Кто может войти в группу поддержки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто может войти в группу поддержки?



 

В группу поддержки обычно входят те люди, которые хорошо знают ребенка, или те, кто ежедневно общается с ним. Главные «болельщики» – это родители, но кроме них, в этой роли могут выступать бабушки и дедушки, дяди и тети и все остальные взрослые из окружения ребенка.

Взрослые могут эффективно поддерживать ребенка, однако зачастую еще лучше ему помогают его сверстники – друзья, одноклассники, братья и сестры, кузены и кузины. Поэтому очень важно использовать любую возможность для того, чтобы включить в группу поддержки не только взрослых, но и других детей. Если ребенок посещает школу, где практикуется наставничество – то есть система, при которой старшие ученики берут шефство над младшими, – то неплохо и их включить в группу поддержки. Также в нее могут войти соседи, спортивные тренеры, психологи и медики, работающие с ребенком.

Члены группы поддержки не обязательно должны входить в непосредственное социальное окружение ребенка. Важную роль могут играть далеко живущие родственники – даже если с ними в тот момент, когда ребенок осваивает навык, не поддерживается контакт. Иногда дети выражают желание включить в группу поддержки уже умерших людей. Если ребенок недавно потерял кого‑то из близких, возможно, стоит учесть и его. Для ребенка включение в группу поддержки человека, которого уже нет, выполняет две функции. Во‑первых, это дает ему возможность выразить свою скорбь, а во‑вторых, такая поддержка может оказаться очень эффективной. Для ребенка естественно представление о том, что даже если человек умер, он все равно может откуда‑то «сверху» помогать ему и радоваться его успехам.

– Кого бы ты хотела видеть в своей группе поддержки, когда начнешь осваивать «навык принцессы»? – спрашивает мама у дочки.

– А что такое группа поддержки? – интересуется девочка.

– Это те люди, которые хотят, чтобы ты овладела «навыком принцессы», и готовы помочь тебе в этом.

– Я хочу, чтобы меня поддерживали ты и папа.

– Хорошо. Значит, напишем здесь, на плакате, «мама» и «папа». А кто еще?

– А можно записать дедушку и бабушку?

– Конечно, дорогая, ты можешь попросить бабушку поддержать тебя. Я уверена, что она очень захочет помочь тебе освоить «навык принцессы». А дедушка уже на небесах, но мне кажется, он тоже был бы рад помочь тебе. Так что давай запишем «бабушка» и «дедушка». Ты хочешь, чтобы тебе помогал кто‑нибудь еще? Ты же очень любишь свою крестную. Может быть, мы включим и ее?

Дети, в отличие от взрослых, не воспринимают смерть как нечто окончательное. Они думают, что умершие продолжают существовать где‑то в другом мире. Поэтому для ребенка вполне естественно считать, что, даже если человек умер, это вовсе не мешает ему выступать в качестве помощника для живых.

Если родители ребенка не живут вместе, и один из них решает использовать для решения проблем ребенка метод освоения навыков, это может быть крайне важно – включить в процесс и другого родителя. Объединившись для того, чтобы помочь ребенку овладеть навыком, такие родители могут избежать взаимных обвинений в детских проблемах и стать партнерами в деле поддержки сына или дочки. В приведенном ниже примере я проиллюстрирую эту мысль.

У разведенных родителей 12‑летней Тины была привычка обвинять друг друга во всех ее проблемах. Такое нередко встречается. Мама решила предпринять что‑то, что могло бы изменить поведение Тины, однако боялась, что все, о чем бы они ни договорились с дочерью, будет совершенно бесполезным, если они не получат поддержки отца.

После того, как они с Тиной разработали план действий, мать позвонила отцу девочки и сказала:

– Ты знаешь, что у Тины есть привычка орать на меня и все время со мной спорить. Сегодня мы откровенно поговорили об этой ее проблеме и решили, что она начнет учиться разговаривать со мной уважительно. Она сама назвала такую способность «остыванием» и сказала, что хотела бы заручиться и твоей поддержкой. Что ты на это скажешь? Ты согласен на это ради нее?

Отец был удивлен, потому что давно привык, что мать Тины обвиняет его, а не просит помощи в разрешении проблем дочери.

– Ладно, – ответил он, – и как я должен ее поддерживать?

– Ты просто должен будешь сказать ей что‑то такое, чтобы она поняла, что ты считаешь обучение искусству «остывания» прекрасной идеей, – ответила мать. – А еще ты можешь проявить интерес к ее записям в рабочей тетради. Сам знаешь, твое мнение для нее очень важно, и я думаю, что твоя поддержка ей очень поможет.

