Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация публичного обсуждения реформирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторический опыт реформирования как в России, так и за рубежом свидетельствует о значимости при реформировании общественного мнения, которое, с одной стороны, ограничивает государственное управление в этой сфере, вводит его в определенные рамки, но, с другой стороны, способно существенным образом повысить эффективность реформаторской деятельности органов государственной власти при условии адекватного использования ими механизмов публичного обсуждения реформ. Наиболее ярким примером из российского опыта в данной связи выступает управленческая деятельность органов исполнительной власти Российской империи в конце 50-х годов XIX в. Впервые за всю историю крепостного права, допустив публичное обсуждение его проблем, государственная администрация выявила позицию и аргументацию противников преобразований, что позволило выстроить эффективную линию управленческого преодоления этого сопротивления. В данной связи будет уместно процитировать знаменитый афоризм Леонардо да Винчи: "Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их". Использование механизмов публичного обсуждения позволяет органам исполнительной власти увеличить количество сторонников реформирования за счет той части общества, которая первоначально была нейтральна. В современном обществе этот прием превратился в самостоятельный вид деятельности - public relations, к сожалению, мало развитый в современной системе федеральных органов исполнительной власти. Характер организации публичного обсуждения реформирования как один из методов административно-правового управления напрямую связан с типологией реформирования. Так, при частном реформировании должны обсуждаться недостатки в отдельных сферах общественного устройства. При обсуждении реформирования, направленного на преобразования, обсуждение должно концентрироваться на вопросах общего улучшения положения в стране. Наконец, при обсуждении реформирования, направленного на "прорыв", необходимо делать акцент на несоответствии между амбициями страны и реальным положением дел. Например, сейчас в связи с реформированием системы образования государством организовано обсуждение, скорее, второстепенных вопросов: единый государственный экзамен, платное образование, стандарты дипломов. Обсуждение во многом сводится к оценке необходимости заимствования западных стандартов. При организации обсуждения со стороны органов государственной власти зачастую не затрагивается сущность образования, его приоритетные направления, задача обеспечения конкурентоспособности выпускников и формирования самостоятельных членов общества. Такие темы могли бы подготовить почву для реформирования, направленного на "прорыв". Организация публичного обсуждения реформирования позволяет органам государственной власти выявить круг общественных конфликтов и противоречий, спланировать необходимые государственные управленческие действия и оценить связанные с этим проблемы. Помимо этого, при адекватной организации публичного обсуждения реформирования выявляются заинтересованные группы, каждая из которых является носителем того или иного отношения к реформе: 1) сторонники реформы; 2) противники реформы; 3) неопределившиеся субъекты, которые могут стать как сторонниками, так и противниками реформы; 4) пассивное население, которое никак не выражает свое мнение. Исходя из включенности граждан в политические процессы, А.Б. Артемьев разделяет все общество на пять общественных групп: анархичная, сверхактивная, активная, пассивная, сверхпассивная. Мы же не включаем в представленные нами группы саму власть (по сути, реформаторов), по этой причине сторонники и противники реформы соответствуют активной группе, неопределившиеся граждане - пассивной, пассивное же население соотносится со сверхпассивной группой. Оценка количественного и качественного состава этих групп позволяет корректировать методологию административно-правового управления реформированием, повышая ее эффективность. Управленческая деятельность органов государственной власти при реформировании неизбежно вынуждает общество определять свои интересы по отношению к планируемым изменениям, поэтому всегда возникает социальное сопротивление реформированию, которое не следует воспринимать как "лишение доверия" общества по отношению к власти. Публичное обсуждение реформирования - это инструмент, способствующий административно-правовому управлению реформированием, позволяющий выявить аргументацию противников и сторонников реформирования, учесть интересы заинтересованных лиц, обеспечить адекватное общественное понимание смысла, целей, задач и способов реформирования. 2.3. Легитимация концепции, проекта и плана реформы. Легитимация понимается нами в широком смысле слова как процесс, состоящий из двух компонентов: А. Легализация того или иного явления, т.е. его юридическое закрепление с помощью закона, указа, иного юридического инструмента. При этом фиксируется название явления, соответствующее его сущности, с тем, чтобы оно одинаково понималось всеми членами общества и правоприменительными органами. Б. Институционализация, т.е. обеспечение механизма воспроизводства этого явления, внедрение нового в существующие системы и институты. Большое значение придается формированию общественной практики, созданию в обществе отношения к этому явлению как к правильному и легитимному. Например, это может выражаться в следующих процессах: - практика применения закона, заключение договоров; - выработка судебных прецедентов; - использование предоставленных государством возможностей (создание инвестиционных компаний на основе Федерального закона N 156-ФЗ от 29.11.2001 "Об инвестиционных фондах" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562); - использование вновь созданных институтов (внесение населением денег в появившиеся инвестиционные компании). По отношению к разным явлениям более важным может быть тот или иной компонент, но о завершении процесса легитимации можно говорить только при их одновременной реализации.
