Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная Африка в эпоху трансатлантической работорговли

Поиск

 

Трансатлантическая работорговля, достигшая своего пика в конце XVIII века, охватывала обширные регионы Западной и Центральной Африки. В период между XVI и серединой XIX века от 12 до 15 миллионов рабов было переправлено через Атлантику, чтобы обеспечить рабочей силой плантации обеих Америк. Хотя об ужасах работорговли много написано, оценка последствий и влияния работорговли для африканских народов ограничена из-за отсутствия письменных материалов из большинства регионов, откуда вывозились рабы. Большинство существующих материалов написано европейскими путешественниками, посещавшими побережье, которые не были знакомы с жизнью внутренних районов Африки. Во многих регионах отсутствуют и устные предания, или же в них содержится незначительная информация, касающаяся периода работорговли.

Хотя письменные материалы и отсутствуют, но для того, чтобы сделать выводы о соответствующих социальных, культурных и политических изменениях, можно использовать археологические свидетельства об изменениях в организации поселений, их местоположении и распределении, а также с помощью изучения артефактов, относящихся к периоду работорговли (ДеКорс — DeCorse, 2001a). Несмотря на то что многие части Африки слабо исследованы в археологическом плане, информация постепенно накапливается. Она указывает на то, что эра работорговли была временем огромных изменений в Западной Африке. Изменения в африканских сообществах были разными, как и реакция на них.

Появление укрепленных поселений и передислокация городов из плодородных долин в гористые, но труднодоступные и легко обороняемые места объясняются необходимостью защищаться от охотников за рабами. Так обстоит дело во многих частях Сьерра-Леоне, Либерии, Ганы, Того и Камеруна, где каналы, рвы, частоколы, непроходимые заросли колючего кустарника защищают многие поселения XVIII и XIX веков. В западной части горной гряды Адамаоуа в Камеруне, где на карты нанесены сотни поселений, большие деревни с террасированными полями располагаются ниже линии укрепленных лагерей (Холл — Holl, 2001). Лагеря, окруженные рвами и насыпями, вероятно, должны были защитить их обитателей от набегов соседних этнических групп, в частности от фулани. В других местах, например прибрежных районах Ганы, мелкие разбросанные поселения уступали дорогу более крупным общинам, которые обеспечивали большую безопасность.

Такие изменения в структуре поселений указывают на изменения в социополитической организации. К обсуждаемой теме относится и вопрос о фулани, которые были кочевыми пастухами и в XV веке жили в маленьких временных поселениях. К XVIII–XIX веку они вместе с правящей знатью стали заселять города. Возникающие государства фулани разрастались рядом с неисламскими регионами и вызывали резкое распространение ислама и культурной идентификации фулани.

Трансатлантическая работорговля не обязательно является единственным объяснением всех изменений, которые произошли в Африке за последние пять веков, но тот факт, что по времени некоторые археологически наблюдаемые изменения совпали с исторически известными событиями и социоэкономическим развитием, предполагает эту важную связь.

 

Археология ландшафта

 

Взгляд на археологический материал о поселениях становится в перспективе более глобальным. Археологи пришли к размышлениям об «археологии ландшафта» как противоположности распределению поселений. Упоминание об этом новом направлении в археологическом исследовании важно в этом месте, потому что здесь увязываются две главные темы глав 16 и 17: взаимоотношения людей и вопросы духовного.

Слово ландшафт не имеет простого определения, но все согласны с тем, что ландшафты могут создаваться людьми. Ландшафт подобен куску мрамора в руках скульптора. В археологическом контексте ландшафты вокруг города майя Копан или Авербюри, южная Англия, периода каменного века изменились с тех пор, как там впервые поселились люди. Оба ландшафта кардинально изменились в прошлом веке, совершенно не так, как менялись в предыдущие века и тысячелетия. Наша задача — реконструировать ландшафт в таком виде, каким его видели те, кто жил в нем. Это то, что Симас Колфилд называет «ландшафтом памяти». Археолог Стефани Уитлиси (Stephanie Whittlesey) заметила: «Ландшафты являются пространственным и материальным проявлением отношений между людьми и окружающей их средой» (1998:27).

Археологи изучают ландшафты разными способами: с помощью экологически обоснованных систем, технологически обремененных методов с ГИС и спутниковыми данными и, с другой стороны, почти литературными методами — посредством описания таких явлений, как сады XVIII века или французские рынки (рис. 15.15) (Крамли — Crumley, 1987). Новое поколение исследований поселений обращается к ландшафтной географии как средству изучения реальных древних ландшафтов, где символическое отношение к окружающей среде, а также к экологии играет важную роль. Термин «знаки» ландшафта описывает то, что археологи изучают в следующем контексте: материальные следы, оставленные на поверхности земли определенными группами людей (Крамли и Маркуорд — Crumley and Marquardt, 1987:4).

 

Рис. 15.15. Археология ландшафта. Реконструкция парка Уильяма Пэка, XVIII век, Аннаполис, Мэриленд. В нем отражены взгляды того времени на ландшафт. Планы парка были установлены в результате археологического исследования. Террасы и посадка растений предположительны

 

Многие археологи, занимающиеся исследованием ландшафтов, мыслят об организации ландшафта с позиции трех измерений (Цедефио и другие — Zedefio and others, 1997):

1. Физические характеристики и свойства.

2. Исторические трансформации во времени.

3. Физические и символические отношения людей с окружающей их средой.

