Показатели общего уровня цен в экономике: индексы цен и темпы инфляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели общего уровня цен в экономике: индексы цен и темпы инфляции.



Индексы цен – это относительные показатели, которые фиксируют общие изменения цен за определенный период времени (чаще за год).

Индексы цен делятся на:

- частные (индивидуальные);

- агрегатные (общие).

Частные (индивидуальные) индексы цен показывают, как изменились за год цены определенного товара.

 

                                                                (13.4.)

 

где р1 – цена товара в текущем году;

 р0 – цена товара в предыдущем году.

Общие (агрегатные) индексы цен отражают изменение цен по крупным товарным группам. Обычно выделяют группу потребительских и инвестиционных товаров.

Агрегатные индексы рассчитываются по формуле:

 

                                                     (13.5.)

 

р1 - цены товаров данной товарной группы в текущем году.

q1 - физический объем производства товаров в текущем году.

р0 - цены товаров в базисном или предыдущем году.

Для оценки темпов экономического роста очень важен индекс роста цен ВВП (дефлятор ВВП). Он представляет собой отношение номинального ВВП к реальному ВВП. Номинальным называют ВВП, выраженный в ценах текущего года, а реальным - ВВП, выраженный в ценах базисного года.

 

                           ВВП в ценах текущего года                    номинальный ВВП

Дефлятор(I ВВП) =                                                         =    

                           ВВП в ценах базисного года                      реальный ВВП

(13.6)

Ежегодный темп инфляции - это прирост уровня цен в процентах за год.

                                                  цены текущего года

Ежегодный темп инфляции =                                        х 100% - 100%

                                              цены предыдущего года

(13.7)

Наиболее важным макроэкономическим показателем принято считать ВВП.

Существуют три метода определения ВВП:

1. Метод добавленной стоимости (производственный метод).

2. Метод определения ВВП по расходам.

3. Метод определения ВВП по доходам (по распределению).

1. Метод добавленной стоимости основан на суммировании стоимости всех конечных товаров и услуг, созданных в экономике за год.

С помощью учета конечной продукции в составе ВВП фиксируется только добавленная стоимость.

Добавленная стоимость - это разность между ценой произведенной готовой продукции и расходами на приобретение промежуточной продукции у поставщиков.

В составе ВВП не учитывается стоимость непроизводительных сделок, которые включают:

- государственные и частные трансфертные платежи (пенсии, пособия, социальные выплаты всех видов);

- средства от перепродажи ценных бумаг;

- доходы от продажи подержанных вещей.

Показатель добавленной стоимости позволяет исключить из состава ВВП промежуточную продукцию, то есть товары, используемые для производства других товаров. В результате удается избежать так называемого повторного счета. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, мы и получим ВВП, то есть рыночную оценку всех произведенных в стране за год конечных товаров.

 Рассмотрим механизм метода добавленной стоимости на следующем условном примере. Представим процесс создания конечного продукта (шерстяных костюмов), состоящий из пяти стадий:

1. Производство шерсти овцеводческой фирмой;

2. Производство шерстяной ткани;

3. Пошив костюмов из шерстяной ткани;

4. Оптовая торговля шерстяными костюмами;

5. Розничная торговля шерстяными костюмами.

Будем исходить из того, что первая стадия создания продукта – производство шерсти овцеводческой фирмой – не требует закупки материалов, топлива, энергии, инструментов и каких – либо услуг у других фирм, то есть представляет собой автономный производственный цикл. По этой причине на этой стадии отсутствует промежуточный продукт, а вся созданная овцеводческой фирмой стоимость становится добавленной. На всех же других стадиях имеют место и промежуточный продукт, и добавленная стоимость.

Процесс формирования ВВП из добавленной стоимости в данном случае можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 13.1.

