Обучение социально-бытовой ориентировке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение социально-бытовой ориентировке



В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практичес­кой деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использова­нием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала про­стейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подби­рается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т.д.). Знания о труде взрослых расширяются: детей знакомят с профессиями, выходя­щими за круг профессий сотрудников детского сада. С этой целью тифлопедагог проводит экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т.д. Следует отметить, что у дошкольников с нарушениями зрения необходимо формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане созда­ния понимания недоступности для них ряда профессий из-за нарушения зрения. В то же время необходимо дать как можно более полные и интересные сведения о тех видах профессионального труда, в которых они могут себя реали­зовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специальное предварительное ознакомление де­тей с теми предметами, которые будутзатем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими познавательными возможностями дошкольников с патологией зрения, их искажен­ным восприятием предметов на рассто­янии. Например, перед экскурсией на кухню нужно познакомить их с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рассмотреть, обследовать при помощи осязания. Можно провести сюжетно-ролевую игру «Сварим кукле обед». Дети отгадывают загадки о предметах кухонной посуды, составляют загадки-описания самостоятельно и т.п. Во время проведения экскурсий тифлопедагог постоянно направляет зрительное восприятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью других анализаторов: осязания, слуха, обоняния. Экскурсии в природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Например, во время экскурсии в парк дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят с определенными деревьями; сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внеш­нему виду и запаху, наблюдают порывы ветра и листопад.

Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширя­ются. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотно­сят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумывают загадки, вы­полняют графические работы по теме экскурсии.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира, В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, какой наглядный материал изучали, какие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть четкими, конкретными, дающими возможность уточнить представления по теме, помогающими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются использованием наглядности. Подбирается она в соответствии с темой беседы и с учетом зрительных возможностей детей.

В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом, о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике, и т.п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица. Позже тифлопедагог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка, нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создастся представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях. В дальнейшем это поможет детям выбрать доступную интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности, безболезненно интегрироваться в современное общество.

Методическая работа

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

Ø посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребенку, на­сколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;

Ø выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными про­граммами и методиками;

Ø организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

Ø индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;

Ø показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

Ø пропаганда тифлопедагогических знаний – организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов.

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Как и методическая работа, она включает в себя несколько направлений:

Ø выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения;

Ø консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

Ø индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка;

Ø проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия, с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

Ø выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

Ø выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

Ø выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога;

Ø задания на дом (на выходные дни, на лето).

Документация тифлопедагога

Тифлопедагог в дошкольном учреждении ведет специальную документацию, к которой относятся: индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка, перспективный план работы, календарный план работы, график работы, табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога. Остановимся коротко на каждом из названных документов.

В индивидуальную тифлопедагогиче­скую карту развития вносятся сведения о ребенке, диагноз зрительного заболе­вания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания. Здесь же фиксируются результаты тифлопедагогического обследования и динамика развития ребенка.

Перспективный план работы тифлопедагога составляется на срок от одного до трех месяцев и более. В перспектив­ном плане намечаются общие задачи коррекционной работы тифлопедагога с детьми данной возрастной группы на определенный период, методическая работа с воспитателями, а также работа с родителями. Планируя методическую работу с воспитателями, тифлопедагог отмечает, какие сообщения будут сделаны на советах педагогов, какие консультации, семинары для воспитателей будут проведены, какие открытые просмотры занятий будут организованы. В разделе работы с родителями тифлопедагог намечает тематику выступлений на роди­тельских собраниях, указывает темы консультаций для родителей, которые могут уточняться, изменяться в ходе пребывания детей в детском саду и общения тифлопедагога с их родителями.

Календарный план работы тифлопедагога – это планирование ежедневных коррекционных занятий с детьми. В календарном плане должны быть указаны год, число, день недоли, номер группы, из которой тифлопедагог берет детей на подгрупповые занятия. Кроме того, необходимо назвать вид занятия (например, развитие зрительного восприятия), его тему, указать решаемые на данном занятии задачи, используемый игровой, демонстрационный и раздаточный материал, основные методические приемы коррекционного обучения на данном занятии и его краткое содержание. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагог также отражает в календарном плане (с указанием детей, с которыми они проводятся, и решаемых задач, перечисляются также игры и упражнения, которые с каждым ребенком проводятся). В плане тифлопедагог еженедельно оставляет одну-две страницы для записи наблюдений. Эти записи являются ценным материалом для составления психолого-педагогических характеристик детей, помогают тифлопедагогу также проследить динамику развития каждого ребенка.

В графике работы тифлопедагог указывает, в какие дни недели и в какие часы проводятся коррекционные занятия с детьми. Для четкой организации своей работы он включает в график сетку коррекционных занятий. В ней указываются конкретные виды подгрупповых занятий, а также время проведения с детьми индивидуальных коррекционных занятий. При составлении сетки рекомендуем ориентироваться на общую сетку занятий тифлопедагога на неделю в разных возрастных группах:

Вид коррекционного занятия Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель­ная группа
Ориентировка в пространстве 2 2 1 1
Развитие зрительного восприятия 2 2 2 2  
Социально-бытовая ориентировка 1 1 2 2

В дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с косоглазием и амблиопией и слабовидящие дошкольники, задачи развития осязания и мелкой моторики включаются во все коррекцион­ные занятия тифлопедагога. В группах, где воспитываются полностью незрячие дошкольники, вместо занятий по развитию зрительного восприятия проводятся специальные коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Со слепыми детьми, имеющими остаточное зрение, планируются специальные коррекционные занятия по развитию остаточного зрения, а развитие осязания и мелкой моторики осуществляется на всех видах специальных коррекционных занятий. Следует отметить, что в зависимости от состава детей, от их индивидуальных возможностей количество занятий того или иного вида может меняться. В работе с незрячими детьми больше внимания уделяется пространственной ориентировке и развитию осязания и мелкой моторики. Работая с детьми, имеющими диагнозы «косоглазие» и «амблиопия», тифлопедагог акцентирует внимание на развитии их полноценного зрительного восприятия, на развитии зрительно-пространственной ориентировки. Несмотря на то, что в коррекционных программах не выделена как отдельный вид работа тифлопедагога над развитием сохранных анализаторов, во все занятия включаются игры и упражнения на развитие слуха, обоняния, вкусовой и двигательно-тактильной чувствительности.

Табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога также является необходимым: документом, отражающим ее систематичность и целенаправленность. Ведение табеля помогает отслеживать часто болеющих и пропускающих занятия детей, своевременно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении программным материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.015 с.)