Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрожденческий антропоцентризм и рождение науки.
На становление новоевропейской философии и науки оказало влияние магическо-герметические идеи и настроения. По Ф. А. Ейтсу («Джордано Бруно и герметическая традиция») в преднаучную эпоху выразителями этих идей, помимо Джордано Бруно, были Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Генрих Корнелий Агриппа, Парацельс и др. Герметизм – оккультно-магическое учение, по заявлениям адептов, к полумифическому египетск. жрецу-магу Гермесу Трисмегисту (триждыславный), сформировавшему так называемый "Герметический корпус" (дошли "Поймандр" и "Асклепий" (2-3 в. н. э)). Герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой. Гермес Т. воспринимался герметичскими кружками и гностическими сектами, как основатель религии, провозвестник и спаситель. Т.о. вместе с герметизмом возрождалась и получила широкое распространение гностическая традиция. Оккультно-эзотерическое учение отличалось от христианской теологии убежденностью в божественной - нетварной - сущности человека и вера в то, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившийся от греховной скверны человек становится 2-м Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, т.о., исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая. По Парацельсу, Бог даровал чел-ку возможность очиститься от своего ущербного состояния (грехопадения) путем занятия науками и искусством, чтобы вернуть власть над природой и раскрыть все ее тайны. Т.о. с помощью науки и расцвета искусств чел-чество достигнет полного понимания небесных явлений, раскроет тайны моря и земли, сделает землю плодородной, климат благоприятным, истребит на земле все болезни и устранит стихийные бедствия. Герметизм как и Каббала, объявляет человека Адамом Небесным (Адам Ришон), способным не только раскрыть все тайны божественного миротворения, но и стать вторым творцом, преобразующим природу и господствующим над ней. Перед наукой ставятся, прежде всего, практические задачи, не выходившие на 1-й план ни в средние века, ни в античности. Идеал, который ставит понимание выше практических приложений, уступал место идеалу знания, необходимого для достижения непосредственных личных целей - знание о будущем (астрология) или о способе получения богатства (алхимия) или знание, дающее власть над природой и посмертное спасение (магия, оккультные науки). Эти течения изменили общемировоззренческую установку сознания: они создали образ Человека-Бога, способного не только до конца познавать природу, но и магически воздействовать на нее, преобразовывать ее в соответствии со своими интересами и целями. Ослабив сознание человеческой греховности, герметизм сократил дистанцию между трансцендентным Богом и тварным миром, с одной стороны, Богом и человеком - с другой. Пантеистическая тенденция сближения Бога с миром, представшим в герметико-неоплатонических текстах как живое одушевленное целое, рассмотрение человека как земного бога, исполненного титанического могущества, все это создавало новые предпосылки для понимания природы. Именно в этой атмосфере формировалась идея бесконечной вселенной, где Земля и Небо получают как бы равный статус, так же как и идеал активно-деятельного Человекобога, мага и чудотворца, для которого нет ничего невозможного. Только в этой атмосфере оказалось возможным снять противопоставление естественного и искусственного, природы и техники, теоретически подготовленное ранее. В этом новом свете открылась, наконец, перспектива реализовать возможности, заложенные в христианских догматах творения и боговоплощения. В XVII в. наступила реакция против эзотерики и герметизма, сопровождавшаяся критикой натурфилософских спекуляций. Тут сказался дух Контрреформации, возродившей христианское неприятие оккультизма и магии, астрологии и алхимии. Характерно, что Кеплер, совсем не чуждый неоплатонизму, в последние годы жизни выступает против увлечения "туманными загадками вещей"; Р.Бойль весьма иронически относится к последователям Парацельса, противопоставляя им принципы научной химии. Непримиримую критику оккультизма находим мы у М.Мерсенна; П.Бейль разоблачает шарлатанские методы астрологов. Даже Френсис Бэкон, столь многом обязанный магико-герметическим учениям, от которых он унаследовал идею органического единства искусства и природы, как и убеждение в том, что человек - властитель природы и ее преобразователь, - даже он стремится отмежеваться от тайных учений и отделить "научную" магию от "ненаучной". Отголоски той же борьбы с духом Ренессанса слышны и у Ньютона, изгонявшего из физики "скрытые качества",- хотя, как известно, английский ученый и сам отдал немало времени и сил занятиям алхимией. Однако эта критика герметизма и магии не мешала мыслителям конца XVI - XVII в. - от Галилея до Лейбница - сохранять убеждение в могуществе человека и божественной силе его интеллекта, так же как и идею господства человека над природой. Так, Галилей убежден, что человеческий разум равен божественному, правда, не по широте охвата различных объектов, но по глубине проникновения в предмет. Декарт, как и Галилей, видел именно в математике наиболее достоверное знание, где человеческое познание равно божественному. Декарт, впрочем, считает, что человеческий разум способен познавать все, что существует в мире, если он вооружен правильным методом и отправляется от ясных и отчетливых идей, при этом признавая ограниченность тварного разума. Именно восстановление водораздела между Творцом и сотворенным, того что не хотели замечать пантеисты возрожденческой натурфилософии и герметизма, служит аргументом ограниченности человеческого разума. Декарт получивший образование в иезуитском колледже, противопоставляет холистско-виталистическому подходу герметиков и магов механистическое понимание природы, изгоняя из нее всякое понятие о целевых причинах, не признавая не только учения о мировой душе, но даже отрицая наличие души у животных и сводя все природные движения к механическому перемещению. Т.о. устраненяя целевые причины из научного исследования Декарт мотивирует именно теологическими соображениями, опираясь на догмат о творении, который служит аргументом в пользу чисто механистического толкования природы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.004 с.) |