Культурные процессы в первой половине века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные процессы в первой половине века



Предпосылками развития культуры в XIX веке стало разложение феодальных отношений со второй половины XVIII века и кризис феодализма в 30-40 гг. XIX века.

В условиях развития торговли и начала промышленного переворота буржуазия стала заметной социальной силой с новыми реальными потребностями. В результате, активно реформируется система народного образования и просвещения.

Особое влияние на духовную сторону жизни общества оказал патриотический подъем 1812 года. Он привел к росту национального самосознания.

Складывание великорусской нации в условиях развития буржуазных отношений ускорил формирование не только единого рынка, но и осознания единства российской культуры и взаимообогащения с мировой.

Дополнительное влияние на формирование новой идеологии оказало движение декабристов и оформление новой национально-государственной идеи - «православие, самодержавие, народность».

Таким образом, для первой половины века характерны следующие культурные процессы:

1) основными деятелями культуры были представители дворянской интеллигенции;

2) наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели дворяне;

3) основная масса населения не имела доступа к высоким культурным ценностям;

4) огромное влияние на развитие культуры оказали идеи Просвещения;

5) начало демократизации культуры (появление деятелей культуры из непривилегированных сословий, изменение тематики в сторону изображения жизни простого народа, ориентация на широкий круг читателей).

Первая половина XIX в. получила название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Причины данного феномена:

1) тесное общение и взаимодействие русской культуры с культурами других стран и народов;

2) подъем патриотизма и рост общенационального самосознания после Отечественной войны 1812 года;

3) специализация различных сфер культурной деятельности (особенно в науке);

4) усложнение культурного процесса, т.е. большое взаимовлияние различных областей культуры (например, драматургии и музыки) и использование новейших научно-технических достижений.

Отличительными чертами культуры первой половины XIX в. стали:

- стремительная смена художественных стилей и направлений;

- тесная связь литературы со всеми видами искусства;

- демократизация и интеграция русской и мировой культур.

 

Политика самодержавия в области просвещения и культуры. Народное образование

 

Отвечая потребностям эпохи, Александр I принял решение о создании новой системы образования, основанной на бессословности, бесплатности на низших ступенях, преемственности учебных программ.

  В 1802 году  было создано министерства народного просвещения.

  В 1803 году начата реформа образования - издано «Положение об устройстве учебных заведений», согласно которому:

- вся страна была поделена на 6 учебных округов (с центрами – университетами);

- попечители, которые стояли во главе округов, вели общий надзор за учебными заведениями;

- из общей системы образования выделялось церковное, состоящее из трех ступеней: духовные училища—семинарии—академии (всего было 4 академии: в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани);

- светская система образования состояла из четырех ступеней:

начальные 1-классные приходские училища для низших слоев населения,

2-хклассные уездные училища для горожан и купцов,

4-хклассные губернские гимназии (средние) в губернских городах,

университеты (высшие) для дворян.

 В 1804 году был принят университетский устав, в соответствии с которым:

- университеты были поставлены во главе учебных округов и должны были обеспечивать учебные заведения округа учебными планами, кадрами учителей. Кроме этого они подготавливали специалистов-медиков и чиновников для гражданской службы;

- была введена широкая автономия: во главе университета стоял учёный совет, высшая губернская администрация не могла вмешиваться в дела ВУЗа. Университетские советы принимали учебные планы, обладали административно-судебным суверенитетом; выбирали ректора, деканов, профессуру.

Помимо Московского университета (1755 г.) в 1802 году был открыт Дерптский (или Немецкий), в 1803 – Виленский (или Польский), в 1804 – Казанский и Харьковский, в 1819 – Петербургский, в 1834 – Киевский университеты.

В тоже время открылся ряд закрытых (сословных) учебных заведений. Образование в них приравнивалось к университетскому. К учащимся применялось нормативное воспитание, направленное на приведение учеников к определенным правилам поведения. Это были Демидовский лицей (1805 г.) в Ярославле, Царскосельский лицей (1811 г., в 1844 г. переименованный в Александровский и переведённый в Санкт-Петербург), Ришельевский лицей в Одессе (1817 г.).

