Насколько частыми должны быть тренировки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Насколько частыми должны быть тренировки?



 

Ребенок должен тренироваться столько, сколько нужно, чтобы навык дошел до автоматизма, превратился в привычку и стал, скажем так, неотъемлемой частью личности. Насколько частыми должны быть тренировки? Это зависит от конкретного навыка. Можно принять за общее правило, что они должны быть ежедневными, однако одни навыки требуют больше тренировок, чем другие.

Проблема Майка заключалась в том, что по ночам он мочился в постель. Ему нужно было научиться оставаться сухим на протяжении ночи. А чтобы овладеть этим навыком, надо было учиться контролировать мочеиспускание. Майк практиковал это умение каждый раз, когда шел в туалет, используя упражнение «стоп и старт» – то есть трижды прерывал и начинал мочеиспускание за время каждого посещения туалета. За неделю он стал в этом деле большим мастером и подготовился к следующему шагу – то есть к развитию способности делать то же самое лежа. Для этого его родителям пришлось одолжить в местной больнице «утку». Понадобилось не так много упражнений, и Майк стал настоящим профессионалом – он мог делать то, что нужно, буквально с закрытыми глазами и даже во сне!

 

Постепенное продвижение

 

Как вы могли увидеть из примеров, приведенных в этой книге, дети осваивают навыки пошагово, начиная с легких упражнений и постепенно переходя к более трудным. Например, если ребенку нужно научиться играть самостоятельно, одному, он должен начинать буквально с нескольких минут, а после того, как это станет у него получаться, может постепенно увеличивать продолжительность игр. Точно так же, если ребенок слишком разборчив в еде и учится расширять свой выбор, пробуя разнообразную пищу, ему стоит начать с «вкусненького» – экзотических фруктов или йогуртов. Когда он достигнет в этом успеха, можно перейти к разным видам овощей и только после этого – к тем продуктам, которые раньше вызывали у него больше всего сложностей.

Проблема шестилетней Дженни заключалась в том, что она очень расстраивалась, когда мама оставляла ее в детском саду. Дженни требовала, чтобы мама провожала ее по лестнице на второй этаж, а когда та все‑таки собиралась уходить, девочка с громким плачем требовала, чтобы она осталась. Проблема была очень серьезной, так как начальник мамы Дженни уже сделал ей выговор за то, что она стала слишком часто опаздывать на работу.

Дженни нужно было научиться спокойно расставаться с мамой. На практике это означало, что она должна была в нужный момент отпустить ее со словами «Ну пока, мам» или «Увидимся». Дженни практиковала это умение с помощью следующей ролевой игры.

Две подруги Дженни играли роли взрослых. Одна из них вставала у подножия лестницы, изображая маму Дженни, а другая – наверху, изображая воспитательницу. Дженни в этой игре была самой собой. Игра начиналась с того, что она стояла рядом со своей «мамой» внизу. Потом она должна была сказать: «Пока, мам», – подняться по лестнице и обнять воспитательницу. Дженни очень понравилось это упражнение, и уже на следующий день она была готова попробовать вести себя так же, расставаясь со своей настоящей мамой.

Утром мама Дженни позвонила в детский сад и сказала воспитателю, что ее дочка придет сегодня на час позже. Когда они пришли, подружки Дженни уже ждали ее, чтобы разыграть ситуацию «пока, мам» с ее настоящей мамой. После двух раундов игры, когда мать Дженни стояла внизу, а девочки ждали наверху в роли воспитателей, Дженни позволила маме уйти на работу совершенно спокойно. Она научилась расставаться с ней без проблем.

 

Дневник успехов

 

Маленькие дети любят придумывать ролевые игры для тренировки навыков, но это не всегда работает с детьми постарше. Им такая идея может показаться слишком «детской».

В таких случаях стоит подумать о том, чтобы заменить ролевую игру на своего рода журнал, или дневник, успехов. Это значит, что вы не создаете никаких придуманных ситуаций для демонстрации навыка, а просто ведете дневник всех реальных случаев, когда ребенок поступает в соответствии с навыком, который осваивает. Например, представим себе 12‑летнего мальчика, который учится вместо того, чтобы выкрикивать с места, поднимать руку, если хочет что‑то сказать на уроке. Возможно, ему не понравится идея тренировать этот навык с помощью ролевой игры. Однако он вполне может согласиться на то, чтобы его учитель и участники группы поддержки записывали все случаи, когда он поднимал руку, если хотел высказаться на уроке. Здесь очень важно создавать такие ситуации, в которых ребенок мог бы добиться успеха и благодаря этому получить положительный отклик от окружающих.

 

* * *

 

11‑летний Ариэль учился собирать портфель с вечера, чтобы на следующий день в школе у него были все учебники. Он тренировал это умение каждый день. Учительница разделила всех учеников его класса на группы поддержки по четыре человека, и они должны были подбадривать друг друга в овладении умениями. Члены группы, в которую входил Ариэль, каждое утро проверяли его портфель, выясняя, получилось ли у него сделать все, как надо. Если они обнаруживали, что в портфеле лежат все нужные учебники, то делали запись об этом в его «дневнике успеха», который представлял собой лист бумаги, вывешенный в классе на стене. Рядом с датой там появлялась надпись типа «Все нужные учебники в портфеле». Если хотя бы одного учебника не хватало, в «дневник» ничего не записывали. В конце каждой недели учительница проверяла «дневник» Ариэля, при всех хвалила его за успехи и благодарила участников его группы поддержки за то, что они помогают ему в освоении навыка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.)