Процесс создания добавленной стоимости в технологической цепочке производства шерстяных костюмов

 

Стадии производства Рыночная цена продукции Добавленная стоимость
1. Фирма 1 – овцеводческая ферма, производящая шерсть 60 60
2. Фирма 2 – предприятие по производству шерстяной ткани 100 40
3. Фирма 3 – предприятие по пошиву шерстяных костюмов 125 25
4. Фирма 4 – оптовая торговая компания по закупке шерстяных костюмов 175 50
5. Фирма 5 – фирменный магазин по продаже шерстяных костюмов 250 75
Общий объем продаж 710  
Добавленная стоимость (ВВП)   250

 

Добавленная стоимость на 2 – 5 стадиях определяется путем вычитания из рыночной цены продукта соответствующей фирмы рыночной цены промежуточного продукта, то есть стоимости всего приобретенного у представителя предыдущей стадии. Например, добавленная стоимость у предприятия по производству шерстяной ткани равна цене шерстяной ткани за вычетом цены шерсти. Добавленная стоимость у предприятия по пошиву шерстяных костюмов равна цене костюмов за вычетом цены шерстяной ткани и т.д. Мы видим, что общий вклад всей этой технологической цепочки в создание ВВП (250) значительно меньше, чем общая стоимость произведенной продукции или общий объем продаж (710). Аналогично, и во всех других отраслях и производствах в масштабах экономики в состав ВВП будет включаться лишь сумма добавленной стоимости.

2. Метод определения ВВП по расходам основан на суммировании всех расходов в экономике, которые несут различные субъекты на приобретение нужных им товаров и услуг в течение года. В числе таких субъектов следует назвать домохозяйства, частные фирмы, государство, а также иностранных покупателей (нерезидентов). Суммарные расходы всех субъектов экономики включают следующие компоненты:

С (consumption - потребление ) - потребительские расходы (общие расходы домохозяйств на приобретение различных предметов потребления и услуг).

Ig (investment gross – валовые инветиции ) - валовые частные внутренние инвестиции. Каждый термин в этом названии несет конкретную смысловую нагрузку: под валовыми инвестициями понимаются общие, суммарные расходы в экономике, относящиеся к инвестициям; частные инвестиции означают расходы только частного сектора (без учета государственных инвестиций); внутренние инвестиции являются синонимом отечественных капиталовложений (без учета иностранных).

В состав Ig входят:

- все конечные покупки машин, оборудования, станков в экономике за год;

- все расходы на строительство объектов;

- изменение запасов сырья за год.

G (government - правительство ) - государственные расходы (государственные закупки различных товаров и услуг на содержание различных бюджетных организаций и учреждений).

Х n (export net – чистый экспорт ) - чистый экспорт (это разность между экспортом и импортом в стране).

Таким образом, состав ВВП по расходам можно представить в виде следующей суммы:

 

ВВП = C  + Ig   + G  + Xn                                                  (13.8.)

3. Метод определения ВНП по доходам основан на суммировании всех видов доходов, полученных субъектами экономики за год.

В первую очередь в составе доходов надо учесть средства, которые производители перечисляют государству в виде налогов и направляют в амортизационные фонды. Поэтому в составе доходов необходимо выделить два следующих компонента:

Т (taxes - налоги ) – косвенные налоги на бизнес, т.е. общий налог с продаж, акцизы, лицензионные платежи и таможенные пошлины. В России и некоторых других странах сюда включают НДС.

А (amortization - амортизация ) – годовые амортизационные отчисления (расходы на возмещение и восстановление оборудования, зданий, которые использовались в данном году в масштабах всей страны).

Далее в составе ВНП учитываются доходы различных субъектов экономики.

W – заработная плата наемных работников.

Р – прибыль –доход владельцев капитала, вложенного в бизнес.

I – процент – доходы владельцев банковского капитала (банковских вкладов).

R – рента (рентные платежи) – доходы владельцев редких и ограниченных экономических ресурсов (земля, недвижимость, уникальные способности).

Следовательно, валовой внутренний продукт, рассчитанный по доходам, можно представить в виде суммы:

 

ВВП = Т + А + W + Р + I + R                                      (13.9.)

