Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели общего уровня цен в экономике: индексы цен и темпы инфляции.
Индексы цен – это относительные показатели, которые фиксируют общие изменения цен за определенный период времени (чаще за год). Индексы цен делятся на: - частные (индивидуальные); - агрегатные (общие). Частные (индивидуальные) индексы цен показывают, как изменились за год цены определенного товара.
(13.4.)
где р1 – цена товара в текущем году; р0 – цена товара в предыдущем году. Общие (агрегатные) индексы цен отражают изменение цен по крупным товарным группам. Обычно выделяют группу потребительских и инвестиционных товаров. Агрегатные индексы рассчитываются по формуле:
(13.5.)
р1 - цены товаров данной товарной группы в текущем году. q1 - физический объем производства товаров в текущем году. р0 - цены товаров в базисном или предыдущем году. Для оценки темпов экономического роста очень важен индекс роста цен ВВП (дефлятор ВВП). Он представляет собой отношение номинального ВВП к реальному ВВП. Номинальным называют ВВП, выраженный в ценах текущего года, а реальным - ВВП, выраженный в ценах базисного года.
ВВП в ценах текущего года номинальный ВВП Дефлятор(I ВВП) = = ВВП в ценах базисного года реальный ВВП (13.6) Ежегодный темп инфляции - это прирост уровня цен в процентах за год. цены текущего года Ежегодный темп инфляции = х 100% - 100% цены предыдущего года (13.7) Наиболее важным макроэкономическим показателем принято считать ВВП. Существуют три метода определения ВВП: 1. Метод добавленной стоимости (производственный метод). 2. Метод определения ВВП по расходам. 3. Метод определения ВВП по доходам (по распределению). 1. Метод добавленной стоимости основан на суммировании стоимости всех конечных товаров и услуг, созданных в экономике за год. С помощью учета конечной продукции в составе ВВП фиксируется только добавленная стоимость.
Добавленная стоимость - это разность между ценой произведенной готовой продукции и расходами на приобретение промежуточной продукции у поставщиков. В составе ВВП не учитывается стоимость непроизводительных сделок, которые включают: - государственные и частные трансфертные платежи (пенсии, пособия, социальные выплаты всех видов); - средства от перепродажи ценных бумаг; - доходы от продажи подержанных вещей. Показатель добавленной стоимости позволяет исключить из состава ВВП промежуточную продукцию, то есть товары, используемые для производства других товаров. В результате удается избежать так называемого повторного счета. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, мы и получим ВВП, то есть рыночную оценку всех произведенных в стране за год конечных товаров. Рассмотрим механизм метода добавленной стоимости на следующем условном примере. Представим процесс создания конечного продукта (шерстяных костюмов), состоящий из пяти стадий: 1. Производство шерсти овцеводческой фирмой; 2. Производство шерстяной ткани; 3. Пошив костюмов из шерстяной ткани; 4. Оптовая торговля шерстяными костюмами; 5. Розничная торговля шерстяными костюмами. Будем исходить из того, что первая стадия создания продукта – производство шерсти овцеводческой фирмой – не требует закупки материалов, топлива, энергии, инструментов и каких – либо услуг у других фирм, то есть представляет собой автономный производственный цикл. По этой причине на этой стадии отсутствует промежуточный продукт, а вся созданная овцеводческой фирмой стоимость становится добавленной. На всех же других стадиях имеют место и промежуточный продукт, и добавленная стоимость. Процесс формирования ВВП из добавленной стоимости в данном случае можно представить в виде следующей таблицы. Таблица 13.1. Процесс создания добавленной стоимости в технологической цепочке производства шерстяных костюмов
Добавленная стоимость на 2 – 5 стадиях определяется путем вычитания из рыночной цены продукта соответствующей фирмы рыночной цены промежуточного продукта, то есть стоимости всего приобретенного у представителя предыдущей стадии. Например, добавленная стоимость у предприятия по производству шерстяной ткани равна цене шерстяной ткани за вычетом цены шерсти. Добавленная стоимость у предприятия по пошиву шерстяных костюмов равна цене костюмов за вычетом цены шерстяной ткани и т.д. Мы видим, что общий вклад всей этой технологической цепочки в создание ВВП (250) значительно меньше, чем общая стоимость произведенной продукции или общий объем продаж (710). Аналогично, и во всех других отраслях и производствах в масштабах экономики в состав ВВП будет включаться лишь сумма добавленной стоимости. 