Если ребенку не удается овладеть навыком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если ребенку не удается овладеть навыком



 

Обычно ребенку удается освоить навык недели за две, максимум – за несколько месяцев. Но если этого не произошло, нужно попытаться выяснить, в чем причина неудачи. Быть может, умение, которым пытается овладеть ребенок, слишком масштабно для него. В таком случае, вероятно, стоит пересмотреть формулировку умения и разбить его на несколько составляющих, а затем договориться с ребенком о том, что он будет осваивать их по очереди. Более подробно об этом рассказывается в главе, посвященной первой ступени метода.

Проблемы с освоением навыка могут возникнуть и из‑за того, что ребенок не до конца понимает, какие преимущества может дать ему или кому‑то еще это его умение. В этом случае вам стоит вернуться назад и заново разобраться с преимуществами навыка.

Третий вариант – ребенку недостаточно тренировок. В главе, посвященной девятой ступени, мы говорили о том, как важно, чтобы у ребенка было достаточно возможностей демонстрировать свой навык, и о том, что он должен получать от такой практики удовольствие и отдачу.

И, наконец, если ребенку не удается овладеть навыком за разумное время, это может объясняться тем, что не все взрослые, участвующие в его воспитании, совместно помогают ему в этом, не все важные для него люди поддерживают и одобряют его действия.

Рассказ британского педагога Энн Тернер ярко демонстрирует, насколько важно всем взрослым, принимающим участие в воспитании ребенка, действовать согласованно:

«Я работала по методике освоения навыков со многими детьми, и обычно поведение ребенка очень быстро становилось таким, каким его хотели видеть родители и учителя. Несмотря на свою простоту, этот метод действительно оказался очень эффективным.

Но не всем детям удавалось так быстро справиться со своими проблемами. Например, Бобу пришлось затратить довольно много времени на то, чтобы научиться не «трогать» других детей. В школе все были очень обеспокоены тем, как он вел себя с другими учениками. Какие‑то улучшения у него были, однако в конце концов директор школы стала задумываться об исключении Боба, и его действительно отстранили от занятий на то время, пока он должен был проходить программу освоения навыков.

Большую часть времени Боб проводил в учительской, делая уроки там. Я связалась с Эндрю (Дагганом), толком не зная, что будет дальше. Мы организовали встречу с учителями, и Эндрю объяснил, что Бобу необходимо находиться в той среде, где он может «показывать» свое умение. К этому моменту к директору уже неоднократно приходили родители других детей с жалобами на поведение Боба, но она все‑таки решила довериться Бобу и вернуть его в класс. Кроме того, мы организовали еще одну встречу с родителями Боба, так как до сих пор не увидели никаких комментариев от них в рабочей тетради сына.

В беседе с отцом Боба мы договорились, что он найдет вечером время, чтобы просмотреть тетрадь вместе с ним. Это было для него не слишком просто, так как в семье был еще маленький ребенок, а мама много работала. Мы также договорились с патронажной сестрой, – которая тоже согласилась принять участие в нашем совещании, – что будем навещать отца Боба и помогать ему.

Это оказалось поворотной точкой, и после того, как отец Боба стал активно участвовать в процессе, поведение мальчика значительно улучшилось, и мы смогли устроить праздник, которому Боб был очень рад.

Сейчас прошло уже больше года с тех пор, как Боб начал заниматься по методике освоения навыков. Овладение третьим по счету умением – способностью слушать – при поддержке отца и матери прошло быстро и убедительно.

Но с Бобом произошла еще одна перемена. До того как он начал заниматься по программе освоения навыков, он не мог выходить поиграть на улицу, потому что боялся, что другие дети начнут задирать его. А теперь у него во дворе есть друзья, с которыми он играет. Можно ли и этот успех приписать влиянию методики? Кто знает? Лично мне кажется, что занятия по этой программе оказали влияние на поведение Боба не только в классе, но и на школьной площадке, поэтому вполне логично предположить, что они повлияли и на то, как Боб общается с другими детьми вне школы».

 

Смысл праздника

 

И вот ребенок полностью овладевает умением, и наступает время организовать праздник, который был запланирован еще на девятой ступени. Праздник служит «пряником», к которому стремится ребенок, но, как вы скоро поймете, в этом есть и куда более глубокий смысл.