Поскольку сумма доходов в экономике совпадает с суммой расходов, то получаем следующее уравнение:

 

С + Iq + G + Xn = Т + А + W + P + I + R                        (13.10.)

Рассмотренный метод определения ВВП позволяет следующим образом представить чистый национальный продукт:

 

ЧНП = T + W + Р + I + R                                          (13.11.)

В свою очередь, национальный доход можно определить путем вычета из валового внутреннего продукта налоговых платежей и амортизационных отчислений:

 

НД = ВВП – Т – А                                                  (13.12.)

 

Валовой национальный доход (ВНД) определяется в виде суммы ВВП и сальдо первичных доходов из-за границы.

Сальдо первичных доходов рассчитывается как разность между доходами резидентов, полученными за границей, и доходами нерезидентов, полученными в данной стране. Под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами данной страны, а также фирмы, зарегистрированные в данной стране. Нерезиденты - это иностранные граждане, а также иностранные фирмы, действующие на территории данной страны.

В современных странах ведется учет производства, распределения и использования ВВП с помощью системы национальных счетов.

Национальные счета – это сводные балансы (таблицы), в левой части которых отражается производство ВВП по расходам, а в правой части – по доходам. Система национальных счетов строится на основе международных рекомендаций ООН по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических наблюдений.

Обратим внимание, что доходы в национальных счетах группируются в особом порядке, так что различные их комбинации образуют разные макроэкономические показатели.

 

 

Таблица 13.2.

Общая схема системы национальных счетов

ВВП по расходам ВВП по доходам
1. С – потребительские расходы 2. Ig – валовые, частные, внутренние инвестиции 3. С1 – государственные расходы 4. Хn – чистый экспорт 1. W – заработная плата 2. R – рентные платежи 3. I – проценты 4. Доходы некорпоративного сектора (частных владельцев) 5. Дивиденды (доходы акционерных компаний)
  Первые пять позиций в сумме образуют личный доход
  6. Налоги на прибыль корпораций 7. Нераспределенная прибыль
  Первые семь позиций в сумме образуют национальный доход
  8. Т – косвенные налоги на бизнес
  Первые восемь позиций в сумме образуют чистый национальный продукт
  9. А – амортизационные отчисления
Итого: ВВП Итого: ВВП (девять позиций в сумме дают ВВП).

Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП – в неизменных ценах или ценах базисного года.

 

2. Совокупный спрос, совокупное предложение и их неценовые факторы

 

Совокупный спрос – это объем национального производства, т.е. общий объем товаров и услуг, который домохозяйства, фирмы и государства готовы купить при данном уровне цен.

Чем ниже уровень цен в экономике, тем выше совокупный спрос. Эту обратную зависимость можно изобразить графически.

Р

 

 

            АD

 

 

 


0 Q

Рисунок 13.1. Кривая совокупного спроса

Р – общий уровень цен в экономике;

А D – кривая совокупного спроса;

Q – общий объем товаров и услуг в экономике или объем национального производства.

Показатель Q может относиться к любому макроэкономическому показателю производства ВВП, ЧНП, НД, ЛД, РД.

 Совокупный спрос может изменяться под воздействием различных  неценовых факторов. Главный фактор, воздействующий на спрос – это общий уровень цен.

Если совокупный спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов, то кривая АD смещается вправо вверх.

При сокращении совокупного спроса в результате влияния неценовых факторов кривая АD смещается влево вниз.

Неценовые факторы совокупного спроса – это различные изменения в компонентах ВВП, рассчитанного по расходам.

К числу неценовых факторов относятся:

1. Изменения в потребительских расходах (С). Они, в свою очередь, могут быть вызваны следующими причинами:

а) изменения в благосостоянии потребителей ли уровне доходов. Если доходы растут, то совокупный спрос возрастает, при этом кривая AD смещается вправо. Если доходы снижаются, то совокупный спрос сокращается и кривая AD сдвигается влево.