Работа по методике освоения навыков влияет не только на детей, но и на взрослых, которые о них заботятся. Одно из главных ее преимуществ заключается в том, что она приводит взрослых, которые воспитывают ребенка, к сотрудничеству.

 

Как ребенку попросить кого‑то поддержать его?

 

Для начала ребенок должен решить, кого именно он попросит о поддержке. А когда список составлен, пора поговорить с каждым из этих людей и сообщить им, что их хотят видеть среди «болельщиков». Сделать это можно разными способами. Лучше всего, если ребенок попросит их об этом лично. Обычно люди бывают очень рады, когда дети просят их о поддержке. Вы и сами можете представить, что бы вы почувствовали, если бы знакомый вам ребенок подошел к вам, рассказал, что он хочет овладеть каким‑то навыком, и спросил:

– Можешь ли ты поддержать меня в этом?

Другой, не такой прямой, способ заключается в том, что ребенок показывает человеку свою рабочую тетрадь или плакат и говорит, к примеру, следующее:

– Если вы хотите стать моим болельщиком, можете вписать сюда свое имя. Вот страница, здесь все, кто вошел в мою группу поддержки.

При работе по освоению навыков в школах важно, чтобы в процессе в качестве помощников участвовали родители ребенка. Удобный способ подключить к этому родителей – это дать им задание помочь ребенку в заполнении рабочей тетради. Когда родители отвечают на такие вопросы, как: «Чем будет полезно овладение навыком для ребенка, для семьи, для школы?» или «Почему вы считаете, что вашему ребенку удастся овладеть этим умением?», они автоматические становятся членами группы поддержки.

Как правило, дети сами просят людей войти в их группу поддержки. Однако иногда это могут сделать за них и взрослые:

– Деррик решил есть меньше сладкого и ограничиться «субботним сладким набором». Это значит, что он будет есть сладости только по субботам. Он хотел бы, чтобы ты, Майк, вошел в его группу поддержки. Не откажешься? Все, что от тебя потребуется, – это хвалить Деррика, когда он будет отказываться от сладкого, а потом прийти к нам на праздник, который мы хотим для него устроить, если он сможет продержаться на своем «субботнем сладком наборе» четыре недели.

 

* * *

 

Упражнение  

• Подумайте, чему бы вы хотели научиться.

• Представьте, как вы просите своего друга поддержать вас, пока вы будете осваивать новое умение.

• Ваш друг отвечает вам, что он с удовольствием поддержит вас, а затем спрашивает, в чем, по‑вашему, должна заключаться эта поддержка? Что вы ему скажете?

 

* * *

 

Группа поддержки может подбадривать и помогать ребенку по‑разному. «Болельщики» могут показывать, как их радует решение ребенка освоить какой‑то навык, они могут восхищаться существом силы, выбранным ребенком, могут помочь ему осознать преимущества обучения этому навыку. Пока ребенок овладевает навыком, они могут проявлять интерес к тому, как продвигается дело, а когда навык освоен, могут принять участие в праздновании победы. Помощь может быть оказана на всех этапах освоения навыка, в том числе и на следующей ступени, которая посвящена укреплению в ребенке уверенности в том, что выбранное умение ему доступно.

 

 

Ступень 7

Обретение уверенности

 

Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.

 

Когда ребенок видит, что другие люди уверены в его способности овладеть навыком, он тоже обретает уверенность в том, что сумеет освоить его.

Дети – от рождения оптимисты. Если вы спросите: «Как ты думаешь, ты этому научишься?» – ребенок обычно отвечает утвердительно, о чем бы вы его ни спросили. Если же поинтересоваться, почему он так уверен в том, что сможет это сделать, он скажет что‑нибудь вроде: «Просто знаю, что смогу». Именно так бывает чаще всего – однако не всегда.

Если у ребенка не получается овладеть навыком, который уже освоили его сверстники, он может впасть в отчаяние и начать думать, что с ним что‑то не так и этот навык для него слишком труден.

В такой ситуации дети говорят что‑то наподобие: «Я на это не способен», «Этому я никогда не научусь», «Ничего не выйдет», «Я – дурак!»

