Идейная борьба в литературе и искусстве. Критический реализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идейная борьба в литературе и искусстве. Критический реализм



 

Русская литература второй половины XIX века была одной из самых философских и социальных в сравнении с европейскими направлениями художественного творчества.

В ней в художественных образах отразились все направления русской социологии, философии и общественно-политической мысли. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» – писал Герцен.

Основным художественным направлением, тесно связанным с идейными исканиями русской интеллигенции, стал критический реализм, длякоторого характерно:

 - особое внимание к отражению реальной жизни через её критическое восприятие;

- интерес к жизни «простого человека»;

- наличие «духа обличительства»;

- поиск средств борьбы с социальными пороками.

Ярким примером литературы критического реализма стали произведения Ф.М. Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881 гг.) родился в семье врача. Получил домашнее образование, учился в пансионе и Главном инженерном училище в Петербурге. Прослужив в армии меньше года, уволился в чине поручика летом 1844 года. Полностью переключился на литературную деятельность, занимаясь переводом. В 1847 году вступил в кружок петрашевцев и в 1849 году был арестован. После 8 месяцев пребывания в Петропавловской крепости, был приговорен к расстрелу, замененному 4 годами каторги с последующей отдачей в солдаты. Отсидев и отслужив, в 1859 году в чине прапорщика вышел в отставку и переехал в Тверь, а затем в Петербург, где и развивает бурную литературную деятельность.

 Осуществляя проповедническо - учительскую миссию, в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы» Достоевский изображал мир человеческих страданий.

Мастер психологического анализа показывал, как подавление достоинства человека, его гордости и самоуважения разрушают его душу и раздваивают сознание. С одной стороны, человек ощущает свое ничтожество, а с другой - необходимость самоутверждения, пусть даже ценой преступления. Нравственной опорой в такие минуты для человека, по мнению Достоевского, являлась вера в Бога.

Именно такой жанр психологического романа Достоевского раскрыл для Запада всю глубину и величие русской литературы.

Вторая половина XIX века стала расцветом творчества Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) родился в знатной дворянской семье. Учился в Казанском университете на восточном и юридическом факультетах. Воевал на Кавказе, участвовал в Крымской войне. После отставки в 1856 году он активно занялся просветительской деятельностью. В 1859 году в Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей, затем помог открыть ещё более 20 школ. В 70-е гг. испытывал глубокий духовный кризис, приведший к перемене его мировоззрения. Умер на маленькой станции Астапово осенью 1910 года, сбежав из Ясной Поляны.

Романы Толстого «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), «Воскресенье» (1889 – 1899 гг.) раскрывали психологические особенности русской души и нередко противопоставляли мораль и нравы высшего света народным идеалам.

В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина критический реализм приобрёл гротесковый характер.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889 гг.) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых. Окончил Царскосельский лицей, участвовал в кружке петрашевцев. За повести «Противоречия» и «Запутанное дело», где проводил мысль о необходимости преобразования общественного строя, был сослан в Вятку (1848-1855 гг.). Вернувшись из ссылки, опубликовал «Губернские очерки», которые принесли ему известность. После недолгого пребывания на государственной службе, в 1868 году вышел в отставку и стал одним из редакторов «Отечественных записок».

 Очень страшной и очень смешной предстает Россия в таких произведениях Щедрина, как «Сказки» (1882 – 1886 гг.), «История одного города» (1869 – 1870 гг.), «Господа Головлёвы» (1875 – 1880 гг.).

Здесь автор использовал такой приём, как гротеск, то есть доведение до крайности человеческих слабостей или отрицательных черт.

Продолжая духовные искания Пушкина и Лермонтова, русская литература второй половины XIX века постаралась дать обобщенный портрет героя своего времени.

Одному из лучших романистов И.А. Гончарову (1812 – 1891 гг.) была присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая ему создать такой «всероссийский тип», как Обломов («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»).

