Изобразительное искусство. «Передвижники» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительное искусство. «Передвижники»



Русская живопись во второй пол. XIX в, как и все остальные сферы культуры также решала вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?».

Поэтому в живописи ведущим направлением оставался критический реализм, сориентированный не только на объяснение жизни, но и её стремившийся дать ей оценку.

Ориентация искусства на социальные вопросы привела к преобладанию жанровой живописи. Ярким представителем этого направления был В.Г. Перов.

Василий Григорьевич Перов (1833 – 1882 гг.) незаконнорожденный сын тобольского прокурора барона Г.К. Криденера. Его фамилия «Перов» возникла из прозвища, которое ему дал учитель грамоты, заштатный дьячок. Перов учился в Арзамасской школе живописи и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Его творчество позволяет проследить эволюцию направления живописи от многофигурных сатирических полотен («Чаепитие в Мытищах»), к лирическим композициям, где акцент либо перенесен на общее впечатление («Проводы покойника»), либо на одну из фигур («Приезд гувернантки в купеческий дом»).

Особой известностью пользовалась картина Перова «Тройка», изображающая нелегкую жизнь детей. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в «Утопленнице» и особенно в «Последнем кабаке у заставы», где город представлен подобием тусклого земного ада, безжалостного к своим жертвам.

Обобщенно- символичны и лучшие портреты мастера, особенно портрет Достоевского.

Именно Перов положил начало первым творческим объединениям.

В 1860 году в Москве именно вокруг него сплотилась группа художников-жанристов (Мясоедов, Шервуд, Саврасов).

Второй союз художников возник в Петербурге. В 1863 году 14 выпускников Академии художеств отказались писать выпускные работы на сюжеты из скандинавского эпоса. Заявив, что в российской жизни есть более достойные сюжеты, они вышли из Академии и основали Петербургскую артель художников. Именно к ним обратились москвичи с целью объединения для просветительской и пропагандистской работы. В результате началось сотрудничество московской и петербургской группы художников. Вскоре в петербургской артели возобладали коммерческие цели. Тогда художник И.Н. Крамскойрешил выйти из неё. К нему присоединились ещё 17 человек (Ге, Мясоедов, Стасов, Шишкин, Репин и др.).

В 1870 году по предложению Г.Г. Мясоедова на основе московской группы было создано «Товарищество передвижных художественных выставок».

 Первая выставка состоялась в ноябре 1871 года в Санкт-Петербурге, затем в апреле 1872 года – в Москве. Лидером и теоретиком передвижничества оставался Крамской, а Перов возглавил московское отделение.

Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 гг.) родился в Воронежской губернии, остался без отца в 12 лет, поступил помощником к местному иконописцу, затем ретушером к фотографу. Вскоре попал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В 1863 году вышел из состава Академии, вместе с друзьями создал Артель. Когда она распалась, в 1871 году совместно с Мясоедовым организовал первую выставку передвижников. Вскоре у него умирают два сына, тяжело заболел сам художник. Во время работы над портретом он и скончался. вошёл в историю живописи как выдающийся портретист.

Широко известны его портреты крупнейших деятелей русской культуры Некрасова., Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, в которых художник создал новый идеал личности. Но главной работой Крамского считается «Портрет неизвестной» (1883 г.), где на фоне Аничкова дворца он изобразил девушку, ставшую прототипом Анны Карениной.

Темы произведений Крамского не были типичны для «Товарищества». Он почти не работал в жанре, зато часто обращался к евангельским сюжетам («Христос в пустыне»). Эту картину народники 70-х гг. воспринимали как благословение на подвиг.

Пристальный интерес к евангельской тематике в духе «нравственного христианства проявил Н.Н. Ге.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894 гг.) родился в дворянской семье (его дед был французским эмигрантом). Учился в гимназии на математическом отделении философского факультета Киевского университета, Петербургском университете и Академии художеств.

В картине «Что есть истина? Христос и Пилат», по мнению Л.Н. Толстого художник «нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире».

Портреты Ге (А.И. Герцен, Л.Н. Толстой) отмечены творческим вдохновением и психологизмом.

Ге, как и другие передвижники, по-новому трактовал исторические сюжеты – переломные моменты истории часто подавались им через психологическую драму отдельного человека («Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе»).

