлению в новую фазу возрастного развития, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. С другой стороны, известно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов, бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нравственного развития. Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основные задачи: 1. Развитие коммуникативной компетенции. 2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивация образа Я. 3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний. 4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях. 5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения. 6. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. В состав группы по коррекции коммуникативной деятельности входят слабовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития. Структура игровых занятий: I ч. Вводная. Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений. Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог-ребенок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему. II ч. Основная. По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы. Цели: Ø расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм поведения; Ø обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; Ø коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; Ø формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций; Ø развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека. III ч. Заключительная. Подведение итогов. Рефлексия, планирование следующего занятия. Ритуал прощания. Эффект коррекционного воздействия игротерапии, оцениваемый с помощью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особенностях поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Возрастает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию. V этап. Диагностика и формирование необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене (1-2-е полугодия 4 класса) К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие психологические новообразования, как произвольность, рефлексия, внутренний план действия, понятийное мышление. Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения. Проведение комплекса диагностических методик позволяет определить наличный уровень психического развития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднюю школу. Задачами диагностического обследования являются: 1. Определить общее отношение к школе, учению. 2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика. 3. Определить учебные интересы младшего школьника. 4. Выявить умение младшего школьника подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности. 5. Выявить степень сформировйнности у младших школьников способности действовать осмысленно. 6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности. 7. Определить уровень самооценки младшего школьника. На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные занятия – для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы. Структура занятия: I ч. Вводная. Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов. II ч. Основная. 1. Задания на развитие понятийного мышления. 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действий. III ч. Заключительная. Рефлексия. Подведение итогов. По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено. Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации. Дефектология №4, 1988, стр. 41-44
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |