Решение проблем с помощью освоения навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение проблем с помощью освоения навыков



 

Методику освоения навыков можно использовать для помощи детям в преодолении поведенческих нарушений, дурных привычек, страхов, проблем с обучением и проблем, имеющих отношение к функциям организма – речи, сну, питанию, мочеиспусканию и дефекации. Кроме того, освоение навыков можно использовать не только при работе с психологическими проблемами, но и в качестве вспомогательного метода при реабилитации детей с неврологическими нарушениями.

В этой главе, приводя примеры из практики, я продемонстрирую вам, как применять освоение навыков для решения ряда распространенных, а также некоторых не часто встречающихся проблем.

Большинство примеров, приведенных в этой части книги, я взял из рассказов людей, живущих в разных странах, – они используют метод освоения навыков и в собственных семьях, и в работе с детьми.

 

В Хельсинкском институте краткосрочной психотерапии мы собираем истории применения методики освоения навыков по всему миру. Эти архивы используются для исследований и усовершенствования метода. Вы тоже можете внести свой вклад, прислав свой рассказ об использовании методики по адресу: Helsinki Brief Therapy Institute, Haapalahdenkatu 1, 00300 Helsinki, или по электронной почте: feedback@kidsskills.org.

 

 

Дурные привычки

 

У большинства детей рано или поздно проявляются какие‑нибудь дурные привычки. Самые типичные – это обгрызание ногтей, сосание пальца, накручивание волос на палец. Кроме того, у детей часто наблюдаются самые разнообразные варианты неправильного поведения за столом, трудности со сном, а также нервные тики – непроизвольные подергивания мышц в области глаз или рта, – которые также можно отнести к дурным привычкам.

Если вы сами когда‑то были жертвой той или иной дурной привычки, то должны знать, как сложно бывает от них избавляться. Многие из нас клялись себе «никогда больше этого не делать» и, тем не менее, уже через несколько минут ловили себя на том, что снова делают то же самое.

Также вы, возможно, замечали, что попытки помочь другим людям избавиться от дурных привычек зачастую ни к чему не приводят. Случается даже, что привычка, наоборот, становится еще сильнее и проявляется чаще.

Поэтому очень важно знать, как можно реально помочь ребенку избавиться от вредной привычки. Мы обнаружили, что гораздо эффективнее не заставлять его просто бороться с ней, а помочь ему заменить ее другой, не столь раздражающей. Как говорится, легче начать что‑то новое, чем закончить что‑то старое.

Но прежде чем ребенок научится заменять дурную привычку другой, более безопасной, ему надо научиться отслеживать моменты ее проявления. Как только ребенок научится замечать, что «делает это», он может начинать учиться замещать вредную привычку.

Лизе было уже 12 лет, и ей нужно было отучиться грызть ногти. Для этого она должна была, в первую очередь, научиться замечать, когда она это делает, а еще лучше – когда она собирается это делать. Это позволило бы ей сознательно заменить привычку грызть ногти на какую‑то другую. Лиза сама придумала, что каждый раз, когда ей захочется грызть ногти, она должна делать с ними что‑то еще. Она сказала, что может носить с собой маникюрный набор и пользоваться им, чтобы обрабатывать ногти не зубами, а специальными инструментами. Чтобы не забывать об этом, она даже придумала положить его в нагрудную сумочку, чтобы он всегда был под рукой.

У четырехлетнего Джереми была дурная привычка сосать большой палец.

– Когда тебе снова захочется пососать палец, что ты можешь сделать вместо этого? – спросила у него мама.

Подумав несколько секунд, Джереми сжал большой палец другой рукой и сказал:

– Я могу сделать вот так. Я могу спрятать его в другой руке.

Алан имел привычку нецензурно выражаться. Его отец пытался бороться с этим и наказывая его, и, наоборот, вознаграждая за хорошее поведение, но все безрезультатно. Однажды ему пришло в голову, что можно попытаться заменить дурную привычку другой. Он тут же пошел к Алану и предложил ему произносить вместо неприличных слов какие‑нибудь другие. То есть Алану нужно было научиться говорить, к примеру, «Оставь меня в покое» или «Уйди, пожалуйста» вместо «Пошел ты!»