Бытовой жанр во многом определял характер живописи передвижников. По сравнению с жанровыми картинами первой половины века, полотна передвижников имеют более крупный формат, что отражает стремление к укрупнению изображаемых фигур, более панорамному стилю изображения. Это привело к возникновению монументальных композиций.

В этом жанре работал В.М. Максимов.

Василий Максимович Максимов (1844 – 1911 гг.) родился в крестьянской семье. Учился в Академии художеств.

Хорошо знающий жизнь села художник изобразил черты современного крестьянского быта («Бедный ужин», «Приход колдуна на сельскую свадьбу»).

Задача создания картины на современный сюжет решалась в творчестве Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и К.А. Савицкого («Встреча иконы»).

Более склонен не к сатире, а к юмору, к изображению людей разного звания, часто в трагикомических ситуациях В.Е. Маковский.

Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 гг.) родился в семье знатока искусства и коллекционера. Сестра и братья были художниками. Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством отца. Принял Советскую власть и даже написал ряд картин на революционную тематику.

Маковский создал большой цикл живописных и графических работ социальной направленности («Крах банка», «На бульваре» и др.)

Мастером однофигурных жанровых композиций был Н.А. Ярошенко.

Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898 гг.) родился в семье военного. Учился в различных военных училищах, артиллерийской академии, а затем и Академии художеств, где сблизился с передвижниками и писателями из «Отечественных записок». Много путешествовал по России и за границей.

Его портреты («Кочегар», «Курсистка» и др.) – это собирательные образы-типы, в которых художник отказывается от прямого комментария. К лучшим созданиям Ярошенко относится картина «Всюду жизнь».

Просветительская линия русской живописи воплотилась в творчестве крупнейшего баталиста В.В. Верещагина, не входившего в «Товарищество», но идейно близкого ему.

Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904 гг.) родился в дворянской семье. Закончил Петербургский Малый морской корпус и рисовальную школу. Учился в Академии художеств. Объездил практически весь свет, участвовал во всех войнах, которые вела в то время Россия. Погиб во время русско-японской войны.

Устраивая выставки своих картин в разных странах, он как бы воплощал идею передвижничества в мировом масштабе. Верещагин создал серии картин («Туркестанская», «Балканская»), где показал жестокие будни войны («Апофеоз войны», «Перед атакой. Под Плевной»).

Новая эстетика пейзажа передвижников (обращение к неброскому русскому ландшафту, внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение) свидетельствует о демократизации жанра.

Один полюс живописи представляют «героические» пейзажи И.И. Шишкина.

Иван Иванович Шишкин (1831 – 1898 гг.) родился в Елабуге Вятской губернии в семье купца. Не окончив Казанскую гимназию, поступил Московское училище живописи. В 1857 году поступил в Академию художеств.

Шишкин стал признанным мастером реалистического пейзажа («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»).

Другой полюс – лирические пейзажи представлены в творчестве А.К. Саврасова.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 гг.) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где затем преподавал. Один из учредителей Товарищества. Личная жизнь художника не сложилась, он начал пить и умер в нищете.

Поиски своего стиля привели к созданию картины «Грачи прилетели», ставшей своеобразным каноном пейзажной живописи: внешне невзрачный мотив в сочетании с радостным чувством весеннего пробуждения родной природы.

Сколь ни различны Саврасов и Шишкин, образы их искусства в равной мере рождены православным пониманием природы как творения Божьего.

Особое место занимают пейзажи А.И. Куинджи (1842 – 1910 гг.). Необычайные световые эффекты придавали его полотнам романтический характер и некоторую театральность («Березовая роща», «Ночь на Днепре»).

Тонкое слияние жанрового и пейзажного начала в творчестве художника предопределило влияние В.Д. Поленова на последующий художественный процесс.

Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927 гг.) родился в дворянской семье ахеолога Д.В. Поленова, учился в Академии художеств и на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в русско-турецкой войне как художник-корреспондент. В 1878 году примкнул к передвижникам.

Его картина «Московский дворик» оказала большое влияние на его учеников И.И. Левитана и К.А. Коровина.

Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900 гг.) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Саврасова и Поленова. С 1891 года был членом Товарищества передвижников. Из-за своего еврейского происхождения в 1892 году был вынужден уехать из Москвы.

