Оценка размеров фирм. Роль крупного, среднего и мелкого бизнеса в экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка размеров фирм. Роль крупного, среднего и мелкого бизнеса в экономике



 

Как уже отмечалось, фирма – это термин, используемый для обозначения любой компании, независимо от её масштабов. В этом смысле под фирмой может пониматься любая организационно - правовая форма предпринимательства, включая и индивидуальные предприятия и крупные акционерные компании.

Предприятие – это более узкий термин по сравнению с фирмой. Под предприятием принято понимать самостоятельно хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, который производит и реализует те или иные виды продукции. Крупная фирма часто включает в себя множество предприятий различного профиля – промышленных, торговых, транспортных, банковских, страховых и т.д.

В экономике современных стран сочетаются крупные, средние и мелкие предприятия, т.е. действуют фирмы самых разных размеров. Каждый из этих видов бизнеса выполняет в экономике важные функции. Часто крупные монополистические компании имеют в подчинении множество мелких и средних. Но существуют и юридически не зависимые от них мелкие фирмы.

Совокупность мелких и средних частных предприятий, не входящих в монополистические объединения, принято называть малый бизнес.

Назовём основные критерии деления фирм на крупные, средние и мелкие.

1) Величина активов, т.е. общая стоимость собственности фирмы;

2) Объём годового оборота, или годовой объём продаж (общая стоимость произведенной и реализованной за год продукции);

3) Доля фирмы на рынке, т.е. в общем объёме производства отрасли;

4) Среднесписочное число работников.

Первые три показателя в разных странах сильно различаются. В частности, американские компании являются самыми крупными в мире. По величине активов и по годовому обороту они на порядок превосходят европейские.С точки зрения среднесписочного числа работников компании более сопоставимы, поэтому их часто сравнивают на основе этого критерия.

 

 

Таблица3.4

Оценка размеров фирм на основе среднесписочного числа работников

 

  Размеры  фирм   мелкие средние крупные
Страны, регионы        
Европа (в т.ч. Евросоюз, Россия)   до 250 чел. 250-500 чел. 500 и более
Япония и Южная Корея   до 300 чел. 300-500 чел. 500 и более  
США   до 500 чел 500-1000 чел. 1000 и более

 

В современных странах по удельному весу доминируют мелкие фирмы (если оценивать их по числу занятых).

Так, в США мелкие и средние фирмы с числом занятых до 500 чел. составляют 99,7%, из них 95% относятся к фирмам с числом занятых до 20 человек. При этом мелкие и средние фирмы обеспечивают 48% общего объёма ВВП. 95% всех инноваций и открытий в экономике также обеспечивают мелкие и средние фирмы.

Основная сфера деятельности мелких и средних фирм – это сельское хозяйство, торговля (включая торговлю по каталогам), книгоиздание, операции с недвижимостью, здравоохранение, рестораны и кафе, пошив и продажа одежды, бытовое обслуживание, прачечные, АЗС и авторемонтные работы, салонный бизнес, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн и архитектура, изготовление мебели, одежды и обуви на заказ, авто – и грузовые перевозки, строительство и ремонт по индивидуальным заказам, аудит, менеджмент-консалтинг, юридические услуги, разработка программного обеспечения, гостиничный и мотельный бизнес. Это все те отрасли, где не требуется большой капитал, но важно учитывать индивидуальные запросы потребителей и быстро реагировать на их изменения.

Сфера крупного бизнеса охватывает промышленность, включая металлургию, станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, электронику, производство вооружения и космической техники, авиационное строительство, химическое производство и другие капиталоёмкие отрасли промышленности, крупное строительство. В этих отраслях требуется крупный капитал, применяются сложное дорогостоящее оборудование и высокие технологии.

Крупные,  средние и мелкие фирмы имеют и преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

 

Преимущества крупных фирм

1) Технические и технологические преимущества:

a) более глубокое разделение труда, что ведёт к росту производительности и снижению себестоимости единицы продукции;

б) возможность эффективно использовать крупное дорогостоящее оборудование;

в) возможность производить побочную продукцию из отходов (это всегда снижает издержки);

г) снижение непроизводственных расходов в расчёте на единицу продукции (управленческие расходы, освещение, отопление).

