Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика научного и религиозного опыта. Религиозная вера и научное знание. Соотнесенность базовых принципов религиозного познания и современного научного эксперимента.

Поиск

Субъект науки и субъект веры радикально отличаются друг от друга. В новое время началось противопоставление человека как активно познающего субъекта природе, начала создаваться искусственная рациональная картина мира (эрзац-мир), который начал выходить за рамки чувственно воспринимаемой реальности и человек стал познавать мир через призму эрзац-мира – посредника между человеком его сознанием и реальным миром. Этот процесс имел цель упорядочение всего, что человек пытался познать, и состоял, в заключение всего познаваемого в смысловые рамки которые познающим субъектом расценивались как принципиально отличными от самого «я» человека и определяемые им как его собственность. Но субъект религии оценивает мир совсем иначе. Он оценивает мир с позиции ценности мира не как эффективного овладения его силами, а личностно и потому «эффективность» религиозной жизни оценивается человеком с точки зрения достижения им блаженной жизни. Религиозной мировоззрение лежит всегда в плоскости - человек-Бог-мир. С этой позиции человек оценивает себя в мире – насколько его жизнь соответствует фундаментальным принципам миропорядка заложенными в догматической доктрине его религии. По Гегелю – «религия это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает боль чувства, она есть сфера вечного жизни и вечного мира и покоя». Интенция религиозного сознания внутриположна человеческому сознанию. В науки же объект познания отделен от познающего субъекта.Понятия рационального и иррационального тоже являются методологическими параллелями, т.к. они характерны для науки и религии. Рациональное – то, что логично. Иррациональное – то, что не вписывается в рамки классической логики. Бытует мнение, что религия иррациональна, а наука строго рациональна, но религия только от части рациональна, а в науке тоже много иррационального (корпускулярно-волновой дуализм света – и волна, и частица, опыт Юнга и теория Столетова). Религиозные утверждения не правильно характеризовать как исключительно иррациональные догмы, религиозное содержание имеет определенный смысл т.к. они не только хранятся, но и передаются, любое религиозное знание словесно оформлено и имеет некую материю рассуждений (логику). Любая религиозная доктрина рационально оформлена, все доказательства тех или иных положений рациональны. В основе науки и религии лежат метафизические предпосылки, которые принимаются на веру на этой почве возможно преодоление конфликта между наукой и религией. Faith (фейф)-вера – интуитивная вера на которой построены научные открытия, это метафизическая вера которая лежит в основании как науки так и религии. А есть ещё и b elie f (белиф)-вера – вера-доверие, которая характерна только для религии. В основе интуитивной научной веры лежат некие системы знаний, которые функционируют в определенном звуковом поле, - эпистемы. Все современные науки основаны на априорных (доопытных) гносеологических (познавательных) позициях или эпистемах. 3-и основные эпистемы научной веры: реальности, закономерности, познаваемости. Эпистема реальности – вера в то, что реальный мир существует, а не является фикцией или фантазией. По Эйнштейну – вера в существование объективного внешнего мира есть основание естественной науки. Эпистема закономерности – вера в существование универсальных внепространственных законов природы, они неизменны и всеобщи (тоже предмет веры). По Винеру (математик) – без веры в то, что природа подчиняется законам, не может быть никакой науки. Эпистема познаваемости – вера в то, что окружающий нас мир познаваем. По сути это означает то, что есть истина, она одна и ее можно постичь. По Эйнштейну – самое непостижимое в мире то, что он постижим. Принципы формирования интуитивного знания. Выработка научной теории не явл. исключительно логическим процессом. В ней важна интуиция ученого, которая определяется не научными критериями, а понятиями красоты, симметрии, внутренней гармонии и т.д. Это творческий акт похожий на создание художественных произведений. Ученый творит исходя из иррациональных предпосылок. Гениальные открытия были сделаны через интуицию, причём элегантность открытия становится критерием его истинности. В нем есть гармония и симметрия. Переживание поиска научной истины схоже с эстетическим и религиозным переживанием. По Имре Лакатосу (фил-ф науки) – в науке есть эвристические принципы, т.е. некие метафизические философские принципы. Ньютон вводил в науку гипотезу абсолютного пространства, которая никак не могла быть доказана, а Эйнштейн ввел понятие пространственно-временного континуума. По Фарадею – сила определяется некоторой материей, но это философский принцип. Для науки свойственны понятийные или концептуальные конструкции. По сути ученый создает картину того что принципиально не наблюдаемо и имеет лишь косвенное отношение к изучаемой им реальности (планетарная модель атома Резерфорда ничего общего с реальностью не имеет, но по ней можно кое-что судить об атоме). По П. Фейерабенду (США) наука по своим параметрам очень близка к мифологии, наука – миф современной культуры. Рационального отношения к миру в науке никогда не было, и быть не может, т.к. природа научного открытия всегда направлена на постижение неизвестного. Недаром многих ученых обвиняли в сумасшествии (Герц, Фарадей, Эдисон), когда они публиковали свои идеи и т.д. Миф о всесилии науки тоже основан на вере и используется лишь для подавления оппонентов, а не убеждает их. По Фейерабенду наука действие с помощью силы, а не аргументов. Спорен аргумент, что наука точна и логична по сравнению с другими формами познания мира (религиозными, философскими, эстетическими и т.д.). Строгость и логичность объявляются ключевыми у апологетов научности уже после того как какая-либо теория создана, а до этого о логичности и последовательности говорить нет смысла. Каждый ученый нащупывает истину в темноте, руководствуясь своими предпочтениями или комплексами. Только задним числом можно выставить логику открытия новой теории. По Курту Хюбнеру степень рациональности мифа и науки одинакова. Рациональность может быть обоснована только из внутреннего содержания или науки или мифа, а критиковать религию стоя на религиозных позициях бессмысленно и также критиковать религию со стороны науки. Каждая рациональность обосновывается исходя из своих внутренних работах. Т.о. миф и наука – две равноправные формы постижения мира и сравнивать их стоя на каком-либо одном основании бессмысленно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.01 с.)