Левитан был гениальным мастером русского пейзажа («Вечерний звон», «Март», «Березовая роща», «Золотая осень».и др.) в его творчестве рождается пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Центральной темой является тема дороги, ее влекущей вдаль силы.

 Крупнейшим художником-реалистом, наиболее ярким представителем передвижничества стал И.Е. Репин.

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 гг.) родился в Чугуеве в семье военного поселянина. Начальные художественные навыки получилв школе военных топографов. В 1863 году поступил в Петербургскую рисовальную школу И.Н. Крамского, а в 1864 году - в Академию художеств.

Репин глубоко и разносторонне отразил современную ему русскую действительность. Тончайшая психологическая выразительность, рисунок и живопись соответствовали высоким идеям, заложенным в творчестве художника («Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге» (во главе ватаги бурлаков реальный человек – поп-расстрига Канин), «Иван Грозный и сын его Иван»).

«Судья теперь мужик» - утверждал Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа.

Другой грандиозной вершиной передвижничества было творчество В.И. Сурикова, его поворот к «историческому мышлению» в живописи.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.) родился в казачьей семье в Сибири. Успешно закончил Академию художеств.

Для творчества Сурикова присущи интерес к поворотным событиям русской истории, проникновение в дух древности, особый колорит («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.).

Особое слово в искусстве сказали братья А.м. и В.М. Васнецовы.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.) родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье сельского священника. Учился в Рисовальной школе у Крамского и в Академии художеств. С 1878 года был членом Товарищества.

После поездки во Францию, Васнецов в 1878 году переехал из Петербурга в Москву, где происходит его переход в историческую живопись.

В его исторических полотнах («Поле побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Аленушка» и др.) преобладали легендарные фольклорные образы, навеянные русскими былинами и сказками.

Попыткой возрождения монументальной живописи были его росписи религиозного (Владимирский собор в Киеве) и светского (панно «Каменный век» в Историческом музее в Москве) содержания.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1865 – 1933 гг.) – брат В.М. Васнецова родился в селе Рябово Вятской губернии. Учился живописи у своего брата, а также у И.Е. Репина и В.Д. Поленова. Член «Товарищества». С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы.

А.М. Васнецов – автор эпических пейзажных полотен «Родина», «Кама» в 1890-е гг. обратился к историческому пейзажу и создал большое число архитектурных пейзажей древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало 17 века», «Красная площадь во второй половине 17 века» и др.).

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911 гг.), сын композитора А.Н. Серова, учился у И. Репина в Академии художеств. Большое воздействие на него оказала живопись старых мастеров.

В ранних произведениях («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») Серов воспевал юность и красоту. С начала 90-х гг. главным жанром его творчества стал реалистический портрет (С.М. Боткиной, З.Н. Юсуповой и т.д.).

В конце века основателем знаменитой картинной галереи, переданной в дар городу Москве (с 1918 года – Государственная Третьяковская галерея) стал прогрессивный русский художественный деятель Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 гг.). потомственный купец посвятил себя собиранию картин, главным образом передвижников. Передав галерею Москве, Третьяков оставался ее попечителем до конца жизни.

Архитектура и скульптура

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура и скульптура. Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники привели к появлению новых типов сооружений. Ими стали железнодорожные вокзалы, промышленные и торговые здания, «доходные» (многоэтажные и многоквартирные, сдаваемые в аренду) дома. Такие сооружения стали прологом к появлению новых архитектурных проектов, получивших распространение в XX веке.

Классицизм окончательно исчез ко второй половине XIX века. Ему на смену пришёл новый стиль - эклектика (от греч. – «выбирающий»).

На основе государственной идеологии с начала 60-х гг. XIX века начался поиск русского национального стиля, основанного на изучении памятников древнего русского зодчества и древней архитектуры Севера.

В результате самой распространенной разновидностью эклектики (кроме неоготики, неоренессанса и т.д.) стал неорусский (псевдорусский) стиль.

Основные тенденции развития эклектики и модерна проявились в творчестве Франца Осиповича Шехтеля (1859 – 1926 гг.). Становление стиля в работах мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому (неорусскому) и рациональному, позднее оформившемуся в конструктивизм. Примером неорусского стиля Шехтеля стал театр «Парадиз» (совместно с архитектором К.В. Терским (сейчас Театр им. Маяковского)), неоготики – особняк З.Г. Морозовой.