Алан не понимал, какая в этом может быть польза для него или для кого‑то еще. Однако после того, как они серьезно обсудили это с отцом, он начал осознавать, что заменять нецензурные слова на приличные действительно может быть полезно. Он понял, что люди, слыша, как он постоянно ругается, могут подумать, что отец дома разговаривает с ним точно так же. А это было не так, и Алан не хотел, чтобы у людей складывалось такое впечатление. Но это было еще не все. Отец также объяснил Алану, что многие дети не хотят общаться с теми, кто все время ругается. Ему удалось убедить сына в том, что для того, чтобы завоевать уважение товарищей, лучше выражаться прилично, а не материться.

Отец с сыном вместе разработали игру, с помощью которой можно было практиковать замену нецензурных слов на приличные. Они составили список всех бранных выражений, которыми пользовался Алан, и придумали, чем их можно заменять.

После этого Алан с помощью отца приступил к тренировке этого важного умения. Они разговаривали обо всем на свете, и если кому‑то хотелось выругаться, он должен был заменять ругательство альтернативой из списка.

Алан назвал этот навык «пристойной речью» и вместе с отцом рассказал некоторым близким людям о том, чему он учится. Список ругательств и заменяющих их слов был повешен на стену комнаты Алана и вызвал интерес его друзей.

Алан с отцом рассказали о своем проекте и учительнице. Они договорились с ней о том, что если Алан будет забывать заменять ругательства приличными словами, она будет показывать на него пальцем в знак того, что ему нужно следить за своим языком и быстренько исправляться.

Алан старательно практиковал свой навык и даже если иногда забывал о нем, то все равно прогресс был впечатляющим. Те, кто его поддерживал, обращали на это внимание и подбадривали его. Даже его старший брат, который уже устал от постоянной ругани Алана, признал, что тот делает успехи. Спустя пять недель Алан с отцом заключили, что он достаточно хорошо научился следить за собой, и устроили праздник, на котором ели блины с шоколадом.

Победить дурные привычки нелегко, тем более если они существуют уже давно и крепко устоялись. Однако это не невозможно, особенно если не пытаться просто избавиться от них, а постараться заменить чем‑то лучшим. А чтобы этому научиться, вам, конечно же, понадобится практика постоянного повторения полезной привычки до тех пор, пока она не станет такой же устойчивой, как прежняя. Когда это начнет происходить, вы поймете, что способны гораздо лучше контролировать свои дурные наклонности, чем думали раньше.

Я, кстати, вспомнил историю одного восьмилетнего мальчика, мать которого обратилась ко мне из‑за странной привычки своего сына жевать нитки. Он вытягивал нитки из одежды и жевал их. Таким образом он успел испортить уже почти всю свою одежду. Я посоветовал матери, чтобы она научила сына делать вместо этого что‑то другое. Она попыталась привить ему привычку играть с куском специально отрезанной нитки вместо того, чтобы вытаскивать и жевать нитки из одежды. Но это срабатывало только тогда, когда она была рядом. Как только она скрывалась с глаз сына, он снова начинал поедать нитки.

Наконец, спустя несколько месяцев, мать снова пришла ко мне и рассказала, что мальчик проходил медосмотр, и у него обнаружилась довольно серьезная анемия. Врач прописал ему железосодержащие препараты, и буквально через несколько дней после начала их приема привычка грызть нитки исчезла.

Конечно же, не все дурные привычки связаны с недостатком чего‑то в организме, но этот случай дает нам важный урок: наши глаза все время должны быть открыты. Странное поведение порой может объясняться не психологическими, а физиологическими причинами.

 

Агрессивность

 

Многие дети иногда ведут себя жестоко по отношению к сверстникам или даже собственным родителям. Когда такой ребенок сердится, он готов кусать, колотить или пинать любого, кто оказывается у него на пути. Согласно философии метода освоения навыков, агрессивное поведение можно рассматривать как симптом того, что ребенок не владеет каким‑либо умением, необходимым для того, чтобы не проявлять агрессии по отношению к окружающим. Например, если ребенок лезет в драку с другими детьми, когда они не хотят делиться с ним игрушками, то можно сказать, что у него отсутствует некий навык, нужный детям, чтобы справляться с подобной ситуацией более конструктивно. Умение, которым должен овладеть такой ребенок, – это, к примеру, способность адекватно воспринимать отказ или способность убеждать других детей добровольно делиться теми игрушками, с которыми ему тоже хотелось бы поиграть.

