Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глава 1. Особенности и опасности профессии сочинителя
Содержание книги
- Литературный талант: Как написать бестселлер
- Глава 1. Особенности и опасности профессии сочинителя
- Бывает и так, что романист затронул некие общечеловеческие проблемы и сделал это столь талантливо, с такой силой, что его творения живут веками, а аудитория исчисляется сотнями миллионов.
- Хоть мысленно писатель все же обладает властью suum cuique tribuere – «воздать каждому свое».
- Глава 2. Почти мистическое искусство
- Глава 3. Понятие о жанрах. Тематические жанры
- Исторический жанр, или жанр исторического романа
- Должен заметить, что фантастику, особенно фэнтези, боевики и космооперы, писать при наличии пылкого воображения очень легко.
- Авторы прошлого, ставшие с течением лет классиками, не относили себя к приключенцам, фантастам или детективщикам, они были просто писателями, творившими то, что им желалось.
- Самый крупный роман из мне известных – «великий моурави» анны антоновской, историческая эпопея в 6 томах, посвященная жизни легендарного грузинского полководца георгия саакадзе.
- Не стоит думать, что все великие романы должны быть обязательно масштабными; есть много шедевров скорее камерных, как набоковская «лолита».
- Каждое слово в рассказе драгоценно и должно быть выбрано с предельной точностью.
- Известно, что конкуренцию чтению составляют именно компьютерные игры, и связка «книга – игра», а иногда триединство «книга – фильм – игра», значительно увеличивает читательскую аудиторию.
- Часть III. Архитектоника литературного произведения
- Существуют, однако, идеи вовсе не новые, а древние, как египетские пирамиды, – скажем, идея трагической любви, идея зависти или смесь того и другого.
- Глава 6. Развитие идеи в сюжет и фабулу
- Сможете ли вы, автор, достоверно описать хирургическую операцию. Нужен ли для этого консультант. Кто из знакомых может им стать.
- Глава 7. Композиция. Сюжетные линии, сцены, главы, части
- Необходимость разбивать текст на части связана прежде всего с длительностью временного интервала, в котором происходит действие романа.
- Разум и инстинкт подсказывают писателям, что отождествление читателя с героем – можно сказать, влюбленность в героя – важнее всех прочих резонов.
- Иногда в разных мирах действуют разные персонажи, и связь между их вселенными настолько условна, что Произведение распадается на две почти независимые истории.
- Вставная новелла – древний способ разнообразить повествование, и применять его нужно с осторожностью: лишний микросюжет может отрицательно сказаться на динамике романа.
- Крайне желательно, чтобы последняя фраза была для читателя неожиданной, ударной, чтобы она звучала как некая сентенция, предлагающая задуматься не только о прочитанном в книге, но вообще о жизни.
- Третья группа – частные конфликты, существующие в нашу эпоху, но не охватывающие больших масс населения
- Иногда короткие главы бывают ударными – это означает, что некое динамичное событие описывается в них в особом стиле, энергичными «рублеными» фразами, подчеркивающими стремительность действия.
- Глава 11. Классификация персонажей
- Сведения о внешности, привычках, прошлом героя и других действующих лиц должны быть рассредоточены по тексту Произведения и упоминаться лишь тогда, когда это уместно.
- Внутренний монолог – мощный способ характеристики героя и воздействия на читателя.
- Есть хорошее правило: текст, звучащий хорошо, без запинок, хорошо читается и в письменном виде.
- Глава 17. Выразительность текста
- Фразы длинные и сложные задают медленный темп повествования, пригодный для описаний пейзажа, обстановки, нетривиальной ситуации, размышлений героя, авторского комментария.
- Труд писателя, пусть непризнанного, способствует творческому саморазвитию и духовной гармонии.
- Неимущественное право принадлежит вам навечно, имущественное сохраняется За вами в срок жизни и За вашими наследниками в течение 70 лет после вашей смерти.
- Никогда не теряйте договоры, храните их в отдельных папках и приобретайте по одной книге из каждого вышедшего тиража – это ваши контрольные экземпляры, свидетельство ваших успехов.
- Возможный источник идей для научной фантастики
- Книга хоргана – в силу своей многогранности кладезь идей для фантастов.
- Последняя глава – апофеоз: на основе изложенного выше пенроуз рассматривает феномен сознания и такие доселе необъяснимые явления, как интуиция и творческое озарение.
- Заметки о прочитанных книгах
- Серия исторических романов издательств «эксмо» и «домино»
- Гейдж предлагает свою версию жизнеописания хатшепсут и обосновывает ее психологически; особенно ей удался конец – описание последних часов жизни хатшепсут трогает душу.
- Романы микстли – великолепное яркое полотно, где истина смешана с вымыслом, и автор, по мере сил, восстанавливает историю исчезнувшего народа, его забытую цивилизацию.