В неорусском стиле работали А.В. Щусев, построивший здание Казанского вокзала в Москве, и В.М. Васнецов, создавший здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке Москвы.

Типичными образцами псевдорусского стиля стали сооруженные в Москве здания Исторического музея (архитектор В. О. Шервуд) Московской городской Думы (архитектор Д.Н. Чичагов), Верхние торговые ряды на Красной площади (современный ГУМ, архитектор А.Н. Померанцев).

В Санкт-Петербурге примером этого направления стал храм Спаса-на-Крови (архитектор А.А. Парланд), созданный на месте убийства Александра II.

И только в последние годы XIX – начале XX вв. в архитектуре стал распространяться новый стиль – модерн. Этот стиль (от фр. – «новейший, современный») противопоставлял себя эклектике: его идеалом были целостность мироощущения и стилистическое единство произведений искусств. Он ярко проявит себя в начале следующего столетия.

Скульптура второй половины XIX века переживала кризис. Основным направлением в её развитии было стремление преодолеть каноны предшествующего стиля – классического монументализма и обрести черты реалистического искусства.

Известное развитие получила жанровая скульптура (Ф.Ф. Каменский, «Первый шаг», 1872 г.).

Черты эклектики проявляются в монументальной скульптуре. Ими стали натуралистическая детализация скульптурных элементов и чрезмерная патетичность.

Яркими примерами этого направления стали работы Михаила Осиповича Микешина («Тысячелетие России» в Новгороде, «Екатерина Великая» в Санкт-Петербурге), работы Александра Михайловича Опекушина (памятник Пушкину в Москве, Лермонтову в Пятигорске), Владимира Осиповича Шервуда (храм-памятник «Героям Плевны» и памятник Н.И. Пирогову в Москве).

  Иван Николаевич Шредер создал памятники мореплавателям Крузенштерну в Петербурге и Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Нахимову и Тотлебену в Севастополе.

Создавал произведения станковой скульптуры на исторические темы Марк Матвеевич Антокольский («Иван Грозный», «Пётр Первый», «Нестор-летописец»).

 

Философия и социология

 

Глубокий след в развитии философской мысли оставили труды русских философов-идеалистов В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, С.Н. Трубецкого и др.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900 гг.) – сын С.М. Соловьева. Учился в гимназии, а затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Московского университета. Одновременно был вольнослушателем Московской духовной академии. После речи против смертной казни народовольцев в 1881 году вынужден был оставить преподавательскую работу, и занялся публицистикой.

Как публицист («Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др.), проповедовал объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, боролся за свободу совести.

Осознав, что Православная церковь, обладая истиной, не осуществила ее во «внешней действительности», Соловьев сделал попытку выработать современные принципы религиозного мировоззрения. Он мечтал спасти человечество возрождением духовности, заявляя вслед за И. Кантом, что «каждый человек может быть для другого только целью, но никогда средством».

Соловьев полагал, что у России особая миссия – восстановить влияние религии на души людей.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891 гг.) родился в семье помещика. Окончил гимназию и четыре курса медицинского факультета Московского университета. Участвовал в Крымской войне. Служил дипломатом в Османской империи, пробовал себя как писатель, был цензором. В конце жизни уехал в монастырь – Оптину пустынь, где постригся в монахи.

Культурно-исторические взгляды Леонтьева сложились под влиянием Н.Я. Данилевского, который утверждал, что общество проходит три стадии развития: первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения».

На этой основе в своих трудах (сборник статей «Восток, Россия и славянство» и др.) Леонтьев обосновывал идею «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставляя ее западному «всесмешению» и «всеблаженству».

В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни он проповедовал «византизм» - твердую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сословно-иерархическое деление общества. Путем союза России с Востоком и превращения России в новый исторический центр христианского мира Леонтьев надеялся затормозить процесс «либерализации» России.

Единственным философом либерализма можно считать Б.Н.Чичерина, бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности русской либеральной философии, благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация земского движения.

На беспощадное разрушение государственного и общественного строя была направлена философия анархизма, «апостолами которой были, по иронии судьбы три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин, князь П.А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) и граф Л.Н. Толстой.

Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия. Вступив на путь религиозной мистики, он абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Он был страстным поклонником Руссо в критике культуры и воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился к науке, если она не подчиняла себя этическому началу.

