Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозные предпосылки новоевропейского понимания природы. Научные программы Галилея и Кеплера, Бэкона и Декарта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В период формирования новой науки о природе - экспериментально-математического естествознания - происходит пересмотр важнейших оснований античной и средневековой физики и даже математики, переосмысляется понятие природы, сложившееся в античности и сохранившееся в средние века. Примерно с сер. 16 и до кон. 17 в. меняются и картина мира, которая просуществовала с незначительными изменениями почти 2000 лет, и принципы познания этого мира. Хотя ряд предпосылок к изменению был подготовлен уже в позднем средневековье, но 17 век справедливо характ-ся как век научной революции. Укажем наиболее важные из принципов, изменение которых привело в конце концов к пересмотру оснований науки о природе. Начиная со второй половины XVI в. снимаются жесткие разделения между естественным и искусственным, с одной стороны, небесным и земным мирами - с другой; снимается непереходимый водораздел между математикой и физикой. В конце концов, отменяется и теория четырех причин: в науке признаются только механические, а не телеологические и формальные причины. В античной философии и науке природа - фюсис - мыслилась через противопоставление ее не-природному, искусственному, тому, что носило название " техне " и было продуктом человеческих рук. В соответствии с таким пониманием природы древнегреческая мысль строго различала науку, с одной стороны, и механические искусства - с другой. Физика, согласно древним, рассматривает природу вещей, их сущность, свойства, движения, как они существуют сами по себе. Механика же - это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Механика для древних - это вовсе не часть физики, а искусство построения машин; она представляет собой не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет. Само слово "механэ" означает "орудие", "ухищрение", "уловку", т. е.- средство перехитрить природу. Если физика призвана отвечать на вопрос "почему", "по какой причине" происходит то или иное явление природы, то механика - на вопрос "как" - как создать то или иное приспособление ради достижения определенных практических целей. При таком подходе в античной философии и науке всегда различались теоретическая и практически-прикладная сферы. Совсем иную трактовку природы мы обнаруживаем в конце XVI - XVII в. Здесь снимается противопоставление естественного и искусственного (технического) и, более того, механика оказывается ядром физики как науки о природе, задающим парадигму исследования всех природных явлений. Это, разумеется, не значит, что творцы нового математически-экспериментального естествознания не замечали различия между природными явлениями и продуктами человеческой деятельности: парадокс в том, что вопреки очевидному различию между самосущим и сконструированным они настаивали на возможности их принципиального отождествления в целях познания природы. Удивительно, что несмотря на мировоззренческий (религиозный) контекст, в котором происходит формирование новоевропейского естествознания, переосмысление понятий "естественное" и "искусственное" не произошло раньше и их разделение (с античности) просуществовало до 16 в. Поскольку по христианскому учению природа есть творение Бога, то "начало ее движения и покоя" - не в ней самой, а в Творце. Поэтому для схоластики естественное - то, что создано бесконечным Творцом, а искусственное - то, что создано человеком, творцом конечным. Характерно, что схоластическая физика, начиная с 13 в. и особенно в 14 в. ищет действующие причины там, где Аристотель указывал на причины целевые. При таком подходе возникает затруднение при объяснении явлений органической природы (является ли выведение птенцов "причиной" витья гнезд птицами?). Уже в позднем средневековье природа мыслится как machina mundi - машина мира, что непосредственно связано с догматом о творении мира Богом. Работы Буридана оказали существенное влияние на молодого Галилея. В то время как Галилей узнавал о чрезвычайно важной новой физике из вторичных источников, Декарт почти наверняка копался в книгах, напечатанных в нач. 16 века, когда издатели все еще усматривали возможность извлечь прибыль из публикации конспектов средневековых лекций, составленных по меньшей мере столетием ранее. В сочинении "О четырех сторонах божественного творения" Бэда Достопочтенный (647 - 735) выделяет четыре значения понятия "божественное творение". 1-е - идея творения, вечная, как и сам Творец и всегда пребывающая в уме (замысле) Бога. 2-е - сотворение материи мира (творение из ничего). 3-е - формирование первоначально бесформенной материи, создание из нее всего многообразия существующего мира. 4-е - непрерывно сохранение тварного, благодаря животворящей силе Бога. Т.