Анализ ландшафта является формой исторической экологии, где меняющиеся в течение длительного времени ландшафты выступают в качестве культурного материала. Ландшафты являются символами культурной стабильности, которая сохраняет во времени стойкие значения. Как таковые, они являются настолько же культурным материалом, как отдельные памятник и артефакт, иногда они рассматриваются как метод, которым люди организовывают свое отношение с социальным миром, потенциально жизнеспособным источником информации об идеологии и культурных неосязаемых элементах (cultural intangibles) (глава 17). Большая часть такого исследования пополняется информацией из этнографических и исторических материалов. Группа археологов, проводившая крупномасштабное исследование долины Лауер Верде в Аризоне, получила задание изучить структуру использования земель, изменявшуюся в течение длительного времени (Уитлиси и другие — Whittlesey and others, 1998). Для того чтобы выполнить ее, они зафиксировали современные и исторические ландшафты как европейцев, так и коренных американцев и затем уже работали оттуда в сторону далекого прошлого с теоретической структурой, основанной на теории ландшафта.

Такое исследование до сих пор остается новинкой в археологии, но оно делает успехи по мере того, как археологи все более понимают отношения между коренными людьми и их землей. Роберт Макферсон выразительно описал подобное отношение у навахо: «Земля — это не только системы поразительно устойчивых топографических особенностей, которые удивляют людей или подталкивают к ее обработке, она является живым, дышащим организмом в этой неживой вселенной. Земля с ее водами, растениями и животными является духовным творением, которое привели в движение боги в своей мудрости. Эти составляющие находятся здесь для того, чтобы помогать, учить и защищать нас посредством систем верований, которые объясняют отношение человека к человеку, к природе и к сверхъестественному. Игнорировать эти учения означает игнорировать цель жизни, значение существования (1992:11)».

Когда археологи изучают древние поселения и давно исчезнувшие ландшафты вокруг них, им нужно помнить эти слова.

 

Заключение

 

Археология поселений, изучение изменчивых структур поселений человека является частью анализа адаптивных действий человека по отношению к окружающей естественной и культурной средам.

Структуры расселения — это схема и распределение поселений на местности. Они определяются многим факторами, среди них окружающая среда, социокультурные практики, технологии, а также некие практические соображения, рост численности населения и социальная организация. Брюс Триггер определяет три уровня структуры расселения: строение и зоны деятельности; компоновка строений в рамках отдельной общины; распределение общин на местности. Системы, включенные в эти уровни, зависят от факторов, которые отличаются по качеству и степени воздействия от других уровней.

Отдельные здания можно изучать с точки зрения формы и материала или функциональности. Социальные и политические институты также влияют на конструкцию отдельных домов.

Община — это группа с максимальным количеством людей, обычно живущих поблизости. На схему общины в значительной степени влияют политические и социальные факторы. Археологи ищут кластеры атрибутов расселения, которые могут указывать на объединение в группы социальных единиц.

Анализ зоны реального использования ресурсов употребляется для учета ресурсов около доисторических памятников. Это изучение взаимоотношений между технологией и доступными естественными ресурсами.

Довольно затруднительно оценить численность населения отдельных общин, даже исходя из современных археологических сведений, так как на археологический материал воздействует слишком много переменных.

Численность населения доисторических памятников оценивали субъективным гаданием, по математическим формулам и сложным расчетам способности земли прокормить определенное количество людей.

Ландшафт является культурной конструкцией, и археология ландшафта — это попытка взглянуть с помощью научных данных на те неосязаемые факторы, которые определяют взаимоотношения между людьми и постоянно меняющимися ландшафтами.

 

Ключевые термины и понятия

 

Анализ территории реального использования ресурсов

«Знаки» ландшафта

Зона деятельности

Зона реального использования ресурсов

Ландшафт

Моделирование (модель) заселения

Направленность деятельности

Община

Поселенческая археология

Распределение (расселение) общин

Семейная единица

Экологическая емкость

Эксплуатируемая территория

 

Рекомендуемая литература

 

BUTZER, KARL W. 1982. Archaeology as Human Ecology. Cambridge: Cambridge University Press. An authoritative description of basic environmental and spatial concepts in archaeology. Strongly recommended as a starting point.

FLANNERY, KENT V., ed. 1976. The Early Mesoamerican Village. Orlando, FL: Academic Press. A modern classic, a study by a team of Michigan archaeologists of settlement patterns in the Valley of Oaxaca. Enlivened by some hypothetical but highly entertaining debates between fictitious archaeologists of different theoretical viewpoints.

HIETALA, H., ed. 1984. Intersite SpatialAnalysis in Archaeology. Cambridge: Cambridge University Press. Essays on relationships between sites in the archaeological record.

SANDERS, WILLIAM T., JEFFREY R. PARSONS, and ROBERT S. SANTLEY. 1979. The Basin of Mexico: Ecological Processes in the Evolution of a Civilization. 2 vols. Orlando, FL: Academic Press. A settlement-ecological study that gives an admirable impression of the state-of-the-art research in this field.

WHITTLESEY, STEPHANIE, and others, eds. 1998. Vanishing River: Landscapes and Lives of the Lower Verde Valley. Tucson, AZ: SRI Press. A state-of-the-art, large-scale CRM project concerned with, among other things, changes in land use over time. Highly technical, but clearly written. Wroxeter web page: http://www.english-heritage.org.uk/wroxet.htm

 

 

Глава 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.011 с.)