Всего в 1812 году в России было около 100 вузов (в т. ч. 5 университетов), 47 гимназий и 900 уездных и приходских училищ.

В то же время победа над буржуазной Францией изменила отношение Александра Первого к содержанию просвещения.

В эпоху «аракчеевщины» с 1814 года стали создавать «библейские общества», которые ставили главной своей задачей перевод и распространение библий. В образование стало внедряться мысль о приоритете духовных (религиозных) знаний над техническими. Главой «библейского общества» был обер-прокурор Синода, князь Голицын.

В 1816 году он был назначен на пост министра просвещения, а в 1817 министерство было объединено с Синодом и переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения. По меткому выражению Карамзина оно превратилось в «министерство затемнения».

Вскоре начались гонения на неблагонадежных педагогов. «Дело о петербургской и казанской профессуре» продолжалось всю первую половину 20-х гг. XIX века (прекращено императором в 1827 году). Попечители Казанского и Петербургского учебных округов подвергли разгрому университеты. Прошли массовые увольнения профессоров. Профессоров-иностранцев высылали за границу, студентов заставляли маршировать, хором петь молитвы и т.д.

Из учебных планов исключались философия и политэкономия. С 1819 года учреждались богословские кафедры и только с 1824 года, в условиях всеобщего опасения тайных масонских организаций, «библейские общества» стали закрываться.

Восстание декабристов подтолкнуло нового императора к необходимости реформирования просвещения. Однако, оно было направлено на ужесточение контроля над воспитанием и образованием юношества со стороны государства, введение сословности и платности образования.

 В1826 году был создан комитет по устройству учебных заведений, главной целью которого была выработка единых принципов образования.

 В 1827 году вышел рескрипт, запрещавший принимать детей крепостных в гимназии и университеты.

 В 1828 году был утвержден устав низших и средних училищ, реорганизованных по сословному принципу:

1) одноклассные приходские училища принимали только детей низших сословий (в них изучали простейшие арифметические действия, чтение, письмо и Закон Божий;

2) в уездные (3 класса) училища поступали только дети мещан и купцов (изучали начала геометрии, географии и истории);

3) гимназии (7 классов) для детей дворян и чиновников готовили к университету.

 Крестьянских детей ни в уездные училища, ни в гимназии, ни в университеты не принимали. Преемственность программ отсутствовала.

 В 1835 году  вышло «Положение об учебных округах», по которому учебные округа изымались из подчинения университетов и переходили под контроль министерства. Попечителем назначался генерал-губернатор, а из учебных программ исключались логика, статистика, урезались часы математики.

  В том же году введен новый университетский устав, ограничивающий их автономию (были ликвидированы университетские суды; вводилась должность инспектора для наблюдения за студентами; попечитель округа стал решать все основные вопросы университетской жизни; выборные должности стали утверждаться в министерстве.)

В то же время университет оставался всесословным, хотя высокая плата и требования для низов представлять «увольнительные» от соответствующего сословного органа власти значительно ограничивали число абитуриентов. Сохранялись и половые ограничения среди студентов (стоматологами до 1829 года могли быть только мужчины).

В 1848 году количество студентов в каждом университете ограничено до 300 человек, лекции профессоров печатались только с разрешения попечителей, служащим Министерства просвещения запрещено ездить в загранкомандировки.

В 1852 году было запрещено приглашать иностранных профессоров.

В то же время начавшийся промышленный переворот способствовал росту числа учебных заведений в целом. При Николае I открылось большое количество гимназий и вузов (Технологический институт (1828 г.), Императорская военная академия (1832 г.), Высшее императорское училище правоведения (открыто на средства племянника императора принца Петра Ольденбургского в 1835 году), Земледельческий и Строительный институты, Лазаревский (по имени основателя) институт восточных языков, Московское ремесленное училище и Архитектурное училище (1830 г.)). Было создано большое количество частных школ, хотя в николаевские времена даже домашние учителя считались государственными служащими.

Периодическая печать. Книгоиздание

В начале века ведущую роль в издательском деле играли казённые типографии (в 1813 году их было 55) под контролем Министерства народного просвещения.

Только с 1830-1840-ых гг. начался рост частных типографий. Первую открыл петербургский книготорговец В.А. Плавильщиков.

Наиболее известным стало издательство Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). С 13 лет он пошел в книжную торговлю и служил у Плавильщикова, а после его смерти получил в наследство книжный магазин, библиотеку и типографию. Смирдин перенес торговлю из Гостиного двора на Невский проспект и пригласил на открытие магазина всех известных писателей и поэтов того времени: И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и др. Каждый из них подарил по одному своему произведению в альманах, получивший название «Новоселье».

В 1834 году Смирдин основал «Библиотеку для чтения», которая положила начало т.н. «толстым» журналам. Одновременно он печатал сочинения большинства современных писателей. Сначала дела шли успешно, но потом Смирдин разорился.

 В середине века в России издавалось около 2 тыс.книг (в 3,5 раза больше, чем в начале века).

С XVIII века в стране издавались только «Санкт-Петербургские ведомости». Но в начале XIX века появились новые, в т.ч. и частные газеты. Самой крупной из них была «Северная пчела» (редактор Ф.Ф. Булгарин), издаваемая с 1825 по 1865 гг. Газета придерживалась охранительно-монархического направления и была единственной в России частной газетой, которой позволялось перепечатывать политическую правительственную информацию.

В 1830-1831 гг. выходила «Литературная газета» (редакторы: сначала А.А. Дельвиг, затем О.М. Сомов). С газетой сотрудничали Пушкин, П.А. Вяземский. Печатались переводы зарубежных авторов.

В 1837 году был издан указ правительства об издании «Губернских ведомостей», выходивших к 1851 году в 44 губерниях.

Первым общественно-политическим журналом стал издававшийся в 1802-1830 гг. «Вестник Европы» (редактор Н.М. Карамзин), занимавший консервативные позиции.

С 1812 по 1852 гг. выходил исторический и политический журнал «Сын Отечества» (редактор Н.И. Греч), публиковавший в годы войны патриотические воззвания, а позже – литературно-критические статьи будущих декабристов и басни Крылова.

В 1836 году Пушкин основал журнал «Современник», который после его смерти издавался группой его друзей (Жуковский, П.А. Плетнев). В 1846 году права издания перешли к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Журнал, пропагандировавший революционно-демократические идеи, просуществовал до 1866 года.

«Отечественные записки» (1839-1884), основанный А.А. Краевским (в 1839-1846 гг. отделом критики руководил Белинский), с 1868 года (редактором стал Некрасов) продолжил традиции «Современника».

Несмотря на действие «чугунного» цензурного устава, передовые журналы боролись с охранительным направлением в литературе.

В 1814 году в Петербурге открыта первая публичная библиотека, ставшая впоследствии национальным книгохранилищем. В то время ее богатейшее книжное собрание было недоступно массовому читателю.

В первой половине XIX века в ряде губернских городов на добровольные пожертвования открывались публичные библиотеки. В середине века в стране насчитывалось 39 публичных библиотек (в т.ч. открытую в Вятке по инициативе Герцена в 1837 году).

Русская художественная литература. Смена литературных направлений. Утверждение реализма

 

В первой половине XIX века литература и искусство вступили в эпоху своего расцвета – «золотого века»:

- отразились сложные общественно-политические процессы того времени;

- существовали различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противоборствующие течения;

- утверждаются принципы русской литературы: народность, гуманизм, гражданственность, поиски социальной справедливости.

Важным фактором общественно-культурной жизни первых десятилетий, отражающих процесс формирования нации, стал вопрос о судьбах русского языка. В основе лежало сближение книжного и разговорного языка, преодоление средневекового билингвизма, которое могло пойти двумя путями.

