Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жертвы войны в фивах, Египет

Поиск

Некоторые истории об обычных людях настолько же ярки, как история, о которой повествует открытие, сделанное известным египтологом Гербертом Уинлоком (Herbert Winlock, 1942) в склепе рядом с пирамидой фараона эпохи Срединного царства Монтухотепа (2061–2010 до н. э.) в Фивах в 1911 году. В нем были обнаружены тела 60 воинов, погибших в сражении. Они были в хлопковых саванах, их иссохшие тела настолько хорошо сохранились, что они начали разлагаться, только когда были перемещены из склепа. Уинлок использовал биологические и археологические данные для того, чтобы реконструировать их последнюю битву. Все воины были молодыми людьми в расцвете сил, у каждого была копна волос, остриженная на затылке. Все они погибли, атакуя крепость, потому что раны были от стрел, выпущенных сверху, или от ударов камней, выпущенных из укрепления. На картинах того времени изображаются воины, атакующие крепости и прикрывающиеся щитами от града метательных снарядов.

В данном случае «огонь» был слишком сильным, поэтому воины не смогли подобраться к крепости. Некоторые из них были поражены стрелами. Одного стрела пробила навылет, он упал вперед, тонкая стрела сломалась, и он умер от потери крови. Далее разъяренные защитники вырвались из крепости и добили, по крайней мере, 12 раненых. Потом поджидавшие своего часа стервятники и вороны набросились на тела, вырывая куски мяса своими клювами. Вторая атака была успешной, об этом говорит тот факт, что истерзанные тела отбили и похоронили с почестями в склепе рядом с фараоном.

Мы не знаем, где происходило это сражение. Где-то в Египте, потому что стрелы, которыми были убиты нападавшие, были египетской конструкции. Немногие открытия так громко говорят о судьбе безвестных воинов прошлого.

 

 

Археология со своим потенциалом изучения явлений как космического масштаба, так и мелких событий повседневной жизни является непревзойденным инструментом бесстрастного исследования социального и этнического неравенства. Археология также изучает взаимоотношения между людьми и группами людей посредством артефактов, которые являлись предметами обмена и торговли.

 

Обмен и торговля

 

Наша жизнь, как и жизнь древних, является непрерывным процессом взаимодействий и переговоров между друзьями, членами семьи, хозяйствами и общинами, общинами и соседями, взаимодействия целых сообществ. Изучение такого рода взаимодействий в прошлом включает в себя сложное исследование торговли и обмена, механизмов, с помощью которых люди и культуры продавали и покупали, обменивались товарами друг с другом (Брумфиль и Эрл — Brumfiel and Earle, 1987; Эрл и Эриксон — Earle and Ericson, 1977; Ericson and Earle, 1982; Саблофф и Ламберг-Карловски — Sabloff and Lamberg-Karlovsky, 1975).

Многие американцы ездят на японских машинах. Французским подросткам нравится вкус гамбургеров. Островитяне в Тихом океане предпочитают телевизоры, изготовленные в Мексике. Мы живем в мире, в котором экономические связи соединяют многие народы, живущие в тысячах километров друг от друга. В течение последних двух тысяч лет, и особенно в эпоху великих географических открытий после 1500 года н. э., человеческие сообщества стали членами огромной паутины экономического единения (Уолф — Wolf, 1984). Но корни нашей современной глобальной экономической системы начали развиваться более пяти тысяч лет назад, вместе с резким ростом торговли на больших расстояниях, которая предшествовала появлению первых великих цивилизаций Египта и Месопотамии.

Системы обмена являлись частью жизни человека задолго до шумеров и древних египтян. По крайней мере, 18 000 лет назад раковины Черного моря появились на территории Украины на стоянках охотников периода позднего ледникового периода. За десять тысяч лет до нашей эры палеоиндейцы Великих равнин обменивались мелкозернистыми камнями для изготовления орудий. Очень немногие сообщества людей являются абсолютно самодостаточными, как правило, они зависят от других сообществ в плане ресурсов, которые отсутствуют на их территории. По мере того как возрастали потребности в сырье или в престижных украшениях, развивалась сеть обмена и торговли между соседями, ближними и отдаленными. Такая торговля часто имела мощные политические или символические оттенки и проводилась под видом формального дарения подарков или являлась частью сложных ритуалов обмена.

