Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методологические параллели во взаимоотношениях между религией и наукой: отношение к реальности, идеалы и ценности, гносеологический базис, руководящие парадигмы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные методологические параллели. Понятия объективности и субъективности характерны как для науки так и для религии. Обычно считается что наука объективна, а религия субъективна, но фактор субъективности в науки очень велик, а религия не столь субъективна как это считается. Выработка научной теории основана не только на логике, но и на интуиции ученого в которой важны понятия красоты, симметрии, элегантности, при этом именно они становятся критерием истинности научной теории. В религии также есть и личные переживания, и теоретические изыскания, все религиозные догматы являются теоретическим конструкциями. Наука, как и религия являют пути установления отношения человека к реальности, следовательно, реальность имеет отношение и к науке и к религии. Наука и религия определяют цели задачи и способы освоения всего что вокруг нас. В этом смысле они очень близки. Они претендуют на преобразование и освоение мира. В 17-м в. чел-к становится экспериментальным насильником над природой, ища в ней закономерностей и возможности использования их для покорения природы, но и религия направлена на активное творческое преобразование природы, хотя прежде всего она направлена на преобразование внутреннего духовного мира чел-ка. Идеалы и ценности. И наука, и религия - способы ценностного освоения бытья, и наука и религия ставят перед собой задачу формирования тотального мировоззрения, выдвигая мировоззренческие и методологические ориентиры. И наука и религия имеют и объективные и субъективные полюса, наука содержит субъективный фактор, а религия не столь субъективна как это иногда считается. Гносеологический базис – методологическая параллель. Схема формирования научного знания трехступенчата: От опытного знания через корпус базовых аксиом к формированию научной теории. Но и в религии также для формирования религиозного знания материал берем из мира и преломляем его через набор религиозно-нравственных убеждений, что в конечном итоге влияет на результат наших поступков. Традиция – сохранение и передача культурного наследия. И в науке и религии есть институты и их преемственность. Научное знание результат научной традиции. В религии тоже существует традиция которая сохраняет религиозный опыт. Понятия рационального и иррационального тоже являются методологическими параллелями, т.к. они характерны для науки и религии. Рациональное – то, что логично. Иррациональное – то, что не вписывается в рамки классической логики. Бытует мнение, что религия иррациональна, а наука строго рациональна, но религия только от части рациональна, а в науке тоже много иррационального (корпускулярно-волновой дуализм света – и волна, и частица, опыт Юнга и теория Столетова). Религиозные утверждения не правильно характеризовать как исключительно иррациональные догмы, религиозное содержание имеет определенный смысл т. к. они не только хранятся, но и передаются, любое религиозное знание словесно оформлено и имеет некую материю рассуждений (логику). Любая религиозная доктрина рационально оформлена все доказательства тех или иных положений рациональны. Использование руководящих парадигм. Парадигма – свойство зрелой научной дисциплины, общепринятый образец. Особенность парадигмы в том что она дает возможность из массы второстепенных деталей выделить главное и сосредоточить на нем все свое внимание. По Томасу Куну каждая наука на определенном этапе имеет дисциплинарную матрицу (парадигму). Наука видит реальность через принятую ей парадигму, меняется парадигма – меняется содержание науки, следовательно, парадигма определяет суть научной доктрины в конкретный период времени. В истории науки было несколько руководящих парадигм: Аристотелевская, птолемеевская, коперниканская, ньютоновская, эйнштейновская (современная). Они по разному объясняли картину мира его устройство и функционирование. А религия также основана на определенных парадигмах т.е. все представление о мире преломлено через призму религиозных парадигм религиозные парадигмы устойчивы и неизменны в отличие от научных. Следовательно парадигма является системообразующим фактором и для науки для религии. Телеология Платона. Телеология Платона, учение об объективной целесообразности (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + логос - учение) — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений. Так как, по Платону, над всем главенствует «идея» блага, то, это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Всякое временное и относительное существование имеет целью некое объективное бытие; будучи целью, оно есть вместе с тем благо. Это бытие и есть сущность всех вещей, подверженных генезису, их образец. Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя — как чувственные вещи — не способны его достигнуть. Так, для всех живых существ верховная цель, первоначальный и необходимый предмет их стремлений — счастье. Но счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и все делает ради блага. Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе. О нем совершенно необходимо утверждать, «что все познающее охотится за ним, стремится к нему, желая схватить его и завладеть им и не заботиться ни о чем, кроме того, что может быть достигнуто вместе с благом». Так как критерий всякого относительного блага — благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии — учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным». Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны. Телеология Платона, учение об объективной целесообразности, тесно связана с его теологией. Платон не только не скрывает, но сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма с религией, с мистикой. В «Пире», в «Пармениде», в «Федре» он утверждает, что «идеи», не полностью постижимы для нас, зато сполна и безусловно постижимы для разума бога. Божественный разум предполагает существование божественной жизни. Бог — не только существо живое, он — совершенство благ. Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно «идее» совершеннейшего живого существа. Хотя сущность мировой жизни — сам бог, но бог может быть счастлив, лишь если счастливой будет жизнь, которую он дарует миру. Ярко эта мысль выражена в «Тимее»: прекраснейшим из существ, постигаемых умом, предполагается также величайший, лучший, прекраснейший и совершеннейший из чувственных миров. Стремление к счастью вложено в нас самим богом. Хотя бог — истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое уже не истинно. С другой стороны, неистинное бытие, или «инобытие», в качестве положенного бытием самобытным, необходимо стремится утвердить себя в истинное и самобытном бытии. Поэтому человек необходимо влечется к божеству. Желая познать благо, он стремится познать бога: желая обладать благами, он стремится стать причастным сущности бога. Или, как разъясняется в «Законах», бог есть и начало, и середина, и конец всех вещей. Он — начало, так как от него все происходит; он — середина, так как он сущность всего, что имеет генезис; он — конец, так как все к нему стремится. Платон в ряде мест подчеркнул объективный характер своей телеологии. Иногда там, где Платон говорит о «благе», он приближается к грани агностицизма и даже мистицизма. «Благо» для него выше бытия и выше человеческого познания. И все же известные черты «блага» могут быть, по Платону, уловлены. Платон отождествил в известном смысле «благо» с разумом. Так как разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным. Но целесообразность есть, по Платону, соответствие вещи ее «идее». Отсюда получается, что постигнуть, в чем «благо» вещи, значит постигнуть «идею» этой вещи. В свою очередь, постигнуть «идею» — значит свести многообразие чувственных причинно обусловленных явлений «идеи» к их сверхчувственному и целесообразному единству, или к их закону. Например, чтобы ответить на вопрос, почему для земли лучше быть шаровидной (или плоской), находиться в центре мира или вне этого центра, необходимо указать разумное основание того или иного свойства. Задача объяснения мира, с этой точки зрения, состоит в том, чтобы свести все частные законы, действующие в мире, к единому, общему, а затем из этого общего вывести все частные. Таким образом, общий закон вещей оказывается общим для них «благом», а все частные законы — их частными «благами». Одна из наиболее полных характеристик высшего блага для человека дана Платоном в «Филебе». Здесь в качестве условий высшего человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе «идеи»; 2) воплощение «идеи» в действительности»; 3) наличие разума и обладание знанием; 4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями; 5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи. Чем более резкими чертами характеризовал Платон идеальную, сверхчувственную природу «эйдосов»» или «идей», тем труднее было ему объяснить, каким образом их сверхчувственная сущность может быть предметом человеческого познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.01 с.) |