С одной стороны писатели-сентименталисты во главе с Карамзиным выступали за привлечение в язык иностранных слов, исключения «грубых» и устаревших выражений. Их противники во главе с А.С. Шишковым выступали против использования иностранных слов и вводили неологизмы, производные от русских корней (оратор – краснослов, аристократия – вельможедержавие, галоши – мокроступы).

Научным центром изучения русского языка оставалась Российская академия, созданная в 1783 г. (в 1841 г. преобразована во 2-ое Отделение Академии наук, затем – Отделение русского языка и словесности).

Напряженность литературного процесса отразилась в стремительной смене художественных направлений.

Если на рубеже веков классицизм уступил место сентиментализму, то в начале века, особенно после войны 1812 года, уже на смену сентиментализму пришел романтизм. В его основе лежало противопоставление бурным событиям реальной жизни идеального романтического образа. Некоторые события реальной жизни получали своеобразную героическую окраску, и на этом фоне изображался идеализированный образ героя.

Жуковский, основоположник этого течения в русской литературе, видел главную задачу автора в воспитании человека, пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана»). Получив сначала известность, как сентименталист, он уже в начале XIX в. пишет романтические песни, а в 1812 году создает патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов». Оно стало началом нового этапа в творчестве поэта и дало начало романтизму. По существу, именно поэты-романтики познакомили русского читателя с переводами Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте (Жуковский, Гнедич, Струговщиков).

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 гг.) – внебрачный сын помещика А.И. Бунина и пленной турчанки. Получил фамилию крепостного и потому избежал участи незаконнорожденного. В 1800 году закончил Благородный пансион при Московском университете с серебряной медалью. С 1802 года занялся литературой, был последователем Карамзина. Получив известность, как сентименталист, он перешёл к романтизму. В 1812 году был в ополчении. С 1815 года стал придворным чтецом императрицы, а в 1826 – 1841 гг. – воспитателем будущего императора Александра II. В своих балладах Жуковский воссоздал мир поверий, мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности («салонный» романтизм). В.Г. Белинский назвал его «литературным Колумбом Руси, открывшем ей Америку романтизма в поэзии», а его воздействие на публику «безмерно велико и безмерно благодетельно».

Представителем гражданского («героического») романтизма и учеником Жуковского был Кондратий Федорович Рылеев ( 1795 – 1826). Он осуждал своего учителя за мистицизм, «мечтательность, неопределенность и какую-то туманность». В своих произведениях («Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко») он показывал пример беззаветного служения Отечеству, готовность пожертвовать жизнью.

Не чужд романтизму был и ранний Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг., родовое село Михайловское в Псковской губернии) – «Руслан и Людмила», 1817 – 1820 гг., «Кавказский пленник», 1820 – 1821 гг.

Как романтик начинал и Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841 гг., родовое имение Тарханы в Пензенской губернии) – «Демон», «Мцыри», 1839 гг.

В то же время романтизм заложил основы исторического романа. Огромной популярностью пользовались романы А.А. Бестужева-Марлинского, И.И. Лажечникова.

Но уже с середины 1830-ых гг. в литературе утвердился реализм, для которого характерны:

- правдивое отображение действительности во всем многообразии;

- внимание к простому человеку;

- обнажение отрицательных явлений жизни;

- глубокие раздумья о судьбах страны и народа.

Наиболее ярко основные черты нового направления проявились в творчестве Пушкина  («Борис Годунов», 1825 г.; «Евгений Онегин», 1823 – 1831 гг.; «Капитанская дочка», «Дубровский». 1832 г.). Именно поэма «Евгений Онегин» стала началом реализма, заключающегося в изображении жизненной действительности, в раскрытии взаимоотношений между людьми.

В этом же направлении работали: Лермонтов («Бородино»,1837 г.; «Герой нашего времени, 1838 – 1840 гг.; «Родина», 1841 г.), Ф.И. Тютчев (1803 – 1873 гг. родовое имение Овстуг Орловской губернии), Н.В. Гоголь (1809 – 1852 гг.), («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 г., «Шинель», 1836 – 1842 гг.; «Мёртвые души», 1-ый том в 1842 г., в 1852 г. сжёг рукопись второго тома, кроме 5 глав). Их творчество утверждало гуманизм и гражданственность.