Обмен и торговля определяются как «взаимное перемещение товара из рук в руки, имеющее признаки присвоения» (Ренфрю — Renfrew, 1975). Люди устанавливали торговые связи и обменные системы, когда нуждались в товарах и услугах, которые не были доступны им в границах их территорий. Товары не обязательно должны перемещаться на большие расстояния, такое перемещение может быть внутренним, в рамках своего сообщества, или внешним, когда пересекаются культурные границы, в рамках сфер взаимодействия. Как обмен, так и торговля всегда включают в себя два элемента — обмениваемые товары и люди, совершающие обмен или торговлю. Таким образом, любая торговая активность подразумевает как поставку орудий и сырья, так и некую форму социальной системы, которая обеспечивает взаимоотношения людей, между которыми происходит торговля. По торговым маршрутам перемещаются не только сырье и готовые товары, но и идеи и информация.

Обычно в археологическом материале обмен и торговля распознаются при обнаружении предметов, являющихся экзотическими по отношению к материальной культуре или экономике сообщества-хозяина. Например, стекло никогда не производили в Африке, в регионах южнее Сахары, хотя импортированные стеклянные бусы встречаются повсеместно на местных памятниках 1-го тысячелетия н. э. (Коннэх — Connah, 2001). До недавнего времени такие предметы почти всегда распознавали по стилю и украшению, появлению отличительных (характерных) черт керамических изделий вдалеке от известных мест их производства и т. д. Иногда такая экзотика, как золото, янтарь, бирюза, морские раковины или изделия из известных мест их производства, являются свидетельством торговли на больших расстояниях. Позднеархаичные племена и вудлендские племена на юго-востоке Северной Америки пользовались медью из обнажений пород возле озера Верхнего и витыми раковинами с побережья Мексиканского залива, то есть предметами с известным местом происхождения (Бо и Эриксон — Baugh and Ericson, 1994).

Во времена ранней археологии наличие такой экзотики считалось достаточным для идентификации торговли, а также того, что вольно называлось «влияниями» или даже «вторжением». Предположения, высказываемые в отношении природы взаимодействия людей, носили очень ограниченный характер и никогда не являлись точными (Торренс — Torrence, 1986). Сегодня, однако, изучение обмена в доисторические времена находится на более высоком уровне развития благодаря двум главным направлениям исследований (Саблофф и Ламберг-Карловски — Sabloff and Lamberg-Karlovsky, 1975). Первое — это новый взгляд всей археологии на культурные процессы и на региональные исследования. Второе — развитие широкого диапазона научных методик, позволяющих описывать состав сырьевого материала и даже с большой точностью идентифицировать их источники.

 

 

Виды мены и торговли

 

Обмен может быть внутренним, то есть внутри сообщества, или внешним — между разными группами. Внутреннее распределение (distribution) артефактов и товаров является обычным даже для наименее сложных сообществ.

Обмен подарками. Большая часть внутреннего обмена является обменом подарками или подношением подарков. Возможно, самым известным примером этого является кольцо kula в Меланезии (юго-западная часть Тихого океана). В сложной сети обмена подарками в одном направлении передаются бусы из раковин, в другом — раковины для украшения рук. Они передаются в качестве ритуальных даров от одного человека к другому, такие процессы длятся десятилетиями. Такой обмен дарами является престижным, так как служит основой для регулярного обмена продуктами и другими товарами повседневного спроса. При обмене подарками многое зависит от типа товара, которым обмениваются. В случае с кольцом kula люди с высоким статусом обмениваются драгоценными украшениями из раковин, но более обычным предметом обмена являются пищевые продукты, многие люди и семьи участвуют в этом процессе. И конечно же обмениваются не только предметами, но и информацией, что может привести к техническим инновациям и социальным переменам.

