Освоение навыков и новое мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение навыков и новое мышление



 

Освоение навыков – простой метод, однако пользоваться им не так легко, как вы можете подумать, прочитав эту книгу. Применение этого метода потребует от вас нового образа мышления, а кроме того, его использование на практике связано с определенными усилиями.

Западная психология учит нас тому, что детские проблемы, как правило, бывают вызваны внешними факторами, например, качеством жизни в семье или методами воспитания. Мышление такого типа приводит к тому, что, если у ребенка возникают проблемы, родители начинают обвинять в этом друг друга. «Вот к чему привело то, что ты все время ему уступаешь!» «Неудивительно, что она так себя ведет! Ты все время на нее давишь!» или «В нашей семье никогда таких проблем не было!» То же самое бывает, когда дети сталкиваются с проблемами в школе. «Он бы учился гораздо лучше, если бы вы хотя бы иногда интересовались его домашними заданиями!» – может сказать учитель в беседе с родителями. Родители же, как правило, воспринимают эти слова как обвинение и реагируют соответственно: «В прошлом году – в другой школе и с другим учителем – оценки у него были гораздо выше!»

Освоение навыков помогает избежать этого шквала взаимных упреков и обвинений. В нашей методике мы не фокусируемся на поиске изначальной причины детской проблемы. Вместо этого мы советуем вам подумать о том, чему ребенок должен научиться. Таким образом вам удастся избежать поисков виноватого, что так характерно для традиционного подхода к решению детских проблем.

Говоря об этом, я, однако, хотел бы подчеркнуть: мы вовсе не отрицаем и не закрываем глаза на то, что в среде, где растет ребенок, действительно могут быть проблемы. Совсем наоборот. При использовании освоения навыков мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребенку овладеть какими‑то навыками, но в то же самое время наш подход благотворно влияет и на окружение ребенка. Наш метод помогает людям действовать в одном направлении, он предоставляет возможность и взрослым, и другим детям оказывать ребенку необходимую поддержку и дает всем шанс почувствовать свое значение для ребенка в процессе освоения им нужного навыка.

Освоение навыков заставляет нас пересмотреть основы нашего сотрудничества с детьми. Традиционно дети рассматривались как своего рода «объекты» для приложения методов воспитания, образования или терапии. Это не значит, что им никогда не давали возможности участвовать в обсуждении того, что касалось их непосредственно. Однако дети мало что могли сказать о том, как разрешались их проблемы. При использовании освоения навыков все иначе. В этом случае дети воспринимаются не как объект вмешательства взрослых, а как полноправные партнеры, которые должны принимать активное участие в выработке всех решений, имеющих к ним отношение.

Родители часто испытывают смущение, говоря о проблемах своих детей. Беседы на подобные темы со школьными учителями или профессионалами в этой области зачастую происходят за закрытыми дверями. Для нас же характерна открытость. Когда вы преобразуете детскую проблему в навык, которым нужно овладеть ребенку, вы можете открыто говорить об этом навыке и о том, как идет процесс обучения. Плюс такой открытости в том, что все – и взрослые, и сверстники – могут участвовать в процессе, оказывая ребенку поддержку.

Мы, представители западной цивилизации, привыкли считать, что, если у ребенка есть проблема, нам следует обратиться к специалистам, которые обследуют его и окажут профессиональную помощь. Нам всегда были необходимы такие специалисты, однако освоение навыков предлагает иной путь решения проблем. Наш метод направлен на то, чтобы способы разрешения детских проблем были доступны всем, кто в них нуждается: родителям, учителям, медицинским работникам и всем прочим, кто участвует в воспитании и заботе о детях и оказывает помощь семьям. Работа по методу освоения навыков отвергает привычный механизм перекладывания всех забот на плечи специалистов. Она требует от нас, чтобы мы осознали: самый эффективный инструмент решения проблем чаще всего находится в наших собственных руках.

 

Часть 1

Ступени обретения навыков

 

Ступень 1

Преобразование проблем в умения

 

Определите, какие навыки нужно приобрести ребенку для того, чтобы справиться с проблемой.

 

На каждую проблему есть умение, которому можно научиться, – и проблема исчезнет.

Наш метод основан на том, что детские проблемы проще всего разрешить, обучив ребенка определенному навыку, который необходим ему для того, чтобы справиться с проблемой. Эта идея базируется на наблюдениях, которые показывают: если у ребенка есть проблема, причина зачастую кроется в отсутствии необходимого навыка, и поэтому, когда ребенок им овладевает, проблема исчезает.

