Признаки рынка чистой монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки рынка чистой монополии



1. Один продавец и много покупателей (государственная почта, железные дороги, энергетические компании, метрополитен в крупных городах).

2. У продукции отсутствуют заменители.

3. Доступ новых продавцов на рынок полностью блокирован.

4. Полный контроль продавца над ценами продукции. Контроль этот ограничивается только государством.

В зависимости от характера барьеров для входа на рынок различают три вида чистой монополии: естественная, закрытая и открытая.

Естественная монополия существует в отраслях с сильно выраженным эффектом масштаба, где минимальные средние затраты на единицу продукции достигаются лишь при очень больших объемах производства: чем больше продукции выпускается, тем дешевле она обходится в расчете на единицу. В таких отраслях выпуск продукции единственной фирмой обходится дешевле, чем двумя или несколькими. Поэтому государство сознательно допускает в такую сферу лишь одну крупную компанию и законодательно запрещает открывать там другие фирмы. К этим отраслям относятся энергетика, газоснабжение, железные дороги, почтовая служба. Государство контролирует деятельность естественных монополий, в частности, тарифы на их услуги во многих странах устанавливаются на уровне средней себестоимости.

Закрытая монополия основана на защите авторских прав и интеллектуальной собственности изобретателей с помощью патентов. Государство законодательно закрывает доступ к запатентованным изобретениям всем другим лицам, поэтому изобретатели становятся монополистами в своей области в течение установленного законом срока.

Закрытые монополии возникают также на основе продажи государством крупным компаниям лицензий, дающих им эксклюзивное право осуществлять определенные виды деятельности. Например, банк может стать монополистом в результате получения лицензии на размещение государственных облигаций, торговая компания – в результате приобретения лицензий на продажу алкогольной и табачной продукции, телекомпания – с помощью лицензий на трансляцию олимпийских игр или других мероприятий.

Открытая монополия возникает, если единственная компания контролирует месторождения редких и важных природных ресурсов – нефти, газа, редких металлов, бокситов, алмазов. Открытой такая монополия называется в силу того, что нет официального законодательного запрета вести деятельность в данной отрасли. Однако без обладания соответствующими ресурсами такая деятельность в принципе невозможна.

Многие чистые монополии сочетают признаки всех трех видов, например, нефте- и газодобывающие компании.

Концентрацией рынка называют степень преобладания на рынке крупных фирм. Чем выше концентрация рынка, тем меньше на нем фирм и больше их размеры.

Фирмой принято называть любую организационно-правовую форму предпринимательства, независимо от ее размеров.

Для оценки концентрации рынка используется показатель, предложенный американским ученым Герфиндалем (Herfindal).

Индекс Герфиндаля рассчитывается по формуле:

 

   n

H = å pi 2                                                             (5.2)

  i =1 , где

 

H - индекс Герфиндаля;      

 

pi2 – возведенные в квадрат доли различных фирм в общем объеме производства данной отрасли или данного рынка;

 

n - количество фирм.

Чтобы определить индекс Герфиндаля, надо выразить в процентах долю производства каждой фирмы, присутствующей на данном рынке, возвести эти доли в квадрат и полученные результаты сложить, т.е.

 

Н= p 1 2 + p 2 2 + + pn 2                                                                                    (5.3)

Представим, что на рынке действуют 5 фирм, доли которых на рынке составляют:

p1 = 20%

p2 = 25%

p3 = 10%

p4 = 15%

p5 = 30%

 

Тогда индекс Герфиндаля равен:

 

Н= 202 + 252 +102 +152 +302 =2250

 

При сокращении числа фирм на рынке и их укрупнении значение индекса Герфиндаля увеличивается, достигая максимального значения на рынке чистой монополии, представленном единственной компанией. Доля этой фирмы на рынке составляет 100%.

p1 = 100%

Нmax =(p 1)2 = 1002 = 10000

Индекс Герфиндаля на практике используется в антимонопольной политике. В США, например, он применяется при принятии решений о слиянии крупных компаний. Если намечающееся слияние значительно повышает индекс Герфиндаля, то Антимонопольный комитет не разрешает его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.006 с.)