В 1840-50-ые гг. новые авторы (И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский) продолжили реалистические тенденции. В то же время в их творчестве начинали звучать критические ноты (Гоголь, комедия «Ревизор»,1836 г.), что привело к появлению сначала «натуральной школы» в реализме, а затем – критического реализма, который утвердился в литературе с середины XIX в. Основной темой его стала тема «маленького человека» с его нелёгкой житейской судьбой.

Особую линию в литературе занимало сатирическое направление. Оно проявилось в творчестве Ивана Андреевича Крылова и А.С. Грибоедова (1824 г., «Горе от ума», в России напечатана только в 1862 г.). Сатира выразилась в обостренном внимании к реалиям современного общества и позднее также продолжит формирование критического реализма.

Александр Сергеевич Грибоедов (1790 (1795) – 1829 гг.) – писатель, дипломат. В 1806 году поступил в Московский университет и закончил сразу три факультета: словесный, юридический и физико-математический. В 1812 году добровольцем пошёл в Московский гусарский полк, правда, в боях не участвовал. В 1817 году вместе с Пушкиным служил в Коллегии иностранных дел. Вместе с Чаадаевым и Пестелем был членом масонских лож. Решил изменить жизнь после трагической дуэли, где был секундантом. В 1818 – 1821 гг. был секретарём русской дипломатической миссии при персидском шахе. Занимался освобождением русских пленных. С 1822 года на Кавказе. В 1826 году проходил по делу декабристов. С 1828 года – министр-резидент России в Персии. Убит фанатиками, напавшими на русскую миссию. Опознан лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки. Похоронен женой княгиней Чавчавадзе в Тифлисе.

В первой половине века возникло и абсолютно новое явление для России – литературная критика. На страницах журналов – центров политической полемики – выражались интересы различных течений в литературе. Известными критиками первой половины века были Д.И. Писарев и В.Г. Белинский.

 

Русская живопись

После войны 1812 года произошел отход от классицизма в живописи. Правда, используя прежнюю форму, художники через действие пытаются акцентировать внимание на личности человека, нередко помещая его на романтическом фоне. Утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма.

Федор Иванович Бруни (1799 – 1875 гг.) – итальянец по происхождению, профессор и ректор Академии художеств представлял наиболее консервативные, религиозно-мистические тенденции романтизма («Медный змий»). В своём творчестве сочетал элементы классицизма и романтизма («Смерть Камиллы, сестры Горация»).

Наиболее ярко новый романтический идеал (представление о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства) воплотился в творчестве О.А. Кипренского.

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836 гг.) – внебрачный сын помещика (фамилия Кипренский – вымышленная). С 6 лет учился в Воспитательном учлище при петербургской Академии художеств, а затем и в ней самой. В 1828 г. художник уехал в Италию, где за два года до смерти принял католичество.

Основной жанр – портрет (портреты Жуковского, Е.В. Давыдова и др.). Для романтической приподнятости образа использовал контрасты освещённого лица модели и тёмного фона. В своем стиле также сочетал черты классицизма и романтизма. Автопортреты Кипренского, как и его другие портреты, несут в себе черты сдержанности, робости чувств перед открытым миром. В 1827 г. по заказу Дельвига художник написал с натуры один из лучших портретов Пушкина, о котором тот написал: «...Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…».

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857 гг.) родился в семье крепостных графа И.И. Моркова. Граф разрешил Тропинину посещать классы Академии художеств. В 1804 году вслед за помещиком семья переехала на Украину, а в 1812 – в Москву. В 1823 году художник получил вольную.

Уже ранние портреты Тропинина отличались интимностью красок. Был воспитан на сентиментализме, но создал свой собственный жанр романтического жанрового портрета. Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в образах крестьян, мастеровых, слуг не только душевную чистоту, но и благородство. Всего художник создал свыше 700 работ. Наиболее известны: «Кружевница», портрет А. С. Пушкина, автопортрет.

Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А.Г. Венецианов стал родоначальником бытового жанра.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847 гг.) родился в Москве в семье купца. Поступил в Петербург на государственную службу и одновременно учился у В. Боровиковского. В конце 1810-х гг. поселился в своей деревне в Тверской губернии, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В 1847 году трагически погиб.

Не затрагивая острейших коллизий жизни крепостной деревни, художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта (картины: «Гумно», «На пашне. Весна», «Жнецы»). Творчество Венецианова, впитавшее элементы классицизма и сентиментализма, стало этапом в формировании реализма.

В исторической живописи 30-40-х гг.происходило пересечение классицизма и романтизма. Впервые оба направления были соединены К.П. Брюлловым.

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852 гг.) – сын художника, учился живописи с раннего детства: сначала дома (отц не давал ему есть, пока Карл не нарисует положенную часть рисунка), затем с 9 лет в Академии художеств. В 1822 – 1836 гг. работал в Италии («Итальянский полдень»), вернувшись на родину знаменитым. Преподавал в Академии. В 1849 году из-за болезни покинул Россию.

В своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» Брюллов изобразил на фоне классического античного общества проявление высших человеческих порывов в критической ситуации.

Позднее он обратился к жанру портрета, где показал себя мастером, как парадного портрета («Всадница»), так и психологического портрета («Ю.П. Самойлова с Амацилией Пачини», портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи). В последних работах наметился переход художника к реализму.

Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. Пленэрную живопись (живопись, стремящуюся к передаче естественного освещения, реальных оттенков цвета и воздушной среды) открыл для России С.Ф. Щедрин.

Сильвестр Федорович Щедрин (1791 – 1830 гг.)родился и вырос в семье художников. В девять лет поступил в Академию художеств. В 1818 году уехал в Италию, где и писал свои пейзажи.

В своих картинах («Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри», серия «Новый Рим») Щедрин раскрывает поэтический образ природы, с помощью тончайшей гаммы оттенков воспроизводит световоздушную среду. Его творчество предвосхитило открытия экспрессионистов.

Уже с конца 40-ых гг. XIX века появляются черты нового реалистического направления. Переход к реализму отразился в работах крупного живописца А.А. Иванова.

Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858 гг.) родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств. После окончания Академии долгое время работал за границей, совершив переход от классицизма к реализму. И. Крамской называл его «святым, великим и последним потомком Рафаэля».

Ранние произведения Иванова («петербургский период») близки классицизму («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»). Он добился успехов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажи как вспомогательную работу.

Всероссийскую славу ему принесло монументальное полотно «Явление Христа народу» (1837 – 1857 гг.). Оно стало программным философским произведением художника, воплотившим идею служения гражданина обществу. В этом и других полотнах художник соединил монументальность классического искусства с реализмом.

Известный маринист Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.) родился в Феодосии, в 1833 г. поступил в Академию художеств, участник Крымской войны, находился в Севастополе в 1854 – 1855 гг. Автор картин «Чесменский бой» (1848 г.), «Девятый вал» (1850 г.).

Родоначальником критического реализма стал П.А. Федотов.

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852 гг.) родился в семье отставного офицера. Окончил Первый Московский кадетский корпус. Служил в Петербурге и в свободное время посещал рисовальные классы Академии художеств. В 1844 году вышел в отставку и стал профессиональным художником. Закончил жизнь в сумасшедшем доме.

Федотов в своих жанровых картинах («Свежий кавалер», «Вдовушка», «Игроки», «Анкор, еще анкор!») поднимал серьезные социальные проблемы. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачением торгашеской морали, быта и нравов верхушки общества. Современники сравнивали Федотова с Гоголем.

Творчество художника для нескольких поколений русских живописцев служило образцом: передвижники восприняли и развили критический пафос его творчества, художников рубежа веков привлекали драматизм и метафоричность живописи мастера.

В 1852 году был открыт для публичного посещения Эрмитаж – крупнейшее хранилище художественных ценностей страны.