Когда ребенок ведет себя агрессивно, не всегда удается сразу понять, в каком навыке он нуждается. Кто‑то может сказать, что всем агрессивным детям недостает самоконтроля или умения справляться со своим гневом, однако, согласно методу освоения навыков, такие умения слишком масштабны, или комплексны, и для того, чтобы дети могли успешно овладеть ими, необходимо разбить их на составляющие.

У Мэта, Эшли, Хелен и Шена была одна и та же проблема: все они вели себя агрессивно по отношению к окружающим. На первый взгляд, их проблемы действительно выглядели одинаково, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что каждому из этих детей не хватает какого‑то своего навыка.

Жестокость Мэта проявлялась в ситуациях, когда рядом с ним оказывались другие дети, – так сказать, если они заходили на его территорию. Для преодоления своей агрессивности Мэту нужно было научиться спокойно относиться к присутствию других детей рядом.

У Эшли агрессия возникала тогда, когда ему казалось, что кто‑то дразнит или раздражает его. Чтобы справиться с этой проблемой, ему нужно было научиться рассказывать в таких случаях обо всем учителю вместо того, чтобы сразу лезть в драку.

Хелен не могла вынести, если ей не удавалось получить что‑то, чего ей очень хотелось. В таких случаях она начинала царапать или пинать того, кто в чем‑то ей отказал. Для того чтобы справиться со своей жестокостью, Хелен нужно было научиться конструктивно переносить разочарование и ситуации, когда не все складывается так, как ей хочется.

А жестокость Шена казалась просто вредной привычкой. Он мог разозлиться в любой момент по любому поводу, броситься на того, кто находился поблизости, и начать кусаться. Чтобы справиться с этим, ему, вероятно, лучше всего было бы научиться заменять дурную привычку какой‑то другой – например, кусать свой рукав вместо того, чтобы кусать людей.

Согласно такой логике, причина жестокого поведения заключается в отсутствии каких‑либо нужных навыков, но эти навыки для разных детей могут быть разными. Однако проанализировав ситуации, в которых проявляется агрессивность, вполне можно определить, в каком именно навыке нуждается ребенок. Когда вы понимаете, какого именно умения ему не хватает, вам гораздо легче помочь ему преодолеть проблему.

Можно даже сказать, что не бывает жестоких детей, бывают только дети, которые склонны к жестокому поведению в определенных ситуациях из‑за того, что им недостает какого‑то конкретного навыка, чтобы вести себя более конструктивно.

Вивека Лильерос, школьный психолог из Швеции, рассказала мне такую историю:

«Стефану было семь лет, и он пошел в первый класс. На каждой перемене он вступал в драки с другими детьми, и все его боялись. Директор школы пригласил меня на встречу, где мы должны были обсудить проблемы Стефана.

– Будет ли там сам Стефан? – спросила я у директора.

– Нет, этого мы не планировали, – ответил директор. – Придут его родители, учительница и школьная медсестра.

Вдохновленная методикой освоения навыков, я предложила пригласить на встречу и самого Стефана. Директор согласился, и на следующий день все мы собрались вместе, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.

Встреча началась с того, что директор представил нас друг другу. Обстановка была напряженной, Стефан нервно болтал ногами… Учительница собралась рассказать нам о его проблемах, но я попросила слова.

– Стефан, прежде чем мы начнем говорить о твоих трудностях, мне хотелось бы узнать, а что у тебя получается делать хорошо? – спросила я.

Оказалось, что Стефану хорошо дается математика. Настолько хорошо, что он самостоятельно решал задачи из школьного учебника, которые в классе еще не проходили. Кроме того, выяснилось, что Стефан прекрасно рисует. Узнав об этом, я попросила его показать какой‑нибудь рисунок. Стефан быстро нарисовал смешную картинку, которую, передавая из рук в руки, рассмотрели все присутствующие.

– А чем ты любишь заниматься с друзьями? – спросила я после этого, и он рассказал о футболе и других играх, которые ему нравятся.

Мне показалось, что директор и учительница начали нервничать. Ведь мы собрались для того, чтобы обсудить проблемы Стефана, а не его успехи и увлечения. Пора было поговорить о деле.

– Я слышала, что у тебя с товарищами не все бывает гладко. Это правда?

– Да, – ответил Стефан.

– Так что там у вас происходит на переменах? – продолжала я.

– Мы деремся, потому что если кто‑то меня злит, я его бью.

– Тогда, наверное, я тебя понимаю, потому что дерутся обычно не от хорошей жизни. Но скажи мне, пожалуйста, что ты можешь научиться делать, чтобы не лезть в драку?

