Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика научного и религиозного опыта. Религиозная вера и научное знание. Соотнесенность базовых принципов религиозного познания и современного научного эксперимента.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъект науки и субъект веры радикально отличаются друг от друга. В новое время началось противопоставление человека как активно познающего субъекта природе, начала создаваться искусственная рациональная картина мира (эрзац-мир), который начал выходить за рамки чувственно воспринимаемой реальности и человек стал познавать мир через призму эрзац-мира – посредника между человеком его сознанием и реальным миром. Этот процесс имел цель упорядочение всего, что человек пытался познать, и состоял, в заключение всего познаваемого в смысловые рамки которые познающим субъектом расценивались как принципиально отличными от самого «я» человека и определяемые им как его собственность. Но субъект религии оценивает мир совсем иначе. Он оценивает мир с позиции ценности мира не как эффективного овладения его силами, а личностно и потому «эффективность» религиозной жизни оценивается человеком с точки зрения достижения им блаженной жизни. Религиозной мировоззрение лежит всегда в плоскости - человек-Бог-мир. С этой позиции человек оценивает себя в мире – насколько его жизнь соответствует фундаментальным принципам миропорядка заложенными в догматической доктрине его религии. По Гегелю – «религия это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает боль чувства, она есть сфера вечного жизни и вечного мира и покоя». Интенция религиозного сознания внутриположна человеческому сознанию. В науки же объект познания отделен от познающего субъекта.Понятия рационального и иррационального тоже являются методологическими параллелями, т.к. они характерны для науки и религии. Рациональное – то, что логично. Иррациональное – то, что не вписывается в рамки классической логики. Бытует мнение, что религия иррациональна, а наука строго рациональна, но религия только от части рациональна, а в науке тоже много иррационального (корпускулярно-волновой дуализм света – и волна, и частица, опыт Юнга и теория Столетова). Религиозные утверждения не правильно характеризовать как исключительно иррациональные догмы, религиозное содержание имеет определенный смысл т.к. они не только хранятся, но и передаются, любое религиозное знание словесно оформлено и имеет некую материю рассуждений (логику). Любая религиозная доктрина рационально оформлена, все доказательства тех или иных положений рациональны. В основе науки и религии лежат метафизические предпосылки, которые принимаются на веру на этой почве возможно преодоление конфликта между наукой и религией. Faith (фейф)-вера – интуитивная вера на которой построены научные открытия, это метафизическая вера которая лежит в основании как науки так и религии. А есть ещё и b elie f (белиф)-вера – вера-доверие, которая характерна только для религии. В основе интуитивной научной веры лежат некие системы знаний, которые функционируют в определенном звуковом поле, - эпистемы. Все современные науки основаны на априорных (доопытных) гносеологических (познавательных) позициях или эпистемах. 3-и основные эпистемы научной веры: реальности, закономерности, познаваемости. Эпистема реальности – вера в то, что реальный мир существует, а не является фикцией или фантазией. По Эйнштейну – вера в существование объективного внешнего мира есть основание естественной науки. Эпистема закономерности – вера в существование универсальных внепространственных законов природы, они неизменны и всеобщи (тоже предмет веры). По Винеру (математик) – без веры в то, что природа подчиняется законам, не может быть никакой науки. Эпистема познаваемости – вера в то, что окружающий нас мир познаваем. По сути это означает то, что есть истина, она одна и ее можно постичь. По Эйнштейну – самое непостижимое в мире то, что он постижим. Принципы формирования интуитивного знания. Выработка научной теории не явл. исключительно логическим процессом. В ней важна интуиция ученого, которая определяется не научными критериями, а понятиями красоты, симметрии, внутренней гармонии и т.д. Это творческий акт похожий на создание художественных произведений. Ученый творит исходя из иррациональных предпосылок. Гениальные открытия были сделаны через интуицию, причём элегантность открытия становится критерием его истинности. В нем есть гармония и симметрия. Переживание поиска научной истины схоже с эстетическим и религиозным переживанием. По Имре Лакатосу (фил-ф науки) – в науке есть эвристические принципы, т.е. некие метафизические философские принципы. Ньютон вводил в науку гипотезу абсолютного пространства, которая никак не могла быть доказана, а Эйнштейн ввел понятие пространственно-временного континуума. По Фарадею – сила определяется некоторой материей, но это философский принцип. Для науки свойственны понятийные или концептуальные конструкции. По сути ученый создает картину того что принципиально не наблюдаемо и имеет лишь косвенное отношение к изучаемой им реальности (планетарная модель атома Резерфорда ничего общего с реальностью не имеет, но по ней можно кое-что судить об атоме). По П. Фейерабенду (США) наука по своим параметрам очень близка к мифологии, наука – миф современной культуры. Рационального отношения к миру в науке никогда не было, и быть не может, т.к. природа научного открытия всегда направлена на постижение неизвестного. Недаром многих ученых обвиняли в сумасшествии (Герц, Фарадей, Эдисон), когда они публиковали свои идеи и т.д. Миф о всесилии науки тоже основан на вере и используется лишь для подавления оппонентов, а не убеждает их. По Фейерабенду наука действие с помощью силы, а не аргументов. Спорен аргумент, что наука точна и логична по сравнению с другими формами познания мира (религиозными, философскими, эстетическими и т.д.). Строгость и логичность объявляются ключевыми у апологетов научности уже после того как какая-либо теория создана, а до этого о логичности и последовательности говорить нет смысла. Каждый ученый нащупывает истину в темноте, руководствуясь своими предпочтениями или комплексами. Только задним числом можно выставить логику открытия новой теории. По Курту Хюбнеру степень рациональности мифа и науки одинакова. Рациональность может быть обоснована только из внутреннего содержания или науки или мифа, а критиковать религию стоя на религиозных позициях бессмысленно и также критиковать религию со стороны науки. Каждая рациональность обосновывается исходя из своих внутренних работах. Т.о. миф и наука – две равноправные формы постижения мира и сравнивать их стоя на каком-либо одном основании бессмысленно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.01 с.) |