2. Метод определения ВВП по расходам основан на суммировании всех расходов в экономике, которые несут различные субъекты на приобретение нужных им товаров и услуг в течение года. В числе таких субъектов следует назвать домохозяйства, частные фирмы, государство, а также иностранных покупателей (нерезидентов). Суммарные расходы всех субъектов экономики включают следующие компоненты: С (consumption - потребление ) - потребительские расходы (общие расходы домохозяйств на приобретение различных предметов потребления и услуг). Ig (investment gross – валовые инветиции ) - валовые частные внутренние инвестиции. Каждый термин в этом названии несет конкретную смысловую нагрузку: под валовыми инвестициями понимаются общие, суммарные расходы в экономике, относящиеся к инвестициям; частные инвестиции означают расходы только частного сектора (без учета государственных инвестиций); внутренние инвестиции являются синонимом отечественных капиталовложений (без учета иностранных). В состав Ig входят: - все конечные покупки машин, оборудования, станков в экономике за год; - все расходы на строительство объектов; - изменение запасов сырья за год. G (government - правительство ) - государственные расходы (государственные закупки различных товаров и услуг на содержание различных бюджетных организаций и учреждений). Х n (export net – чистый экспорт ) - чистый экспорт (это разность между экспортом и импортом в стране). Таким образом, состав ВВП по расходам можно представить в виде следующей суммы:
ВВП = C + Ig + G + Xn (13.8.) 3. Метод определения ВНП по доходам основан на суммировании всех видов доходов, полученных субъектами экономики за год. В первую очередь в составе доходов надо учесть средства, которые производители перечисляют государству в виде налогов и направляют в амортизационные фонды. Поэтому в составе доходов необходимо выделить два следующих компонента: Т (taxes - налоги ) – косвенные налоги на бизнес, т.е. общий налог с продаж, акцизы, лицензионные платежи и таможенные пошлины. В России и некоторых других странах сюда включают НДС.
А (amortization - амортизация ) – годовые амортизационные отчисления (расходы на возмещение и восстановление оборудования, зданий, которые использовались в данном году в масштабах всей страны). Далее в составе ВНП учитываются доходы различных субъектов экономики. W – заработная плата наемных работников. Р – прибыль –доход владельцев капитала, вложенного в бизнес. I – процент – доходы владельцев банковского капитала (банковских вкладов). R – рента (рентные платежи) – доходы владельцев редких и ограниченных экономических ресурсов (земля, недвижимость, уникальные способности). Следовательно, валовой внутренний продукт, рассчитанный по доходам, можно представить в виде суммы:
ВВП = Т + А + W + Р + I + R (13.9.) Поскольку сумма доходов в экономике совпадает с суммой расходов, то получаем следующее уравнение:
С + Iq + G + Xn = Т + А + W + P + I + R (13.10.) Рассмотренный метод определения ВВП позволяет следующим образом представить чистый национальный продукт:
ЧНП = T + W + Р + I + R (13.11.) В свою очередь, национальный доход можно определить путем вычета из валового внутреннего продукта налоговых платежей и амортизационных отчислений:
НД = ВВП – Т – А (13.12.)
Валовой национальный доход (ВНД) определяется в виде суммы ВВП и сальдо первичных доходов из-за границы. Сальдо первичных доходов рассчитывается как разность между доходами резидентов, полученными за границей, и доходами нерезидентов, полученными в данной стране. Под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами данной страны, а также фирмы, зарегистрированные в данной стране. Нерезиденты - это иностранные граждане, а также иностранные фирмы, действующие на территории данной страны. В современных странах ведется учет производства, распределения и использования ВВП с помощью системы национальных счетов. Национальные счета – это сводные балансы (таблицы), в левой части которых отражается производство ВВП по расходам, а в правой части – по доходам. Система национальных счетов строится на основе международных рекомендаций ООН по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических наблюдений. Обратим внимание, что доходы в национальных счетах группируются в особом порядке, так что различные их комбинации образуют разные макроэкономические показатели.
Таблица 13.2. Общая схема системы национальных счетов
Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП – в неизменных ценах или ценах базисного года.