Правда, не всегда они выражают свои чувства настолько открыто. Иногда дети просто теряют интерес к задаче или прекращают попытки что‑либо сделать. Однако впасть в отчаяние рискуют не только дети. Родители и любой другой человек из тех, кто участвует в воспитании ребенка, порой тоже испытывают разочарование и подавленность, когда у ребенка не получается что‑то, что он «должен уметь», то есть то, чему большинство его сверстников уже научились. Иногда и взрослые выражают свое разочарование открыто. Это происходит примерно так: «Ну что же ты, ведь это просто!», «Посмотри на свою младшую сестренку! Даже у нее это получается! Почему же для тебя это так трудно?!», «Почему ты не можешь усвоить такую простую вещь?!», «Мы только зря теряем время! У тебя это никогда не получится!»

Подобные отчаянные восклицания можно понять, однако они не помогут детям восстановить уверенность в себе.

Гораздо лучше будет, если вы скажете ребенку: «Пусть это займет у тебя какое‑то время, но в конце концов ты обязательно научишься!» Или: «Это не очень‑то просто, но если ты будешь стараться, то у тебя точно все получится!»

Если ребенок слышит от вас слова, которые доказывают, что вы понимаете – овладеть этим навыком непросто, ему становится легче. Ведь если он знает, что перед ним стоит довольно сложная задача, то, когда он добьется какого‑то прогресса, у него будет повод гордиться своими достижениями. Если ты должен научиться чему‑то совсем простому, то и гордиться тебе в общем‑то нечем. А вот если сложность навыка, который ты осваиваешь, признают и другие, то у тебя есть все основания испытывать гордость за свои достижения.

 

Как обрести уверенность

 

Мы придумали простой, но эффективный способ внушить ребенку уверенность в том, что он сможет овладеть новыми для него навыками. Мы просто предлагаем родителям и знакомым ребенка рассказывать ему, почему они уверены в том, что это умение ему доступно.

– Твоя мама считает, что ты сможешь научиться пользоваться туалетом, как другие дети. Она говорит, что неделю назад ты садился на горшок и у тебя все получилось. Давай спросим, что думает папа? Пусть он нам расскажет, почему он так уверен, что ты этому научишься?

– Конечно, я уверен в том, что ты научишься. Почему же нет? Ты же упорный парень. Я это заметил, когда мы играли в футбол. А я могу тебе сказать по собственному опыту, что упорные парни всегда могут научиться всему, чего захотят!

Главное в том, что недостаточно сказать ребенку: «Я верю, ты этому научишься» или «Ты все сможешь, я в этом не сомневаюсь». Вы должны как‑то обосновать свои заявления и объяснить ребенку, что такого вы в нем заметили, что дает вам основания так думать. Иначе ребенок может решить, что «это всего лишь слова», даже если вы действительно будете верить в то, что говорите.

Генри было уже 12 лет, а он все еще не знал таблицу умножения. Все его одноклассники давно выучили ее назубок, и только он старался любыми путями избежать этого, потому что задача казалась ему невыполнимой. Учительница Генри пригласила его на беседу вместе с родителями. Когда все присутствующие согласились с тем, что выучить таблицу все‑таки нужно, учительница спросила у Генри:

– Как ты думаешь, ты сможешь ее выучить?

– Не знаю, – ответил Генри.

Учительница обратилась к его маме:

– А вы как думаете? Вы верите в то, что ваш сын выучит таблицу?

– Я в этом совершенно уверена, – ответила мать Генри.

– Почему вы так считаете? Почему вы думаете, что у него получится? – продолжала учительница.

– Если Генри захочет, он может научиться чему угодно. Например, он лучше всех в доме справляется с компьютером, так что мы знаем, что на самом деле он умный парень.

Генри выглядел польщенным. Тогда учительница обратилась к его отцу.

– А что скажет папа? Вы тоже считаете, что Генри сможет выучить таблицу умножения?

– Конечно, сможет, если захочет, – ответил отец.

– Почему вы так думаете?

– У меня в его возрасте тоже были трудности с таблицей умножения, так что возможно, это у него наследственное. Но в конце концов я ее выучил, потому что мой старший брат упорно занимался со мной до тех пор, пока она не начала у меня от зубов отскакивать.

– Ну а теперь моя очередь, – сказала учительница. – Я тоже уверена, что Генри скоро справится с таблицей, потому что кое‑чего он уже добился. Он уже знает таблицы на два, на три и на пять, и если не считать умножения на один и десять, ему осталось выучить всего пять таблиц».

Судя по выражению его лица, Генри поверил в то, что он сумеет выучить таблицу умножения, то есть сделать то, что до этого представлялось ему невозможным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.025 с.)