2) Финансовые преимущества:

a) более лёгкий доступ к крупным банковским кредитам;

б) большая величина финансовых активов и поэтому более высокая устойчивость во время экономических спадов и кризисов.

3) Преимущества в коммерческой деятельности (в торговле).

a) возможность покупать сырьё и материалы крупным оптом по более низким ценам;

б) привилегии у поставщиков при размещении крупных заказов;

в) экономия на рекламе в расчёте на единицу продукции;

г) экономия на сбытовых расходах на единицу продукции.

4) Большая защищенность крупных фирм от фактора риска.

a) диверсификация производства (термин диверсификация происходит от следующих латинских слов: diversificatio - разнообразие, изменение; diversus – разный, facio – делаю).

Диверсификация - это создание многопрофильного бизнеса, т.е. сосредоточение в одной крупной компании производства многих различных видов продукции и даже разных видов деятельности: производства, торговли, страхования, банковского дела и т.д.

б) деятельность на более крупных рынках, на мировом рынке;

в) синергетический эффект, который в экономической деятельности часто называют также технологическая комплементарность или эффект кооперации. Синергетический эффект означает возможность использовать единые промышленные технологии при выпуске разных видов продукции, единые сбытовые и маркетинговые технологии, а также выгоды от формирования в организации единой команды, мотивированной на реализацию общей цели.

Например, японская компания Honda использует единую технологию производства бензиновых двигателей при выпуске автомобилей, мотоциклов, газонокосилок, электрогенераторов, лодочных моторов, снегоходов, снегоуборочных машин, садовых культиваторов (мини – тракторов), что позволяет повысить качество всех видов техники и сделать их дешевле.

 

 

Слабые стороны крупных фирм

1) Меньшая гибкость, более медленная адаптация к изменениям в экономике, запросам покупателей.

2) Бюрократизация управления, рост управленческого аппарата и управленческих расходов.

3) Крупные фирмы часто являются монополистами, им не с кем конкурировать, поэтому у них ослабевают стимулы к прогрессу.

Преимущества мелких фирм

1) Более высокая гибкость, быстрая адаптация к изменениям рыночного спроса и запросов покупателей.

2) Низкие управленческие расходы, отсутствие бюрократических эффектов.

3) Высокие стимулы к развитию в силу острой конкуренции на рынке.

Слабые стороны мелких фирм

1) Небольшой капитал.

2) Отсутствие доступа к крупному кредиту.

3) Отсутствие глубокого разделения труда и поэтому более низкая производительность.

4) Отсутствие возможности использовать сложное дорогостоящее оборудование.

5) Невозможность создавать экономию затрат за счёт больших партий закупок сырья (эффекта масштаба).

 


Контрольные вопросы

1. Сформулируйте определение понятия собственность.

2. Что понимается под субъектами и объектами собственности?

3. Какой вклад внесли Р.Коуз и А.Алчиан в развитие теории собственности?

4. Назовите 11 элементов прав собственности и объясните их содержание.

5. Назовите основные формы собственности и критерии их выделения.

6. Что понимается под организационно – правовыми формами предпринимательской деятельности? Охарактеризуйте их.

7. Назовите наиболее распространенные организационно- правовые формы предпринимательской деятельности в России.

8. Что собой представляет устав фирмы?

9. Что такое уставный капитал?

10. Что означают понятия полная имущественная ответственность, ограниченная ответственность, солидарная ответственность?

11. Как зависит ответственность участников хозяйственных обществ от доли вклада, внесённого в уставной капитал?

12. В каких организационно – правовых формах предпринимательства в России предусмотрен самый высокий риск (объём ответственности)? Самый низкий риск?

13. В каких организационно – правовых формах предпринимательства управление осуществляется общим собранием?

14. Как управляется акционерное общество? Какие вопросы решаются на общем собрании акционеров? С какой целью выбираются Совет директоров, правление?

15. Раскройте основные отличия открытых и закрытых акционерных обществ.

16. Что такое акция? Курс акций? Контрольный пакет акций? Как определяется контрольный пакет акций?

17. Назовите виды акций, раскройте их различия и особенности.

18. Что собой представляет холдинг? С какой целью создаются холдинги?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.014 с.)