На первый взгляд может показаться, что все это – излишние тонкости. В конце концов, любому ясно: если человек обучится вести себя правильно, то вести себя неправильно он больше не будет. Но, говоря о навыках вместо проблем, мы не просто пытаемся представить дело так, будто мы умнее других. Если мы говорим не о проблемах, а о навыках, то всем, как детям, так и взрослым, становится гораздо легче обсуждать тему конструктивно.

Представьте, что вы – мама непослушного ребенка. Его учительница говорит вам:

– Ваш сын ведет себя с одноклассниками агрессивно.

Какой будет ваша реакция на такие слова? Поблагодарите ли вы учительницу за то, что она привлекла ваше внимание к проблеме, и начнете ли конструктивно обсуждать ее? Сомневаюсь, если только вы не совершенно уникальная мать. Скорее всего, как любому нормальному родителю на вашем месте, вам покажется, что вас обвинили, и вы поведете себя типично для человека, оказавшегося в такой ситуации. Вы начнете защищаться, пытаясь переложить вину на кого‑то другого. Например, вы можете сказать:

– Дома он никогда себя так не ведет, это все потому, что одноклассники над ним издеваются!

Или даже:

– Я совершенно не агрессивна, значит, такому поведению он мог научиться только у своего отца!

А как вы отреагируете, если учительница донесет до вас проблему по‑другому? Представьте, что она не скажет ни слова о проблемном поведении вашего ребенка, зато поделится своим мнением о том, каким навыкам ему стоит обучиться, чтобы его поведение в школе исправилось. Например, так:

– Мы обсуждали Тома с коллегами и думали, что можно сделать для того, чтобы дела у него в школе шли как можно лучше. И мы пришли к выводу, что ему стоит развивать самоконтроль и научиться сохранять спокойствие даже тогда, когда другие проявляют к нему негативное отношение. Что вы об этом думаете?

Обезоруживает, не так ли? Какой в этом случае будет ваша реакция? Возможно, вам даже захочется сказать что‑то вроде:

– Я и сама об этом думала.

Или:

– Ему точно не помешает побольше самоконтроля, и, по правде говоря, мне самой это было бы полезно.

Когда речь идет не о проблемах, с которыми нужно справиться, а о навыках, которыми нужно овладеть, – говорите ли вы с самим ребенком или с его родителями – разговор становится гораздо более конструктивным.

 

Определение нужного навыка

 

Когда вы начнете рассматривать проблемы как навыки, которыми нужно овладеть или которые нужно усовершенствовать, вы довольно быстро научитесь видеть, над каким именно навыком нужно поработать ребенку для того, чтобы справиться с конкретной проблемой. Допустим, он плохо засыпает. Задайте себе вопрос: какой навык ему требуется? Вероятно, подумав несколько секунд, вы ответите, что нужно научиться засыпать.

Другой ребенок нетерпелив и хочет всего и сразу. В этом случае вы, вероятно, скажете, что ему необходимо научиться ждать. Вы легко подберете правильный навык, если можете предсказать, что овладение им исключит проблему.

Порой увидеть за проблемой необходимый навык бывает не так‑то просто. Однако преобразование проблемы в навыки – это умение, которым любой из нас может овладеть и совершенствовать его. Тем не менее многие из тех, кто изучил методику освоения навыков, находили этот первый шаг самым сложным.

Приступая к определению навыка, вы можете облегчить себе задачу, задав такой вопрос: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой?

Давайте представим, просто для того, чтобы проверить полезность этого вопроса, что вы работаете с ребенком, которому нужно избавиться от дурной привычки ковыряться в носу. Вы спрашиваете себя: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой? И отвечаете: ребенок должен научиться прочищать нос с помощью носового платка (а не пальца).

Размышляя над тем, какое умение поможет справиться с проблемой, вы всегда должны помнить о правиле, которое гласит, что умение должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности, а в обучении правильному поведению. Нижеследующие примеры иллюстрируют это правило:

• если ребенок по ночам мочится в постель, умение, которым он должен овладеть, это не «перестать мочиться в постель», а научиться просыпаться и вставать в туалет ночью или терпеть до утра;

• если ребенок балуется с едой, ему нужно научиться не «перестать баловаться с едой», а есть правильно;

• если ребенок слишком медленно одевается, то он должен научиться не тому, чтобы «не валять дурака во время одевания», а тому, чтобы одеваться быстро.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.012 с.)