– Я могу научиться контролировать себя и держать руки сцепленными за спиной, – ответил Стефан.

Я не могла поверить своим ушам. Он ответил так, как будто сам изучал методику освоения навыков.

– Мне кажется, это нелегко – сдержаться и сцепить руки за спиной, когда разозлишься. Хочешь, чтобы твоя учительница и товарищи помогали тебе не забывать поступать именно так?

Стефан согласно кивнул.

– И как, на твой взгляд, они должны будут это делать? – спросила я у него.

Стефан задумался, но так ничего и не придумал.

– У меня есть предложение, – сказала я. – Начиная с завтрашнего дня ты будешь тренироваться контролировать себя и держать руки за спиной. В конце каждого дня вы будете обсуждать с учительницей все, что произошло за этот день. Если у тебя будет получаться целый день держать руки за спиной, вы обсудите, как тебе это удалось. Если же ты сорвешься, то вы обсудите с ней, как добиться того, чтобы на следующий день такого не было. Что скажешь?

Стефану понравилось то, что я предложила, учительница осторожно кивнула. Кроме того, я предложила, чтобы она как‑то отмечала каждую перемену, когда Стефану удастся избежать драк.

– А если у тебя получится не драться целых три недели подряд, то что бы ты хотел за это получить? – спросила я у Стефана.

– “Киндер‑сюрприз!” – с восторгом ответил Стефан.

– По‑моему, хорошая идея, – согласилась я. – Давай я вернусь через две недели и встречусь с тобой здесь, и ты расскажешь мне, что у тебя получилось. Пожмем друг другу руки в честь нашего договора?

Стефан пожал руки всем присутствующим, и на этом встреча завершилась. Я задержалась ненадолго, чтобы поговорить с учительницей. Она сказала, что будет следовать плану, но сомневалась в том, что он сработает. Я пообещала на следующий день позвонить в школу, чтобы узнать, как идут дела у Стефана.

Когда я позвонила, учительница радостно сообщила мне, что Стефан ведет себя, как ангел! Он получил две положительные отметки в свою рабочую тетрадь, и все просто удивляются тому, насколько лучше он стал себя вести.

Спустя две недели я пришла в школу и узнала, что учительница действительно каждый день проводила личные встречи со Стефаном, и он получил плюсы за 95 % всех перемен за это время. Если на какой‑то перемене ему не удавалось сдержаться, Стефан с учительницей говорили не о том, что он не смог совладать с собой, а о том, что нужно сделать на следующей перемене, чтобы это не повторилось. Учительница также выяснила, что зачинщиком драк не всегда оказывался Стефан и что некоторые мальчики намеренно провоцировали его.

Я столкнулась в коридоре и с самим Стефаном. Он подбежал ко мне с радостной улыбкой.

– Привет, Стефан, – поздоровалась я. – Ну‑ка, расскажи мне, как у тебя дела?

– У меня неплохо получается, – гордо ответил он.

– Это здорово! – сказала я. – И как же тебе это удается?

– Я держу себя в руках, а руки – за спиной, – объяснил он, а потом рассказал мне, как одна девочка стукнула его по руке, а он не дал ей сдачи. Он просто ушел. Еще он сказал, что ему очень помогают ежедневные разговоры с учительницей. Я предложила Стефану получить грамоту за то, что он научился так хорошо контролировать себя, но ему не понравилась эта мысль. Он хотел “киндер‑сюрприз”, который в конце концов и получил».

Лиза Бреннан, консультант Центра детской психиатрии в Дублине, рассказала мне такую историю:

«Мама привела к нам шестилетнего Марка по совету учительницы через четыре недели после того, как он пошел в подготовительный класс. У него были серьезные поведенческие проблемы в школе и дома. С Марком уже работали до этого специалисты социальных, психиатрических и воспитательных служб, и за два года он прошел несколько корректирующих программ, включая модификацию поведения, терапию с участием родителей, групповую терапию и школьную программу вмешательства, и все это – без особого успеха. Согласно мнению детского психиатра, его проблемы подходили под описание так называемого “вызывающего оппозиционного расстройства”.

Родители и учителя Марка сошлись на том, что три основные его проблемы – это хождение по классу, перебивание говорящих и грубое, агрессивное поведение по отношению к другим детям. Из‑за этих проблем ему было очень трудно адаптироваться к школе и общаться со сверстниками, а кроме того, проблемы возникали и дома. Мы наметили для Марка основные необходимые умения:

• научиться сидеть на своем месте в классе;

• научиться слушать, когда говорят другие;

• научиться мирно играть с товарищами.