2. Совокупный спрос, совокупное предложение и их неценовые факторы
Совокупный спрос – это объем национального производства, т.е. общий объем товаров и услуг, который домохозяйства, фирмы и государства готовы купить при данном уровне цен. Чем ниже уровень цен в экономике, тем выше совокупный спрос. Эту обратную зависимость можно изобразить графически. Р
АD
0 Q Рисунок 13.1. Кривая совокупного спроса Р – общий уровень цен в экономике; А D – кривая совокупного спроса; Q – общий объем товаров и услуг в экономике или объем национального производства. Показатель Q может относиться к любому макроэкономическому показателю производства ВВП, ЧНП, НД, ЛД, РД. Совокупный спрос может изменяться под воздействием различных неценовых факторов. Главный фактор, воздействующий на спрос – это общий уровень цен. Если совокупный спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов, то кривая АD смещается вправо вверх. При сокращении совокупного спроса в результате влияния неценовых факторов кривая АD смещается влево вниз. Неценовые факторы совокупного спроса – это различные изменения в компонентах ВВП, рассчитанного по расходам. К числу неценовых факторов относятся: 1. Изменения в потребительских расходах (С). Они, в свою очередь, могут быть вызваны следующими причинами: а) изменения в благосостоянии потребителей ли уровне доходов. Если доходы растут, то совокупный спрос возрастает, при этом кривая AD смещается вправо. Если доходы снижаются, то совокупный спрос сокращается и кривая AD сдвигается влево. б) потребительски ожидания относительно цен и доходов. Если ожидается рост уровня цен, то потребительские расходы увеличиваются. Значит, растет АD; в) задолженность потребителей по кредиту. Если она увеличивается, то потребительские расходы и совокупный спрос сокращаются;
г) налоги на доходы потребителей. Чем они выше, тем ниже потребительские расходы и совокупный спрос. 2. Изменения в инвестиционных расходах (Ig),которые происходят под влиянием следующих переменных: а) процентная ставка за кредит. В современных странах по численности преобладают мелкие и средние предприниматели, которые основную часть инвестиций осуществляют за счет заемных средств. Поэтому чем ниже ставка за кредит, тем больше инвестиционные расходы, а значит и совокупный спрос; б) ожидаемая прибыль от инвестиций. Чем она выше, тем больше инвестиционные расходы, а, следовательно, и совокупный спрос; в) налоги с доходов предприятий. Чем они выше, тем меньше инвестиционные расходы и ниже совокупный спрос; г) технология производства. Если технология устарела и предприятия обновляют её, то их инвестиционные расходы возрастают, а вместе с ними и совокупный спрос; д) избыточные производительные мощности. Если они велики, то инвестиционные расходы сокращаются, снижается и спрос. 3. Государственные расходы (G). Чем они выше, тем больше в стране совокупный спрос. Государственные расходы велики в странах с развитым государственным сектором экономики и активным государственным регулированием. 4. Изменения в чистом экспорте (Xn). Они зависят от следующих факторов: а) валютные курсы и их изменения. При понижении курса национальной валюты отечественная продукция становится значительно дешевле по сравнению с зарубежной. Если она пользуется спросом за границей, то чистый экспорт данной страны увеличивается; б) величина национального дохода в зарубежных странах. Чем он выше, тем больше становится экспорт продукции из данной страны, если эта продукция востребована и конкурентоспособна. Перейдем теперь к рассмотрению совокупного предложения. Совокупное предложение – это наличный объем национального производства при данном уровне цен, т.е. конечные товары и услуги в стоимостном выражении, которые предлагаются при данном уровне цен к продаже частными предпринимателями и государством. Форма кривой совокупного предложения (AS) длительное время являлась предметом дискуссий между неоклассиками и кейнсианцами. Неоклассики считали, что экономика обычно функционурует при полной занятости экономических ресурсов. Совокупное предложение или объем национального производства соответствует максимальным или предельным возможностям экономики и является постоянной величиной. Графически это изображается так: P AS
0 Q Рисунок 13.2. Неоклассическая модель совокупного предложения
По мнению же кейнсианцев, в экономике всегда имеется большое количество незанятых ресурсов, поэтому нет причин для повышения цен ресурсов. Это значит, что остаются постоянными и средние валовые издержки производства, поэтому экономика работает при постоянном уровне цен. Объем национального производства может и увеличиваться и сокращаться. С точки зрения кейнсианцев кривая совокупного предложения принимает форму горизонтальной прямой.
Р
AS
0 Q
Рисунок 13.3. Кейнсианская модель совокупного предложения
Т.о. неоклассики исходили из того, что кривая AS совершенно неэластична, а кейнсианцы полагали, что она совершенно эластична. В 40-50-е гг. начала формироваться теория неоклассического синтеза Пола Самуэльсона. К 70-м гг. окончательно сложилась современная неоклассическая модель кривой совокупного предложения, в которой удалось совместить идеи неоклассиков и кейнсианцев. В результате кривая совокупного предложения объединила горизонтальный и вертикальный участки и приняла следующий вид. P
AS
P2 3
P1 1 2
0 Q1 Qf Q Рисунок 13.4. Кривая совокупного предложения
Кривая совокупного предложенияAS состоит их трех участков:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.077 с.) |