Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги – это Обязательные безвозмездные платежи в бюджет соответствующего уровня, которые осуществляются налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Налоги выполняют в экономике следующие функции: 1. Фискальная - формирование государственного бюджета и других бюджетов, т.е. финансирование государственных расходов. 2. Стимулирующая. С помощью налогов можно оживлять или замедлять экономическое развитие, что используется для смягчения циклических колебаний в экономике. 3. Перераспределительная (социальная). Она заключается в выравнивании доходов населения: за счет налоговых поступлений в бюджете образуются средства для трансфертных платежей, т.е. для разных видов социальной помощи малообеспеченным. Назовем основные принципы налогообложения, при этом отметим, что первые четыре сформулировал еще Адам Смит; пятый - Пол Самуэльсон, а шестой - Артур Лаффер: 1. Размер налога должен соответствовать доходу. 2. Заранее должны быть известны срок, способ и размер налогового платежа. 3. Время и способ уплаты налога должны быть удобны налогоплательщику. 4. Ощущение потери от уплаты налога должно быть одинаковым у всех налогоплательщиков: чем выше доход, тем выше должна быть налоговая ставка. 5. Принцип выгоды: налог должен соответствовать выгоде, которую налогоплательщик ожидает от государства (в качестве выгод выступают хорошие дороги, благоустроенные территории, эффективная социальная защита людей, высокая общественная безопасность). 6. Принцип разумного размера налога: существует предел, выше которого налоги повышать нельзя. Остановимся подробнее на шестом принципе налогообложения. Как уже отмечалось, этот принцип обосновал и графически проиллюстрировал американский экономист Артур Лаффер. Он был советником президента Рейгана в середине 80-х годов и доказал, что снижение налогов ведет к экономическому подъему и росту доходов государства. Лаффер построил график зависимости между налоговыми ставками и доходами государственного бюджета, который получил название “кривая Лаффера”. Рисунок 14.1. Кривая Лаффера.
По мнению Лаффера, при налоговых ставках, превышающих 35%, люди начинают скрывать доходы или сворачивать предпринимательскую деятельность. В большинстве современных стран придерживаются этого принципа налогообложения. Исключением является Швеция, где налоги на прибыль крупных компаний составляют 60-70%. Большие налоговые поступления в бюджет являются основой активной социальной политики шведского государства.
Налоги делятся на два основных вида: прямые и косвенные. Прямые налоги характеризуются тем, что для них заранее известны объекты налогообложения, а взимаются они с конкретных физических или юридических лиц. Это налоги: · на прибыль; · на имущество; · подоходные. Косвенные налоги – это надбавки к ценам товаров и услуг. Конкретные налогоплательщики в данном случае заранее не известны. Ими становятся покупатели товаров и услуг, в цены которых включены соответствующие надбавки. К косвенным налогам относятся: · акцизы (надбавки к ценам товаров или налоги с продаж); · фискальные монопольные налоги государства (это особый вид акцизов, которые вводятся на товары государственного производства и государственной торговли – алкоголь, табак, соль, спички в большинстве стран; · таможенные пошлины; · НДС – налог на добавленную стоимость. Нормой налогообложения во всех странах является налоговая ставка. Это размер налога на единицу налогообложения. Взимание налога начинается с так называемого необлагаемого минимума. В зависимости от изменения налоговых ставок при увеличении дохода различают прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается при возрастании дохода. Средняя ставка – это отношение взимаемой суммы к величине дохода. Налог называется регрессивным, если его средняя ставка понижается при увеличении дохода. Налог является пропорциональным, если его средняя ставка остается постоянной независимо от величины дохода.
Таблица 14.1 Прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налоги
По своему характеру часть налогов являются прогрессивными, часть – регрессивными, а часть пропорциональными. В большинстве стран прогрессивным является подоходный налог. Регрессивным выступает налог на зарплату в США: облагаются только первые 48000$ годовой зарплаты по ставке 7,51%. Весь последующий доход налогом не облагается. В России согласно Налоговому Кодексу 1992 года существовали прогрессивные налоги на зарплату и другие доходы, а с 1.01.2001 года действует пропорциональный налог, ставка подоходного налога составляет на любые доходы физических лиц 13%. Регрессивным считают также косвенный налог в виде акциза. Люди с низкими доходами тратят их основную часть на покупку товаров и услуг, поэтому уплачивают акцизы практически со всего своего дохода. Более состоятельные люди имеют сбережения, и эта часть их дохода свободна от акциза, поэтому налог получается регрессивным.
В России переход к рыночным принципам налогообложения начался с 1992 года, когда был принят новый Налоговый Кодекс. До 1992 года в нашей стране не существовало постоянных процентных ставок налогообложения с юридических лиц. До предприятий и организаций доводились абсолютные суммы налоговых отчислений в рублях, которые устанавливались произвольно министерствами и ведомствами. Для сильных, хорошо работающих предприятий назначались очень высокие суммы отчислений, а слабые и убыточные предприятия часто совсем освобождались от налоговых платежей. Налоговый Кодекс 1992 года означал переход к рыночным принципам налогообложения. Для всех физических и юридических лиц были введены единые фиксированные процентные ставки налогов. Но этот Налоговый Кодекс содержал много недостатков: 1) существовало слишком большое количество налогов, причем часто действовало двойное и тройное налогообложение; в некоторых случаях реальная ставка налогов доходила до 80-90%; 2) фактически не действовала стимулирующая и регулирующая функции налогов; ставка была сделана лишь на фискальную функцию; 3) основное налоговое бремя приходилось на юридические лица, тогда как во всем мире центр тяжести налогов приходится на физические лица; 4) действовала слишком сложная процедура взимания налогов. Существовало множество налогов, и все их организациям приходилось платить в совершенно разные сроки; 5) неоправданные налоговые льготы для различных субъектов, число которых постоянно увеличивалось; 6) отсутствие действенной системы контроля за уплатой налогов. С 1993-1994 гг. началась подготовка нового Налогового Кодекса, который вступил в действие с 1.01.2001 года. Новый Кодекс не устранил абсолютно всех недостатков старой системы налогообложения, но все же улучшил её. Основные изменения сводились к следующему: 1) упрощение процедуры взимания налогов; 2) некоторое снижение налоговых ставок (переход от прогрессивной системы налогообложения к пропорциональной в отношении физических лиц). Была введена ставка налога в 13% на доходы любой величины. Это было сделано для вывода денег из теневого оборота и для амнистии крупных доходов; В России с 1992 года действует трехъярусная налоговая система. Это означает, что существуют налоги 3-х уровней: · федеральные; · региональные (налоги субъектов федерации); · местные налоги. В настоящее время основная часть налогов поступает в федеральный бюджет.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.007 с.) |