 

Марк решил начать с овладения навыком совместных игр с другими детьми. Для него это было самым важным, потому что ему разрешалось играть в школьном дворе только под присмотром родителей. Мама и папа Марка говорили о том, что их угнетают постоянные вызовы в школу. После уроков все родители приходили за своими детьми и вместе ждали их, и мать Марка испытывала жгучий стыд от того, что учительница постоянно вызывала ее на глазах у всех поговорить о поведении сына.

В овладении этим умением Марк видел два преимущества: во‑первых, его родителей больше не будут просить присматривать за ним на игровой площадке, а во‑вторых, если родители других детей не будут считать его “грубияном”, то друзья будут приглашать его в гости. Это была важная информация для родителей Марка, так как они не задумывались над тем, что их сын переживает, когда друзья не зовут его к себе.

У Марка не возникло проблем с поиском названия для своего навыка: “Просто игра”. Дети называли так любые тихие и спокойные игры. Когда Марку предложили выбрать существо силы, он остановился на Бэтмене. Одну картинку с изображением Бэтмена он вклеил в свою рабочую тетрадь, а другую носил с собой в портфеле. Кроме того, он клал маленькую фигурку Бэтмена в карман, чтобы она всегда была с ним. Так как школа была главным проблемным местом для Марка, ему было важно, чтобы его герой был с ним рядом и в классе, и на школьном дворе.

Марку с родителями все это очень нравилось. Марк сказал, что будет здорово, если его родные и друзья будут слышать о нем что‑то хорошее вместо постоянных жалоб. Освоение навыка стало для него предметом гордости.

Чтобы Марк обрел уверенность в себе, родители обсуждали с ним те умения, которыми он уже владел, и те случаи, когда у него получалось “просто играть” с другими детьми. Сам Марк сказал об этом так:

– Учиться чему‑то легко, но добиваться успехов – очень трудно.

Когда Марка спросили, как он хотел бы отпраздновать свой успех в конце обучения, он сказал, что мечтает посетить музей восковых фигур, потому что там есть большая фигура Бэтмена. Они с родителями спланировали будущий поход в музей и решили позвать с собой двоюродных братьев Марка и троих его одноклассников. Раньше такая экскурсия была бы невозможна, потому что нельзя было положиться на поведение Марка в такой обстановке. Все согласились с тем, что отпраздновать успех можно будет только после того, как Марк на протяжении четырех недель подряд будет демонстрировать уверенное владение своим навыком как дома, так и в школе при общении с другими детьми.

Для Марка и его семьи самым интересным этапом освоения навыков оказалась демонстрация умения. Чтобы тренироваться, Марк с отцом придумали ролевую игру, в которой участвовали оба. Эта игра была важна не только для Марка, но и для его отца, потому что так он чувствовал, что нужен сыну и может помочь ему делом. Это дало ему возможность поверить в себя как в родителя. Замечательный “побочный эффект”!

Сообщить обо всем происходящем окружающим для Марка и его семьи было не сложно, потому что они понимали, что о его проблеме и так уже давно все знают. Более того, родители Марка считали, что если они будут открыто рассказывать о происходящем, окружающие увидят, как они стараются помочь сыну преодолеть имеющиеся трудности.

Марк и его родители узнали о возможных “шагах назад”, и специалисты объяснили им, что этого не стоит бояться. Марку сказали, что существа силы иногда бывают очень заняты и не могут наблюдать за каждым ребенком и помогать ему, даже если он еще не достиг настоящего мастерства в своем умении. Марк был впечатлен этой идеей. Он сказал:

– Значит, если я ошибусь, вы все не бросите меня!

Чтобы Марк научился мирно играть с детьми, он разыгрывал с отцом разные ситуации. Ему помогали в этом и его двоюродные братья. Марку очень нравились такие игровые тренировки навыка.

Я пыталась придумать, как Марк мог бы передать свой навык другим детям, но мне ничего не пришло в голову. Однако его родители рассказали о том, как Марк сам стал учить спокойным играм трехлетнего двоюродного брата. Это произошло само собой, без подсказок или поощрения со стороны взрослых.