Кроме того, что праздник – это награда, которую ждет ребенок, это еще и своего рода пресс‑конференция, или встреча с общественностью, событие, призванное сообщить окружающим о том, что он овладел нужным навыком. Это своего рода ритуал, который производит впечатление как на детей, так и на их социальное окружение. Это поворотный момент для ребенка, момент превращения из ученика в мастера. После такого события окружение ребенка может считать, что он теперь способен демонстрировать свое умение не только в ролевой игре, но и в реальных жизненных ситуациях. Однако это не значит, что ребенок больше никогда не сможет ошибиться. Такое случается и после праздника, но это не страшно.

В подростковом возрасте я занимался дзюдо. Помню, как сдавал первый экзамен на получение желтого пояса. Я должен был продемонстрировать свои умения – правильно падать и швырять на пол противников – перед жюри. Мне все удалось, и я получил свой первый пояс. Это не означало, что я больше никогда не ошибусь в выполнении приемов, но я достиг такого уровня, что мог продолжать обучение и начинать осваивать новые приемы вдобавок к тем, которыми уже овладел.

 

Вынесение благодарностей

 

Поблагодарить всех, кто помогал ребенку в освоении навыка, – это важная часть празднования успеха. Вам надо поговорить с ребенком, чтобы помочь ему понять, как именно разные люди помогали ему и поддерживали его в процессе овладения навыком. Когда ребенок осознает это, он испытает чувство благодарности и будет готов тем или иным способом выразить это.

Вот пример разговора со школьником, учительница которого помогала ему разобраться в том, как другие люди оказывали ему помощь.

Линн учился хорошо вести себя в классе. Учительница сказала:

– Ты научился хорошо вести себя, и все довольны твоим прогрессом. Ты проделал большую работу. Кто помогал тебе в этом?

– Майк и Линда, – ответил Линн.

– А как они тебе помогали? – поинтересовалась учительница.

– Они напоминали мне, как я должен вести себя, когда я об этом забывал, и записывали те случаи, когда я вел себя хорошо, – объяснил Линн.

– О, это, наверное, сильно тебе помогало, – сказала учительница и предложила Линну пожать Майку и Линде руки, чтобы выразить им свою благодарность. Линн проделал это с удовольствием. Учительница продолжала:

– А кого еще ты можешь вспомнить? Кто‑нибудь еще помогал тебе? Например, родители?

– Да, мама помогала, – ответил Линн.

– И как же? – спросила учительница.

Линн немного задумался, а потом сказал:

– Она объясняла мне, почему так важно научиться хорошо вести себя в школе.

– Замечательно, – сказала учительница. – Значит, ты говоришь, что твоя мама помогла тебе понять, зачем нужно было стараться. Давай запишем это в твою тетрадь. Я уверена, что маме будет очень приятно прочитать это и узнать, что ты тоже ценишь ее помощь. А еще кто‑то был? Может быть, кто‑то еще тебе чем‑то помог? А моя поддержка тебе была нужна?

– Конечно! – воскликнул Линн, удивленный таким прямым вопросом учительницы, но затем объяснил, как именно она помогла ему в освоении навыка.

 

О пользе благодарности

 

Признание заслуг других людей – это не просто формальность, это один из самых важных шагов в методике освоения навыков. Это дает ребенку возможность испытать чувство благодарности. В то же время это приносит радость всем, кто оказывал ребенку поддержку, давая им ощущение того, что они сделали что‑то стоящее, что‑то действительно полезное для ребенка.

Чувство благодарности и особенно его выражение – одно из важнейших социальных умений. Чтобы добиться в жизни успеха, всем нам нужна поддержка и помощь окружающих. Способность испытывать и высказывать благодарность повышает наши шансы на то, что мы будем получать помощь и поддержку других в будущем, а это, в свою очередь, наверняка поможет нам добиваться успеха во всем, чем бы мы ни решили заняться.

Когда ребенок благодарит тех, кто его поддерживал, признает их вклад в его успехи, это влияет на людей положительно. Можете представить себе, как приятно, когда ребенок благодарит вас за оказанную помощь. Заслуженная благодарность заставляет вас почувствовать, что ваши старания не были напрасны, и порождает в вас желание и в дальнейшем помогать ребенку. Если мы хотим, чтобы наши дети понимали, как окружающие поддерживают их на жизненном пути, и умели признавать их вклад, мы должны учить их этому, чтобы для них это превратилось в привычку.

Всем, кто работает с детьми, нужно время от времени слышать, что их работа дает результаты, помогает детям радоваться и обретать уверенность в себе. В конце концов, что может быть приятнее, чем искренняя благодарность ребенка, которому вы помогли овладеть ценным и нужным навыком?!