- В книге приведены редкие фотографии и многочисленные комментарии к авторскому тексту, сделанные Борисом Натановичем.
Nullus tam imperitus scriptor est, qui lectorem non inveniat similem sui.
Нет такого неразумного писателя, который не нашел бы подобного себе читателя.
Латинское крылатое выражение
Впервой и второй главах мы поговорим о том, о чем нередко молчат другие книги. Почему, мне не очень понятно, и это умолчание меня удивляет; я полагаю, что разговор о мастерстве сочинителя нужно начинать именно с психологических моментов. Может показаться, что такие шутки нашего сознания, как «писательский транс», «отождествление», «игра в Демиурга», «аура сочинителя», граничат с мистикой, но ничего мистического в них нет, это вполне реальные явления. Возможно, вы уже сталкивались с ними и приходили в недоумение: что случилось с моими героями?.. Что творится со мной самим?.. Бывает ли такое с другими?.. Уверяю вас, довольно часто.
В предисловии я говорил о двух элементах профессии сочинителя: владении словом, искусстве излагать свои мысли на бумаге, создавая грамотный текст, и о воображении, полете фантазии, даре к генерации идей и занимательных сюжетов. Мне встречались авторы, обладающие только одной из этих способностей. Тексты «репортеров» (термин, конечно, условный) были качественными в смысле литературного языка, логики и описания событий, но содержали сюжетные просчеты: «картонные» герои с примитивными эмоциями, отсутствие оригинальности, предсказуемость сюжетных ходов и т. д. У «фантазеров» другие беды: воображение буйное, а логика хромает, текст весьма далек от элементарных требований языка, излишне многословен, в нем масса повторов. Так что сочинителю нужны обе составляющие, но и в этом случае он владеет только необходимыми условиями успеха. К ним нужно добавить усердие и привычку к регулярному труду.
Как я уже упоминал, воображение, фантазия – дар от Бога, научиться этому нельзя. Однако существуют признаки, что данной способностью вы обладаете, и о них стоит поразмыслить перед тем, как взяться за перо. Первый из таких признаков – сны. Если вы видите яркие цветные сны со сложным сюжетом, если это происходит часто, если эти сновидения удерживаются в памяти и вы можете их пересказать, то, скорее всего, с воображением у вас все в порядке.
Второй признак – детские игры. Дети в возрасте от пяти‑шести до десяти‑двенадцати лет играют очень по‑разному. Одним милы подвижные игры – прятки, пятнашки, «казаки‑разбойники», футбол. У других тяга к куклам, мишкам, зайчикам, и с ними они ведут долгие содержательные беседы. Третьи любят конструировать, строить дворцы из кубиков, собирать всевозможные механизмы. Четвертым нравится ломать построенное другими детьми. Пятые обожают заводные машинки, самолетики, железную дорогу. Но есть еще и шестые – те, кому не нужны дорогие игрушки. Они возведут замок из спичечных коробков, расставят на его стенах армию из канцелярских кнопок, а другие кнопки, с наколотыми на них цветными бумажками, будут изображать осаждающих. Между кнопками начнется Троянская война, или они сядут на корабль (обычный школьный пенал) и отправятся открывать Америку.
Вы уже поняли, к чему я веду: есть ребятишки, которым важны не игровые атрибуты (кораблики «как настоящие», солдатики, куклы, зайки, конструкторы и т. д.), а суть игры, ее сюжет. Его они придумывают сами. У таких детей – врожденный дар воображения. Сейчас, в эпоху компьютерных игр, предпочтения изменились, но если вам тридцать, то в вашем детстве компьютер был еще не очень доступен. Вспомните, как вы играли.
Теперь настало время разобраться с двумя кардинальными вопросами: для кого мы пишем и почему мы пишем. Ответы на них автор должен четко себе представлять – как для собственного душевного спокойствия, так и с целью правильной ориентации творческого процесса. Начнем с первого.
ДЛЯ КОГО МЫ ПИШЕМ. Существует несколько ответов на этот вопрос, и самый простой таков: мы пишем для читателя. Казалось бы, для кого же еще? Читатель – потребитель писательского труда, без читателя нет писателя. Вторая ситуация: мы пишем по заказу какого‑то лица, например, политика или звезды шоу‑бизнеса, желающего снискать литературные лавры. Третья ситуация – снова заказ, но на сей раз от издателя. Издатель полагает, что уловил интерес публики к определенной теме, и говорит нам: народу нынче нравится про вампиров, напиши‑ка что‑нибудь в этом духе. Если книга успешна, издатель горд – ведь он правильно «уловил тенденцию»! Если книга, как говорится, «не пошла», виновником считается автор: тему ему подсказали хлебную, а написал он плохо. В любом случае издатель прав.
Все эти мнения – ложные.
|