Через пять недель после первого знакомства с методом освоения навыков Марк заслужил свой праздник. В школе очень хорошо отзывались об успехах мальчика. Мамы соседских детей тоже отметили улучшения в его поведении. Его стали приглашать поиграть. Во время праздника Марк поблагодарил тех, кто его поддерживал. Когда его спросили, каким умением он хочет овладеть теперь, он сказал, что решил учиться сидеть на месте во время занятий.

Марку и его родителям очень понравились занятия по методике освоения навыков, хотя все предыдущие попытки вмешательства со стороны приводили лишь к разочарованиям и усиливали ощущение беспомощности».

 

Депрессия, потери и горе

 

Имея дело с несчастливыми детьми или, как сегодня принято говорить у профессионалов, с детьми, страдающими депрессией, нужно стараться избавить их от причины несчастья. Однако это не всегда возможно, и в таких случаях разумным решением бывает сосредоточиться на будущем и разобраться, чему нужно научиться ребенку, чтобы вновь почувствовать себя счастливым.

Разным детям необходимо вовсе не одно и то же, чтобы снова стать счастливыми, но, обобщая, можно сказать, что им нужно научиться радоваться жизни. Иными словами, им нужно вернуть себе радость, которую они потеряли.

Мой давний коллега Тапани Ахола рассказал мне такую историю.

«12‑летний Ларри страдал депрессией. Его мать два года назад умерла от рака, и вскоре Ларри стал испытывать тревожные состояния. Жил он со своим отцом. После смерти матери Ларри забросил все увлечения и стал избегать общения с товарищами. Почти единственным его занятием было сидеть вместе с отцом перед телевизором и поедать чипсы и пиццу. Ничего удивительного, что и отец, и сын страдали от излишнего веса.

Школа направила Ларри в детский консультационный центр. Его депрессивное состояние усугублялось, так что в конце концов он перестал даже посещать школу.

Мы немного поговорили о трагедии, произошедшей в его семье, а потом – о проблемах Ларри. После этого я заговорил о том, чему Ларри нужно научиться для того, чтобы вновь вернуться в школу, где он не был уже целый месяц, и преодолеть свои страдания и тревогу. После обсуждения мы пришли к выводу, что Ларри нужно вернуть себе инициативность и способность радоваться жизни. Он дал этому проекту название “Снова счастлив”.

Когда пришло время решать, как Ларри будет практиковать свое умение, я спросил у них с отцом, какими приятными вещами они занимались вместе раньше. Оказалось, из‑за состояния Ларри они с отцом перестали делать все то, что привыкли делать в те времена, когда была жива его мама. Раньше у них было много общих увлечений. Они ездили на рыбалку, ходили в бассейн, а зимой катались на сноуборде.

Я предложил им снова заняться всеми этими радостными вещами, которые они так любили до того, как умерла мама Ларри. Они довольно быстро согласились попробовать. На протяжении последующих недель Ларри и его отец делали все так, как мы запланировали. Они вновь начали заниматься всем тем, чем занимались раньше, и в жизнь Ларри вновь вернулась радость. Буквально через пару недель он снова пошел в школу. А через пару месяцев сбросил три килограмма и увлеченно рассказывал о том, как здорово они с отцом проводят время».

 

Страхи и кошмары

 

Жила‑была девочка – давайте будем звать ее Сэнди, – которая так боялась привидений, что не могла спать одна в своей комнате. Когда она спала вместе с родителями, она мешала им. Они хотели, чтобы девочка научилась спать одна, но для этого ей нужно было преодолеть свой страх перед «призраком».

Но как Сэнди могла преодолеть свой страх с помощью метода освоения навыков? Каким умением ей нужно было для этого овладеть? Должна ли она была научиться понимать, что привидений не существует, или же ей стоило научиться общаться с ними, чтобы понять, что бояться нечего? Второй вариант лучше, так как все родители знают: объяснять ребенку, который боится привидений, что на самом деле их не существует, – бесполезная затея. В конце концов, почему ребенок, который собственными глазами видел призраков у себя под кроватью, должен верить кому‑то, кто утверждает, что их не бывает?!

Давайте спросим у Сэнди, как она стала бы учить другого ребенка преодолевать необоснованный страх.

– Ты же знаешь, Сэнди, некоторые дети боятся стричь волосы. Некоторые из них боятся настолько, что вообще не дают никому прикасаться к своим волосам, даже когда им это совершенно необходимо. Как бы ты, Сэнди, стала объяснять такому ребенку, что бояться здесь нечего?

На это Сэнди могла бы ответить так:

– Я бы сказала такому ребенку, что это совсем не больно и в этом нет ничего страшного.

