Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дедуктивно-гипотетический силлогизм – методологическая основа познания современной науки. Законы в науке и религии.

Поиск

Индуктивный метод (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Дедуктивный метод (лат. deductio — выведение). Это форма мышления, при помощи которой новое знание выводится из старого логическим путем (по правилу логической необходимости). Аксиоматический метод представляет собой способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые ее положения - аксиомы или постулаты - из которых все остальные положения теории выводятся путем рассуждений, называемых доказательствами. Правила, по которым должны проводиться эти рассуждения, рассматриваются в логике - в учении о дедукции. Все понятия, с которыми имеют дело в доказательствах, кроме небольшого числа первоначальных понятий, вводятся на основе определений, разъясняющих их смысл через ранее введенные или известные понятия. В аксиоматическом методе некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам. Общеизвестной, например, является аксиома о параллельных линиях (не пересекаются), которая принята в геометрии без доказательства. Аксиоматические системы построены для всех основных разделов современной математики и логики. Если аксиоматический метод применяется к эмпирическому - естественнонаучному и общественно-научному знанию, то в качестве исходных положений используются гипотезы, то есть утверждения, относительно которых в ходе развития теории может быть доказана их истинность или ложность. При применении к эмпирическому знанию аксиоматический метод выступает как гипотетико-дедуктивный метод. Данный метод находит широкое применение в биологии, психологии, лингвистике. Сущность гипотетико-дедуктивного метода развертывания и обоснования теории состоит в следующем. Объяснение причин и закономерностей эмпирически исследуемых явлений высказывается первоначально в вероятностной, предположительной форме, то есть в виде одной или нескольких конкурирующих гипотез. Условия проверяемости гипотезы предполагают ее дедуктивное развертывание: из положений-посылок гипотезы по правилам дедуктивного вывода получают следствия, принципиально проверяемые в эксперименте. Необходимость таких процедур объясняется тем, что высказываются суждения о сущностных отношениях, непосредственно недоступных наблюдению, требующих догадки, воображения. Вся методология науки основана на гипотетико-дедуктивном методе, и этот метод, по своей сути является противоречивым, и в этом смысле научный поиск сопряжен с определенными потерями, отступлениями. Ущербность метода, в том, что для объяснения какого-то феномена окружающего мира мы принимаем гипотезу, её проверяем, если она подтвердилась, то мы считаем, что проверка и есть объяснение принятой гипотезы, а остальные гипотезы мы отбрасываем, считая, что их нет (наличии вариантов непроверяемых гипотез). Производство научного знания происходит на двух уровнях эмпирическом и теоретическом. Эмпирический уровень предполагает знание, основанное на взаимодействии с предметом исследования при помощи органов чувств, здесь важны: наблюдение, индукция, эксперимент. Важнейшей категорией этого уровня производства научных знаний является факт. Вся система исследований это сбор систематизация и обобщение фактов для перехода на новый уровень производства научного знания – теоретический уровень. Теоретический уровень направлен на познание сущностных характеристик объекта. Он не предусматривает непосредственный чувственный контакт, здесь важны гипотеза и теория. Гипотеза – одна из форм теоретического знания содержащая предположение, основанное на ряде фактов и нуждающееся в доказательстве. Опытная проверка ее либо отвергает, либо подтверждает и переводит в разряд теории. Теория – высшая форма организации достоверного знания, это система взаимосвязанных утверждений и доказательств. Цель теории полное объяснение связей и взаимодействий реальностей и выяснение её закономерностей. По Карлу Попперу – научная теория должна быть непротиворечива и фальсифицируема (т.е. допускать возможность опровержения). Научный закон – следующий уровень теоретического знания, который обозначает связь, отношение между явлениями и процессами он объективен и всеобщ для конкретного класса вещей явлений процессов. По Юму – никаких физических законов в принципе не существует, а есть привычка человека повторяющееся явление объединять в законы. По Канту – законы не извлекаются из природы, а предписываются ей нашим сознанием, т.е. не имеют под сдобой объективной (не зависимой от субъекта) реальности. С точки зрения китайцев закон, это то, что предписано разумному существу, а не бездушной природе, то утверждения европейцев о наличие законов природы, для них смехотворны. Позитивистский взгляд на физические законы – физические законы смысла не имеют, но имеют право на некоторую объективность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.008 с.)