Специфика научного и религиозного познания мира. Методологический нон-теизм, как гносеологический принцип науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика научного и религиозного познания мира. Методологический нон-теизм, как гносеологический принцип науки.



Субъект науки и субъект веры радикально отличаются друг от друга. В новое время началось противопоставление человека как активно познающего субъекта природе, начала создаваться искусственная рациональная картина мира (эрзац-мир), который начал выходить за рамки чувственно воспринимаемой реальности и человек стал познавать мир через призму эрзац-мира – посредника между человеком его сознанием и реальным миром. Этот процесс имел цель упорядочение всего, что человек пытался познать, и состоял, в заключение всего познаваемого в смысловые рамки которые познающим субъектом расценивались как принципиально отличными от самого «я» человека и определяемые им как его собственность. Но субъект религии оценивает мир совсем иначе. Он оценивает мир с позиции ценности мира не как эффективного овладения его силами, а личностно и потому «эффективность» религиозной жизни оценивается человеком с точки зрения достижения им блаженной жизни. Религиозной мировоззрение лежит всегда в плоскости - человек-Бог-мир. С этой позиции человек оценивает себя в мире – насколько его жизнь соответствует фундаментальным принципам миропорядка заложенными в догматической доктрине его религии. По Гегелю – «религия это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает боль чувства, она есть сфера вечного жизни и вечного мира и покоя». Интенция религиозного сознания внутриположна человеческому сознанию. В науки же объект познания отделен от познающего субъекта. Для науки человек – предмет изучения, где фиксируются психофизические состояния чел-ка, в религии же человек осознается как бы внутри самого себя. Внутри процесса, который называется жизнью. Для науки характерен взгляд на мир с позиции своего «я», ученый выступает как деятельный субъект, как творец, как производящая причина. Выступает как творческое начало, диктуя свои условия миру. Религия предполагает не отделение объекта реальности, а соединение с ним. Человеческая деятельность в религии всегда направлена на приведение своего миропорядка в соответствие с фундаментальными принципами той реальностью, на которую направлено человеческое религиозное чувство, и только тогда его религиозная цель достижима. Т.о. исходные цели религиозного и научного познания несовместимы - путем разума и веры одновременно идти нельзя, поскольку у религии и науки имеются свои законы и установки, диаметрально противоположные. Ученый – творец, верующий – тварь. Как науку, так и религию входят вопросы возникновения и сущности мира, поэтому религиозные доктрины рассматриваются наукой как конкурирующие. Но такая точка зрения предполагает наличие одного вида истины, причём такого, который существует лишь на одном уровне на том, который основан на расчете, факте, информации. С этих позиций наука ставится по отношению к религии в более выгодное положение. Исходя из этих предпосылок, и научая, и религиозная истина приравниваются к единому уровню, этот уровень более подходит научному видению мира. Научный уровень характеризуется количественными, качественными, историческими, материальными, расчетными, фактическими категориями. Такая научная оценка мира разделяется и некоторыми теологами – научный креационизм. Специфика научного познания мира основана на методологическом нон-теизме. Методологический нон-теизм – подход который предполагает вхождение в научную сферу только тех процессов и феноменов которые могут быть объяснены исключительно естественными причинами. Наука всегда предполагает наличие предшествующей ситуации чего-либо или предшествующей причины (из ничего ничто не возникает). Наука ничего не может сказать о причине всех причин – этот вопрос выносится за рамки научного исследования. Ученые всегда оперируют конечными причинами, а не абсолютом, богом и т.д. Ученый всегда принимает во внимание естественную причину изучаемого явления, и эта причина должна укладываться в господствующую парадигму. Если что-либо ученый объяснить не может, то может сказать что рано или поздно этот пробел может быть устранен дальнейшим развитием науки (новая теория). Наука не руководствуется целевыми причинами, эти вопросы более относятся к вопросам философии и теологии. Бог не может быть предметом изучения для науки. Т.о. наука будет всегда нейтральна в отношении первопричины мира. Если ученый игнорирует в своих исследованиях роль бога, то это не говорит о его атеизме, просто он не выходит за рамки компетенции своей дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.004 с.)