 

* * *

 

Упражнение  

Представьте себя у райских врат. Вы только что умерли и собираетесь попасть на небеса. Страж у ворот говорит вам, что, прежде чем вы сможете войти, вам придется ответить на два вопроса.

Первый вопрос: «Чему вы научились за свою жизнь?»

Представьте, как вы подробно объясняете стражу, чему научились, а он одобрительно кивает.

Второй вопрос таков: «Кто и как помогал вам научиться всему этому?»

Что вы ответите?

 

* * *

 

Вы можете подумать, что процесс обучения новому навыку заканчивается, когда ребенок освоил его, отпраздновал успех и отблагодарил всех, кто ему помогал. Но в методике освоения навыков это не так. Процесс можно считать завершенным только после того, как ребенок преодолеет еще две ступени: ступень передачи навыка кому‑то другому и ступень начала обучения новому навыку.

 

 

Ступень 14

Передача знаний

 

Поддерживайте в ребенке желание поделиться своим умением с другими детьми и помогайте ему в этом.

 

Лучший способ научиться чему‑то – это научить этому кого‑нибудь другого.

Несколько лет назад я был в США на международном конгрессе по психотерапии. Один из докладчиков, доктор Терри Тофойя, американский психолог и целитель, рассказал поучительную легенду, которая произвела на меня большое впечатление. Героиня этой истории – индейская девушка, несчастная Айяеш, на которую жители ее деревни смотрели свысока, потому что она не сделала ни для кого из них ничего полезного.

Несчастная Айяеш покинула деревню и отправилась в дикие места. Там она повстречала разных животных, и они научили ее тому, что могло потом оказаться полезным для жителей ее деревни. Например, когда Айяеш повстречалась со змеей, та научила ее прясть красивые узоры, такие, как на ее спине; а когда Айяеш встретила сову, та научила ее, как делать узоры в виде совиных глаз.

Когда после долгих странствий по диким местам Айяеш вернулась в селение, она удивила односельчан тем, что могла прясть самые красивые узоры, какие они только видели в жизни.

Здесь доктор Тофойя перестал стучать в свой барабан и спросил у аудитории:

– Как вы считаете, на этом история закончилась?

И тут же сам ответил на свой вопрос:

– Обычно люди, воспитанные в традициях Западной цивилизации, думают, что легенда должна закончиться так: Айяеш вернулась в деревню, научившись делать красивые узоры на ткани. Но согласно нашей, индейской, традиции, это еще совсем не конец.

Сказав это, доктор Тофойя опять застучал в барабан и рассказал нам окончание истории. В конце Айяеш попросили обучить тому, чему она научилась сама, других жителей деревни, чтобы все они могли делать то же, что и она. В традиции американских индейцев, точно так же, как и во многих других культурах на Земле, обучение – это цикл, начинающийся с невежества, продолжающийся учебой и заканчивающийся только тогда, когда научившийся передает знание остальным членам племени. Чтобы что‑то уметь, недостаточно просто знать, как это делается. Ты должен быть способен научить этому и других.

У Стэна была дурная привычка отвлекаться во время еды. Он часто вставал из‑за стола, чтобы заняться чем‑то другим, и мешал есть всем остальным. С помощью методики освоения навыков он научился вести себя за едой спокойно и перешел к освоению другого навыка. Когда он замечал, что кто‑то еще за столом начинает отвлекаться, он тут же вмешивался:

– Ты же знаешь, что так нельзя! Лучше сначала доешь все, а потом можешь идти играть!

 

Учитель тоже учится

 

Передача своих умений другим полезна для окружающих, но она полезна и для того, кто занимается таким обучением. Хорошо известно, что один из самых действенных способов что‑то выучить – объяснить это кому‑то другому. Поэтому, согласно методике освоения навыков, детям нужно создавать возможности для передачи своих умений другим. Благодаря этому умение закрепляется, и вероятность ошибок или временного отката назад существенно снижается.

Карен научилась успокаиваться и ложиться спать после обеда и уже овладевала следующим умением. Когда дети отправились на послеобеденный отдых, и воспитательница стала читать им сказку перед сном, Дэн, который был на год младше Карен, начал баловаться и пытаться вовлечь в это и других детей. Карен посмотрела на воспитательницу и сказала:

– Помните, я раньше была такой же?

Потом она повернулась к мальчику, который не хотел укладываться, и сказала:

– Послушай, тебе просто надо лечь вот так: вытяни руки по бокам, смотри в потолок и расслабься. Это просто. У тебя получится.

Мальчик удивленно посмотрел на Карен и сделал так, как она сказала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.039 с.)