Дарение подарков является обычным средством обмена и торговли в сообществах, характеризующимся достаточно высоким уровнем организации. Прежде всего обмен подарками нацелен на усиление социальных взаимоотношений между как отдельными людьми, так и группами. Вручение подарков является жестом, накладывающим обязательства на обе стороны. Такая форма обмена является обычной в Новой Гвинее и на островах Тихого океана, она была широко распространена в Африке на протяжении последних двух тысяч лет, а также в древних Америках. Дарение подарков и обмен образовывали основной механизм торговли на протяжении тысячелетий и являлись простым средством перемещения основных товаров. Но такое спорадическое общение между отдельными людьми и общинами снижало самодостаточность людей, и в итоге они становились частью большего общества, члены которого больше не были самодостаточными и зависели друг от друга как с точки зрения обеспечения товарами, так и социально.

Взаимный обмен. Взаимный обмен товарами осуществляется между двумя людьми или группами лиц; он является основой большей части дарения подарков и меновой (бартерной) торговли. Обмен может производиться год за годом в одном и том же месте, это может быть даже скромный дом. В таких центральных местах сосредотачивается обмен подарками и торговля. Если в селении производятся товары и ими меняются с другой общиной, то, возможно, такое селение становится более важным — местом, куда люди едут торговать.

Перераспределение. Перераспределение — распределение товаров или предметов потребления, полученных отдельным человеком в рамках общины или группы, распределение товаров в рамках культуры, требует некой формы организации, для того чтобы обеспечить справедливость. Механизм перераспределения может контролироваться вождем, религиозным лидером, каким-либо управленческим органом. Такая организация могла бы контролировать производство украшений из меди или просто налаживать распределение и доставку объектов торговли. Значительная социальная организация требуется при сборе, хранении и перераспределении зерна и других товаров. Вождь, положение которого может подкрепляться религиозной властью, несет серьезную ответственность перед общиной, в которую может входить несколько селений, нити перераспределения пронизывают общину до отдельного жителя. Вождь ведет переговоры о мене с другими вождями, выполняя регулятивную функцию взаимно обязывающей торговли при перераспределяющем хозяйстве, где меньшая по объему торговля экзотикой осуществляется отдельными хозяйствами.

Меновая стоимость в доисторическую эпоху являлась важным фактором, который развивался вместе с социополитической организацией. Во многих регионах внешняя торговля двигалась от простого взаимного обмена к более сложному перераспределению под контролем определенных людей. Другими словами, торговля тесно связана с растущей социальной и политической сложностью устройства, хотя это необязательно означает, что специальное производство экзотических артефактов предназначалось именно для обмена.

Рынки. Термин рынок охватывает как места, так и определенные типы торговли. Администрация и организация поощряли людей к тому, чтобы выделять отдельное место для торговли и устанавливать сравнительно стабильные цены на основные товары. Такая стабильность не означает регулируемые цены, но некоторые элементы регулирования для цен на предметы, которые имелись в изобилии в одном регионе и на которые имелся большой спрос в другом, все же требовались. Механизм взаимоотношений при обмене требует некоторой регуляции.

Рынки обычно ассоциируются с более сложными сообществами. Ни одна цивилизация, обладавшая письменностью, не развивалась, не обладая сильными центральными местами, где регулировалась торговля и развивались монополии как над источниками материалов, так и над самими торговыми путями. Успешная рыночная торговля требовала предсказуемых поставок основных товаров и адекватного контроля над торговыми путями. Например, самая древняя торговля между Месопотамией и Египтом была приречной, и порядок там навести было сравнительно просто. Но когда возникли большие караванные пути, то политические и военные вопросы — дань, контроль над торговыми путями, пошлина — стали первостепенными. Караваны, предвосхитившие великие империи, являлись формой организованной торговли, которая проводилась по строго определенным маршрутам, установленным и управляемым государственными властями. Путешествующие торговцы двигались по этим маршрутам, не отклоняясь ни влево, ни вправо, лишь доставляя товары и обмениваясь ими. Эти караваны очень далеки от огромных экономических комплексов, сопровождавших путь армии Александра Великого по Азии или ежегодное летнее передвижение Великого Могула из знойного Дели в горы, когда переселялось до полумиллиона человек, включая весь делийский базар (Поляни — Polyani, 1975).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.246.148 (0.012 с.)