– Это хорошо. Но вдруг этот ребенок тебе не поверит? Могла бы ты сделать что‑нибудь, чтобы он убедился в том, что стрижки не нужно бояться?

Наверное, Сэнди сказала бы:

– Я взяла бы ножницы и отрезала бы себе прядку волос. А потом бы я отстригла чуть‑чуть волос у него, чтобы он понял, что это не больно и бояться не надо.

Видите?! Дети понимают, что для того, чтобы избавиться от страха, его нужно победить. Они прекрасно знают, что страхи не исчезают, даже если постоянно слышать от взрослых и других детей, что бояться здесь нечего. Страх можно преодолеть, только встретившись с ним лицом к лицу и на собственном опыте убедившись в том, что можно перестать бояться.

Пятилетний Сэм отказывался выходить из дома, потому что страшно боялся собак. Его родители понимали, что Сэм сможет победить свой страх, только если пробудет какое‑то время рядом с собакой. Иными словами, если бы Сэм сумел привыкнуть к собакам, его фобия, скорее всего, прошла бы.

Родителям Сэма пришла в голову вот какая идея. Они рассказали сыну, что в одном из городских собачьих питомников живет щенок, у которого есть очень серьезная проблема – он страшно боится людей. Чтобы этот щенок смог преодолеть свой страх, его должен взять к себе человек, который стал бы учить его тому, что людей не нужно бояться. Вместе с Сэмом родители поехали в питомник и взяли щенка, который боялся людей. Пока щенок рос, он постепенно понимал, что люди и в самом деле не страшные. А Сэм тем временем тоже понял, что собаки – прекрасные друзья и товарищи для игр.

Тот же принцип можно применять к детям, которые боятся чудовищ, домовых и прочей придуманной нечисти. Когда они знакомятся с тем, чего боятся, поближе, то узнают – на своем собственном опыте, – что бояться нечего. Обнаружить, что те, кого он считал страшными чудищами, – на самом деле добрые существа вроде фей или эльфов, охраняющих его сон, – это полезный положительный опыт для ребенка.

Наиболее успешно дети преодолевают фобии, если начинают развивать в себе смелость, которая ослабляет конкретный страх. Для ребенка проще научиться чему‑то или развить в себе смелость, чем пытаться преодолеть фобию. Развитие смелости означает, что ребенок знакомится со своим страхом так близко, что перестает бояться его. Смелость – это тоже своего рода навык. И им тоже можно овладеть посредством тренировок.

Хушманд Эбраими, детский консультант из Ирана, рассказал такую историю:

«Али было 10 лет, и он страдал от кошмаров, в которых его преследовали. Мой коллега тщательно обследовал мальчика и не нашел никаких физиологических причин для этого. После этого я встретился с родителями Али, и мы совместно пришли к выводу, что для того, чтобы ребенок мог справиться со своими кошмарами, ему нужно научиться так изменять свои сны, чтобы у них вместо неприятного был счастливый конец. Мы решили, что родители должны продолжать успокаивать Али по ночам, если он будет просыпаться от своих кошмаров. Это будет помогать ему, пока он будет учиться превращать кошмары в добрые сны.

Я поговорил один на один и с самим Али. Я сказал ему, что он должен овладеть умением преобразовывать свои кошмары в добрые сны, и он согласился со мной. Я спросил у него, какая польза будет для него в том, что он научится этому. Он ответил, что если сумеет это делать, то сможет спать в собственной постели с выключенным светом. Он также сказал, что такое умение сделает его здоровее и поможет получать более высокие оценки в школе. Наш разговор о преимуществах умения превращать кошмары в добрые сны повысил его мотивацию к тому, чтобы добиться успеха в этом деле.

Али назвал свой навык “довольным спящим”. На иранском телевидении есть детская программа, где смешная кукла с таким же именем все время где‑нибудь засыпает. В качестве своего существа силы Али выбрал Рустама, который должен был защищать его от врагов в его снах. Рустам – это герой персидского фольклора, чем‑то похожий на Геракла. В качестве же реальной группы поддержки Али выбрал своих родителей, своего лучшего друга и футбольного тренера.

Потом мы стали искать доказательства того, что Али сможет овладеть выбранным умением. Вместе мы отобрали следующие аргументы:

• Али хотел овладеть этим умением;

• он выбрал среди внеклассных занятий те, которые могли бы ему помочь, – изобразительное искусство и драматический кружок;

• футбольный тренер Али считал, что он сумеет овладеть нужным навыком, потому что в футболе он научился куда более сложным вещам.