В конце века начинается и возрождение революционного идеала в виде русского марксизма (Г.В. Плеханов).

 

Историческая наука

 

В области исторических знаний господствовали представители юридической (государственной) школы, начало которой положили работы С.М. Соловьёва.

«Государственники» представляли историю государства и его правовых институтов, как основу развития человеческого общества. Государство по Соловьеву носило надклассовый характер и являлось прямым отражением жизни народа. Политическим идеалом юридической школы была сильная государственная власть, способная установить буржуазный правопорядок.

Яркими представителями и фактическими основателями юридической школы были К.Д. Кавелин и Б.Н.Чичерин.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885 гг.) – историк, правовед, социолог. В 1839 году окончил Московский университет, до переезда в Петербург в 1848 году, работал на кафедре истории русского законодательства. В 1857 – 1861 гг. – профессор Петербургского университета.

Кавелин воспитывался под влиянием германской исторической школы, которая считала историю результатом не случайностей, а закономерностей, что и определило некую односторонность будущей историко-юридической школы.

 Опираясь на концепцию Гегеля, он вместе с Соловьёвым развивал идею о решающей роли государства в жизни народа: государство, как высшая форма общественного бытия завершает историю России. Этому предшествовала мирная эволюция сначала родовых, затем семейных и вотчинных отношений.

Серьёзный вклад в историографию второй половины XIX века внёс В. О. Ключевский.

Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911 гг.) – профессор, академик (с 1900 г.), ученик С.М. Соловьева. Родился в семье приходского священника. Детство прошло в жестокой нужде. В возрасте 9 лет он остался без отца, погибшего при стихийном бедствии. Преодолев собственное заикание, он с отличием окончил Пензенское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Спустя два года он оставил её и в 1861 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Лекции Соловьёва он начал слушать на первом курсе, увлекался ими, но «государственная схема» лектора его не удовлетворяла, и первоначально личного сближения не наблюдалось. По совету Ф.И. Буслаева и Соловьева защитил диссертацию на тему: «Древнерусские жития святых, как исторический источник». При этом он изучил 5000 источников.

С 1867 года начал преподавательскую работу. В 1871 – 1906 гг. он занимал кафедру русской гражданской истории в мужской Духовной академии и со следующего года начал читать лекции на Московских Высших женских курсах. В ходе подготовки общих курсов новой и русской истории у Ключевского складывалась общая концепция исторического процесса.

После смерти С.М. Соловьева в октябре 1879 года занял его место на кафедре русской истории Московского университета, где и служил в 1879 – 1911 гг. В 1887 – 1889 гг. был деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета.

В 1882 году он защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси», в которой проводил мысль о противостоянии великокняжеской (царской) власти, опирающейся на дворян, с боярством, противостоящим самодержавию (была подвергнута сомнению С.Б. Веселовским и современной историографией). Затем приступил к написанию главного труда своей жизни – 5-томного «Курса русской истории» (довёл до 1864 г.).

В соответствие с его взглядами исторический прогресс зависит от трёх факторов: природы страны, общества (где классы выступали как «общественные элементы») и личности (индивидуальности) человека. Большое значение он придавал колонизации и социально-экономическим факторам, что было новым шагом в историографии.

  Таким образом, курс Ключевского – единственная в дореволюционной историографии попытка социологически проследить процесс исторического развития России через социально-экономическую, общественную и культурную жизнь.

И.Д. Беляев (1810 – 1873)– автор трудов по истории русского крестьянства, права, военного дела, летописания. Собрал коллекцию древнерусских рукописей. Вместе с одесским историком Леонтовичем разработал в пику Соловьёву вопрос об общинном начале русской истории, а не родовом. Община, по их мнению, основывалась уже не столько на родовых началах, сколько на территориальных.

К.Н. Бестужев-Рюмин К.Н. (1829 – 1897 гг.)– профессор МУ, академик Петербургской академии наук (1890 г.). В 1860-1870-ых гг. стоял во главе петербургской исторической школы. Разработал «Биографии и характеристики», двухтомную «Русскую историю» с очень ценным введением об источниках и историографии по русской истории.

Развитие науки и техники

 

Во второй половине XIX века успехи были достигнуты в прикладных науках, опирающихся на экспериментальные наблюдения.