Архитектура и скульптура

 

Война 1812 г. положила начало новому этапу градостроительства. В отличие от конца XVIII в. он отличался особым размахом. В центре внимания находились не храмы и усадьбы, а административные и гражданские здания.

При этом возведение культовых и дворцовых построек подчиняется единой ансамблевой задаче. Губернские города перестраивались по специальным планам и центральную часть стали составлять не только соборы, дворцы губернаторов и здания дворянских собраний, но и музеи, театры, школы.

Наиболее существенной чертой русского искусства первой трети века является высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства.

В архитектуре классицизм задержался дольше, чем в других жанрах художественного творчества.

Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен высокий классицизм, часто называемый русским ампиром.

Для данного стиля характерны монументальные формы и богато украшенный декор зданий, воплощавшие идеи государственного могущества.

В Санкт-Петербурге формируются целые ансамбли площадей – Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская.

Адриан Дмитриевич Захаров (1761 – 1811 гг.) родился в Петербурге в семье чиновника, учился в Академии художеств и в Париже.

 Захаров - представитель классицизма, создавший в 1806 – 1811 гг. (достроено в 1823 г.) здание Адмиралтейства, проекты застроек Васильевского острова с перестройкой здания Академии наук, ряд построек в Гатчине.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814 гг.) происходил из семьи крепостных графа Строганова, президента Академии художеств, учился в Москве. Получив вольную в 1786 году, совершил путешествие по Европе.  

 В стиле классицизма им построены в 1801 – 1811 гг. Казанский собор и Горный институт, дворцово-парковые ансамбли Петергофа и Павловска.

Карл Иванович Росси (1775 – 1849 гг.) родился в семье итальянской баронессы. Учился в Италии.

Росси - представитель позднего классицизма, завершивший в 1818-1825 гг. строительство Михайловского дворца (здание Русского музея), организовав перед ним площадь (Михайловская, ныне площадь Искусств). В 1819-1829 гг. он создал ансамбль Дворцовой площади со зданиями Министерства финансов, Министерства иностранных дел, Александринским столпом и аркой Главного штаба, а в 1829-1834 гг. – ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода. Именно Росси представлял тему градостроительства в русской архитектуре.

Очень большое значение в его планах отводилось скульптурной отделке, особенно арке Генерального штаба с колесницей Славы. Над этой группой долго работали скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов.

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости, интимности и закругленности форм, а также в применении национального колорита в декоре.

Осип Иванович Бове (1784 – 1834 гг.) родился в семье выходца из Италии, работал под руководством М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери.

Бове реконструировал после пожара 1812 года Красную площадь (1813 – 1816 гг.). Создал ансамбль Театральной площади (1821 – 1824 гг.) с Большим (перестроен в 1856 году архитектором А.К. Кавосом) и Малым театрами (перестроен в 1840 году архитектором К.А. Тоном). Им построены Триумфальные ворота у Тверской заставы (1827 – 1834 гг.). Он также спроектировал и разбил Александровский сад на месте р. Неглинная и кремлёвских бастионов.

Доминико Иванович Жилярди (1785 – 1845 гг.), представитель ампира, итальянец, работал в 1810 – 1832 гг. в России.

Будучи представителем классицизма и ампира, Жилярди прославился восстановлением здания Московского университета (1817 – 1819 гг.), перестроил Екатерининский институт (Центральный Дом Российской Армии), здание Опекунского совета (ныне Академии медицинских наук). Именно он создал последнюю композицию подмосковной усадьбы и дома московских дворян после Отечественной войны 1812 года (усадьбу Кузьминки).

Однако уже в 30 - 50-ые гг. XIX архитектура классицизма стала переживатьупадок. В это время уходит в прошлое и стиль ансамбля. Появляются первые элементы нового стиля – эклектики - произвольном использовании элементов различных архитектурных стилей.

В Петербурге в сочетании классицизма с элементами Ренессанса исполнены творения А.А. Монферрана.

Август Августович Монферран (Огюст Рикар де Монферран, 1786 – 1858 гг.), француз по происхождению, учился в Париже. С 1816 года работал в Петербурге.