б) потребительски ожидания относительно цен и доходов. Если ожидается рост уровня цен, то потребительские расходы увеличиваются. Значит, растет АD;

в) задолженность потребителей по кредиту. Если она увеличивается, то потребительские расходы и совокупный спрос сокращаются;

г) налоги на доходы потребителей. Чем они выше, тем ниже потребительские расходы и совокупный спрос.

2. Изменения в инвестиционных расходах (Ig),которые происходят под влиянием следующих переменных:

а) процентная ставка за кредит. В современных странах по численности преобладают мелкие и средние предприниматели, которые основную часть инвестиций осуществляют за счет заемных средств. Поэтому чем ниже ставка за кредит, тем больше инвестиционные расходы, а значит и совокупный спрос;

б) ожидаемая прибыль от инвестиций. Чем она выше, тем больше инвестиционные расходы, а, следовательно, и совокупный спрос;

в) налоги с доходов предприятий. Чем они выше, тем меньше инвестиционные расходы и ниже совокупный спрос;

г) технология производства. Если технология устарела и предприятия обновляют её, то их инвестиционные расходы возрастают, а вместе с ними и совокупный спрос;

д) избыточные производительные мощности. Если они велики, то инвестиционные расходы сокращаются, снижается и спрос.

3. Государственные расходы (G). Чем они выше, тем больше в стране совокупный спрос. Государственные расходы велики в странах с развитым государственным сектором экономики и активным государственным регулированием.

4. Изменения в чистом экспорте (Xn). Они зависят от следующих факторов:

а) валютные курсы и их изменения. При понижении курса национальной валюты отечественная продукция становится значительно дешевле по сравнению с зарубежной. Если она пользуется спросом за границей, то чистый экспорт данной страны увеличивается;

б) величина национального дохода в зарубежных странах. Чем он выше, тем больше становится экспорт продукции из данной страны, если эта продукция востребована и конкурентоспособна.

Перейдем теперь к рассмотрению совокупного предложения.

Совокупное предложение  – это наличный объем национального производства при данном уровне цен, т.е. конечные товары и услуги в стоимостном выражении, которые предлагаются при данном уровне цен к продаже частными предпринимателями и государством.

Форма кривой совокупного предложения (AS) длительное время являлась предметом дискуссий между неоклассиками и кейнсианцами. Неоклассики считали, что экономика обычно функционурует при полной занятости экономических ресурсов. Совокупное предложение или объем национального производства соответствует максимальным или предельным возможностям экономики и является постоянной величиной. Графически это изображается так:

P

                         AS

 

 

                                         

 


0 Q

Рисунок 13.2. Неоклассическая модель совокупного предложения

 

По мнению же кейнсианцев, в экономике всегда имеется большое количество незанятых ресурсов, поэтому нет причин для повышения цен ресурсов. Это значит, что остаются постоянными и средние валовые издержки производства, поэтому экономика работает при постоянном уровне цен. Объем национального производства может и увеличиваться и сокращаться.

С точки зрения кейнсианцев кривая совокупного предложения принимает форму горизонтальной прямой.

 

  Р

 

 

                                                 AS

 

 

      0                                             Q

 

Рисунок 13.3. Кейнсианская модель совокупного предложения

 

Т.о. неоклассики исходили из того, что кривая AS совершенно неэластична, а кейнсианцы полагали, что она совершенно эластична.

В 40-50-е гг. начала формироваться теория неоклассического синтеза Пола Самуэльсона. К 70-м гг. окончательно сложилась современная неоклассическая модель кривой совокупного предложения, в которой удалось совместить идеи неоклассиков и кейнсианцев. В результате кривая совокупного предложения объединила горизонтальный и вертикальный участки и приняла следующий вид.

P

 

                              AS

 

P2                   3     

 

P1      1    2

 


   0      Q1 Qf                                Q

Рисунок 13.4. Кривая совокупного предложения

 

Кривая совокупного предложенияAS состоит их трех участков:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.077 с.)