 

Когда пришло время подумать, как можно будет отпраздновать успехи Али в овладении навыком, он сказал, что хотел бы пригласить своих друзей и угостить их макаронами в виде футбольных мячиков – у нас в стране такие продаются.

– Подумай о том времени, когда ты научишься превращать плохие сны в приятные, – сказал я Али. – Что тогда ты станешь делать, если тебе приснится кошмар?

Али пересказал содержание одного из своих кошмаров и начал придумывать для него счастливый конец. Рустам, герой из героев, в этом новом сюжете стал защитником Али. Мальчик не только рассказал мне этот заново придуманный сюжет, но и разыграл его передо мной. Я посоветовал ему придумать разные хорошие окончания для плохого сна. Такие “репетиции” помогли Али обрести уверенность в себе.

Хорошо было то, что Али сообщил всем, кто его поддерживал, о своих планах. Для этого он сделал листовку, где было его имя, изображение Рустама и название его навыка. Группа поддержки играла важную роль в процессе. “Помощники” просили Али продемонстрировать его умение, а потом выражали свои восторги.

Прежде чем начать подготовку к празднику, я заговорил с Али о том, что он будет делать, если ему когда‑нибудь снова приснится плохой сон. Я объяснил ему, что такое может случиться, если Рустам решит оставить его на время, чтобы помочь другим детям. Мы вместе разработали план, как поступать в такой ситуации, и решили, что если Али вдруг опять приснится кошмар, он позовет Рустама на помощь, чтобы тот снова придал ему сил.

На празднике Али поблагодарил всех, кто его поддерживал, и еще раз продемонстрировал свое умение превращать плохие сны в хорошие. Один из одноклассников Али спросил у него:

– А я могу избавиться от сна, в котором я падаю?

Али объяснил ему:

– Сначала тебе нужно найти существо силы, кого‑нибудь такого, как Рустам. Он даст тебе силы, которые нужны для того, чтобы справиться с падением во сне.

А потом стал объяснять товарищу, что хорошее окончание для сна можно придумать с помощью рисунков.

Так Али не просто научился видеть хорошие сны – он еще и смог научить этому другого ребенка».

 

Поведенческие проблемы

 

На сегодняшний день одна из наиболее типичных проблем у детей, посещающих школы или детские сады, – это так называемая проблема социального поведения, или отсутствие социальных навыков. Чтобы преодолеть подобные проблемы, детям нужно учиться играть и общаться с другими детьми и взрослыми. В наши дни социальные навыки в большинстве школ и детских садов занимают едва ли не первое место в списке образовательных целей. Обучение навыкам общественного поведения входит в учебные планы, но многие дети нуждаются и в персональных программах тренинга социальных навыков. И здесь наш метод может оказаться полезен.

Альфред Браттеруд из Осло, воспитатель группы продленного дня для школьников, рассказывает следующую историю:

«Андерс был гиперактивным ребенком, он очень часто начинал злиться на других детей, так что они отказывались играть с ним. Мы с коллегами решили найти для Андерса умение, которым он мог бы овладеть для того, чтобы справиться со своей проблемой. Мы пришли к выводу, что ему нужно научиться разговаривать и вести себя спокойно. Я подошел к Андерсу и рассказал ему, чему, на наш взгляд, он должен научиться. Он со мной полностью согласился. Он и сам считал, что ему необходимо научиться вести себя мирно. Затем я спросил у Андерса, кого бы он взял себе в тайные помощники. Он назвал имена четырех мальчиков, которые тоже посещали наш центр.

На следующий день я подошел к этим мальчикам и спросил их, хотели бы они помочь ему? К моему удивлению оказалось, что Андерс уже спросил их об этом вчера и они согласились. Мне показалось, они гордятся тем, что Андерс выбрал их в качестве тайных помощников. Ребята уже начали строить планы относительно того, как они могут помочь Андерсу научиться вести себя спокойнее.

Спустя пару дней один из помощников Андерса подошел ко мне и шепнул на ухо, что они – все пятеро – приступили к обучению спокойному поведению на практике. Он особо отметил, что это секрет и никому нельзя об этом рассказывать. Иными словами, в нашей группе продленного дня появилась команда из пяти мальчишек, которые тайно практиковали спокойное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.09 с.)