С именем Монферрана связаны такие шедевры архитектуры, как Александрийский столп (Александровская колонна (47 м) на Дворцовой площади), дом Лобанова-Ростовского.

Но особняком стоит творение великого архитектора - Исаакиевский собор (1818 – 1858 гг.) – одно из крупнейших для своего времени произведений синтеза искусств. Собор посвящен Исаакию Далматскому, с днем памяти которого совпал день рождения Петра Великого (30 мая). Общая высота собора – 101, 5 м, площадь – 4000 кв.м. В здании 112 колонн. Купол собора покрыт медными позолоченными листами с добавлением ртути.

Для его отделки были приглашены самые известные мастера. Росписи внутри собора выполнили Брюллов, Бруни. Скульптурные работы выполнили Пименов, Клодт. Значительная часть скульптур была выполнена методом гальванопластики академиком Якоби.

Архитектором А.И. Штакеншнейдером (1802 – 1865 гг.) при строительстве дворцов Петербурга использовались мотивы итальянского Возрождения (Николаевский, 1853-1861 гг.)и барокко (Ново-Михайловский, 1857-1861 гг.). Кроме того, архитектор создавал многочисленные парадные дворцовые сооружения и парковые павильоны (Мариинский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских на углу Фонтанки и Невского проспекта).

В Москве в «русско-византийском» стиле работал ученик А.Н. Воронихина архитектор К. А. Тон.

Константин Андреевич Тон (1794 – 1881 гг.) родился в семье обрусевшего немца-ювелира, все три сына которого стали архитекторами. Но, в отличие от братьев, ставших учеными, Константин был практиком. С 9 лет он учился в Академии художеств. После длительного (10 лет) пребывания за границей в 1825 году вернулся в Петербург и активно работает. В 1830 году был удостоен звания академика.

Именно ему, как победителю конкурса на лучший проект, Николай I поручил перестроить храм Христа Спасителя, который несколько ранее начал строить А.Л. Витберг (до принятия православия в 1817 году носил имя Карл). Из-за махинаций подрядчиков Витберг был отстранен от дел и выслан в Вятку, где по аналогичному проекту в 1839 – 1864 гг. построил собор Александра Невского (собор воздвигнут в память посещения Вятки будущим императором Александром I в октябре 1824 г. при возвращении в столицу из Перми, уничтожен в 1937 г.).

 В результате в 1837 – 1883 гг. именно Тон по настоянию Николая I, пожелавшего, чтобы новый проект был выполнен в традиционно-православном духе, завершил строительство храма Христа Спасителя (был взорван в 1931 г. и восстановлен по старым чертежам в 1990-ых гг.).

 Одновременно Тон отстроил Большой Кремлевский дворец (к 1849 г.) и Оружейную палату (к 1851 г.), а также вокзалы Николаевский в Москве (1849 г.) и Николаевский в Петербурге (1851 г.).

Развитие архитектуры привело к становлению монументальной скульптуры. Авторитетами в этой области были скульпторы - представители классицизма – Василий Иванович Демут-Малиновский (1779 – 1846 гг.) и Станислав Станиславович Пименов (1784 – 1833 гг.), которые совместно с архитектором Воронихиным создали скульптуры для Казанского собора, а совместно с Росси – скульптурную группу Славы-Ники на колеснице на арке Главного штаба.

Представителем классицизма был Иван Петрович Мартос (1754 – 1835 гг.). Первоначально проявил себя как мастер надгробной скульптуры (надгробие Е.С. Куракиной в Александро-Невской лавре), но вскоре стал автором городских монументальных скульптур: памятника Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818 гг.) и памятника герцогу де Ришелье в Одессе (1823 – 1828 гг.).

В ином направлении – создании бюстов работал скульптор Б.И. Орловский.

Борис Иванович Орловский (Смирнов) (1793 – 1837 гг.) родился в семье крепостного. Учился в Академии художеств у Мартоса. Жил в Италии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.09 с.)