Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности потребительского поведения. Правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия.

Поиск

2. Экономическая ценность времени.

3. Излишек потребителя и продавца на рынке совершенной конкуренции. Взаимная выгода от торговли.

4. Угловой коэффициент или коэффициент наклона графиков функций, используемых в микроэкономике.

5. Бюджетная линия. Кривые безразличия и их свойства.

6. Построение точки потребительского равновесия и кривой спроса с помощью бюджетной линии и кривых безразличия.

 

 

Закономерности потребительского поведения. Правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия.

 

Закон спроса объясняется прежде всего здравым смыслом. Высокая цена невыгодна потребителю, поэтому спрос сокращается, а низкая привлекательна для него, что повышает спрос, но возможны и другие экономические объяснения обратной зависимости между спросом и ценой.

Первое объяснение - эффект дохода. Если цена товара снижается, то это равнозначно увеличению реального дохода потребителя. Значит, потребитель может увеличить спрос и на данный товар, и на другие товары.

Второй эффект - эффект замещения. Если товар подешевел, то потребитель стремится заменить им другие аналогичные товары, например, при снижении цен говядины потребитель заменяет ей свинину и курятину, поэтому спрос на говядину возрастает.

Третий эффект - закон убывающей предельной полезности. Полезность - это способность товара удовлетворять запросы потребителей. Полезность - это субъективное понятие, т.к. полезность одного и того же товара различна для разных людей. Именно поэтому полезность не поддается точному количественному измерению и измеряется в условных единицах – ютилях.

Предельная полезность - это дополнительная полезность, которую потребитель получает от добавочной единицы конкретного товара или продукта. Иными словами, предельная полезность - это прирост общей полезности товара при увеличении его количества на единицу. Предельной полезностью обладает последняя по счету единица из данного запаса благ.

Согласно закону убывающей предельной полезности, с каждой последующей единицей благ потребность в них все более насыщается. Поэтому предельная полезность последующей единицы благ всегда меньше, чем предыдущей.

Эта идея отражена также в законе Вальраса: предельная полезность благ прямо пропорциональна интенсивности потребности в них и обратно пропорциональна их количеству.

Совокупная полезность благ - это суммарная полезность имеющегося запаса благ. Она равна сумме предельных полезностей всех имеющихся благ.

 

Таблица 7.1.

 

Соотношение предельной и совокупной полезности благ

 

Единицы продукта (в булочках) Предельная полезность (в ютилях) Marginal Utility Совокупная полезность (в ютилях)
Первая 10 10
Вторая 6 16
Третья 2 18
Четвертая 0 18
Пятая -5 13

 

Закон убывающей предельной полезности проявляется в том, что, чем большее количество определенного товара купил потребитель, тем меньше становится его спрос на новые дополнительные единицы этого товара. Он согласится купить их лишь при условии, что цена будет снижаться. Например, по цене 3 руб. за штуку покупатель согласен купить лишь одну булочку. По цене 2 руб. он купит уже 2 булочки. По цене 1,5 руб. - 3 булочки. Четвертая булочка уже не нужна покупателю, т.е. ее предельная полезность равна 0. Поэтому она не будет куплена ни по какой цене, что означает нулевой спрос. Пятая булочка имеет отрицательную предельную полезность. Это равносильно тому, что продавец должен заплатить покупателю, чтобы эта булочка была съедена. Таким образом, закон убывающей предельной полезности тоже подтверждает обратную зависимость между ценой и спросом. Этот закон во многом объясняет поведение потребителя на рынке. Такое поведение подчиняется нескольким основным принципам:

Принцип разумности выбора.

Потребитель стремится так использовать свой денежный доход, чтобы максимизировать совокупную полезность покупаемых товаров, т.е. извлечь максимальную выгоду из своего дохода. Поэтому в первую очередь он покупает наиболее необходимые товары, которые имеют самую высокую предельную полезность. Затем он переходит к менее нужным товарам, предельная полезность которых ниже.

Принцип предпочтения.

Каждый потребитель имеет собственную систему ценностей. Поэтому у потребителей формируются собственные предпочтения в отношении разных товаров и услуг. Максимальную предельную полезность для разных потребителей имеют разные товары.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.007 с.)