Яркими образами «новых людей» были насыщены произведения И.С. Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883 гг.) родился в дворянской семье в имении Спасское-Лутовиново в Орловской губернии. Учился в частном пансионе, Московском и Петербургском университетах. За публикацию запрещенной статьи о Гоголе был сослан в родовое имение.

В своих статьях и очерках («Записки охотника») Тургенев отстаивал общественные и эстетические принципы реализма. В пореформенное время он написал ряд романов, описывающих идейные искания и психологию русского общества («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»).

В произведениях Тургенева, а также Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева авторы с тревогой отмечали, как процесс разрушения старого общества становился у «новых людей» самоцелью. В сознании таких героев происходило размывание нравственных понятий. Ставя себя выше Бога, они присваивали право распоряжаться жизнью и смертью людей.

В романе «Бесы» Достоевский, взволнованный появлением таких людей, писал, что они никогда не смогут построить справедливое общество, ибо политика вне морали несет лишь разрушение.

Литература критического реализма одновременно воспевала простого человека. Тема народной жизни занимала ведущее место в творчестве Н.А. Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878 гг.) родился в семье мелкопоместного помещика (родовое село Грешнево Ярославской губернии). Окончил ярославскую гимназию, несколько раз безуспешно пытался поступить в Петербургский университет. Вел жизнь столичного бедняка. В 1841 году познакомился с Белинским и начал активную литературную деятельность. Последние годы жизни были омрачены тяжелой болезнью. Его похороны носили характер политической демонстрации.

Широкую известность приобрели его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1867 г), «Русские женщины» (1872 г.). Здесь душевность чувств, отношений между простыми людьми переплелись с горестью их жизни. И всё же главной мыслью его произведений была вера в силу народа.

Видным поэтом-лириком был А.А. Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892 гг.) родился неподалеку от Мценска Орловской губернии в семье богатого помещика А.Н. Шеншина. Поскольку тот состоял в гражданском браке с лютеранкой, сын был признан внебрачным и стал носить фамилию матери «Фет». До 14 лет учился дома, затем в частном пансионе. В 1837 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. До 1858 года служил в армии, затем вышел в отставку.

В 1850 году вышел сборник стихов Фета, сделавший его известным. Его поэзия, пронизанная глубоким лиризмом, была очень популярна в конце века.

С конца 70-х г. XIX века началась литературная деятельность А.П. Чехова.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904 гг.) родился в Таганроге в семье владельца бакалейной лавки. Окончил гимназию и медицинский факультет Московского университета.

Чехов стремился показать человека таким, каков он есть, лишь с некоторой долей юмора. Он пользовался громкой славой драматурга («Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), в своих пьесах поднимая острую проблему жизни уходящего прошлого дворянского сословия.

1880-ые гг. не оставили в истории русского классического романа что-либо значительное. Наступил неблагоприятный период для создания больших произведений (за исключением ряда романов, в частности: «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка).

 

Театр и драматургия

Вторая половина века стала переломной для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов: А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого, И.С. Тургенева и др.

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886 гг.) родился в Москве. Окончил Первую московскую гимназию, два года учился в университете на юридическом факультете, служил в Московском совестном и коммерческом судах. С юности увлекся театром. Литературную известность ему принесла комедия «Банкрот» («Свои люди – сочтемся»)(1849 г.).

Пьесы Островского «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница» и др., написанные в реалистическом духе оказали огромное влияние на утверждение реализма на русской сцене. 

Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции русской актерской школы – Малый в Москве (актеры М.П. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский и др.), и Александринский в Петербурге (М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов и др.)

Константин Андреевич Варламов (1849 – 1915 гг.) – сын композитора Варламова. Участвовал в любительских спектаклях, работал в провинции. С 1875 года - в труппе Александринки. Всеобщее признание получил как актер водевиля. В числе лучших ролей: Вараввин («Дело» Сухово-Кобылина) и Большов («Свои люди – сочтемся» Островского).

Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928 гг.) – дочь суфлера Малого театра. Окончила Московское театрально училище. С 1871 года в труппе Малого. Прославилась ролями в драмах Островского. Народная артистка республики (1920 г.) и Герой Труда (1924 г.).

  

Музыкальная культура

Пропаганду классической музыки взяло на себя Русское музыкальное общество, основанное в 1859 году. Инициаторами его создания были известный композитор Антон Григорьевич Рубинштейн (написавший 16 опер, в том числе «Дмитрий Донской», «Демон», балет «Виноградная лоза»), его брат пианист, дирижёр и известный русский юрист Николай Рубинштейн и театральный и музыкальный критик Д.В. Стасов.

 С их участием были созданы и первые консерватории в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

В 1880-ые гг. возникли первые филармонии, активизировался интерес к хоровому пению.

Символом расцвета русского музыкального искусства во второй половине XIX века была деятельность пяти выдающихся композиторов (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков и М.П. Мусоргский), которых критик Стасов назвал «Балакиревским кружком», «Новой русской музыкальной школой» или «могучей кучкой».

Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами деятельности «кучкистов были реализм и народность. Велик их вклад в развитие камерной и симфонической музыки, национальной оперы.

Руководителем кружка был М.А. Балакирев.

Милий Алексеевич Балакирев  (1836 – 1910 гг.) получил домашнее образование. Учился на математическом факультете Московского университета.. переселившись в Петербург, познакомился в 1855 году с Глинкой и Даргомыжским, выступая как пианист. Был одним из основателей бесплатной музыкальной школы и работал в ней и в Русском музыкальном обществе дирижером.

Основой его творчества была инструментальная музыка (симфония с фортепиано) и романсы. Его интересовал как русский фольклор («Увертюра на тему трех русских песен»), так и творчество других народов, особенно Востока (симфоническая поэма «Тамара»).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908 гг.) по семейной традиции в 12 лет был определен в Морской корпус в Петербурге. В 1861 году установил связи с членами будущего кружка и определил свое творческое кредо.

Римский-Корсаков оставил огромное творческое наследие: 15 опер (в т.ч. «Майская ночь», «Снегурочка», опера-былина «Садко», опера-сказка «Сказка о царе Салтане»), 3 симфонии, романсы, оркестровые произведения.

Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918 гг.) окончил Главное инженерное училище и Военно-инженерную академию, где преподавал фортификацию. Генерал. После знакомства с Балакиревым и Даргомыжским серьезно занялся музыкой.

Кюи – автор опер («Кавказский пленник»), детских опер («Иванушка-дурачок»), сюит для оркестра.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887 гг.) окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, став профессором химии и академиком медицины. Примкнул к «Могучей кучке».

Бородин – автор эпической оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других симфонических произведений.

Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881 гг.) учился в петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, служил в Преображенском полку. После знакомства с Балакиревым решил посвятить себя музыке.

Многие находки Мусоргского были восприняты и развиты только в ХХ веке. По правдивости и глубине воплощения индивидуальных образов и народных масс, новизне музыкально-выразительных средств его «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют равных в мировой музыке.

Крупнейшим явлением в музыке XIX века стало творчество ученика А.Г. Рубинштейна П.И. Чайковского.

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг.)родился в заводском поселке Воткинске в семье горного инженера. После окончания Училища правоведения в Петербурге, служил в министерстве юстиции. Тогда и проявляется его влечение к музыке и в 1862 году он поступает в Петербургскую консерваторию. По ее окончании был приглашен преподавать в консерваторию в Москве.

Чайковский – непревзойденный симфонист (6 симфоний), реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), создатель новый тип оперы, опирающейся на национальную и мировую литературу («Евгений Онегин» и др.)

В конце 80-х гг. XIX века расцветает творчество композиторов нового поколения, прославивших начало XX века – С.И. Танеева, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина.

Мировую славу нашему искусству принесли Русские концерты на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

С гастролями в Россию приезжали композиторы и музыканты Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Иоганн Штраус и Рихард Вагнер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.02 с.)