Политическая наука в ФРГ: теоретический уклон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая наука в ФРГ: теоретический уклон.



   Как и в других европейских континентальных странах, политологии в Германии свойственен теоретический уклон. Политическая наука здесь имеет отчетливый политико-философский характер, в отличие, например, от США, где упор делается на эмпирические исследования.

Теоретический уклон политической науки ФРГ сближает ее с буржуазной политологией, развившейся на континенте (в Италии и Франции), а также в Англии.

   В своей известной работе, «Политика как призвание и профессия» (1919), Вебер определил государство как некоторый институт, который обладает монополией на легитимное применение насилия. Саму же политику он считал средством достижения и удержания власти.

   Также Вебер четко и строго разграничил эмпирическую и нормативную науки. Научное обсуждение практической политики он ограничил «техникой» достижения определенных целей, сведением их к вопросам: «Если.., то…». Единственно возможным критерием оценки такой политики, по его мнению, являются интересы государства.

   Главную проблему политологии Макс Вебер видел в соотношении науки и политики. Эта проблема актуальна в Германии и в наши дни.

   После развития Вебером своих идей, политическая наука в Германии претерпела некоторые трудности. Она была фактически уничтожена нацизмом.

Основной интеллектуальный центр немецкой политологии переместился за океан. Эмигрантами стали такие крупные ученые, как Карл Маннгейм, Эрих Фромм, Теодор Адорно. Возрождение политической науки в Западной Германии началось только после разгрома фашизма.

   Среди политологов существуют разные взгляды на соотношение науки и политики. Поэтому именно подход к этой проблеме стоит рассматривать как главный критерий при выделении тех или иных направлений.

   В соответствии с этим критерием, можно выделить два политологических направления в ФРГ в настоящее время: нормативизм (практическая» политическая наука) и «критический рационализм» (чистая» политическая наука).

Нормативизм.

   Эта концепция базируется на некоторых этико-философских ценностях, без которых она бы выродилась как банальное описание действительности. Философские проблемы здесь приобретают значение социально-политических.

   Основой нормативистских интерпретаций политических идей, как правило, является представление о наличии вневременных, внеисторических ценностей.

Критический рационализм.

   Представители данной концепции утверждают, что сферы ценностей и сферы фактического знания должны быть разъединены и, при этом, только сфера фактического должна подлежать научному анализу. В своих исследованиях они придерживаются неопозитивистской методологии («в основе всякой науки лежат какие-то ценности, но это не означает невозможность отхода от оценочных суждений»).

   В условиях преобладающего в немецкой науке философского осмысления политики сами политические проблемы становятся подвержены иррациональным, мистическим интерпретациям.

   В целом, для политической мысли Германии свойственны попытки соединить философское осмысление государства с исследованием конституционных и политических реалий. Также при описании политической науки в ФРГ надо иметь в виду, что все вопросы политики традиционно рассматриваются в Германии в рамках государствоведения.

   Отличительной чертой современной немецкой политологии также является стремление соединить абстрактно-философский и конкретно-социологический подходы к изучению государства. Это проявляется в попытках трактовать государство как один из элементов социальной системы.

   Центр тяжести теоретических исследований сместился на вопросы общества. И из-за этого появилась необходимость создать общую теорию социального развития.

Ральф Дарендорф разработал так называемую теорию социального конфликта, по которой конфликт является естественным результатом любой системы управления. И чтобы избежать угрозы тоталитаризма, необходимо наличие двух больших политических группировок: консервативной, защитников бюрократической системы, и прогрессивной, направленной на реформаторско-либеральный курс. По флангам этих группировок должны быть радикальные партии.

Разделяя мнение Г. Дарендорфе о необходимости общественного контроля над государством, другой немецкий мыслитель - Ю. Хабермас в то же время настаивает, что такой контроль могут осуществлять только политические союзы и партии. Только общественность, объединенная организационно, может принимать участие в процессе социальной коммуникации, контролировать государственно-политическую бюрократию.

В целом, концепции, касающиеся проблем активного общества, приходят к мнению, что на смену общественности из частных лиц приходит общественность организаций. Только она может участвовать в процессе социальной коммуникации.

В настоящее время в Германии нет единого мнения о предмете и задачах политической науки и о преемственности немецкой социально-политической мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.006 с.)