Математик Пафнутий Львович Чебышёв (1821 – 1894 гг.), основатель петербургской научной школы, сделал ряд открытий в теории чисел и теории вероятности. Он создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов и сконструировал первый математический механизм под названием арифмометр.

 К его математической школе принадлежит Александр Михайлович Ляпунов, известный вкладом в развитие теории вероятности и дифференциальных уравнений. Он создал современную строгую теорию устойчивости равновесия и движения механических систем.

Важные работы по теории дифференциальных уравнений принадлежат первой в мире женщине-профессору Софье Васильевне Ковалевской (урожд. Круковской) (1850 – 1891 гг.). Дворянка, дочь генерала, получила высшее образование за границей (для чего вступила в фиктивный брак с Владимиром Ковалевским), где стала свидетельницей Парижской коммуны (1871 г.). За работы о вращении твёрдых тел вокруг неподвижной точки получила премии Парижской и Шведской академии наук. С 1883 года она работала профессором математики в Стокгольмском университете, а в 1889 году стала первой женщиной, которая получила звание члена-корреспондента Петербургской академии наук.

Физик Александр Григорьевич Столетов (1839 – 1886 гг.) в 1876 году заложил основы электромагнитной теории света. Исследования фотоэффекта принесли ему мировую известность.

Александр Степанович Попов (1859 – 1905 гг.) 25 апреля (5 мая) 1895 года прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал свой первый в мире радиоприемник-передатчик. Правда, итальянец Маркони опередил Попова и запатентовал своё радио в 1896 году, а уже на следующий год оповестил ученый мир о своём открытии. 12 марта 1896 года Попов передал по своему аппарату первую в мире радиограмму из одного слова «Герц». А уже в 1901 году были проведены опыты телеграфирования на расстояние 70 миль (112 км)между судами Черноморского флота.

За свои труды Попов получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Крупный физик второй половины XIX века В.Г. Шухов был назван «господином-фабрикой» за то, что заменял работу нескольких научных коллективов. Он занимался проблемами крекинга нефти. Ему принадлежат идеи создания нефтяных насосов, качающих нефть с глубины 2 –3 км, нефтепроводов, нефтеналивных барж. Это тем более интересно, зная, что в то время в 1890 году из нефтепродуктов применяли только керосин, бензин продавали только в аптеках, как пятновыводитель, а мазут вообще выливали. Ему же принадлежат идеи создания висячих металлических перекрытий, ангаров и колонов. В 1874 году в России был введен в строй первый асфальтовый завод.

Значительных успехов достигла физика в разделе электричества и электротехники.

Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894 гг.) в 1876 году создал первую дуговую электрическую свечу (лампочку).

В 1872 году Александр Николаевич Лодыгин (1847 – 1923 гг.) изобрёл электролампу с угольным стержнем. Позднее его заменят вольфрамовую нить. Уже на следующий год Лодыгин подобными лампочками осветил целую улицу в Санкт-Петербурге. А в 1881 году в России была построена первая электрическая станция. Лодыгину же принадлежит первый проект вертолета.

Русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862– 1919 гг.)решил проблему, над которой бились электротехники многих стран, - проблему передачи электроэнергии по проводам, разработав знаменитую схему трёхфазного тока и создав все элементы трёхфазных цепей переменного тока. В 1891 году на Всемирной выставке во Франкфурте-на-Майне он продемонстрировал передачу электроэнергии на 170 км.

Физик-инженер Николай Николаевич Бенардос (1842 – 1905 гг.) стал автором дуговой электросварки и многих других идей (контактной сварки), применяемых в быту: консервные банки, аккумуляторы, винтовые пробки, цифрового замка.

Уральский учёный Николай Гаврилович Славянов (1854 – 1897 гг.) усовершенствовал метод дуговой электросварки. Он смог соединить, сварив металлы, которые раньше никто не мог сварить (никель, медь, чугун, сталь и бронзу). В 1893 году он продемонстрировал т.н. «славяновский стакан» (сварка под шлакообразующим покрытием) на Чикагской всемирной электротехнической выставке, за что был награжден Большой золотой медалью. В своих работах Славянов впервые использовал держатель для электросварки, который был изобретен в 1869 году жителем Перми Евграфием Тупицыным.