Реформирование - это деятельность, которая всегда, и особенно в России, осуществляется от имени государственной власти, т.е. имеет государственный характер и подкрепляется правовым регулированием. Поэтому результатом разработки и обсуждения проектов реформирования должно стать нормативное утверждение одного из конкурирующих проектов реформы, а также определение структуры и компетенции субъектов реформирования - органов государственной власти и квазигосударственных образований (государственных учреждений, государственных корпораций и проч.), в чьи задачи будет входить реализация реформирования. Надо отметить, что темпы и объемы легитимации во многом зависят от качества административно-правовой организации предварительного обсуждения реформирования от того, насколько общественное мнение подготовлено к принятию соответствующего преобразования. Пример легитимации реформы предпринимательства В качестве наглядного примера можно привести легитимацию предпринимательства, в том числе и частного, в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации. Возрождение предпринимательства в Советском Союзе связано с принятием Законов СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986 г.), "О кооперации в СССР" (1988 г.), "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" (1991 г.). Наиболее развернутую правовую регламентацию предпринимательство получило в законодательстве России - в Законах РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (ныне утратили силу), которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства. Не менее важное значение имел и Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", утративший силу в связи с принятием ч. I ГК РФ. Для возрождения предпринимательства необходимо было создать соответствующие экономико-правовые предпосылки (условия). Они создавались поэтапно, реформируя на законодательном уровне экономическую систему. Главной была трансформация отношений собственности. В условиях господства социалистической собственности в развитом социалистическом обществе, где государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства составляли основу экономической системы СССР, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.), о возрождении и развитии предпринимательства не могло быть и речи, поскольку предпринимательство невозможно без многообразия форм собственности, прежде всего частной, рынка, конкуренции, создания многочисленных субъектов предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности, легализация частной собственности относятся к числу главных, непременных условий развития предпринимательства. Частная собственность в наибольшей степени адекватна предпринимательству и рынку. Законом СССР "О собственности в СССР" (1990 г.) и принятием затем новых редакций соответствующих статей Конституции СССР был выражен иной подход к системе форм собственности, получивших развитие в нашей стране. В новой редакции ч. 1 ст. 10 Конституции СССР закреплялись в качестве основы социально-экономической системы СССР собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Закон СССР "О собственности в СССР" в п. 2 ст. 1 впервые прямо разрешил всем собственникам, а значит, и гражданам, использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом. В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности (п. 4 ст. 1) он, по сути, открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности как источника образования частной собственности отдельных граждан. Поэтому вполне логичным представляется принятие в 1991 г. Закона СССР "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР". Объектами права частной собственности граждан становятся предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иные средства производства и любое другое имущество производственного назначения. В России фундаментальным законом, регулировавшим отношения собственности в этот период, был Закон РСФСР "О собственности в РСФСР", в п. 3 ст. 2 которого закреплялось право частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций). Конституция РФ 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); в Российской Федерации "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (ч. 2 ст. 9). Логическое завершение это положение нашло в ГК РФ, в ст. 18 которого, посвященной содержанию правоспособности граждан, закреплено их право "иметь имущество на праве собственности... заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах...". Формулировка ст. 18 ГК РФ в развитие ст. 34 Конституции РФ включает главное условие предпринимательства - право на занятие предпринимательской деятельностью. Другим непременным условием предпринимательства, закрепленным Конституцией РФ, является свобода труда: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ч. 1 ст. 37). Граждане Российской Федерации, имеющие право владеть различными видами имущества как частной собственностью и право на свободное его использование для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, в сочетании с правом использовать наемный труд, свободны в выборе распоряжения своими способностями к труду, т.е. осуществлять различные виды деятельности, в том числе и предпринимательскую. Для этого существуют: 1) многообразие форм собственности, прежде всего частная собственность; 2) право на занятие предпринимательской деятельностью; 3) свобода трудовой функции. В совокупности это - фундаментальные экономико-правовые основы (условия) возникновения и развития частного предпринимательства в любом обществе. Административные регламенты Выше указаны только нормативные акты уровня закона. То же можно сказать о подзаконных нормативных актах. Особо следует отметить такой относительно новый вид нормативных правовых актов, как административные регламенты. В рамках проведения административной реформы в Российской Федерации запланированы разработка и принятие административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти. Что представляет собой административный регламент? Это нормативный правовой акт, содержащий информацию, необходимую и достаточную для получения государственной услуги гражданином или организацией, а также для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги должностными лицами федерального органа исполнительной власти. Административные регламенты разрабатываются на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с учетом положений Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти и Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Все административные регламенты подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России, опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, участвующих в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Административные регламенты предоставления государственных услуг размещаются также в местах предоставления государственных услуг. Основное отличие административных регламентов от иных документов состоит в том, что административные регламенты содержат сроки и последовательность действий (административных процедур) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия его структурных подразделений и должностных лиц, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти. Административные процедуры, определяющие порядок, последовательность и сроки действий федеральных органов исполнительной власти при исполнении государственных функций и предоставления государственных услуг, в действующем законодательстве Российской Федерации четко не регламентированы и в связи с этим нуждаются в уточнении и конкретизации. Представляется, что административные регламенты помогут организациям и гражданам, заинтересованным в получении государственной услуги и в исполнении государственной функции, разобраться с порядком осуществления административных процедур в федеральных органах исполнительной власти, а также во многом облегчат работу самих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих исполнение государственных функций или предоставление государственных услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.008 с.) |