о. для средневекового понимания природы: чудо создания мира - это не что-то однажды бывшее, оно постоянно происходит на наших глазах. В эпоху Реформации догмат творения, убеждение в несоизмеримости Бога и мира получает новую жизнь. И не удивительно, что идея творения оказывается у Декарта ключом к пониманию природы. По Декарту, Бог есть первопричина движения, составляющего важнейшее определение природы. В 4-й значении идеи творения Бэды Д., Декарт видит источник закона сохранения материи; из того, что Бог действует "с величайшим постоянством и неизменностью", философ выводит и фундаментальный закон природы - закон инерции. Не только физические, но и математические законы, по Декарту, установлены Богом. В своей критике неоплатонической идеи эманации Декарт обнаруживает приверженность не только к идее творения, но и к тому направлению богословской мысли, которое носит название номинализма и настаивает на приоритете божественной воли и всемогущества перед всеми остальными определениями божественного бытия. Номиналисты Дунс Скот, Бонавентура в XIII в., Оккам, Петр Ломбардский в XIV в. - были убеждены в том, что не разум, а воля есть высшая способность как Бога, так и человека, и ею как высшей инстанцией определяется все остальное. Именно в номинализме вместе с приоритетом воли особо важная роль принадлежит идее творения. И эта идея позволяет снять ту непереходимую грань между природным, с одной стороны, и искусственным - с другой, между физикой как наукой о природе и механикой как искусством, создающим то, чего недостает в природе, грань, столь характерную для античного мышления. Снятие этой границы - одна из главных предпосылок естествознания нового времени, предпосылок классической механики. Но этого одного было мало для возникновения экспериментально-математического естествознания. в эпоху эллинизма, и в средние века сознание собственной греховности было у христиан очень острым, а потому на первом плане была задача спасения души, а не покорения природы. Острота переживания первородного греха, видимо, помогала сохранять то чувство огромной дистанции между небесным и земным, которое на протяжении всего средневековья оставляло незыблемой античную картину мира, с разделением его на небесный и земной, каждый из которых подчинен особым законам, картину мира, служившую предпосылкой античной и средневековой физики. А между тем в христианстве, помимо идеи творения, существовал еще более сильный догмат, ослаблявший античное противопоставление небесного и земного миров - догмат о Боговоплощении. Иисус Христос, Сын Божий, есть в то же время сын человеческий, - тем самым Небо как бы спущено на землю, или, что то же самое, земля поднята на Небо. Не случайно именно догмат о богочеловеческой природе Христа встретил наибольшее сопротивление со стороны не только иудаизма, но и язычества: он и в самом деле разрушал самые основы античного представления о Боге, мире и человеке. Перенесение земли на аристотелево-математизируемое - Небо - таков реальный смысл коперниканской революции XVI в. А поскольку, согласно представлениям античной науки, математические законы, т.е. постоянные и точные соотношения, имеют место лишь там, где нет материи, изменчивой и текучей, или по крайней мере где она предстает уже почти в идеальном виде, как "пятый элемент" - эфир, постольку снятие принципиальной границы между небесным и земным и,- стало быть, астрономией и физикой,- есть необходимая предпосылка экспериментально-математического естествознания. Коперник начал то, что затем продолжили Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон и другие, устраняя остатки античного конечного космоса с его системой абсолютных мест, различением надлунного и подлунного миров, естественного и насильственного Движений, снимая онтологический барьер между естественным и искусственном, наукой и техникой и, соответственно, физикой и механикой, а также между математикой как наукой об идеализированном (сконструированном) объекте и естествознанием как наукой о реальной природе. Разрушение античного и средневекового космоса, происходящее в философии и естествознании 17 в. сопровождавшееся стоической натурфилософией, неоплатонизмом и герметизмом, получало религиозный импульс от протестантов-реформаторов, выступивших с резкой критикой средневекового принципа иерархии. Кальвинисты подчеркивали, что Бог непосредственно обращается к человеку и столь же непосредственно правит вселенной, не нуждаясь в целом сонме небесных чинов - ангелов и архангелов, проводников божественной воли в земном мире. Для большинства ученых XVII в. - к ним, несомненно, принадлежит и Ньютон - этот религиозный импульс был достаточно сильным и придавал особенно глубокий смысл их научной деятельности. Тот темперамент, та поистине страстная энергия, с которой Галилей, Бэкон, Гоббс, Декарт, Ньютон, Гюйгенс и другие ученые выступали против перипатетической физики с ее иерархическим космосом, так хорошо согласовавшимся со средневековой картиной божественной иерархии мира, земным аналогом которой была иерархия церковная, - эта энергия во многом питалась движением Реформации. Акцент на божественной воле, а не на божественном разуме определил характерный для протестантизма подход к изучению природы. Знание реальных явлений и процессов невозможно вывести из идей божественного ума, сообразно которым сотворены эти вещи; в этом вопросе последователи Лютера и Кальвина сходятся с номиналистами XIII-XIV вв. Протестантски ориентированные ученые и в самом деле апеллируют к опыту, как Фр. Бэкон, или к рационализированному с помощью математики эмпиризму, к эксперименту, как его понимают Гюйгенс, Гук, Ньютон. Это эксперимент реальный, а не просто мысленный, к какому главным образом прибегали и Галилей, и Декарт. Связь между Реформацией и наукой особенно очевидна у английских философов и ученых, например, у Френсиса Бэкона, определившего дух и настроение Королевского общ-ва, к которому принадлежал и Ньютон: необходимость ориентации на эксперимент и нетерпимость к отвлеченным спекуляциям и априорным построениям объединяла всех членов этого научного сообщества. Главный упрек Ньютона в адрес картезианцев (Декарт) сводится, как видим, к тому, что они, не обращаясь в должной мере к опыту, конструируют "гипотезы", "обманчивые предположения" для объяснения природных явлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.) |