Многие проекты попытался воплотить в жизнь морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 – 1890 гг.). В 1881 году он сконструировал первый в мире самолет, однако, испытание закончилось неудачно (братья Райт только в 1903 году взлетели в воздух, продержавшись там 59 секунд).

Основоположником современной аэродинамики считается Николай Егорович Жуковский (1847 – 1921 гг.). Он с 1855 года преподавал в Московском университете, где начал строить аэродинамическую трубу закрытого типа (завершенную в 1902 году). В 1904 году под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. Жуковский вел работу по подготовке кадровых летчиков. Был назван «отцом русской авиации».

Скромный учитель физики Калужской гимназии Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) опубликовал первую печатную работу о дирижабле, а с 1896 года начал упорно заниматься теорией движения реактивных аппаратов. Его считают «отцом освоения космоса».

В 1888 году механик Фёдор Блинов изобрел гусеничный трактор.

Основы современной органической химии были заложены ректором Казанского университета Александром Михайловичем Бутлеровым (1826 – 1886 гг.)В 1861 году он сформулировал основные положения теории химического строения вещества. Он первым объяснил явление изомерии.

Большой вклад в развитие науки удалось сделать в 1869 году Дмитрию Ивановичу Менделееву (1834 – 1907 гг.), который открыл периодический закон химических элементов. Находясь на разных должностях, он разрабатывал вопросы метрологии, проблемы судоходства по Северному морскому пути, орошение почв в низовьях Волги, привлечение иностранного капитала. Менделеев заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрёл вид бездымного пороха.

 Известный композитор А.П. Бородин, член «могучей кучки», по основной специальности был химиком. Он автор более 40 научных работ по химии, в 1872 году открыл альдольную конденсацию.

Учёный-химик В.В. Марковников был одним из основателей Русского химического общества. В 1865 году он открыл изомерию жирных кислот.

В.В. Докучаев положил начало российскому почвоведению. В 1889 году в Париже он продемонстрировал коллекцию русских почв, за что был удостоен золотой медали. Докучаев же создал первый научный план борьбы с засухой.

Владимир Онуфриевич Ковалевский (муж С.В. Ковалевской) – основоположник эволюционной палеонтологии, работы которого высоко оценивал Чарльз Дарвин.

Блестящих успехов добились российские физиологи, создавшие собственную научную школу. Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905 гг.) создал учение о рефлексах головного мозга, за что в 1904 году его избрали почётным членом Академии наук России.

Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920 гг.). Он раскрыл энергетические закономерности фотосинтеза.

Работу в том же направлении продолжил Иван Петрович Павлов (1849 –1936 гг.), который доказал, что условный рефлекс - это форма приспособления организма к окружающей среде. В 1904 году за свою работу он был удостоен Нобелевской премии.

Работы Ильи Ильича Мечникова (1845 – 1916 гг.) заложили основы новой науки - сравнительной эмбриологии. В 1882 году он открыл явление фагоцитоза. Он же построил первую в России бактериологическую станцию, на которой совершенствовал методы предохранения людей от инфекций.

Врач-терапевт С.П. Боткин доказал инфекционное происхождение многих болезней и был организатором эпидемиологического общества. По его инициативе в Санкт-Петербурге стали проводить бесплатное медицинское обслуживание беднейшей части населения.

Больших успехов добилась география.

Николай Михайлович Пржевальский (1839 – 1888 гг.) в 1870 – 1885 гг. совершил четыре экспедиции по изучению Центральной и Средней Азии. Он открыл целый ряд неизвестных горных хребтов и озёр, первым дал научное описание дикой лошади, дикого верблюда и тибетского медведя. Он привез гербарий, который насчитывал 10 тыс. экземпляров, из них 218 новых видов.

Центральную Азию с геологической точки зрения изучил Петр Петрович Семенов, получивший прозвище Тян-Шаньский (1827 – 1914 гг.). Он, возглавляя Русское географическое общество, был организатором переписи населения 1897 года.

В 1869 году по разрешению Русского географического общества для антропологических и этнографических исследований на побережье Новой Гвинеи выехал Николай Иванович Миклухо-Маклай (1846 – 1888 гг.). Почти три года он прожил среди папуасов, занимаясь научно-исследовательской работой. В 1881 году он разработал проект создания независимого Папуасского союза, тем самым пытаяс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.129 с.)