Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки рынка чистой монополии
1. Один продавец и много покупателей (государственная почта, железные дороги, энергетические компании, метрополитен в крупных городах). 2. У продукции отсутствуют заменители. 3. Доступ новых продавцов на рынок полностью блокирован. 4. Полный контроль продавца над ценами продукции. Контроль этот ограничивается только государством. В зависимости от характера барьеров для входа на рынок различают три вида чистой монополии: естественная, закрытая и открытая. Естественная монополия существует в отраслях с сильно выраженным эффектом масштаба, где минимальные средние затраты на единицу продукции достигаются лишь при очень больших объемах производства: чем больше продукции выпускается, тем дешевле она обходится в расчете на единицу. В таких отраслях выпуск продукции единственной фирмой обходится дешевле, чем двумя или несколькими. Поэтому государство сознательно допускает в такую сферу лишь одну крупную компанию и законодательно запрещает открывать там другие фирмы. К этим отраслям относятся энергетика, газоснабжение, железные дороги, почтовая служба. Государство контролирует деятельность естественных монополий, в частности, тарифы на их услуги во многих странах устанавливаются на уровне средней себестоимости. Закрытая монополия основана на защите авторских прав и интеллектуальной собственности изобретателей с помощью патентов. Государство законодательно закрывает доступ к запатентованным изобретениям всем другим лицам, поэтому изобретатели становятся монополистами в своей области в течение установленного законом срока. Закрытые монополии возникают также на основе продажи государством крупным компаниям лицензий, дающих им эксклюзивное право осуществлять определенные виды деятельности. Например, банк может стать монополистом в результате получения лицензии на размещение государственных облигаций, торговая компания – в результате приобретения лицензий на продажу алкогольной и табачной продукции, телекомпания – с помощью лицензий на трансляцию олимпийских игр или других мероприятий. Открытая монополия возникает, если единственная компания контролирует месторождения редких и важных природных ресурсов – нефти, газа, редких металлов, бокситов, алмазов. Открытой такая монополия называется в силу того, что нет официального законодательного запрета вести деятельность в данной отрасли. Однако без обладания соответствующими ресурсами такая деятельность в принципе невозможна.
Многие чистые монополии сочетают признаки всех трех видов, например, нефте- и газодобывающие компании. Концентрацией рынка называют степень преобладания на рынке крупных фирм. Чем выше концентрация рынка, тем меньше на нем фирм и больше их размеры. Фирмой принято называть любую организационно-правовую форму предпринимательства, независимо от ее размеров. Для оценки концентрации рынка используется показатель, предложенный американским ученым Герфиндалем (Herfindal). Индекс Герфиндаля рассчитывается по формуле:
n H = å pi 2 (5.2) i =1 , где
H - индекс Герфиндаля;
pi2 – возведенные в квадрат доли различных фирм в общем объеме производства данной отрасли или данного рынка;
n - количество фирм. Чтобы определить индекс Герфиндаля, надо выразить в процентах долю производства каждой фирмы, присутствующей на данном рынке, возвести эти доли в квадрат и полученные результаты сложить, т.е.
Н= p 1 2 + p 2 2 + …+ pn 2 (5.3) Представим, что на рынке действуют 5 фирм, доли которых на рынке составляют: p1 = 20% p2 = 25% p3 = 10% p4 = 15% p5 = 30%
Тогда индекс Герфиндаля равен:
Н= 202 + 252 +102 +152 +302 =2250
При сокращении числа фирм на рынке и их укрупнении значение индекса Герфиндаля увеличивается, достигая максимального значения на рынке чистой монополии, представленном единственной компанией. Доля этой фирмы на рынке составляет 100%. p1 = 100% Нmax =(p 1)2 = 1002 = 10000 Индекс Герфиндаля на практике используется в антимонопольной политике. В США, например, он применяется при принятии решений о слиянии крупных компаний. Если намечающееся слияние значительно повышает индекс Герфиндаля, то Антимонопольный комитет не разрешает его.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.006 с.) |